
С верой в согласии
В ноябре Казань примет IV Форум православной общественности Татарстана. Приготовления к нему начались уже сегодня: в районах республики проходят встречи глав с религиозными деятелями.
15 июля 2019
– Олег Дмитриевич, разъясните, пожалуйста, для нашей светской аудитории, зачем вообще нужен республике форум религиозной общественности.
– Начну с того, что сегодня в Татарстане существуют три большие гражданские «площадки». Это форум социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), а также форумы православной и мусульманской общественности. И все они дают импульс развитию институтов гражданского общества, потому что все религиозные организации – православные, мусульманские или любые другие – это такие же институты гражданского общества, как и светские. У нас очень часто одномерно воспринимают светскость: религию можно отделить от государства, но отделить её от общества невозможно. Религиозные сообщества в правовом плане ничем не отличаются, например, от образовательных или спортивных. Просто все сегменты гражданского общества сегодня проходят институализацию – и это общемировой тренд.
– Многим сейчас, наверное, сложно представить процесс институализации применительно к религии. Вы можете описать его на каком‑то конкретном примере?
– Разумеется. Например, в 2000 году были приняты Основы социальной концепции РПЦ, где в 16 главах описано современное понимание треугольника «церковь – общество – государство». Власть, собственность, вопросы биоэтики, экология, глобализация… Как относиться к вызовам современности с точки зрения догматики? На всё даётся развёрнутый теологический ответ. В 2015 году российские мусульмане разработали свою Социальную доктрину. Также есть социальные декларации иудаизма, буддизма, иных религиозных сообществ Российской Федерации. Вместе с тем одно дело – огласить свою социальную «дорожную карту», другой вопрос – её продвижение. Политический философ Кристина Штекль (Австрия, Университет Инсбрука) ввела такой термин, как «нормативное предпринимательство», означающий, что все субъекты гражданского общества, в том числе НКО, занимаются продвижением смыслов, норм и ценностей, за которые они радеют. Занимаются ли нормативным предпринимательством спортивные организации? Конечно! Они повседневно продвигают идею здорового образа жизни. Религиозные организации могут и должны заявлять о своём мировоззренческом кредо. Тем более что они стали базой для международного гуманитарного права. В целом же сам процесс институализации современного российского общества – это попытка выявить его ценностное ядро. Кстати, на форуме будет представлено научное сообщество, которое с позиций религиоведения и социологии религии даст развёрнутый анализ текущим процессам, что позволит рассмотреть ряд вопросов развития человеческого рода.
– Очень часто государственные мероприятия любой религиозной направленности люди воспринимают как угрозу свободе своего выбора, навязывание идеологии...
– Большинство идеологий как мировоззренческие формы – это исторические реалии ХХ века. Современная гражданская жизнь не нуждается в идеологической супермотивации. Всё в той или иной мере уже «зашито» в конституции. Все ценности правового государства, гражданского общества – в ней! По сути, это то, что мы сегодня называем цивилизационной матрицей. Вообще, мы, люди, вышедшие из СССР, всё излишне политизируем. Вместе с тем давайте всё же разграничивать социокультурные практики и политические. Предстоящий Форум православной общественности Татарстана – это социокультурная практика, это диалоговая площадка для партнёрских отношений и попытка обсудить проблемы нашего общества под знаком ценностей и норм христианской веры. Полагаю, что форум, который состоится 22 ноября, – это голос ещё одного из уже существующих общественных институтов.
– В тех же социальных сетях часто муссируется тема: мол, религия наравне с армией и волной патриотического движения стала ещё одним «костылём», на который опирается власть. Вам, как учёному, не кажется, что мы находимся в преддверии новой антирелигиозной кампании? Может быть, масла в огонь подливает повышенное внимание политических лидеров к религиозным институтам?
– Интерес политических лидеров к религиозным институтам весьма велик во всём мире. Неслучайно социологи отмечают, что из более чем 7 млрд людей, населяющих сегодня Землю, 5,5 млрд исповедуют определённую религию. В каждой стране мира сегодня есть вполне чёткая политика между государством и обществом, состоящим, согласно формуле известного социолога Юргена Хабермаса, из светски ориентированных и религиозно ориентированных граждан. Верующие люди не инопланетяне, не параллельно существующие Иные. Для примера: в ФРГ доминируют Христианско-демократический и Христианско-социалистический союзы. Да, церковь там отделена от государства, но его граждане стремятся к тому, чтобы их жизнь и ценности не делились надвое и совпадали с тем, что сегодня провозглашает конституция страны. Информация о «загнивающей Европе», которая льётся на нас из некоторых СМИ, – не что иное, как пропагандистский миф. В Германии, Франции, Италии уже давно наметился поворот к традиционным религиозным ценностям. Что касается нарастающих антирелигиозных настроений у нас в стране, то это вы верно подметили. И это вполне закономерно для секулярно-ориентированной интеллигенции ещё с XVIII века. Полагаю, что предстоящий форум будет хорошим поводом для адептов секуляризма пересмотреть многие стереотипы о религии, о православии. К тому же следует помнить, что все наши попытки построить гомогенное общество – не более чем иллюзия. Общество эпохи Модерна (XIX–XXI веков), неважно Запада или Востока, – индивидуалистическое общество, это социальные сообщества с множественной идентичностью, базирующейся как на светских, так и на религиозных основаниях. Но мы, как граждане, должны уметь при необходимости объединяться вокруг ценностных «точек сборки».
– Но что нас, индивидуалистов, может объединить?
– С одной стороны, наша историческая цивилизационная идентичность и память, с другой стороны – проблемы и вызовы современности! Сегодня, например, в европейской повестке дня – экология, гендер, экономический протекционизм. Но эта повестка не будет одинаковой для всех. Сегодня, по данным ВЦИОМ, ЦИРКОН, ФОМ, для российских граждан ведущими выступают ценности справедливости, свободы, Родины. И здесь важно помнить, что общество – это всегда конфликт и конкуренция интересов и ценностей. Важно научиться вести гражданский диалог. Иначе недоразумения ведут к недоверию или столкновениям, как, например, недавно в Екатеринбурге. Миссия форумов гражданского общества, проводимых сегодня под эгидой Общественной палаты РФ или иных субъектов гражданского общества, в нашем случае это Казанская митрополия РПЦ, – в выработке новой ценностной повестки дня, в поддержке реальных социальных практик, в выстраивании диалога между религиозными институтами, обществом и властью. Например, в преддверии форума в муниципальных районах республики сейчас проходят встречи глав с общественными православными деятелями. Высказываются пожелания, принимается критика. Вопрос стоит предельно чётко: что может сделать власть для того, чтобы реальные интересы верующих имели возможность воплощаться на благо общества.
– Не ставит ли это категорию верующих граждан в привилегированное положение?
– Подобные мониторинги и согласования ведутся как в отношении верующих (мусульман, протестантов, иудеев), так и всех возможных социальных групп (трудных подростков, воспитанников детских домов, людей с ограниченными возможностями здоровья). Татарстан, например, стал первым регионом России, который по инициативе члена ОП РТ Ольги Тимуцы провёл форум по синдрому Ретта. Поэтому не стоит говорить, что власть кого‑то ставит в привилегированное положение. Другой вопрос, есть ли у неё реальные инструменты для решения социально-антропологических проблем. Суть институализации граждан в сообщества как раз в том и состоит, что мы можем объединить усилия и сделать что‑то доброе – что‑то из того, что государство обеспечить не может. Напомню, святые Вселенских Соборов говорили, что задача государства не в том, чтобы устроить рай на земле, а в том, чтобы не допустить ада. И возможности форума в данном случае – показать позитивные практики православного сообщества Татарстана, а их великое множество. Пример – отец Георгий (Пестрецов), настоятель храма Иоанна Кронштадтского из посёлка Красный Ключ Нижнекамского района. Он тридцать лет с прихожанами поддерживал бездомных. К сожалению, в этом году его не стало, но дело его живёт. Или отец Виталий, настоятель храма Покрова Божьей Матери села Большое Афанасово из Чистопольской епархии, организовавший Центр поддержки семьи «Счастливый дом». Понимаете, сегодня церковь – это не институт веры за оградой, это полноценная жизнь, это хорошая практика множества людей, которым небезразличны другие люди. Примеры жертвенной любви показывают, конечно же, не только христиане, но и представители других вероисповеданий. К сожалению, в СМИ о таких практиках сегодня говорят мало – всё больше мы слышим о перекосах.
– Кстати, о перекосах. Вспомним недавние стихийные акции в Екатеринбурге, причиной которых стало решение построить храм Святой Екатерины в сквере. Или петербургский скандал, связанный с передачей Исаакиевского собора РПЦ. Форум в Татарстане – это в том числе и своеобразная профилактика подобных общественных конфликтов?
– Знаете, у социологов есть такой термин, как «респонсивность». Иначе говоря, это способность власти к обратной связи. Согласно социологическим замерам, власти Санкт-Петербурга и Екатеринбурга оказались низко респонсивными. Если же говорить о Татарстане, то уровень респонсивности власти у нас очень высокий. И форум в этой связи – это поиск новых решений, направленных на межрелигиозный мир и согласие в республике.
– Если форум – это площадка для диалога и выстраивания отношений, то, помимо православной общественности, кто примет в нём участие?
– Общественность других религиозных сообществ: мусульмане, католики, протестанты… И, конечно же, представители республиканской власти, главы муниципальных районов, которые должны понимать, кто такой религиозно ориентированный гражданин, который может быть золотым ресурсом для республики – даже с позиции её экономики, политики, культуры. Например, мы говорим, что нам нужно развивать систему фермерских хозяйств, но в социокультурном плане это невозможно сделать без крепких семей, без ориентации на традиционные семейные ценности. Фермерство может найти отклик у людей с религиозными убеждениями.
– Это будет уже четвёртый по счёту форум. А есть ли какие‑то положительные результаты от первых трёх?
– Положительных изменений после каждого из предшествующих форумов очень много. Восстановление собора Казанской иконы Божией Матери – решение третьего форума. Однако вопрос о нём ставился чуть ли не с первого. А сколько за это время в Татарстане поднялось сестричеств? Я сейчас говорю о сёстрах милосердия, которые служат в организациях, связанных с инклюзией и паллиативной помощью. В приходах с благословения настоятелей разрастается сфера социально ориентированных НКО. Многие из проектов, предложенных приходами Русской православной церкви, поддержаны Фондом президентских грантов, субсидиями Кабинета Министров РТ. Конкретная статистика по этому поводу будет приведена на предстоящем форуме, но уже сегодня на сайте Татарстанской митрополии можно найти отчёты её отделов по сегментам такой работы. Знаете, мы очень часто судим о церкви по выступлениям Всеволода Чаплина, Дмитрия Смирнова или Андрея Кураева, а посмотрите на служение ближайшего приходского батюшки. Практика современных православных приходов не кричащая, но ощутимая.
Добавить комментарий