Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
С верой в согласии

С верой в согласии

В ноябре Казань примет IV Форум православной общественности Татарстана. Приготовления к нему начались уже сегодня: в районах республики проходят встречи глав с религиозными деятелями.

15 июля 2019

Мы же встретились с Олегом Агаповым, председателем комиссии Общественной палаты РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям, доктором философских наук и директором научно-исследовательского института социальной философии КИУ, чтобы поговорить о том, какое место сегодня пытаются занять религиозные организации в нашей общественной жизни.

– Олег Дмитриевич, разъяс­ните, пожалуйста, для нашей светской аудитории, зачем во­обще нужен республике форум религиозной общественности.
– Начну с того, что сегод­ня в Татарстане существуют три большие гражданские «пло­щадки». Это форум социально ориентированных некоммер­ческих организаций (СО НКО), а также форумы православной и мусульманской общественно­сти. И все они дают импульс раз­витию институтов гражданского общества, потому что все религи­озные организации – православ­ные, мусульманские или любые другие – это такие же институты гражданского общества, как и светские. У нас очень часто од­номерно воспринимают свет­скость: религию можно отделить от государства, но отделить её от общества невозможно. Религи­озные сообщества в правовом плане ничем не отличаются, например, от образовательных или спортивных. Просто все сег­менты гражданского общества сегодня проходят институализа­цию – и это общемировой тренд.
– Многим сейчас, наверное, сложно представить процесс институализации примени­тельно к религии. Вы можете описать его на каком‑то кон­кретном примере?
– Разумеется. Например, в 2000 году были приняты Осно­вы социальной концепции РПЦ, где в 16 главах описано совре­менное понимание треугольника «церковь – общество – государ­ство». Власть, собственность, вопросы биоэтики, экология, глобализация… Как относиться к вызовам современности с точ­ки зрения догматики? На всё да­ётся развёрнутый теологический ответ. В 2015 году российские мусульмане разработали свою Социальную доктрину. Также есть социальные декларации иудаизма, буддизма, иных рели­гиозных сообществ Российской Федерации. Вместе с тем одно дело – огласить свою социаль­ную «дорожную карту», другой вопрос – её продвижение. По­литический философ Кристина Штекль (Австрия, Университет Инсбрука) ввела такой термин, как «нормативное предпринима­тельство», означающий, что все субъекты гражданского обще­ства, в том числе НКО, занима­ются продвижением смыслов, норм и ценностей, за которые они радеют. Занимаются ли нор­мативным предприниматель­ством спортивные организации? Конечно! Они повседневно про­двигают идею здорового образа жизни. Религиозные организа­ции могут и должны заявлять о своём мировоззренческом кредо. Тем более что они стали базой для международного гума­нитарного права. В целом же сам процесс институализации совре­менного российского общества – это попытка выявить его цен­ностное ядро. Кстати, на фору­ме будет представлено научное сообщество, которое с позиций религиоведения и социологии религии даст развёрнутый ана­лиз текущим процессам, что по­зволит рассмотреть ряд вопросов развития человеческого рода.
– Очень часто государствен­ные мероприятия любой рели­гиозной направленности люди воспринимают как угрозу сво­боде своего выбора, навязыва­ние идеологии...
– Большинство идеологий как мировоззренческие фор­мы – это исторические реалии ХХ века. Современная граждан­ская жизнь не нуждается в иде­ологической супермотивации. Всё в той или иной мере уже «за­шито» в конституции. Все цен­ности правового государства, гражданского общества – в ней! По сути, это то, что мы сегод­ня называем цивилизационной матрицей. Вообще, мы, люди, вышедшие из СССР, всё излиш­не политизируем. Вместе с тем давайте всё же разграничивать социокультурные практики и по­литические. Предстоящий Форум православной общественности Татарстана – это социокультур­ная практика, это диалоговая площадка для партнёрских от­ношений и попытка обсудить проблемы нашего общества под знаком ценностей и норм христианской веры. Полагаю, что форум, который состоится 22 ноября, – это голос ещё одно­го из уже существующих обще­ственных институтов.
– В тех же социальных се­тях часто муссируется тема: мол, религия наравне с армией и волной патриотического движения стала ещё одним «костылём», на который опи­рается власть. Вам, как учё­ному, не кажется, что мы на­ходимся в преддверии новой антирелигиозной кампании? Может быть, масла в огонь подливает повышенное вни­мание политических лидеров к религиозным институтам?
– Интерес политических лиде­ров к религиозным институтам весьма велик во всём мире. Не­случайно социологи отмечают, что из более чем 7 млрд людей, населяющих сегодня Землю, 5,5 млрд исповедуют определён­ную религию. В каждой стране мира сегодня есть вполне чёткая политика между государством и обществом, состоящим, соглас­но формуле известного социоло­га Юргена Хабермаса, из светски ориентированных и религиозно ориентированных граждан. Ве­рующие люди не инопланетяне, не параллельно существующие Иные. Для примера: в ФРГ до­минируют Христианско-де­мократический и Христиан­ско-социалистический союзы. Да, церковь там отделена от го­сударства, но его граждане стре­мятся к тому, чтобы их жизнь и ценности не делились надвое и совпадали с тем, что сегод­ня провозглашает конституция страны. Информация о «загни­вающей Европе», которая льёт­ся на нас из некоторых СМИ, – не что иное, как пропагандист­ский миф. В Германии, Франции, Италии уже давно наметился по­ворот к традиционным религи­озным ценностям. Что касается нарастающих антирелигиозных настроений у нас в стране, то это вы верно подметили. И это впол­не закономерно для секулярно-ориентированной интеллиген­ции ещё с XVIII века. Полагаю, что предстоящий форум будет хорошим поводом для адеп­тов секуляризма пересмотреть многие стереотипы о религии, о православии. К тому же сле­дует помнить, что все наши по­пытки построить гомогенное общество – не более чем иллю­зия. Общество эпохи Модерна (XIX–XXI веков), неважно Запада или Востока, – индивидуалисти­ческое общество, это социаль­ные сообщества с множествен­ной идентичностью, базиру­ющейся как на светских, так и на религиозных основаниях. Но мы, как граждане, должны уметь при необходимости объ­единяться вокруг ценностных «точек сборки».
– Но что нас, индивидуали­стов, может объединить?
– С одной стороны, наша историческая цивилизацион­ная идентичность и память, с другой стороны – проблемы и вызовы современности! Се­годня, например, в европейской повестке дня – экология, ген­дер, экономический протекци­онизм. Но эта повестка не будет одинаковой для всех. Сегодня, по данным ВЦИОМ, ЦИРКОН, ФОМ, для российских граждан ведущими выступают ценности справедливости, свободы, Ро­дины. И здесь важно помнить, что общество – это всегда кон­фликт и конкуренция интересов и ценностей. Важно научиться вести гражданский диалог. Ина­че недоразумения ведут к недо­верию или столкновениям, как, например, недавно в Екатерин­бурге. Миссия форумов граж­данского общества, проводимых сегодня под эгидой Обществен­ной палаты РФ или иных субъ­ектов гражданского общества, в нашем случае это Казанская митрополия РПЦ, – в выработке новой ценностной повестки дня, в поддержке реальных социаль­ных практик, в выстраивании диалога между религиозными институтами, обществом и вла­стью. Например, в преддверии форума в муниципальных райо­нах республики сейчас проходят встречи глав с общественными православными деятелями. Вы­сказываются пожелания, при­нимается критика. Вопрос сто­ит предельно чётко: что может сделать власть для того, чтобы реальные интересы верующих имели возможность воплощать­ся на благо общества.
– Не ставит ли это катего­рию верующих граждан в при­вилегированное положение?
– Подобные мониторинги и со­гласования ведутся как в отно­шении верующих (мусульман, протестантов, иудеев), так и всех возможных социальных групп (трудных подростков, воспи­танников детских домов, лю­дей с ограниченными возмож­ностями здоровья). Татарстан, например, стал первым регио­ном России, который по инициа­тиве члена ОП РТ Ольги Тимуцы провёл форум по синдрому Рет­та. Поэтому не стоит говорить, что власть кого‑то ставит в при­вилегированное положение. Дру­гой вопрос, есть ли у неё реальные инструменты для решения социально-антропологических проблем. Суть институализации граждан в сообщества как раз в том и состоит, что мы можем объединить усилия и сделать что‑то доброе – что‑то из того, что государство обеспечить не может. Напомню, святые Вселенских Соборов говорили, что задача государства не в том, чтобы устроить рай на земле, а в том, чтобы не допустить ада. И возможности форума в данном случае – показать позитивные практики православного сооб­щества Татарстана, а их великое множество. Пример – отец Ге­оргий (Пестрецов), настоятель храма Иоанна Кронштадтского из посёлка Красный Ключ Ниж­некамского района. Он тридцать лет с прихожанами поддержи­вал бездомных. К сожалению, в этом году его не стало, но дело его живёт. Или отец Виталий, на­стоятель храма Покрова Божьей Матери села Большое Афанасово из Чистопольской епархии, ор­ганизовавший Центр поддерж­ки семьи «Счастливый дом». Понимаете, сегодня церковь – это не институт веры за огра­дой, это полноценная жизнь, это хорошая практика множе­ства людей, которым небезраз­личны другие люди. Примеры жертвенной любви показывают, конечно же, не только христиа­не, но и представители других вероисповеданий. К сожалению, в СМИ о таких практиках сегод­ня говорят мало – всё больше мы слышим о перекосах.
– Кстати, о перекосах. Вспомним недавние стихий­ные акции в Екатеринбур­ге, причиной которых стало решение построить храм Святой Екатерины в сквере. Или петербургский скандал, связанный с передачей Исаа­киевского собора РПЦ. Форум в Татарстане – это в том числе и своеобразная профилакти­ка подобных общественных конфликтов?
– Знаете, у социологов есть такой термин, как «респонсив­ность». Иначе говоря, это способ­ность власти к обратной связи. Согласно социологическим за­мерам, власти Санкт-Петербурга и Екатеринбурга оказались низко респонсивными. Если же гово­рить о Татарстане, то уровень ре­спонсивности власти у нас очень высокий. И форум в этой связи – это поиск новых решений, на­правленных на межрелигиозный мир и согласие в республике.
– Если форум – это площадка для диалога и выстраивания отношений, то, помимо пра­вославной общественности, кто примет в нём участие?
– Общественность других ре­лигиозных сообществ: мусуль­мане, католики, протестанты… И, конечно же, представители республиканской власти, главы муниципальных районов, кото­рые должны понимать, кто такой религиозно ориентированный гражданин, который может быть золотым ресурсом для республи­ки – даже с позиции её экономи­ки, политики, культуры. Напри­мер, мы говорим, что нам нужно развивать систему фермерских хозяйств, но в социокультурном плане это невозможно сделать без крепких семей, без ориента­ции на традиционные семейные ценности. Фермерство может найти отклик у людей с религи­озными убеждениями.
– Это будет уже четвёртый по счёту форум. А есть ли ка­кие‑то положительные резуль­таты от первых трёх?
– Положительных изменений после каждого из предшеству­ющих форумов очень много. Восстановление собора Ка­занской иконы Божией Мате­ри – решение третьего форума. Однако вопрос о нём ставился чуть ли не с первого. А сколько за это время в Татарстане под­нялось сестричеств? Я сейчас говорю о сёстрах милосердия, которые служат в организациях, связанных с инклюзией и палли­ативной помощью. В приходах с благословения настоятелей разрастается сфера социально ориентированных НКО. Многие из проектов, предложенных при­ходами Русской православной церкви, поддержаны Фондом президентских грантов, субси­диями Кабинета Министров РТ. Конкретная статистика по этому поводу будет приведена на пред­стоящем форуме, но уже сегод­ня на сайте Татарстанской ми­трополии можно найти отчёты её отделов по сегментам такой работы. Знаете, мы очень часто судим о церкви по выступлени­ям Всеволода Чаплина, Дмитрия Смирнова или Андрея Кураева, а посмотрите на служение бли­жайшего приходского батюшки. Практика современных право­славных приходов не кричащая, но ощутимая.
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера