Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Штурвал? Планшет!

Штурвал? Планшет!

Денис Морозов – оператор беспилотного летательного аппарата, представитель профессии, которой ещё три года официально не существовало.

11 февраля 2022

На экране планшета – проплывающие где‑то внизу кроны деревьев, изгибы реки, еле видные просеки. Но вот появляется небольшое цветное пятно. Камера зависает прямо над ним, начинает снижаться. Пятно превращается в лежащую на земле человеческую фигуру. Она двигается. Оператор квадрокоптера нажимает кнопку, и дрон сбрасывает небольшой груз. В посылке – протеиновый батончик, фонарик, антисептики, ранозаживляющие и перевязочные препараты – всё, чтобы потерявшийся в лесу несколько суток назад и, возможно, получивший травму человек продержался до прихода спасателей.
– Аптечка доставлена, – сообщает оператор. По зафиксированным им координатам перенаправят задействованные в поисках спасательные группы.
Маневр со сбросом аптечки специалисты группы применения беспилотных авиационных систем (так называется квадрокоптеры со снаряжением в виде камер, датчиков и т.д.) Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления МЧС России по Татарстану отрабатывали пока только на учениях, а вот поиск человека в лесу с помощью дрона проводили в реальности: потерявшийся пенсионер был найден живым и очень вовремя.
ВЫСОТА СПАСЕНИЯ
Кажется, что поднимать в воздух квадрокоптер и управлять им – дело нехитрое, но нюансов в этой профессии масса. Именно профессии – сейчас компании, нанимающие операторов БПЛА, просят предоставить сертификат об обучении. Получить его несложно – достаточно закончить непродолжительные курсы в организации, имеющей лицензию на предоставление такой услуги. Но для работы с беспилотниками в МЧС, Росгвардии, армии понадобится нечто более серьёзное.
– Я закончил КАИ в 2012 году, моя дипломная работа была посвящена управлению беспилотниками и информационной безопасности. Уже тогда было понятно, что это перспективное направление. Дозиметрия, проверка качества воздуха, контроль нефтяных и газовых трубопроводов, охрана границ… – применение БПЛА экономически выгодно во многих сферах, – говорит Денис Морозов, старший лейтенант внутренней службы ГУ МЧС России по Татарстану. Он руководит группой применения беспилотных авиационных систем в Центре управления в кризисных ситуациях. В распоряжении центра – несколько беспилотников, в том числе – квадрокоптер DJI Phantom 4 PRO и воздушное судно самолетного типа Supercam S350.
Выглядит «Фантом» как игрушка. Но эта кроха, снабжённая телекамерой, может развивать скорость около 70 км/ч, подниматься на высоту в полкилометра, преодолевать расстояние в 2 км, а потом возвращаться обратно. Этого хватает для того, чтобы вести непродолжительный поиск на ограниченной территории или доставить ту самую аптечку в труднодоступных для спасателей местах. Кроме того, «Фантом» с установленным ретранслятором может служить передвижной вышкой сотовой связи в местах её отсутствия.
IMG-20220127-WA0005
Многочасовой поиск или мониторинг с воздуха сотрудники МЧС ведут с помощью Supercam S350 Поисково-спасательной службы республики. Этот беспилотник может находиться в воздухе около 4,5 часов и пролететь до 240 км К нему также можно прикрепить камеры или громкоговоритель – на случай необходимости оповещения людей, находящихся в зоне ЧС. С помощью Supercam можно вести поиски людей, потерявшихся в лесу, или унесённых от берега на льдине, что для нашей республики вполне актуально – вопреки предупреждениям МЧС рыбаки выходят на ненадёжный лед с особенным энтузиазмом.
IMG_0014(1)
КАРТОГРАФИЯ XXI ВЕКА
Но не по этой причине республиканские водоемы и близлежащие населённые пункты представляют огромный интерес для Дениса Морозова и его коллег. Всё дело в угрозе паводка. На территории Татарстана множество небольших рек, где в снежные зимы нарастают огромные торосы. С началом таяния льда реки разливаются широко, затапливая сельхозугодья и насёленные пункты.
 
IMG-20220127-WA0006Ежегодно подрывники отправляются на особенно опасные участки ледоставов и взрывают торосы. С прошлого года в этой работе им помогают квадрокоптеры.
– Мы отправляем беспилотник и с высоты в 150 метров определяем участки серьёзного наложения льдов. С высоты 50 метров можем дать координаты точки для установки заряда и рассчитать кратчайший путь доставки к ней экипажа, – говорит Денис Морозов. – Специалист закладывает взрывчатку, я запускаю дрон и облетаю территорию, чтобы убедиться в отсутствии людей. После этого производится взрыв. Работа, на которую раньше уходило 3‑4 дня, с помощью БПЛА выполняется за день.  Для обывателей в этом проекте, помимо очевидной защиты от паводков, есть и другие возможности. Запуская беспилотники над зонами паводков, группа Дениса Морозова создала архив из тысячи фотографий местности. На их основе составлено более 20 ортофотопланов участков ежегодного затопления. По сути это – 3D-модель, на которой можно проигрывать разные сценарии паводка в зависимости от уровня подъема воды. Теперь ЦУКС и отдел прогнозирования ЧС могут делать довольно точные прогнозы за несколько недель до полного таяния льда. В планах – создать модели всех участков возможного затопления в республике, включая мосты, переезды, дороги и другие объекты. Рассматривается перспектива совместной с татарстанским Росреестром доработки проекта с дальнейшим открытием доступа к модели для всех татарстанцев. Так, перед покупкой дома, земельного участка и другой собственности человек сможет выяснить, при каких погодных и температурных условиях этот объект может уйти под воду. Любители нарушать красную линию застройки больше не смогут перекладывать ответственность за свои действия на государство.
ПДД ДЛЯ КВАДРОКОПТЕРА
Обучиться на профессионального пилота БПЛА в Татарстане сегодня можно не только в КАИ, но и в некоторых колледжах, например, в Лаишевском и Тетюшском районах. Росту популярности профессии немало способствует доступность дронов. Российское законодательство разрешает личное владение дроном до 30 кг. Если его масса – больше 250 г, то дрон необходимо зарегистрировать (услуга бесплатная) в Приволжском межрегиональном территориальном управлении Росавиации. Цены на летательные аппараты тоже вполне приемлемые. И эта же доступность создает эксплуатантам вроде ЦУКС определенные проблемы.
– Прошлым летом мы выезжали на горение газа в пригороде Казани. Было уже темно, мы подняли свой дрон для осмотра территории. И оказалось, что в небе уже висит аппарат – кто‑то из журналистов вёл съемку происшествия. Сигнальные огни они отключили. Нам пришлось постараться, чтобы избежать столкновения, – рассказывает Денис Морозов.
IMG-20220127-WA0020(1)
Личный разрешённый БПЛА можно запускать на высоту в 150 метров над уровнем земли в пределах видимости оператором и в светлое время суток. Полёты в других условиях, а также полёты над некоторыми городами, в том числе Казанью, нужно согласовывать в ряде ведомств. Но многие этим пренебрегают.
– Пока ещё владельцы дронов не привыкли соблюдать правила их запуска, как ПДД. Но работа ведётся, создаются нормативные документы. – говорит Денис Морозов.
IMG-20220127-WA0021
Для него сейчас – самое интересное время. Он стоит у истоков формирования сферы обращения с беспилотными авиационными системами. Денис и его коллеги могут искать и находить наилучшие решения, накапливать опыт, который ляжет в основу отрасли будущего.
Автор: Ксения Сёмина
Фото: Ксения Сёмина, предоставлены пресс-службой ГУ МЧС РТ
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: