Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Партнёрские финансы: числом или умением?

Партнёрские финансы: числом или умением?

Деятельность на финансовом рынке, в основе которой заложен принцип партнёрства между инвестором и клиентом в распределении как прибыли, так и рисков – так формулирует суть партнёрского финансирования ЦБ России. Насколько этот справедливый по своей сути принцип может быть востребован и реализован на пространстве Российской Федерации? Вот только один из вопросов, на который призван дать ответ эксперимент по партнёрскому (исламскому) финансированию, который почти год идёт сразу в четырёх российских республиках – Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне.

24 мая 2024

Рустам хазрат Нургалеев, директор Российского центра исламской экономики и финансов и учёный секретарь Совета улемов Духовного управления мусульман РТ, – один из тех, у кого успешность эксперимента сомнений не вызывает в принципе. По его убеждению, сама суть исламской финансовой модели, которая состоит в соблюдении шариатских принципов, обеспечивает его жизненность и будет находить всё больше сторонников, поскольку предполагает возможность честного зарабатывания денег.

ЧЕСТНЫЙ КОНТРАКТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ

– Принятый за основу в привычном для многих банкинге заранее определённый процент за пользование денежными средствами ислам однозначно трактует как ростовщичество, исламское право ещё 1400 лет назад отнесло его к незаконным путям заработка, – напоминает Рустам хазрат. – Ислам же предлагает банкам осуществить желание заработать деньги через честный контракт распределения прибыли и рисков. Банкиры в этом случае не просто дают деньги за деньги, а становятся партнёрами в том или ином проекте.

Своё убеждение в том, что будущее – за чистыми и честными финансами без ростовщичества и харамной наживы в «грязных» сферах (производство и торговля алкоголем, азартные игры и пр.), собеседник подкрепляет и конкретными результатами эксперимента в Татарстане. Разными финансовыми структурами в республике, по его словам, уже реализованы несколько инструментов в сфере партнёрского финансирования. Это, в частности, халяльная рассрочка на покупку недвижимости; возможность халяльного инвестирования; мобильное приложение-идентификатор халяльных ценных бумаг; халяльная рассрочка на покупку автотранспорта, стройматериалов и мелкой бытовой техники; халяльные дебетовые банковские карты...

Правда, пока продукты для физлиц несколько дороже, чем в обычных банках, признаёт Рустам хазрат. Но связано это, по его мнению, главным образом, с тем, что игроков на рынке партнёрских финансов пока не так много. Однако и здесь ситуация меняется: количество участников эксперимента в реестре Центробанка РФ постепенно растёт.

ЭКСПЕРИМЕНТ ИДЁТ, НО НУЖНО ПОДНАСТРОИТЬ

Число официальных участников эксперимента по партнёрскому финансированию действительно растёт, но, возможно, не так активно, как предполагалось. Сегодня в реестре Центробанка их восемнадцать. Дело, однако, не только в количестве. Внимательное изучение документа показывает, что исламский банкинг последовательно прокладывает себе дорогу в Татарстане: 11 из зарегистрированных в реестре юридических лиц – татарстанские, причём это и банки, и инвестиционные, лизинговые компании. Адрес ещё четырёх юридических лиц – Москва. И по одному участнику эксперимента – в Башкортостане, Дагестане и Чечне, причём здесь не представлен ни один банк. Можно ли судить о том, что регион всерьёз участвует в эксперименте по партнёрскому фи­нансированию, если в нём лишь один участник, судить читателю.

– Эксперимент идёт, но, может, не столь активно, как многие ожидали, – признала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на апрельской встрече с представителями комитетов Госдумы РФ. Оценивая причины «такой не очень большой активности», глава ЦБ не стала делать скоро- палительные выводы, но предположила:

– Я не думаю, что дело в самом механизме, который мы сделали по партнёрскому финансированию. Он похож на то, что есть в международном опыте. Может быть, что­то есть, чтобы поднастроить.

БУДУТ ВКЛАДЫВАТЬ МИЛЛИАРДЫ – РЫНОК ПРОГЛОТИТ

По мнению Айдара Шагимарданова, президента Ассоциации предпринимателей­-мусульман РФ, «поднастроить» в первую очередь нужно систему информирования потенциальных клиентов – потребителей партнёрских продуктов. Если какая­то компания станет предлагать исламские финансовые продукты, мусульмане не бросятся сразу их приобретать. Они отнесутся к предложению с осторожностью. Посмотрят, изучат, постараются проверить подлинность. Не удивительно – здесь есть своя специфика. А кто сказал, что это халяль?

Кто это оценил? Кто провёл аудит? Наконец, кто поставил свою подпись под заключением? На все вопросы потенциального потребителя тому, кто предлагает исламский продукт, нужно будет ответить убедительно.

– Нет никаких сомнений: предпринимателям очень нужны исламские деньги, они будут открывать расчётные счета в исламских банках. И, конечно, нужно партнёрское финансирование на основе шариата, нужны исламские инвестиции, – говорит Айдар Шагимарданов. – Если со временем будут вкладываться миллиарды – десятки миллиардов, я думаю, рынок это проглотит. Но любая самая замечательная идея, чтобы овладеть умами, требует популяризации. Если исламский банкинг станет нормой, я думаю, будет очень большая польза для страны в целом, не только для мусульман. Когда люди почувствуют вкус к исламской экономике и банкингу, их приверженцами станут представители самых разных конфессий. В основе партнёрских финансов справедливость, а каждый человек хочет, чтобы была справедливость.

ЗАМЕРЫ ПОКАЗЫВАЮТ: ИНТЕРЕС РАСТЁТ

Понятно, что число участников эксперимента, включённых в реестр по партнёрскому финансированию, – не самый всеобъемлющий показатель. Теоретически банк или инвестиционная компания может фигурировать
в документе, но на деле не предложить рынку ни одного исламского продукта. Увы, данные о том, сколько, допустим, проектов профинансировали банки на принципах честного парт­ нёрства, пока скрыты от широкой общественности, так же, как и прочие макропоказатели. Возможно, обобщающие цифры мы получим лишь по итогам эксперимента. Впрочем, есть косвенные показатели.

Рустам хазрат Нургалеев как учёный секретарь в составе Совета улемов ДУМ РТ непосредственно участвует в сертификации компаний, выходящих на рынок с халяльными продуктами.

– Наши замеры ясно показывают: интерес к исламским финансовым продуктам растёт. Один из реальных «маячков» – интенсивность выдачи сертификатов и решений Совета улемов по предлагаемым исламским продуктам, – говорит Рустам хазрат. – Судите сами: за весь прошлый год нами было выдано всего два таких решения. В этом году за два месяца выдано уже три сертификата – три решения Совета улемов по трём конкретным продуктам. Ещё пять‐шесть заявок с просьбой сертифицировать финансовый продукт на соответствие исламским канонам, которые ждут решения.

По мнению Рустама хазрата, среди новых партнёрских продуктов, которые можно назвать удачными, как минимум два. Это исламский факторинг и расчётно‐кассовое обслуживание от одного из известных татарстанских банков. На рассмотрении находятся ещё два его продукта.

– А ещё в прошлом году в Татарстане стартовал халяльный пенсионный продукт, – сообщает Рустам хазрат. – Как вы знаете, у нас есть не только обязательное пенсионное страхование, но и добровольное. Вот мы и создали такую коллаборацию с Национальным пенсионным фондом РТ по системе продуктов халяль.

Руслан Халиуллин, руководитель подразделения партнёрского финансирования в Минэкономики РТ, также убеждён в успехе эксперимента. При этом Татарстан, он считает, впереди всех в России не только по количеству участников эксперимента, но и по исламским (партнёрским) продуктам. Не нужно забывать и том, что есть ещё бизнес‐структуры, финансовые, банковские, которые пока только хотят официально войти в число участников эксперимента. Плюс структуры, которые не первый год, может быть, предлагают на рынке исламские продукты, разумеется не нарушая законодательство, но о том, чтобы войти в реестр, просто не думают.

А ЕСЛИ НЕ ХАЛЯЛЬ?

Есть и ещё одна проблема, которая ждёт своего решения. Сегодня теоретически может быть так, что банк, организация значатся в реестре ЦБ, но их продукт не прошёл сертификацию в ДУМ как партнёрский.

– ЦБ руководствуется конституционными нормами, законами, постановлениями. А сертификацией исламского продукта занимаются духовные управления мусульман разных регионов, – поясняет Рустам хазрат Нургалеев. – Отсюда и нестыковки: формальными правилами участник эксперимента включён в реестр, а реальным религиозным канонам, может статься, он не соответствует.

Проблему обсуждали эксперты всех четырёх регионов – участников эксперимента, она доведена и до всех органов власти, и до ЦБ, диалог ведётся, и решение, надо полагать, в итоге будет найдено. Хотя задача, которую предстоит решить, не такая простая. Всё‐таки исламские финансы продаются и реализуются, как правило, в арабо‐мусульманском мире, где вопросы регулирования закреплены на уровне конституции и шариатский эксперт является официальным представителем власти. Модель, которую внедряют в России, до сих пор нигде не реализовывалась.

ЛУЧШЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПОЗЖЕ

Чем объяснить передовые позиции Татарстана на рынке исламского банкинга? Возможно, здесь сыграло свою роль то, что в республике начали осваивать и внедрять партнёрские (исламские) продукты задолго до начала эксперимента. Одним из пионеров на рынке был, в частности, Финансовый Дом «Амаль», начавший свою деятельность ещё четырнадцать лет назад. Рустам Сагдеев, директор компании, поясняет, что причиной её создания в своё время стала как раз свободная ниша: определённый спрос на исламские финансовые продукты со стороны населения всегда имел место.

– Поначалу мы работали только на территории Татарстана, сегодня в части инвестирования – клиенты со всей страны, а в части финансирования – почти вся страна. Действуют офисы в Казани и Москве, – говорит Рустам. – Мы у себя постарались реализовать некоторые принципы исламского банкинга. То есть, с одной стороны, мы, как любой банк, привлекаем инвестиции, с другой – соответственно финансируем. Финансируем в основном малый и средний бизнес. Наш среднестатистический клиент – это предприниматель, которому нужны средства, обычно от одного до 40‐60 млн рублей. На покупку автомобилей, спецтехники, оборудования, жилой или коммерческой недвижимости... – словом, любые материальные активы, которые можно увидеть, взвесить, пересчитать и т.д. А клиенты, которые нам инвестируют, по статистике, – это, как правило, физические лица.

Это люди, которые копят, откладывают, инвестируют в различные сферы. И под них в «Амале» разработали свою продуктовую линейку. Есть продукты, которые позволяют инвестировать и получать доход ежемесячно либо накапливать и получать доход в конце оговорённого срока. Есть целевые продукты, направленные на благотворительность. Например, такой, как «Добро возвращается». В этом случае часть доли в прибыли, которую получает инвестор, автоматически уходит на благотворительность. В частности, в Казани уже на протяжении нескольких лет «Амаль» работает с фондом «Ярдэм». Часть доли в прибыли уходит в эту благотворительную организацию. Есть тариф, рассчитанный на тех, кто хочет поехать либо в хадж, либо в умру, в этом случае доля в прибыли позволяет людям накапливать.

Продуктовая линейка широкая, но спрос на исламские финансы ещё больше. «Амалю» не хватает элементарной ликвидности, средств, чтобы профинансировать всех. Портфель в эти годы рос кратно, но спрос – ещё быстрее, – заключает Рустам Сагдеев.

ПОСТРОИТЬ ДОМ НА ХАЛЯЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ? ПОЧЕМУ НЕТ!

Для известного татарстанского банка выход на рынок с исламскими продуктами также не в новинку. Здесь ещё двенадцать лет назад в пилотном режиме запустили исламскую ипотеку.

– До сегодняшнего дня это был уникальный продукт – лишь недавно подобный вывели на рынок коллеги из одного большого банка, – рассказывает Марат Садриев, возглавляющий в банке направления исламского банкинга. – Кстати, в прошлом году нашу исламскую ипотеку оформили в три раза больше клиентов, чем годом ранее, – это к вопросу об интересе к партнёрским финансам.

Есть спрос и на дебетовую исламскую карту этого банка, которая также была запущена ещё до начала эксперимента по партнёрским финансам: её владельцами стали уже более десяти тысяч человек. Следующий шаг – проект партнёров, который позволяет получать по дебетовым картам халяльный кешбэк. Дело в том, что традиционный кешбэк нормам ислама, по мнению экспертов, не соответствует. Поэтому был разработан именно халяльный продукт. Разница в том, что недозволенный кешбэк – тот, что банк выплачивает из своего кармана. На халяльный же кешбэк будут использоваться деньги непосредственно предприятий, с которыми клиент станет расплачиваться за халяльную продукцию. Эти предприятия-партнёры и будут предоставлять кешбэк из своих денег.

Из других новых продуктов банка можно выделить продукт проектного финансирования, он позволит строительным компаниям строить дома с использованием халяльных денег. Как этот продукт будет работать?

– Мы передаём деньги застройщику, он строит дом, продаёт квартиры, получает прибыль и потом делится с нами этой прибылью. Это, как вы понимаете, не кредит, а классическое партнёрское финансирование, – поясняет Марат Садриев. – Кредит выдаётся на условиях срочности, платности и возвратности. Здесь срочность есть, сроки определены, а платность – она только ожидаемая, не гарантированная. Как и возвратность. То есть теоретически, если что-то пойдёт не так, банк тоже потеряет: партнёры делят риски между собой. Такая форма исламского инвестирования – мудараба – используется, кстати, нами, и когда мы предоставляем финансирование лизинговым компаниям.

А в январе банк разработал и сертифицировал первый продукт, который позволяет клиентам получать партнёрское финансирование для пополнения оборотных средств. Идея, признаётся Алексей Дробот, возглавляющий в банке управление цифрового факторинга, рассчитана прежде всего на производителей халяльной продукции. Последние нередко оказываются не в равных условиях с конкурентами, поскольку не могут использовать обычные заёмные средства – в исламе они считаются харамными (недозволенными). Продукт сразу оказался востребованным, причём не только у предпринимателей-мусульман. Это, говорят, даже вызвало дискуссию в банковских кулуарах: насколько правильно предоставлять услугу всем, независимо от того, халяльный у потенциального клиента бизнес или нет?

Эпизод, пожалуй, лучший ответ скептикам, сомневающимся в успехе эксперимента по развитию партнёрского (исламского) банкинга в стране, в том, что спрос на халяльные (исламские) продукты, равно как и их предложение, будет иметь место. Так постепенно, шаг за шагом, партнёрское финансирование завоёвывает свою нишу на рынке.

Сторонники исламского банкинга убеждены: в обществе давно созрел запрос на справедливый бизнес, равноправные финансовые взаимоотношения. Партнёрские финансы, основанные на принципах честного партнёрства, не приемлющие ростовщичества и грязных сделок, – своевременный ответ на этот запрос.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: