Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Партнёрские финансы: Год за два

Партнёрские финансы: Год за два

Халяльные дебетовые карты, исламский лизинг, халяльная рассрочка на покупку жилья и даже исламский факторинг... Сегодня, спустя год после начала в четырёх российских регионах эксперимента по внедрению в России партнёрского финансирования, присутствие этих продуктов на рынке уже не кажется экзотикой. Эксперимент удался?

22 сентября 2024

Во всяком случае, если судить по количеству предлагаемых сегодня исламских финансовых продуктов, есть вполне осязаемые результаты. Вряд ли ещё несколько лет назад можно было предположить, что у нас появится мобильное приложение – идентификатор халяльных ценных бумаг, а исламская (партнёрская) рассрочка на покупку автотранспорта, стройматериалов станет будничным инструментом, равно как и халяльные инвестфонды. Уже в первом полугодии Рустам хазрат Нургалеев (учёный секретарь в составе Совета улемов ДУМ РТ, непосредственно участвующий в сертификации компаний, выходящих на рынок с халяльными продуктами. – Прим. ред.) отмечал заметный рост количества заявок с просьбой сертифицировать финансовый продукт на соответствие исламским канонам. Это, по его мнению, реальный маячок, характеризующий рост интереса к исламским финансам.

ХАЛЯЛЬ ПО ФОРМЕ И ПО СУЩЕСТВУ

Но говорить о взрывном росте участников эксперимента во всех четырёх республиках, где он официально проводится, пока не приходится. В реестре Центробанка, например, сегодня лишь одна компания из Чеченской Республики, четыре – из Башкортостана и ни одной из Дагестана. Татарстан на их фоне – безусловный лидер, представленный двенадцатью участниками, в том числе одним банком. Не потому ли, что некоторые халяльные финансовые продукты здесь вышли на рынок задолго до официального начала эксперимента по партнёрским финансам?

Впрочем, реестр ЦБ, в котором на начало сентября значились двадцать две компании, вряд ли способен дать полное представление о реальных масштабах эксперимента. Надо понимать, что включение в него компании ещё не означает, что она представит на рынок действительно халяльные продукты.

И наоборот, отсутствие компании в реестре не исключает, что она может предлагать клиентам реальные партнёрские финансовые инструменты, разумеется, в рамках действующего законодательства. Подавать заявки на включение в реестр никто не обязывает, он, этот реестр, – скорее информация для потенциальных клиентов, своего рода сертификат доверия, хотя последнее тоже не так однозначно. Например, один из банков вскоре после того, как был включён в реестр, и вовсе был лишён банковской лицензии…

АНКЕТА КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ?

Наиболее полное представление о востребованности инструментов партнёрского (исламского) финансирования, истинных масштабах их использования могла бы дать реальная финансовая статистика, с учётом количества сделок, объёмов денежных потоков. Но здесь, к сожалению, сведения пока более чем скупые. «Мы провели анкетирование по итогам 2023 года. <...> В этом раунде у нас участвовало 17 организаций. И, конечно же, круг участников расширится, – сообщала на KazanForum 2024 директор Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Екатерина Лозгачева. – Если говорить о портфеле сделок, который удалось оценить в рамках этого анкетирования, то в целом он и по привлечённым средствам, и по размещённым средствам составляет около 1,8 миллиарда рублей. Наиболее популярным среди сделок по привлечению средств является вклад и выставленный капитал – эти сделки уже превышают 1,2 миллиарда рублей...»

Вряд ли скупая информация на основе анкетирования 17 организаций способна дать всю полноту картины. Остаётся ждать, что в ближайшее время всё‐таки будут обнародованы общие результаты эксперимента, которые, как предположила тогда Екатерина Лозгачева, можно ждать к осени 2024 года.

Конкретнее и актуальнее статистика по Татарстану. За первые шесть месяцев 2024 года здесь зафиксировано 1255 сделок на общую сумму 2,8 млрд рублей, а общее количество сделок по исламским финансам в РТ выросло в два раза. Не удивительно, по количеству и разнообразию предложений на рынке партнёрских финансов республике нет равных. Это продемонстрировала и прошедшая в августе в Альметьевске выставка партнёрских (исламских) финансов. Свои продукты здесь, в частности, представили, ПАО «АК БАРС» Банк, ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ», Гарантийный фонд Республики Татарстан, Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан, Региональная лизинговая компания, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, ФД «Амаль», Халяльное решение Halal Card, ПАО «Сбербанк».

– Мы провели анкетирование по итогам 2023 года. В этом раунде у нас участвовало 17 организаций. И, конечно же, круг участников расширится, – сообщала на KazanForum 2024 директор Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Екатерина Лозгачева.

СПОСОБ ЗАРАБАТЫВАТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ

Пионеры исламского банкинга в РТ и России не сомневаются: результаты эксперимента однозначно будут успешными. Чистые и честные финансы, в принципе исключающие «грязную» наживу, – наверное, это то, к чему должно стремиться здоровое общество. «Принятый за основу в привычном для многих банкинге заранее определённый процент за пользование денежными средствами ислам однозначно трактует как ростовщичество, исламское право ещё 1400 лет назад отнесло его к незаконным путям заработка, – напоминает Рустам хазрат Нургалеев. – Ислам же предлагает банкам осуществить желание заработать деньги через честный контракт распределения прибыли и рисков. Банкиры в этом случае не просто дают деньги за деньги, а становятся парт­ нёрами в том или ином проекте».

Другое дело, настолько ли созрело обще- ство, чтобы ставить во главу угла честность и чистоту финансов и проектов, а не возможность заработать на процентах, получить прибыль любым путём и ипотеку повыгоднее? В истории достаточно примеров, когда банки кредитуют перспективный проект под серьёзный процент, а потом отбирают сделанное у того, кто этот проект реализует, поскольку из­за внезапно скакнувшего курса валюты он не в состоянии расплатиться.

А назовите масштабный проект, когда банк выступил не кредитором, а партнёром, разделив все риски, как это практикуют исламские банки. Сможете?

Понятно, что спрос на исламские финансовые продукты зависит и от того, насколько они конкурентны на рынке, и от разнообразия предложений, и от того, насколько хорошо люди разбираются в исламском банкинге. Рост предложений, равно как и количества специалистов, способных донести до населения преимущества исламских финансовых продуктов, налицо, но налицо и проблемы, снижающие их конкурентный потенциал. Эксперты, например, обращают внимание на такой факт: при покупке квартир в рамках партнёрского финансирования госпошлина в разы больше, чем в других случаях. Если сравнить некоторые традиционные и парт­ нёрские продукты, налицо и налоговый диспаритет. В итоге последние оказываются в целом дороже.

В АНГЛИИ ЭТО РАБОТАЕТ, А В РОССИИ НЕ СМОЖЕТ?

Для значительной части населения, которой пользоваться традиционным банкингом не позволяют религиозные убеждения, названные препоны в любом случае не перекроют путь к партнёрским (исламским) финансовым инструментам. Но здесь существует другое препятствие. Речь об отсутствии у нас единых оценочных стандартов, когда один и тот же продукт у кого­то может считаться дозволенным, а у кого­то нет. Если компания включена в реестр участников эксперимента по исламскому финансированию, совсем не факт, что Совет улемов сертифицирует её продукт на соответствие исламским канонам.

Причина подобных разногласий понятна. Реестр участников формирует Центробанк, а сертификаты выдают исламские религиозные институты. Работа по созданию единого оценочного стандарта, как утверждают эксперты, ведётся, вопрос, как скоро будет результат и насколько он устроит не только чиновников и потенциальных потребителей внутри страны, но и банковские финансовые институты исламского мира, на сотрудничество с которым мы всерьёз рассчитываем.

Об этом, к слову, говорили на KazanForum 2024 и наши потенциальные партнёры. Руководитель Высшего шариатского управления при Центральном банке ОАЭ Саад Баккали дал понять без обиняков: «Главное, гармоничный, понятный, прозрачный стандарт. Это то, что позволит развиваться на рынке других стран. И когда этот эксперимент
в России только начал развиваться, мы сразу говорили нашим коллегам из России: единый стандарт – это то, что сможет облегчить вашу жизнь в будущем, сможет облегчить коммуникацию с вашими партнёрами».

Что же касается тех, кого по необъяснимым причинам пугает само название «исламские финансы» и кто скептически относится к самой идее их развития в светском государстве, им имеет смысл прислушаться к мнению, которое высказал на KazanForum 2024 Раис Татарстана Рустам Минниханов: «На самом деле мы к этому шли давно и системно. <...> И самое главное, есть позитивные результаты с начала эксперимента. 1290 сделок. Новые продукты. <...> Это дополнительные инструменты, которые никому никаких угроз не представляют. Если в Англии это работает, почему это в России не может работать? <...> Организация исламского сотрудничества – 57 стран. Они не как западные страны к России относятся.

И когда они видят, что мусульмане России, а их более 15 миллионов, имеют такие же возможности, это будет только польза для нашей страны».

ТАТАРСТАН – ПРИМЕР В СФЕРЕ ПАРТНЁРСКОГО (ИСЛАМСКОГО) ФИНАНСИРОВАНИЯ

За последний год партнёрское (исламское) финансирование в Татарстане вышло на новый уровень, более того, республика показала достойный пример в развитии исламского банкинга в России. Этому во многом способствовал эксперимент по партнёрскому финансированию, стартовавший в сентябре 2023 года. В эксперименте особое внимание уделяется вектору сближения со странами Востока и налаживанию экономических и торговых отношений с Персидским Заливом, Азией. А как дела на внутреннем рынке? Как меняется халяль-индустрия Татарстана? Подводим первые итоги эксперимента.

КОНТРОЛЬ БЕЗ ДАВЛЕНИЯ

В рамках эксперимента за год были предприняты активные шаги по адаптации исламских продуктов к российской правовой и экономической среде. Разработать и внедрить абсолютно новую для страны модель финансирования, которая бы «дружила» с законами шариата, существующими законами и нормативами, – задача непростая. Для начала Банк России в течение года активно проверял и включал в реестр ЦБ РФ исламские финансовые компании. Этот официальный реестр, по сути, показывает тревожным гражданам, что ЦБ упомянутым компаниям доверяет. Сейчас в аккредитованном списке 22 компании, 12 из них – из Татарстана. Отметим также, что по ходу эксперимента 4 компании были исключены из списка, рекомендуемого ЦБ.

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: КАДРЫ И ЛИКБЕЗ

Знаковым событием, подтвердившим статус Татарстана как центра исламских финансов в России, стал «Россия – Исламский мир: KazanForum 2024». Стратегические сессии форума были посвящены проблемам развития исламской экономики и финансов. Одну из них обозначил Раис РТ: недостаток специалистов со знанием исламских финансов. К решению этой проблемы уже приступили: на базе Российского исламского института и КФУ организована подготовка кадров.

Не осталась без внимания экспертов и слабая осведомлённость населения о возможностях альтернативных инвестиций, халяль-рассрочки. Но теперь и эта проблема решена – разработан единый республиканский портал исламских финансов, где собраны просветительские материалы, есть перечни организаций и продуктов по нормам ислама. На портале, в разделе «Истории успеха», особое место отведено рассказу об опыте Финансового Дома «Амаль»*, что, конечно же, не случайно.

ЭКСПЕРИМЕНТ. ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Финансовый Дом «Амаль», как отмечает его генеральный директор Рустам Сагдеев, действует с 2010 года. Компания стояла у истоков отрасли задолго до начала эксперимента по исламскому финансированию. Не случайно «Амаль» стал единственной коммерческой компанией, топ-менеджер которой был приглашён на сессию KazanForum по развитию исламских финансов в качестве спикера.

– Со старта эксперимента мы выделяем несколько положительных результатов, – резюмирует Рустам Сагдеев. – Повысился интерес к исламским финансам со стороны населения и организаций, средств массовой информации. Телевидение, в том числе зарубежное, печатные и интернет-издания постоянно обращаются к нам, чтобы рассказать о нашем опыте, интересуются, как нам удаётся успешно проходить экономические кризисы без государственной поддержки и оставаться в числе лидеров. Значимый результат эксперимента – это увеличение портфеля компании по инвестициям и финансированию. Но не всегда бывает всё гладко, мы озвучивали существующие проблемы перед депутатами Государственной Думы. Это, в частности, необходимость выровнять условия для партнёрских и традиционных финансов в части участия организаций, подобных нашим, в льготных государственных программах, льготного финансирования для сельхозтоваро-производителей и т.д. Надеемся также, что будет рассмотрена возможность использования материнского капитала в небанковской структуре, то есть в таких компаниях, как наша.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНЫ

Несмотря на существующие вызовы, перспективы развития исламских финансов в Татарстане остаются оптимистичными. В ближайшие годы планируется дальнейшее расширение ассортимента исламских финансовых продуктов, а также усиление взаимодействия с международными партнёрами. Кроме того, ожидается, что опыт Татарстана будет использован в других регионах России. А запросы, поступающие из Чувашии и Ингушетии, позволяют надеяться, что эксперимент по партнёрскому (исламскому) финансированию будет распространён на всю страну.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: