Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Почему утекают татарстанские мозги

Почему утекают татарстанские мозги

Теряем «мозги». И находим.

25 сентября 2017

На пленарном заседании августовского совеща­ния работников образования и науки Татарстана Президент республики Рустам Минниханов при­звал местные вузы плотнее взаимодействовать с абитуриентами, чтобы талантливая молодёжь оставалась в регионе, формируя его человече­ский капитал. «Татарстан» попробовал выяснить, что же лежит в основе «круговорота» выпускников.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Буквально в каждом списке абитуриентов, зачис­ленных в лучшие вузы страны на  бюджетной  основе  без  вступительных экзаменов (победители, призёры и участники всероссийских и международных олим­пиад. – Прим. ред.) – ребята из Татарстана. А в списках вузов Татарстана – выпускники школ из самых раз­ных регионов России. Не оттесняют ли иногородние абитуриенты наших ребят в «договорные» группы и в вузы других регионов?
– Из девяти зачисленных на первый курс нашего вуза победителей всероссийских олимпиад только двое – из Татарстана. Четыре абитуриента – из Баш­кортостана и по одному – из Ростовской области, Мор­довии и Чувашии. Вместе с тем из 21 стобалльника 16 – из Татарстана и по одному – из Ульяновской об­ласти, Калмыкии, Башкортостана, Ямало-Ненецкого автономного округа и Челябинской области, – расска­зывает проректор по образовательной деятельности Казанского государственного медицинского универ­ситета Лайсан Мухарямова. – Мы тесно сотрудничаем со всеми регионами, которые заинтересованы в том, чтобы их выпускники учились в нашем вузе. Но мы не выделяем каким‑то образом иногородних абиту­риентов, не предоставляем им преференции. Мы про­ сто стремимся набрать себе лучших из лучших.
1-2
Специфика вуза, напомина­ет Лайсан Мухарямова, заклю­чается ещё и в большом объ­ёме целевиков. В этом году, например, 281 из 425 бюджет­ных мест, согласно приказу учредителя – Министерства здравоохранения РФ, отдано под целевой набор. 40 аби­туриентов в КГМУ зачисле­ны по квоте «особого права» – это олимпиадники и льготники, и только 101 место осталось для тех, кто поступает по общему конкурсу.
– В некоторых очень хороших казанских школах считают, что к нам невозможно поступить. В этом году количество поданных заявлений превысило 6 тысяч, некоторые основания для такого утвержде­ния, пожалуй, есть, – говорит проректор КГМУ Лай­сан Мухарямова. – Но это результат не какого-то искусственно созданного ажиотажа, а авторитета казанской медицинской школы и многосторонней работы по популяризации вуза, которую мы ведём много лет. Благодаря нашей деятельности по при­влечению иностранных студентов (в этом году к нам впервые поступили 15 стобалльников из Индии) о нас, а значит, и в некотором смысле о потенциале высшего образования в республике, знают не только в России, но и за рубежом.
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
«Мы встречались с нашими стобалльниками, их у нас 117. Из них только половина остаётся  в республи­ке, остальные уезжают. 50 процентов – это очень мно­го. Это говорит о том, что наши вузы недостаточно плотно взаимодействуют с абитуриентами. Насильно их здесь не удержишь, но можно их заинтересовать, предложить интересные условия и возможности для дальнейшего развития. Мы должны бороться за умы…» – обратился к ректорам республиканских вузов Рустам Минниханов.
Что же могут предпринять республиканские вузы для того, чтобы привлечь к себе лучших абитуриен­тов Татарстана?
– У нас действует многолетняя традиция системной довузовской подготовки наших будущих абитури­ентов. У нас есть «медицинские классы» в казанских школах №139, №116 и №179, классы в Нижнекамске и Набережных Челнах. Кроме того, в МКДЦ и ДРКБ, а также в Нижнекамской ЦРБ у нас действуют про­граммы довузовской волонтёрской подготовки, на­правленной на то, чтобы ребята, прежде чем начать усиленно готовиться к поступлению к нам, могли бы трезво оценить свою готовность и способность быть врачом, – рассказывает Лайсан Мухарямо­ва. – Тем не менее даже из этих морально и интел­лектуально подготовленных к поступлению к нам ребят мы периодически «теряем» лучших, в том числе и стобалльников, отдающих предпочтение, например, Первому Московскому государственному медицинскому университету имени И. М. Сеченова.
Между тем сегодня гонка вузов за лучшими из луч­ших в самом разгаре. Один из инструментов – ор­ганизация и проведение собственных олимпиад, позволяющие задолго до начала ЕГЭ подобрать себе «золотых» первокурсников.
– Прямо на церемонии награждения победителей олимпиады школьников «Ломоносов» по праву к нам подошёл представитель МГУ, поздравил с победой и сообщил, что меня готовы зачислить на юриди­ческий факультет вуза без экзаменов, при усло­вии, что я сдам ЕГЭ по обществознанию не меньше, чем на 75 баллов. Это было очень впечатляюще, – рассказывает Инга Фасахова, выпускница казанского лицея №35.
Так действуют все ведущие вузы страны. Ведь при­влечение талантов для университетов не только часть миссии, но и необходимое условие их существования в рамках существующей системы.
– Во-первых, показатель среднего балла ЕГЭ сту­дентов первого курса входит в оценку университета Министерством образования и науки в рамках мони­торинга эффективности образовательных организа­ций высшего образования. Во-вторых, средний балл ЕГЭ влияет на объём распределяемых университету контрольных цифр приёма на бюджет, что напрямую связано с доходом университета. Для многих вузов этот источник – основной, – говорит аналитик лаборатории «Развитие универси­тетов» Института образования Национального  исследова­тельского университета «Выс­шая школа  экономики» (НИУ ВШЭ) Даниил Козлов. – Нако­нец, университет – это всё‑та­ки научная и образовательная организация, для которой цен­ны сильные абитуриенты, бо­лее подготовленные к научной деятельности, участию в международных студенческих олимпиадах и т.д. Они, по сути, человеческий потен­циал – основа социально-экономического развития региона, в котором существует вуз.
А СУДЬИ КТО?
Однако в том, что на места абитуриентов-татар­станцев, уехавших в другие города, поступают хорошо подготовленные выпускники школ других регио­нов, для республики есть ряд плюсов. Так, согласно недавнему исследованию лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, всего 20 регионов являются востребованными среди абитуриентов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Томская и Новосибирская области, Республика Та­тарстан.
Причины интереса к этим субъектам так или ина­че связаны со следующими факторами. Во-первых, это исторически сильные университеты. Во-вторых, стабильная социально-экономическая ситуация. В-третьих – спрос на квалифицированные кадры. При этом Татарстан, по классификации исследования, вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и Свердлов­ской областью относится к «регионам-магнитам», составляющим первую из пяти групп, ранжированных по востребованности выпускников и показате­лю послевузовской миграции. То есть эти регионы «притягивают» абитуриентов, которые затем остаются здесь работать. При этом из 22440 выпускников вузов Татарстана в 2016 году регион покинули 6210 молодых специалистов. Для сравнения: максимальная «мигра­ция» выпускников наблюдается в Республике Адыгея (1737/992). А Москву и Московскую область покинули 47328 из 158133 выпускников.
При этом один из очевидных мотивов «миграции» абитуриентов – стремление в последующем получить работу более высокооплачиваемую и более престиж­ную, чем в собственном реги­оне. Но стоит ли в этом случае овчинка выделки?
– Требование о наличии диплома определённого вуза содержится лишь не более, чем в 1,5% вакансий, и чаще всего это «популярные» вузы, образование в которых работо­датели считают качественным: Московский, Санкт-Петербург­ский, Казанский, Новосибир­ский, Воронежский универси­теты, Томский политехнический университет, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и другие. И, конечно, с вузами в своих регионах работодатели знакомы лучше, – отмечает руководитель пресс-службы HeadHunter по Уральскому, Сибирскому и Приволж­скому федеральным округам Елана Таращук.
1-3
Вместе с тем, по словам эксперта, начинающие специалисты менее склонны к переездам, чем уже состоявшиеся. В Татарстане, например, 25% от общего числа кандидатов готовы рассматривать предложе­ния из других городов, тогда как среди начинающих к переезду готовы всего 17%.
 
Полина Журавлёва, Новокузнецк, Кемеровская область, КФУ - международные отношения:
1-8
– Мне всегда нравились иностранные языки, поэтому для меня выбор профессии был очеви­ден – переводчик (или что‑то близкое к этому). В старших классах я участвовала в олимпиадах по русскому языку (Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба») и по английскому языку. Благодаря призовому месту по русскому языку на олимпиаде «Высшая проба» получила сто баллов по этому предмету на ЕГЭ, что дало мне возможность участвовать в конкурсе на бюд­жетной основе. Олимпиада по английскому также принесла несколько дополнительных баллов.   Бла­годаря олимпиаде по русскому языку без экзаменов проходила в Казанский и Томский университеты. С учётом баллов за дополнительные достижения в КФУ я набрала 377 баллов по четырём предме­там. И мой выбор в итоге пал на КФУ – по многим причинам. Во-первых, я из Сибири, и мне хотелось перебраться ближе к центру и жить в крупном европейском городе. Во-вторых, в Казани не такой высокий уровень цен, как в Москве или Санкт-Пе­тербурге. В-третьих, в Деревне Универсиады довольно хорошие общежития. В-четвёртых, сам университет пользуется довольно большим авторитетом в стране, многие из знакомых мне его советовали и хвалили. Наконец, Казань находит­ся ближе к моему родному городу, чем Москва или Питер, поэтому это тоже сыграло важную роль при выборе этого вуза.   От чего будет зависеть то, какой город я выберу для жизни в дальнейшем? Наверное, в основном от возможностей в плане работы и будущего карьерного роста. Конечно, мне хотелось бы иметь шанс работать за границей, путешествовать, и я буду стремиться к этому.
 
Расул Хакимуллин, Набережные Челны, Республика Татарстан, МГУ – математика:
1-7
- – Во время учёбы в специализированной физи­ко-математической школе я участвовал во всерос­сийской олимпиаде школьников по математике и множестве других. Благодаря участию и победам получил возможность поступить без экзаменов. Сразу же подал документы в МГУ – мехмат здесь один из сильнейших в стране. Кроме того, меня привлекает Москва. Пока я не очень ясно представ­ляю своё профессиональное будущее, скорее всего, оно будет связано с математикой, но в каком‑то прикладном ключе.
 
Софья Косых, Березники, Пермский край, КФУ - зарубежная филология:
1-12
– Я училась в классе с гуманитарным уклоном. Олимпиады были, но при поступлении они мне не помогли совсем. Скорее, помогли золотая медаль и красный аттестат, за которые дали 5 баллов. Я подавала документы всего в два вуза – в КФУ и СПбГУ. В итоге КФУ оказался для меня идеальным вариантом. Вуз процветает: хорошее образование, много возможностей и перспектив. Мне кажется показательным то, что здесь много иностранных студентов, ведь люди из далёких стран едут не в столицу, а именно сюда в поисках качественного образования и комфортных усло­вий для жизни. Я давно стремилась в большой город, и Казань в этом смысле нравится даже больше, чем густонаселённая Москва и северный практически Санкт-Петербург. Если говорить о будущей профессии, то пока я могу сказать, что мне нравится изучать иностранные языки и хочется связать жизнь с этим. Я планирую выучить ещё как минимум два языка и быть переводчиком.
 
Валентина Гусева, Чебоксары, Республика Чувашия, КФУ – юриспруденция:
1-1
– Я училась в классе с социально-экономи­ческим профилем, участвовала во многих ву­зовских и всероссийских олимпиадах по праву и обществознанию (олимпиада школьников «Ломоносов» по праву, олимпиады Московского государственного юридического университе­та, СПбГУ, КФУ). Именно олимпиады помогли мне при поступлении, и результаты ЕГЭ отошли на второй план. Документы сразу же подала в КФУ на юридический факультет. Поступали предложения из вузов моего и других регио­нов, но я выбрала КФУ. Во-первых, местный юридический факультет считается достаточно сильным, во-вторых, Казань и Чебоксары распо­ложены недалеко, в-третьих, жить здесь дешевле, чем в Москве. В выборе города для жизни буду руководствоваться его возможностями, состо­янием инфраструктуры и тем, есть ли рядом родные люди.
 
Энже Ахметзянова, Казань, Республика Татарстан, РУДН – философия:
1-4
- По результатам ЕГЭ я попадала в число бюджет­ников в КФУ и Российский университет дружбы на­родов (РУДН), а по рейтингу аттестатов – в СПбГУ. Я выбрала РУДН. При поступлении мне начис­лили 5 баллов за индивидуальные достижения, и с 271 баллом я попала в группу, где в качестве «бонуса» к основной специальности «Филосо­фия» мы будем проходить обучение по программе  «Переводчик в сфере профессиональной ком­муникации». Планирую связать своё професси­ональное будущее именно с языками. А выбор места жительства будет во многом зависеть, как ни странно, от климата и от того, насколько там будет востребована моя будущая профессия.
 
Инга Фасахова, Казань, Республика Татарстан, МГУ – юриспруденция:
1-5
- В старших классах я решила, что буду юристом – мне хочется внести свой вклад в совершенство­вание отечественной правовой системы. Я при­нимала участие и стала призёром олимпиады школьников «Ломоносов» по праву, олимпиады «Фемида», Кутафинской олимпиады школьников по праву. Ещё до начала сдачи ЕГЭ мне пришли письма из МГУ и Тюменского государственного университета. Меня извещали о том, что я могу по­ступить к ним без экзаменов при условии, что сдам ЕГЭ по обществознанию не меньше, чем на 75 бал­лов. Я успешно сдала экзамены и поступила в МГУ. В КФУ я также подавала документы, но поступить без экзаменов могла только на договорное отде­ление. Выбор в пользу МГУ я сделала потому, что, как сказал Президент Татарстана Рустам Минни­ханов, почётный профессор этого университета, посещая его: «МГУ всегда считался самым топо­вым. Сегодня МГУ – уникальный центр в области отечественного образования и науки. Знания, которые даёт вуз, – это гарантия профессионализ­ма, уверенности в успешности карьеры». Уверена, что образование, которое я получу, будет востребо­вано и в Татарстане и поможет мне в дальнейшей работе, которую я намерена связать с защитой прав и интересов моих сограждан.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: