Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Послание предков

Послание предков

Как страхи далеких родственников могут влиять на самочувствие продолжателей рода?

15 сентября 2024

В условиях изменений и неопределенности современного мира, когда нас нередко посещает тревога и стресс, и мы прячем их где-то глубоко внутри себя, а так хочется найти инструменты для обретения спокойствия. Предлагаем нашим читателям присылать вопросы, на которые ответит профессиональный психолог. Благодаря вам, другие люди тоже смогут найти путь к внутренней гармонии.

Прости и отпусти

- Когда я осталась одна (муж ушёл к молодой женщине), начала винить себя в случившемся и постепенно изнутри себя разрушать. Только сейчас поняла, что годами не отпускала своего «бывшего», не прощала нанесённые им обиды, поэтому оставалась одинокой и не могла обрести счастья. Хочу понять, что я могла бы сделать с самого начала, чтобы тогда, 20 лет назад, не потерять себя, как это случилось, и что сделать сейчас, по прошествии стольких лет, чтобы построить новые отношения?

Гульнара Тастимулина, 50 лет, Казань:

Отвечает Гузель Маринина, врач-психофизиолог, психолог, экс-психолог ПСС МЧС РТ:

- На происшедшее с вами можно взглянуть с трех ракурсов. Первый - менталитет региона проживания, традиции семьи, диктующие негласные нормы и правила вроде такого: «Нельзя разводиться, а если развелась, то нужно детей поднимать, поэтому забудь о себе». В таких случаях сразу всю вину сваливают на женщину: сама виновата, неправильно себя вела, от хороших жен не уходят. В то же время мужчинам дозволяется иметь несколько женщин, они ведь полигамны, в отличие от моногамных женщин. Второй ракурс - травма рода. Как правило, в роду у предков таких женщин были ситуации, когда мужчины предавали своих жён (прелюбодеяние, уход из семьи в неизвестном направлении). Уход мужчины на войну для женщины подсознательно был равноценен предательству – ее и общих детей. Ведь в таком случае ей приходилось самой поднимать детей, работать за себя и за мужа. Такое вынужденное одиночество делало ее сильной и самодостаточной. Пройдя все тяготы и закалившись, по сути, в муже она уже не нуждалась, как и ее женщины-потомки, которые получили в наследство травму предательства и тотального одиночества.

И третий аспект, который объясняет приведенную ситуацию: прессованный, не высвобожденный гнев по отношению к бывшему мужу начинает разрушать саму женщину. Срабатывает ещё одна норма нашего постсоветского менталитета: «Нельзя проявлять негативные эмоции, выносить сор из избы! Что люди-то скажут? Будь «примерной» девочкой, иначе тебя вообще никто не полюбит. Терпи, ты же женщина". Вот и терпят они, заталкивая гнев глубоко внутрь себя. Отсюда депрессии, вспышки ярости и гнева на тех, кто оказался рядом, психосоматика запускает всевозможные болезни.

Каков выход? В момент, когда произошло предательство мужа, необходимо высвободить гнев, сказав мужу лично о своих чувствах, боли. Сесть за стол переговоров по поводу ответственности за детей (они ведь «совместно нажитые») и дальнейшей жизни. Если такой возможности нет, оптимальное решение - найти специалиста, который поможет это сделать в условиях консультации, при этом вы сможете простить и отпустить в своем сердце «мужа-предателя». Если существует срок давности его поступка (от нескольких месяцев до многих лет), то желательно обратиться к эксперту именно этого направления. Он поможет снять травму предательства в роду, разрушить неправильную норму, пришедшую из традиции региона и семьи, простить и отпустить из плена своего сердца мужа (где он томился все эти годы), высвободив гнев в его адрес, получить новые нормы и истины для своей жизни – свою дальнейшую внутреннюю опору. Ваша задача – стать собой и дать своим детям возможность создавать счастливые семьи, с верными и любящими супругами.

Страх поколений

- После того, как близкий человек ушел на СВО, мне сложно справляться со своим психологическим состоянием. Не могу найти себе места: то истерики, то тревожность на грани страха смерти, снятся кошмары. Что со мной происходит и как быть?

Елена В., 28 лет.

Отвечает Гузель Маринина, врач-психофизиолог, психолог, экс-психолог ПСС МЧС РТ:

- Такая реакция говорит о том, что у женщин срабатывает триггер (любой стимул, вызывающий у человека автоматическую, неосознанную, эмоциональную или поведенческую реакцию). Так проявляет себя родовая травма. Наши предки находились на войне, в оккупации, в концлагерях, в блокаде, а также были те, кто ожидал их возвращения в тылу. Так или иначе, у каждого из них проявлялся страх потери, страх за себя и своих близких, который передался на уровне генов потомкам, то есть нам.

Травма меняет мозг на уровне биохимии. Нет источника травмы - нет химии в мозге. Как только происходит какое-то травмирующее событие, срабатывает триггер на уровне физиологии и биохимии мозга. Человек как бы проваливается в травму, испытывая те же эмоции, как тогда. При начале СВО потомки людей переживших войну как будто пережили сами эту травму. Также травма предаётся по наследству, это называется эпигенетическое наследование.

После травмы человек смотрит на мир как в окно с трещиной. Метфорически это выглядит так: разум отделился (диссоциировался), но не прожил боль. Ее на себя берет психика и тело. Есть статистика, что 90% психических заболеваний и 80% зависимостей – та самая не исцелённая травма.

Не так давно ко мне обратилась женщина 62 лет с тотальным страхом войны, все ее мысли сводились к тому, что ей и ее близким угрожает опасность. Когда начались последние события, этот страх усилился, ее неосознанно тянуло смотреть новости и обсуждать эту тему с людьми. Головой она все понимала, но где-то внутри срабатывал «атомный реактор», который запускал взрывную волну страха и ужаса. Оказалось, что её мама, когда ей было лет 7-8, жила на оккупированной территории и попала под бомбежку. Она бежала по улице, и бомбы взрывались позади нее. Эта маленькая девочка перепрыгнула через высокий забор, что в нормальных условиях сделать невозможно, испытав  сильнейший шок и получив психологическую травму. На всю жизнь остался сильный страх, который передался на уровне духовной ДНК всему ее роду и дочери в том числе.

Подобных историй в моей практике немало, и везде срабатывала та или иная травма войны на уровне рода. Если у вас есть непонятно откуда взявшийся страх того, что вы в своей жизни не переживали, то с большой долей вероятности у вас травма рода. Первый шаг к исцелению - увидеть такую закономерность в своем роду. Второй – обратиться к профессиональному психологу, имеющему квалификацию именно по травме рода.

Подготовила Оксана БИРЮКОВА

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: