Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Прелести попадания в девятку

До 21 января 2010 года на базе Казанского Государственного университета должен быть создан новый Федеральный университет - ПФУ.

В него, кроме КГУ, войдут татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и казанский государственный финансово-экономический институт. На разработку программы вуза иееутверждение отведено полгода. для содействия формированию вказани федерального университета создана специальная республиканская комиссия, которую возглавил Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. 6 ноября состоялось ее первое заседание.

Само явёеше «федеральный университет» — новое в российском образовании.

Сегодня существуют только два аналога ПФУ — Сибирский и Юж­ный федеральные университеты, появившиеся в 2006 году на базе Крастоярского и Ростовского государственных университетов. Моде­ли их развития несколько разнятся, что обусловлено местной специфи­кой: вузы, вошедшие в ЮФУ, расположены в разных городах.
 

Пойдет ПФУ одним из опробованых уже путей развития или выберет свой, особый путь устройс­тва? На этот счет окончательного ответа пока нет. Есть только виды на будущее и надежды на лучшее.

 

 

ПОПАДАНИЕ В ДЕВЯТКУ

 

Ректоры вузов, должных влиться в ПФУ, высказывают почти полное единодушие относительно созда­ния в Казани (федерального уни­верситета (отдельную позицию занимает руководство КГФЭИ, которое не спешит афишировать свою точку зрения).
 

ПФУ в первую очередь должен способствовать социально-экономическому развитию региона и решать связаные с этим регионом кадро­вые и научные проблемы. Об этом ректор КГУ Мякзюм Салахов заявил на пресс-конференции в Татмедиа, прошедшей в концее октября.


Приветствует создание ПФУ в Ка­зани Радиф Замалетдитов, ректор ТГГПУ.
 

— Войти в девятку ведущих уни­верситетов России (семь федеральных вузов плюс МГУ и СПбГУ) — это здорово, — говорит он.

Радиф Замалетдитов счита­ет, что статус федерального вуза стоит даже потери ректорского кресла (известто, что в ПФУ будет только один ректор). Главное, что студенты окажутся в выигрыше.
 

— Представьте, что, Алла бирса, ожидает наших вышускников! — говорит он. — Высокий статус вуза и его диплома откроет перед ними большие возможности для карьерного роста. Они смогут претендо­вать на более высокую заработную плату. Согласно исследованиям, человек, имеющий высшее образование, по многим аспектам более защищен даже если не работает по своей специальности. А с дип­ломом федерального университета ему сам Бог велел!
 

Создание в Казани на базе КГУ федерального университета пока­зывает, что образовательный опыт Татарстана востребован, считает Виктория Черкесова, депутат Госду­мы ФС РФ, член Комитета Госдумы ФС РФ по образованию. Так же, как и присвоеное КГТУ им. А.И Тупо­лева статуса национального иссле­довательского университета.

 

— Все это положительные факторы для развития научного потециала нашего региона, возможностей для поддержки молодых ученых, реали­зации новых (образовательных стандартов, привлечения талантливых педагогов. Не сомневаюсь, что при создании соответствующих условий многие из них, получив образование в Татарстане, захотят здесь остать­ся, — говорит депутат.

 

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ «СКВОЗНЯКИ»

 

На каких условиях КГУ, ТГГПУ и КГФЭИ войдут в Приволжский фе­деральный университет? Будет ли это автотомия в рамках классичес­кого вуза (такая модель, например, свойствена системе образовашя Франции)? Или педагогический университет и финансово-эконо­мический институт сольются с «классическим» университетом? Это будет опыт присоединения, а не слияния, подчеркнул на той же пресс-конфереции в Татмедиа рек­тор КГУ Мякзюм Салахов. Сейчас заинтересованные стороны в качес­тве модели рассматривают опыт Си­бирского федерального университета, на базе которого работают 17 институтов. Возможно, ПФУ пойдет по аналогичному пути развития.

 

Вот каким видится, согласно данным агентства «Татар-информ», устройство будущего университета главе базового вуза. В ПФУ воз­никнет ряд институтов, которые, по выражению ректора КГУ, будут пронизывать структуру Приволж­ского федерального университета. Например, физические факульте­ты объединяемых вузов составят институт физики. Именно в «клас­сическом» ушверситете необходимо сосредоточить и подготовку педагогических кадров. В связи с этим есть планы создания институ­та педагогики или учительства. Что касается КГФЭИ, то вуз станет час­тью института экономики ПФУ.

 

- Высокий статус вуза и его диплома откроет перед нашими выпускниками большие возможности для карьерного роста. Они смогут претендовать на более высокую заработную плату, - считает ректор ТГГПУ Радиф Замалетдинов.

 

АВТОНОМИЯ - ВОТ НАШ ПУТЬ!

 

В ТГГПУ не против создания интитутов: как будут называться подразделения ПФУ, не приципиально. Коллектив вуза, заверяет Радиф Замалетдинов, хорошо представляет себе задачи в рамках ПФУ. И счи­тает, что для их реализации в пер­вую очередь требуется сохранение единства и целостности коллектива. Сейчас в вузе работает около 900 преподавателей и примерно столько же сотрудников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

 

— Конечно же, требуется и сохранение широкой самостоятель­ности, автономии нашего вуза в рамках ПФУ, позволяющее опера­тивно решать стоящие перед инс­титутом задачи, — уверен Радиф Замалетдинов.

 

Академик АН РТ Мирфатых Закиев, глава Совета старейшин ТГГПУ, убежден что педагогичес­кий вуз должен оставаться самостоятелным институтом ПФУ:

 

— Ассимиляция может привес­ти к тому, что через несколько лет Татарстан будет вынужде открыть новый педагогический универси­тет для обеспечения школ казанс­кой зоны учителями. Сотрудшки КГГПУ и КГФЭИ, исходя из истори­ческого опыта, предсказывают, что в будущем начнется процесс отделения этих вузов от ПФУ.

 

ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ…

 

В качестве основной задачи ПФУ ректору КГУ Мякзюму Салахову видится повьшеше качества образования, подготовка специалистов, обладающих новыми возможностя­ми и способностями. Потому что, уверен он сейчас мало давать знания: они быстро устаревают. Нужно готовить специалистов, способных к постояному самообучению. Ректор полагает, что федеральй вуз как раз и позволит решить столь непростую задачу. 

 

Генеральный инспектор Министерства образования и науки Франции
Жерар БРУССУА:
- Сейчас вся Западная Европа работает по единой образовательной системе. Система направлена на повышение качества знаний студентов. Малочисленные институты не могут решать такой глобальной задачи. Во Франции сейчас такая тенденция - объединять университеты, чтобы они работали на уровне всемирного признания. Институты и университеты, вошедшие в классические университеты, приобретают автономный экономический статус. Во Франции сейчас также происходит реструктуризация системы образования, чтобы поднять авторитет учительской профессии. Реформа сопровождается повышением качества образования и заработной платы учителей. Если раньше начинающий преподаватель получал 1200 евро в месяц, то сейчас зарплата поднимается до 3300 евро.
И действительно, сейчас учителя во Франции станут более образованны. Но, конечно, существуют и проблемы такой реорганизации. Люди, которые по 20-25 лет работали по одной системе, имея свою систему образования, встали перед проблемой работы по-новому.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера