Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Речной порт Казани: как из унылой промзоны сделать Абу-Даби

Речной порт Казани: как из унылой промзоны сделать Абу-Даби

Шедевр урбанистики в объятиях Волги

11 сентября 2020

Мы пользуемся безграничными возможностями высокотехнологичной медицины и вовремя проходим диспансеризацию, даже если живём в сельской глубинке, ведь к нам приезжает мобильная поликлиника… И это год 2020-й, а что ждёт нас дальше? Какие проекты и как преобразят нашу жизнь? Что, кажущееся сейчас сказкой, воплотится в реальность всего через четыре года и станет обыденностью ещё через два? Какие проекты к 2024 году сделают нашу жизнь лучше и качественнее?
Как бы ни ругали консерваторы цивилизацию, ратуя за возвращение лаптей и саней, она таки делает нашу жизнь лучше, комфортнее, быстрее, краше. Мы отправляемся в ближайший парк и, отдыхая, наслаждаемся изысканным его оформлением. Гуляем по европейски обустроенной набережной. В скромном по размерам райцентре буднично посещаем бассейн или ледовую арену и удивляемся, что такой возможности нет у многих жителей больших российских городов. Как должное воспринимаем наличие в республике хороших дорог и возможность приобрести жильё, воспользовавшись социальной ипотекой...
 


rechport_01
rechport_05
rechport_02
rechport_06
«Территория мечты» – так назвал мэр города место, которое сегодня является унылой казанской промзоной. Заинтригованы? Мы тоже!
 
rechport_03
rechport_07
В АБУ‑ДАБИ ПОЗАВИДУЮТ!
Вид с этого моста открывается потрясающий. Если встать спиной к городу, подставив лицо мягкому речному ветру, можно до бесконечности рассматри­вать Волгу. Стоит развернуться на сто восемьдесят градусов – и обеспечена порция новых восторгов. То, что открывается с этой точки, по своей красоте и размаху запросто может поспорить со знаменитым променадом Цим Ша Цуй в Гонконге, с мумбайской Марин‑драйв и даже… с самой набережной Корниш в Абу-Даби! Впрочем, нужно ли спорить? Ведь то, что мы видим в Казани, уникально.
Эта непрерывная 9-километровая набережная – настоящая визитная карточка 1000-летнего города, его фасад, в котором объединились история и со­временность. Грузовые краны, ставшие арт-объ­ектами, напоминают о промышленной славе сто­лицы. В пришвартованных к берегу судах разме­стились музеи и кафе. Здесь есть своя марина – стоянка для туристических теплоходов и частных катеров. Парки вдохновляют роскошью природы и стильным убранством. А в самом центре бухты как архитектурная доминанта красуется футури­стический ансамбль центра булгарской культуры и центра урбанистики… Кстати, пешеходный мост, на котором я стою, – настоящее торжество архитек­турной мысли. Лёгкий, почти невесомый, он соеди­нил две береговые косы…
Впрочем, эта картинка – из светлого будущего. Се­годня же здесь ничего примечательного: отстойники для грузовых судов, гаражи, заброшенные склады, неработающие предприятия… Такова печальная действительность нынешней улицы Портовой. Глядя на неё, в «светлое будущее» верится с трудом.
– Эта территория будет одной из самых инте­ресных в Казани, – уверяет Татьяна Прокофьева, координатор проекта. – Возможность жить в насто­ящей бухте, когда вода с трёх сторон, действительно уникальна! Мечтаю, чтобы всё, что мы планируем, было реализовано – в этом месте появится инно­вационная архитектура, воплотившая последние тенденции, возведённая по самым современным технологиям и, конечно, с учётом экологических аспектов. Это пространство наполнится множеством общественных функций – культурной, образователь­ной, спортивной, развлекательной… Уверена, здесь будет очень интересно жить, особенно молодым.
Да, помимо футуристических общественных цен­тров, парков и набережной в этой зоне предполага­ется строительство более 1 млн квадратных метров жилья – преимущественно средней высотности, со своими архитектурными доминантами. Здесь же и на прилегающих территориях запланированы школы и детские сады. И это новый взгляд на комплексное развитие данной среды. От прежней концепции, разработанной малайзийской компанией APUDG, город решил отказаться.
Тогда, в 2016 году, малайзийские архитекторы предложили освоить 656 га побережья. Большую его часть предполагалось отдать под деловые центры: 7 млн квадратных метров бизнес-недвижимости сделали бы эту территорию монофункциональной. С приходом вечера жизнь бы здесь просто замира­ла. Но городу необходим баланс дневной и вечер­ней активности. Тем более что казанцам нравится жить в центре! Что, видимо, не учли малайзийские архитекторы, ориентируясь скорее на европейцев, предпочитающих селиться в спальных районах. Ны­нешняя концепция затрагивает всего 247 га, являясь при этом гораздо более функциональной и живой.
– Времена меняются, изменились и некоторые по­ложения Генерального плана Казани, в соответствии с которым и будет развиваться данная территория. Сегодня очевидно, что предыдущая концепция нашим городским задачам не отвечает. Та, над ко­торой мы работаем, предполагает гораздо меньшую плотность и высоту застройки, больший упор сделан на береговую линию, её доступность для жителей и гостей города. Мне кажется, это более реалистич­ный взгляд на освоение данной территории, он го­раздо больше соответствует потребностям нашего города, – комментирует проект Татьяна Прокофьева.
Ещё один немаловажный нюанс – малайзийцы планировали создание большой намывной терри­тории. Сегодня решено от этой идеи отказаться – вместо намыва предполагается, можно сказать, «косметическая» корректировка линии берега. Дело в том, что прибрежная часть развивалась очень хаотично – старая береговая защита выполне­на из разных материалов, берег сильно изрезан, даже причальные стенка разной высоты и конфигурации. В таком виде оставлять береговую линию для буду­щей прогулочной набережной нельзя, утверждает Татьяна Прокофьева. Так что изменения берега предстоят, но ни на экологию территории, ни на его ландшафт они не повлияют.
rechport_08
ЗЁРНА ТАЛАНТА
…Полуостров мечты. Да-да, именно таким мне видится это место. Здесь правят бал красота и твор­чество. Между аккуратных аллей парка в режиме нон-стоп идут театральные перформансы, впере­ди на площадке самореализации бурлит звуками и красками фестиваль современного искусства. А рядом – знаменитый концептуальный архитек­турный комплекс, созданный по аналогии с триединством Витрувия и объединяющий в себе пользу (бизнес), прочность (науку) и красоту (творчество). Это целый мир креативной индустрии с соответ­ствующими бизнес-инкубаторами и коворкингами, исследовательскими лабораториями и институтами, концертными залами и лекториями, мастерскими и творческими студиями, ресторанами и отелями…
Почти год прошёл с той моей прогулки – вирту­альной, конечно же! То была картинка из будущего портового элеватора, которую нафантазировали и визуализировали молодые архитекторы Ильси­ярГабдрахманова и Ринат Гарипов – финалисты II Российской молодёжной архитектурной би­еннале, проходившей в Иннополисе в 2019 году.
 
Задача перед её участниками стояла нелёгкая – пре­вратить унылую и заброшенную промзону в совре­менный район. Да ещё и придумать, как вдохнуть в него жизнь!
Да, мысль о том, что это место может быть ещё од­ним центром притяжения для горожан, украшением речного фасада Казани и приманкой для туристов, давно не давала покоя градостроителям и властям столицы. Сегодня, когда Портовая стала зоной уже не гипотетической, а реальной реновации, элевато­ру – без шуток – уготовано грандиозное будущее. Ведь это здание – знаковый объект, память места, отправляющая нас к промышленному прошлому территории. Так чем станет оно после реновации? Общественным центром? Студенческим городком и современным образовательным кластером? А может быть, той самой архитектурной «трилогией Витрувия»?
– Это будет точно не жилье – пока мы увере­ны только в этом, – отвечает на вопрос Татьяна Прокофьева. – Принято решение, что по каждому знаковому объекту будет проводиться международ­ный архитектурный конкурс. Элеватор, конечно же, исключением не станет. И вполне возможно, моло­дые архитекторы, которые уже работали над этим проектом, предложат нам свои концепции.
Но вначале необходимо завершить работу над об­щей концепцией развития территории, которая по своей сути является только планировочным и объёмно-пространственным решением. Она обо­значит тип и высоту застройки, её плотность, функ­циональное наполнение, размещение парковок и дорог… И только по результатам этой работы будет определён перечень знаковых объектов. Элеватор уже среди них.
– В Казани много подобных промышленных тер­риторий, и всё это наша история. Город должен опираться на неё, нарастая слоями, адаптируя ста­рые участки под новые социальные потребности и запросы. И это в том числе решает проблему рас­ползания городов, – делится своим мнением соавтор «трилогии Витрувия» Ильсияр Габдрахманова.
– Сегодня практически вся архитектура возникает в результате «трения» между исторической средой и тем новым, что появляется на её месте, – отметил на биеннале, посвящённой реновации промзон, Сергей Чобан, председатель жюри, известный рос­сийско-немецкий архитектор. – Но, знаете, мне ка­жется, что в архитектуре все формы уже найдены, оттого не процесс нахождения какой‑то ещё более неожиданной формы сегодня наиболее интересен – интересна тенденция ввести что‑то новое в кон­текст окружающего, создать пространство, удобное для жизни разных групп населения.
– Ново-Татарская слобода представляла собой самобытный уголок Казани и была неотъемлемой частью её неповторимого восточного мусульманско­го ландшафта. Соседство с нею не могло не повлиять на историческое формирование нашей территории. И этот момент обязательно должен быть включён в концепцию её развития, – сказала во время пре­зентации проекта Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани. – Вот почему именно здесь должен появиться булгарский культурный центр, который нам ещё предстоит связать с историческим пространством Ново-Татарской слободы и соеди­нить с городскими туристическими маршрутами. Мы хотим вместе с вами помечтать, придать мысли форму и запустить её в будущее!
Мэр города Ильсур Метшин ушёл в своих мечтах ещё дальше и предложил найти в рамках этого грандиозного проекта место для… финансового центра ООН – чтобы именно здесь проводили свои заседания и консультации органы власти государств всего мира.
– Все лучшие мировые компании, которые плани­руют открытие своих офисов в Поволжье, не должны даже задумываться о том, в каком городе им это сделать. Выбор должен быть однозначным – Казань. Это наша мечта! Любую дорогу начинают с перво­го шага, мы этот шаг сделали не сегодня, подводя наш город к такой возможности. Теперь нам нужно без стеснений использовать опыт лучших специали­стов мира, которые эту дорогу уже прошли. Другое дело, что во всём должна использоваться наша айдентика, наша многонациональная узнаваемость. Чтобы сразу было видно, что это не Амстердам, а Казань.
 
rechport_13
Порт Роттердама.
 
rechport_04
Эскизный проект «территории мечты» в Казани.
 
 
ВСЕ НА СТРОЙКУ?
Мечтать, конечно, можно бесконечно. А что до ре­ализации этих «мечт»? Самый грандиозный проект реновации в Казани за последние годы не обе­щает быть лёгким. Скорее наоборот, ведь у завет­ной территории 146 собственников! Как со всеми договориться?
Несколько лет назад, когда проект реновации только задумывался, та ещё была задачка. Сегодня этот процесс не выглядит столь безысходным – Феде­ральный закон № 373 даёт градостроителям вполне чёткие инструменты для разрешения подобных ситуаций, прописывает все регламенты процедуры и создаёт предпосылки для комплексной реновации городских территорий по инициативе органа мест­ного самоуправления. Получается, собственникам дадут возможность дальнейшего использования своих земель, но только в соответствии с генпланом?
– В целом так, – отвечает Татьяна Прокофьева. – В силу того, что в районе улицы Портовой нет ни качественных дорог, ни набережной, инженерные сети изношены, да и есть необходимость устройства инженерной защиты территории, частично эти за­траты лягут на инвесторов. То есть собственник участка не просто возьмёт да и построит на сво­ей земле жилой комплекс – он должен будет при­нять участие в благоустройстве общей территории на основе частно-государственного партнёрства. Это далеко не новый подход, применяемый для реа­билитации территорий, но в нашем городе он будет задействован впервые.
День, когда мы сможем увидеть «территорию мечты» во всей красе, наступит не скоро. Но то, что этот проект станут реализовывать поэтапно, вселяет надежду: ощущения вечной стройки в этом месте не будет. По словам Татьяны Прокофьевой, уже сегодня есть инвесторы – собственники участ­ков, готовые выйти на строительную площадку, как только все этапы согласования будут пройдены.
 
 
Ольга Туманская
 
Фото предоставлены пресс-службой мэрии Казани

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: