Речной порт Казани: как из унылой промзоны сделать Абу-Даби
Шедевр урбанистики в объятиях Волги
11 сентября 2020
Как бы ни ругали консерваторы цивилизацию, ратуя за возвращение лаптей и саней, она таки делает нашу жизнь лучше, комфортнее, быстрее, краше. Мы отправляемся в ближайший парк и, отдыхая, наслаждаемся изысканным его оформлением. Гуляем по европейски обустроенной набережной. В скромном по размерам райцентре буднично посещаем бассейн или ледовую арену и удивляемся, что такой возможности нет у многих жителей больших российских городов. Как должное воспринимаем наличие в республике хороших дорог и возможность приобрести жильё, воспользовавшись социальной ипотекой...
«Территория мечты» – так назвал мэр города место, которое сегодня является унылой казанской промзоной. Заинтригованы? Мы тоже!
В АБУ‑ДАБИ ПОЗАВИДУЮТ!
Вид с этого моста открывается потрясающий. Если встать спиной к городу, подставив лицо мягкому речному ветру, можно до бесконечности рассматривать Волгу. Стоит развернуться на сто восемьдесят градусов – и обеспечена порция новых восторгов. То, что открывается с этой точки, по своей красоте и размаху запросто может поспорить со знаменитым променадом Цим Ша Цуй в Гонконге, с мумбайской Марин‑драйв и даже… с самой набережной Корниш в Абу-Даби! Впрочем, нужно ли спорить? Ведь то, что мы видим в Казани, уникально.
Эта непрерывная 9-километровая набережная – настоящая визитная карточка 1000-летнего города, его фасад, в котором объединились история и современность. Грузовые краны, ставшие арт-объектами, напоминают о промышленной славе столицы. В пришвартованных к берегу судах разместились музеи и кафе. Здесь есть своя марина – стоянка для туристических теплоходов и частных катеров. Парки вдохновляют роскошью природы и стильным убранством. А в самом центре бухты как архитектурная доминанта красуется футуристический ансамбль центра булгарской культуры и центра урбанистики… Кстати, пешеходный мост, на котором я стою, – настоящее торжество архитектурной мысли. Лёгкий, почти невесомый, он соединил две береговые косы…
Впрочем, эта картинка – из светлого будущего. Сегодня же здесь ничего примечательного: отстойники для грузовых судов, гаражи, заброшенные склады, неработающие предприятия… Такова печальная действительность нынешней улицы Портовой. Глядя на неё, в «светлое будущее» верится с трудом.
– Эта территория будет одной из самых интересных в Казани, – уверяет Татьяна Прокофьева, координатор проекта. – Возможность жить в настоящей бухте, когда вода с трёх сторон, действительно уникальна! Мечтаю, чтобы всё, что мы планируем, было реализовано – в этом месте появится инновационная архитектура, воплотившая последние тенденции, возведённая по самым современным технологиям и, конечно, с учётом экологических аспектов. Это пространство наполнится множеством общественных функций – культурной, образовательной, спортивной, развлекательной… Уверена, здесь будет очень интересно жить, особенно молодым.
Да, помимо футуристических общественных центров, парков и набережной в этой зоне предполагается строительство более 1 млн квадратных метров жилья – преимущественно средней высотности, со своими архитектурными доминантами. Здесь же и на прилегающих территориях запланированы школы и детские сады. И это новый взгляд на комплексное развитие данной среды. От прежней концепции, разработанной малайзийской компанией APUDG, город решил отказаться.
Тогда, в 2016 году, малайзийские архитекторы предложили освоить 656 га побережья. Большую его часть предполагалось отдать под деловые центры: 7 млн квадратных метров бизнес-недвижимости сделали бы эту территорию монофункциональной. С приходом вечера жизнь бы здесь просто замирала. Но городу необходим баланс дневной и вечерней активности. Тем более что казанцам нравится жить в центре! Что, видимо, не учли малайзийские архитекторы, ориентируясь скорее на европейцев, предпочитающих селиться в спальных районах. Нынешняя концепция затрагивает всего 247 га, являясь при этом гораздо более функциональной и живой.
– Времена меняются, изменились и некоторые положения Генерального плана Казани, в соответствии с которым и будет развиваться данная территория. Сегодня очевидно, что предыдущая концепция нашим городским задачам не отвечает. Та, над которой мы работаем, предполагает гораздо меньшую плотность и высоту застройки, больший упор сделан на береговую линию, её доступность для жителей и гостей города. Мне кажется, это более реалистичный взгляд на освоение данной территории, он гораздо больше соответствует потребностям нашего города, – комментирует проект Татьяна Прокофьева.
Ещё один немаловажный нюанс – малайзийцы планировали создание большой намывной территории. Сегодня решено от этой идеи отказаться – вместо намыва предполагается, можно сказать, «косметическая» корректировка линии берега. Дело в том, что прибрежная часть развивалась очень хаотично – старая береговая защита выполнена из разных материалов, берег сильно изрезан, даже причальные стенка разной высоты и конфигурации. В таком виде оставлять береговую линию для будущей прогулочной набережной нельзя, утверждает Татьяна Прокофьева. Так что изменения берега предстоят, но ни на экологию территории, ни на его ландшафт они не повлияют.
ЗЁРНА ТАЛАНТА
…Полуостров мечты. Да-да, именно таким мне видится это место. Здесь правят бал красота и творчество. Между аккуратных аллей парка в режиме нон-стоп идут театральные перформансы, впереди на площадке самореализации бурлит звуками и красками фестиваль современного искусства. А рядом – знаменитый концептуальный архитектурный комплекс, созданный по аналогии с триединством Витрувия и объединяющий в себе пользу (бизнес), прочность (науку) и красоту (творчество). Это целый мир креативной индустрии с соответствующими бизнес-инкубаторами и коворкингами, исследовательскими лабораториями и институтами, концертными залами и лекториями, мастерскими и творческими студиями, ресторанами и отелями…
Почти год прошёл с той моей прогулки – виртуальной, конечно же! То была картинка из будущего портового элеватора, которую нафантазировали и визуализировали молодые архитекторы ИльсиярГабдрахманова и Ринат Гарипов – финалисты II Российской молодёжной архитектурной биеннале, проходившей в Иннополисе в 2019 году.
Задача перед её участниками стояла нелёгкая – превратить унылую и заброшенную промзону в современный район. Да ещё и придумать, как вдохнуть в него жизнь!
Да, мысль о том, что это место может быть ещё одним центром притяжения для горожан, украшением речного фасада Казани и приманкой для туристов, давно не давала покоя градостроителям и властям столицы. Сегодня, когда Портовая стала зоной уже не гипотетической, а реальной реновации, элеватору – без шуток – уготовано грандиозное будущее. Ведь это здание – знаковый объект, память места, отправляющая нас к промышленному прошлому территории. Так чем станет оно после реновации? Общественным центром? Студенческим городком и современным образовательным кластером? А может быть, той самой архитектурной «трилогией Витрувия»?
– Это будет точно не жилье – пока мы уверены только в этом, – отвечает на вопрос Татьяна Прокофьева. – Принято решение, что по каждому знаковому объекту будет проводиться международный архитектурный конкурс. Элеватор, конечно же, исключением не станет. И вполне возможно, молодые архитекторы, которые уже работали над этим проектом, предложат нам свои концепции.
Но вначале необходимо завершить работу над общей концепцией развития территории, которая по своей сути является только планировочным и объёмно-пространственным решением. Она обозначит тип и высоту застройки, её плотность, функциональное наполнение, размещение парковок и дорог… И только по результатам этой работы будет определён перечень знаковых объектов. Элеватор уже среди них.
– В Казани много подобных промышленных территорий, и всё это наша история. Город должен опираться на неё, нарастая слоями, адаптируя старые участки под новые социальные потребности и запросы. И это в том числе решает проблему расползания городов, – делится своим мнением соавтор «трилогии Витрувия» Ильсияр Габдрахманова.
– Сегодня практически вся архитектура возникает в результате «трения» между исторической средой и тем новым, что появляется на её месте, – отметил на биеннале, посвящённой реновации промзон, Сергей Чобан, председатель жюри, известный российско-немецкий архитектор. – Но, знаете, мне кажется, что в архитектуре все формы уже найдены, оттого не процесс нахождения какой‑то ещё более неожиданной формы сегодня наиболее интересен – интересна тенденция ввести что‑то новое в контекст окружающего, создать пространство, удобное для жизни разных групп населения.
– Ново-Татарская слобода представляла собой самобытный уголок Казани и была неотъемлемой частью её неповторимого восточного мусульманского ландшафта. Соседство с нею не могло не повлиять на историческое формирование нашей территории. И этот момент обязательно должен быть включён в концепцию её развития, – сказала во время презентации проекта Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани. – Вот почему именно здесь должен появиться булгарский культурный центр, который нам ещё предстоит связать с историческим пространством Ново-Татарской слободы и соединить с городскими туристическими маршрутами. Мы хотим вместе с вами помечтать, придать мысли форму и запустить её в будущее!
Мэр города Ильсур Метшин ушёл в своих мечтах ещё дальше и предложил найти в рамках этого грандиозного проекта место для… финансового центра ООН – чтобы именно здесь проводили свои заседания и консультации органы власти государств всего мира.
– Все лучшие мировые компании, которые планируют открытие своих офисов в Поволжье, не должны даже задумываться о том, в каком городе им это сделать. Выбор должен быть однозначным – Казань. Это наша мечта! Любую дорогу начинают с первого шага, мы этот шаг сделали не сегодня, подводя наш город к такой возможности. Теперь нам нужно без стеснений использовать опыт лучших специалистов мира, которые эту дорогу уже прошли. Другое дело, что во всём должна использоваться наша айдентика, наша многонациональная узнаваемость. Чтобы сразу было видно, что это не Амстердам, а Казань.
Порт Роттердама.
Эскизный проект «территории мечты» в Казани.
ВСЕ НА СТРОЙКУ?
Мечтать, конечно, можно бесконечно. А что до реализации этих «мечт»? Самый грандиозный проект реновации в Казани за последние годы не обещает быть лёгким. Скорее наоборот, ведь у заветной территории 146 собственников! Как со всеми договориться?
Несколько лет назад, когда проект реновации только задумывался, та ещё была задачка. Сегодня этот процесс не выглядит столь безысходным – Федеральный закон № 373 даёт градостроителям вполне чёткие инструменты для разрешения подобных ситуаций, прописывает все регламенты процедуры и создаёт предпосылки для комплексной реновации городских территорий по инициативе органа местного самоуправления. Получается, собственникам дадут возможность дальнейшего использования своих земель, но только в соответствии с генпланом?
– В целом так, – отвечает Татьяна Прокофьева. – В силу того, что в районе улицы Портовой нет ни качественных дорог, ни набережной, инженерные сети изношены, да и есть необходимость устройства инженерной защиты территории, частично эти затраты лягут на инвесторов. То есть собственник участка не просто возьмёт да и построит на своей земле жилой комплекс – он должен будет принять участие в благоустройстве общей территории на основе частно-государственного партнёрства. Это далеко не новый подход, применяемый для реабилитации территорий, но в нашем городе он будет задействован впервые.
День, когда мы сможем увидеть «территорию мечты» во всей красе, наступит не скоро. Но то, что этот проект станут реализовывать поэтапно, вселяет надежду: ощущения вечной стройки в этом месте не будет. По словам Татьяны Прокофьевой, уже сегодня есть инвесторы – собственники участков, готовые выйти на строительную площадку, как только все этапы согласования будут пройдены.
Ольга Туманская
Фото предоставлены пресс-службой мэрии Казани
Добавить комментарий