
Рискнём красотой?
Как защититься от некачественных бьюти-услуг
13 июля 2017
Так может ли быть путь к красоте приятным и безопасным? Или это всегда риск с возможными непредсказуемыми последствиями? Попробуем разобраться.
По данным аналитиков BusinesStat, оборот рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в 2015 году вырос в стране на 12,9% и составил 104,4 млрд руб. (итоги 2016 года пока не подведены). Республика Татарстан занимает 4,3% стоимостного объёма рынка – это довольно высокий показатель для региона. Аналитики отмечают: российский рынок развивается быстрыми темпами, особенно в крупных городах, но серьёзно отстаёт от европейского по качеству обслуживания.
ОШИБКИ НЕ К ЛИЦУ
К счастью, у Алёны, о которой мы рассказали в начале материала, всё закончилось хорошо. Но так бывает не всегда. Самая большая беда, которая подрывает доверие ко всей индустрии красоты, – частнопрактикующие врачи без специализированного образования. По сути, они работают незаконно, нередко используют незарегистрированную в РФ аппаратуру, несертифицированные препараты, не соблюдают технологии. Врачи, не имеющие лицензии, естественно, не в состоянии учесть индивидуальные особенности организма пациента. При подобном подходе говорить о качестве процедур даже не имеет смысла. Зато типичных осложнений, с которыми потом приходят пациенты уже к настоящим профессионалам, – множество.
– Часты воспаления после контурной пластики препаратами сомнительного качества, выполненной на дому или в парикмахерских без медицинской лицензии. Нередки нежелательные явления после ботулинотерапии в виде асимметрии и неестественного выражения лица. Сомнительная дешевизна этих процедур в итоге оборачивается потерей времени и дополнительными тратами на реабилитацию, – рассказывает Светлана Жабоева, заслуженный врач РТ.
По словам Светланы Жабоевой, нередки случаи, когда пациенты приходят с жалобами даже из официальных клиник после проведения дорогостоящих процедур, назначенных без учёта индивидуальных особенностей. Например, специалисты часто не берут в расчёт, что применение мезонитей для лифтинга лица не оправдано при тяжёлых лицах, встречающихся у российских женщин.
ДЕШЕВИЗНА КАК ЛОВУШКА
Сейчас на потребителей обрушиваются потоки агрессивной рекламы косметологических процедур. От неё не скрыться даже в лифтах и в общественном транспорте. Нередко серьёзные инъекционные процедуры предлагаются по каким‑то нереально дешёвым ценам. Елена Москвичева, аналитик индустрии красоты, раскрывает секрет хитрых маркетологов. По её словам, есть три варианта развития событий. Первый давно уже опробован гипермаркетами – объявляется низкая цена на группу продуктов в расчёте на то, что люди придут на приманку, а заодно купят ещё много чего другого, но уже по цене, в которую заложена скидка на ту самую рекламируемую группу продуктов.

Второй вариант: сеть работает с незарегистрированными препаратами и неквалифицированными специалистами, потому что в стоимость легального препарата уже «зашиты» расходы на его клинические испытания и регистрацию, на обучение врачей, сопроводительные материалы и так далее. Врач, который занимается контурной пластикой и знает себе цену, а также сложность процедуры, демпинговать не будет. Значит, и врачи, а чаще медсёстры, которым не разрешено делать эту процедуру, не являются квалифицированными специалистами.
Третий вариант – самый «хитрый» и всё чаще встречающийся. Клиника приглашает на дешёвую услугу, но она входит в пакет услуг, то есть в абонемент, и пациенту надо взять кредит в банке для оплаты упомянутого абонемента.
– Эксклюзивные современные аппаратные процедуры не могут стоить дёшево, потому что выполняются с использованием очень дорогого оборудования и разовых расходных материалов. Низкую цену можно поддерживать, только если экономить на материалах, используя дешёвые или фальсифицированные препараты, на зарплате малоопытных специалистов и на безопасности, а это несоблюдение санитарных норм в том числе. Вот и стоит задуматься: дёшево – это хорошо или очень опасно? – задаёт резонный вопрос Светлана Жабоева.
ИЩИТЕ ЧЕСТНОГО МАСТЕРА!
Я пришла постричься к любимому парикмахеру, в последние годы хожу только к ней. Лиана – редкий специалист. Очень честная. Скорее отговорит от какой‑то лишней дорогой процедуры.
Я смотрю на плакат на стене. Там девушка с идеально прямыми волосами, как зеркало отражающими свет. Лиана перехватывает мой заинтересованный взгляд:
– Не завидуй. Это кератиновое выпрямление. В составах для процедуры много формальдегида, а это канцероген. Он долго сохраняется на волосах. А волосы соприкасаются с кожей лица, шеи, плеч…
Потом мы с Лианой болтаем про чрезмерное увлечение загаром. Да, наш климат не балует нас солнцем и теплом. Не удивительно, что сограждане так полюбили солярии.
– Знаешь, у нас в салоне красоты солярий появился одним из первых в городе, я проходила учёбу по этому направлению. В идеале каждый сеанс должен длиться не больше десяти минут. А в год – не больше 60 сеансов. Я устала отговаривать посетителей загорать до румяной корочки – хотят в солярий минут на 15–20 за сеанс. Думаешь, кто‑то считает, сколько минут набегает у него за год? А мы потом удивляемся, почему столько рака вокруг…
Я искренне желаю каждой женщине по такой вот Лиане. Профессиональный мастер, будь то парикмахер, или косметолог, или пластический хирург, отговорит вас от ненужной, бесполезной или опасной процедуры.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАС ЗАЩИЩАЕТ ЗАКОН
Елена Москвичева убеждена, что в настоящее время российский потребитель защищён от некачественных бьюти‑услуг только лишь своей собственной просвещённостью.
– Проверки Росздравнадзора и Роспотребнадзора пока ещё достаточно хаотичны, их никак нельзя назвать точечными бомбардировками. А с введением санкций появилась другая проблема – на место легальных и дорогих продуктов из Европы пришли препараты-подделки из стран Юго-Восточной Азии, а также продукты, происхождение которых вообще неизвестно, – обрисовывает ситуацию эксперт.
Отвечая на тот же вопрос, Светлана Жабоева акцентирует:
– Ключёвое слово – защищён законом. Если пациент обращается в медицинское учреждение, имеющее лицензию, контролируемое государственными надзорными органами, соблюдающее санитарные нормы безопасности, где оформляется договор на оказание медицинской услуги и информированное согласие на её проведение, а оплата осуществляется с использованием кассового аппарата, то в случае неудовлетворительного результата он вправе требовать защиты своих прав законом. Ну а если пациент играет в рулетку со своим здоровьем, не понимая свои риски, делает процедуры на дому или очень дёшево у малоопытных специалистов, то ни доказательств, ни прав для разбирательств никаких не имеет.
БЬЮТИ-ИНДУСТРИЯ НЕ СПЕШИТ В СРО
Светлана Жабоева признаёт, что медицинская отрасль слишком коммерциализирована, и это приводит к появлению недобросовестных игроков, которые ради выгоды активно рекламируют сомнительные по результативности процедуры, используют дешёвые препараты, выдавая их за высококачественные. Наряду с этим интернет и другие источники изобилуют активными предложениями косметических, в том числе инъекционных процедур людьми, порой не имеющими даже медицинского образования. А тем временем косметология – это медицинская деятельность, строго регламентированная законом.
В отсутствие полноценных проверок со стороны уполномоченных органов сделать отрасль более прозрачной могло бы саморегулирование. Однако индустрия красоты не спешит вырабатывать защиту от недобросовестных игроков.
По словам Елены Москвичевой, ни сильных профессиональных сообществ, ни саморегулируемых организаций в России пока нет. Более или менее раскрученные профессиональные организации связаны с компаниями-поставщиками. И представители профессиональной прессы также не стесняются быть экспертами по конкретной продукции. Удивляет то, что сами крупные поставщики не объединяются против фальсификата и контрафакта – им‑то как раз было бы в репутационном смысле очень выгодно бороться за чистый, легальный рынок косметологических препаратов.
Светлана Жабоева, заслуженный врач РТ, главный врач Клиники СЛ:

– Как обезопасить себя от некачественных услуг? Ни в коем случае не принимайте услуги на дому или в салонах и частных кабинетах без медицинской лицензии. Обязательно спросите у специалиста документы государственного образца об образовании. Имейте в виду: сертификаты компаний, продающих косметическую продукцию, не являются гарантом права на медицинскую деятельность. Знайте: медсёстры не имеют права колоть ботулотоксины и делать контурную пластику. Помните: только врачи-косметологи имеют право заниматься косметологией, врачи других медицинских профессий должны заниматься своей работой. Наконец, всё, что вам хотят уколоть, должно быть зарегистрировано на территории РФ как лекарственное средство или изделие медицинского назначения.
Диана Гатиятуллина, директор медицинского центра «Гелиос»:

– Наиболее остро проблема некачественного оказания услуг стоит в сегменте инъекционных процедур. Объём теневого рынка здесь достаточно велик. При том что любая косметическая процедура должна быть оказана только в медицинском учреждении! Потребитель в своём стремлении сэкономить рискует самым дорогим, что у него есть, – своим здоровьем. Беда в том, что любой инъекционный препарат продаётся поставщиками любому человеку с улицы. Надомники демпингуют, в результате медицинский центр не выдерживает ценовой конкуренции.
Ленар Салахутдинов, директор Многопрофильной клиники «МЕДЕЛ», член Общественного совета Минздрава РТ:

– Косметология – это область медицины, следовательно, потребитель защищён не только «Законом о защите прав потребителей», но и законом, упорядочивающим оказание медицинских услуг – «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и главное, специализированным приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.04.2012 г. №381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология».Исходя из них медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом (имеющим соответствующий диплом и сертификат специалиста-косметолога), а учреждение, в котором осуществляется косметологическая процедура, должно иметь медицинскую лицензию, которая может являться гарантом соответствия всем требованиям и нормам.При обращении в салоны и медицинские центры нужно обязательно уточнить, соответствуют ли они данным требованиям.Очень важно отметить, что в учреждении, предоставляющем медицинские услуги, должны использоваться оборудование и препараты, имеющие сертификаты и разрешение на применение в медицине.Поэтому соответствие вышеизложенным требованиям может дать некоторые гарантии, что косметологические услуги не нанесут ущерба вашему здоровью и вы останетесь ими довольны. В противном случае потребитель добровольно берёт на себя повышенные риски осложнений от недоброкачественно оказанных услуг.
Добавить комментарий