
Серебряный дебют «Рыжиков»
Как Татарстан выиграл первую олимпийскую медаль в фигурном катании
23 марта 2018

Если верить стереотипам, у спортсменов, которые рвутся в чемпионы, характер не сахар. Вечная борьба с самим собой и соперниками, говорят, человека ожесточает и сушит. Евгению Тарасову соревновательный ритм бытия нисколько не испортил – в обычной жизни она мягкая и неконфликтная. Дошло до того, что репортёр известного издания однажды огорошил её партнёра, Владимира Морозова, бестактным вопросом:
– А вам не кажется, что Жене для успеха не хватает стервозности?
– Так это вообще не про неё! – возмутился фигурист. – Женя – добрый, славный человек. Не считаю, что человеку необходимы отрицательные черты для достижения высокого результата.

То, что на льду можно побеждать без ненависти в глазах, Евгения и Владимир доказали в Пхёнчхане, блестяще выступив в самый драматичный момент командных соревнований по фигурному катанию. А ситуация на тот момент, между прочим, была катастрофическая. После провального проката нашего Михаила Коляды сборная могла лишиться шансов даже на место в пятёрке...
Тарасовой и Морозову нужно было исполнить программу без единой ошибки. Представляете, какой психологический груз лежал на их плечах? Они не дрогнули и откатали так, как ещё никогда не катались в своей карьере: легко, красиво, без помарок. Заняв среди спортивных пар в короткой программе первое место, они принесли в копилку сборной максимально возможное количество баллов. А вы говорите «мягкие» и «пушистые». На льду оба – бойцы.
После «серебра», завоёванного в командном турнире фигуристов, от пары Тарасова – Морозов ждали ещё одного чуда – в соревнованиях спортивных пар. Не случилось…

НАЧИНАЕМ ВСЁ СНАЧАЛА?
Слёзы Евгении после относительной неудачи в произвольной программе, отбросившей пару на итоговое четвёртое место, любители фигурного катания запомнят надолго. Так же, как и сокрушительную критику не признающей компромиссов Татьяны Тарасовой. Татьяна Анатольевна не учла одного: Евгения и Владимир ещё только ворвались в топ сильнейших фигуристов планеты. Максимум, что они завоёвывали до Пхёнчхана – это «бронза» чемпионата мира в Финляндии. Поэтому ждать от перспективной пары прыжка выше головы вряд ли стоило, особенно после её подвига в командном турнире.
– В команде они сделали очень много. Это молодая пара, дебютанты, которые приобрели большой опыт. И следующая Олимпиада точно может быть их, – так оценил выступление Тарасовой и Морозова в Пхёнчхане другой наш признанный авторитет – Илья Авербух.
А главный болельщик и арбитр всех Жениных выступлений, её мама, поддержала дочь по-домашнему:
– Дуб, орех или мочало – начинаем всё сначала…

ЗА «ЗОЛОТОМ» – СТИСНУВ ЗУБЫ
Неудача – не самый приятный стимул для дальнейшего роста. Кого‑то они ломают. Но Евгении и её партнёру это, скорее всего, не грозит. Были на их пути испытания и посерьёзнее – пережили.
Одно из них случилось в прошлом году перед чемпионатом Европы в Остраве. На тренировке во время исполнения сложного элемента Евгения упала, и конёк партнёра разрезал ей ногу. Фигуристке наложили десять швов, выступление пары было под большим вопросом.
Но они всё‑таки вышли на старт. Женя бесстрашно порхала надо льдом, словно не было никаких падений и болезненной травмы. Они тогда показали многое, на что способны, и выиграли первое в карьере европейское «золото».
В спортивной жизни Евгении вообще многое было не благодаря, а вопреки. От посёлка Дербышки, где живут Тарасовы, до ближайшего искусственного льда, пожалуй, дальше, чем из любой другой части Казани. Тем не менее мама и бабушка отдали дочь именно на фигурное катание, и утомительные поездки на тренировки через весь город стали для девочки рабочими буднями ещё с дошкольного возраста.
Шансов попасть в группу к сильному тренеру было немного, но здесь Жене повезло: её приметил Геннадий Сергеевич Тарасов (однофамилец. – Прим. ред.), в своё время воспитавший чемпиона мира Александра Фадеева. Тарасов взял её в группу, где занимались дети заметно старше её. График – жёстче некуда, две тренировки в день...
В Казани Евгения добилась неплохих результатов в одиночном катании, вошла в состав молодёжной сборной России, но со временем стало понятно, что перспектив в одиночном катании у неё нет – девушки помладше прогрессировали стремительно. В этой ситуации девять из десяти спортсменов обычно оставляют большой спорт. Только не те, что годами ездили на общественном транспорте на тренировки через весь город…
ДОРОГА К МЕЧТЕ
Поехать в Москву и попробовать себя в парном катании. Это решение было принято на семейном совете по председательством мамы Евгении – Татьяны Александровны. Дорога к Олимпу началась в столичном общежитии училища олимпийского резерва. А на льду тренер Нина Михайловна Мозер поставила девушку в пару с Егором Чудиным. Очень быстро пара вошла в состав сборной команды России и... так же быстро распалась: Чудин выбрал для себя ледовые шоу. Но Евгению это уже не могло остановить. Она как‑то призналась, что, уехав из Казани в Москву, решила для себя: с любительским фигурным катанием покончено:
– Я понимала: назад дороги нет, нужно идти только вперёд.
Любопытно, что в то время у Владимира Морозова тоже никак не складывалось с партнёршами. Владимир потом признался: когда их поставили в пару с Евгенией, всё сразу стало получаться.
На самом деле – не всё и не сразу. За шесть лет совместного катания они выигрывали одни турниры и заваливали другие, меняли тренеров, получали травмы… Однажды, уже завоевав «серебро» Универсиады, они, полные надежд, вышли на старт чемпионата страны. Шли третьими по итогам короткой программы, а в произвольной умудрились упасть трижды. И стали последними в рейтинге...
Зато в год перед Олимпиадой в Пхёнчхане у «рыжиков», как их трогательно называют в сборной, получалось почти всё. Дело за малым – избавиться от «почти» к Играм в Пекине. Владимиру сейчас – 25 лет, Евгении – 23 – идеальный возраст для совершенства. Благо отношения в паре близки к идеальным. И не только на льду.
Добавить комментарий