Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Самозанятые: просто выйти из тени

Самозанятые: просто выйти из тени

«Домашние профессионалы», ваш выход! Почему пилотный проект себя оправдал

04 марта 2020

В российском бизнес-сообществе появился принципиально иной класс участников – самозанятые. Это эксперимент, и Татарстан стал одним из первых регионов, где он заработал. Что дал сей пилотный проект нашей экономике и самим «домашним профессионалам»?
 
В российском бизнес-сообществе появился принципиально иной класс участников – самозанятые. Это экс­перимент, и Татарстан стал одним из первых регионов, где он заработал. Что дал сей пилотный проект нашей экономике и самим «домашним про­фессионалам»?
Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специ­ального налогового режима «Налог на профессиональный доход» вступил в силу 1 января 2019 года.
– Мы не преследуем здесь цель со­брать каких‑то дополнительных на­логов, – утверждал в одном из сво­их интервью министр финансов РФ Антон Силуанов. Мы хотим, чтобы те предприниматели, которые сегодня работают, в том числе без регистрации, в том числе без уплаты налогов, без уча­стия в формировании своих социальных прав, чтобы они могли очень простым методом зарегистрироваться, платить налог и, по сути дела, выполнять все обя­зательства гражданина, – разъяснил он.
ВЫГОДНО? ОЧЕВИДНО!
Год прошёл – полёт нормальный. Пожалуй, так можно охарактеризовать итоги первых двенадцати месяцев эксперимента, считают в Министер­стве экономики РТ. Итого к началу второго года в республике заявились в качестве самозанятых около 60 ты­сяч человек. Это много или мало? Сопоставить цифру мы можем пока только со своими ожиданиями.
%d0%b3%d0%b0%d0%b9%d0%bd%d0%be%d0%b2
– Ожидания оправдались, – коммен­тирует Артур Гайнов, начальник от­дела развития институтов поддержки субъектов малого и среднего пред­принимательства Минэкономики РТ. – В неформальном секторе экономики Татарстана в 2018 году были заняты примерно 190 тысяч человек – это дан­ные Комитета РТ по социально-эконо­мическому мониторингу. Получается, что благодаря новому налоговому ре­жиму порядка 30 процентов из них в 2019 году вышли из тени. Происходит легализация экономики, и это очень важно, потому что только в этом слу­чае мы можем говорить о здоровой конкуренции между самозанятыми и предпринимателями, интересы ко­торых для нас тоже очень важны.
Ещё несколько цифр. Всего за про­шлый год самоза­нятые Татарстана перечислили в виде налога на профессио­нальный доход 114 миллионов рублей. Законом определено, что 63 процен­та от этих поступлений должно быть направлено в бюджет субъекта РФ, остальные 37 процентов – в бюджет ФФОМС. Таким образом, татарстан­скую казну самозанятые пополнили почти на 72 миллиона рублей. И снова вопрос: это много или мало? Для срав­нения: цифра сопоставима с затра­тами нашего бюджета на создание
условий в нашей системе образования для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других язы­ков в республике, а также татарского языка за её пределами. Или с затра­тами на совершенствование оказания медицинской помощи лицам с ВИЧ и гепатитами. Или со средствами, вы­деленными в этом году на программу развития пчеловодства, коневодства и племенного дела… И это, заметь­те, поступления только от трети «до­машних профессионалов», то есть тех, кто легализовался в прошлом году. Немного лукавил Антон Силуанов – финансовая выгода для государства очевидна. Но очевидна ли она для са­мих самозанятых?
ЗАПЛАТИ И СПИ СПОКОЙНО
Весна 2018 года. СМИ муссируют подробности выступления Муслимы Латыповой на расширенном заседа­нии Совета по предпринимательству при Президенте РТ. «В 2017 году я на­чала следить за псевдопредпринима­тельством. Они заполонили соцсети… Этот бизнес забирает у нас объёмы. Данной проблемой надо заниматься», – жаловалась генеральный директор «Ба­хетле» на мамочек в декрете, пекущих торты. Справедливости ради вспомним ответ президента: нужно сделать так, чтобы все люди были полезны и для общества, и для себя. «Для мамочек мы должны создать условия. Мы по­думаем», – сказал тогда он. Новый налоговый режим пришёлся кстати.
Одной из таких «мамочек в декре­те» была и Лиана Пахарева – юрист по профессии, для которой первона­чально приготовление десертов было и возможностью накормить своего ребёнка вкусностями «без химии», и своеобразным побегом от домашней рутины. Не забывала угощать друзей, соседей, и в один прекрасный день ей позвонили…
img_8063
– Мне заказали десерт, это стало не­ожиданностью, а потом звонков стало больше, и я поняла, что моё увлечение перестаёт быть хобби, – вспоминает Лиана. Как юрист она понимала, что та­кая деятельность должна регулировать­ся государством. Свои вопросы, как и Муслима Латыпова, озвучила на Со­вете по предпринимательству. Кстати, эти бизнес-леди смогли найти общий язык и уже ведут переговоры о сотруд­ничестве, ведь сегодня Лиана Пахарева возглавляет АНО «Центр поддержки самозанятых», помогая «домашним спецам» разобраться в тонкостях за­конодательства и ведения бизнеса.
– Какую выгоду новый налоговый режим несёт для самозанятых? – спра­шиваю я её.
– Самое первое – статусность. Ког­да я предоставляю своему клиенту чек, то чувствую своё преимущество по сравнению с теми, кто ещё не заре­гистрировался. Потому что мой чек – моя гарантия. С этого и начинается бизнес, возможность работать не толь­ко с физическими, но и юридическими лицами, а это уже совершенно другие доходы.
Кстати, о доходах, а точнее о том, что уже не приходится скрывать: офи­циальный статус самозанятого по­зволяет человеку при необходимости представить соответствующую справку в любое официальное учреждение. В общем, самозанятость – это не про­сто «заплати налог и спи спокойно», это ещё и «выезжай за пределы страны спокойно», и «рекламируй свою про­дукцию спокойно», и «получай кредит спокойно».
Впрочем, не всё так радужно в «коро­левстве» самозанятых. Закон «О про­ведении эксперимента…» имеет свои бреши и недоработки. Одна из них – тот самый «пищевой вопрос», о кото­ром говорила в своё время Латыпова. Сегодня получение сертификата каче­ства и других необходимых документов на свою пищевую продукцию для са­мозанятых является существенной проблемой – это и юридически сложно, и по финансам слишком затратно.
– По большому счёту, на каждый продукт и каждый новый его состав нужен отдельный документ, – говорит Лиана Пахарева. – А теперь представь­те, что клиент просит вас исключить из десерта орехи, потому что у него на них аллергия… Между тем инди­видуальный подход к клиенту в ми­кробизнесе – дело обычное.
Сегодня Центром поддержки само­занятых разработаны рекомендации для производителей пищевой про­дукции. Юридически можно сначала зарегистрироваться в качестве ин­дивидуального предпринимателя, получить необходимые сертификаты и выбрать для себя налоговый режим для самозанятых – закон не запрещает. Второй вариант: заказать лаборатор­ные испытания на предмет безопас­ности своей продукции – некоторые торговые площадки принимают их во внимание и идут на сотрудничество с самозанятыми. Но всё это, конечно, компромиссы. Проблема должна быть решена на законодательном уровне. Возможно, для домашних предпри­нимателей нужно ввести отдельную процедуру сертификации – посильную как по финансам, так и по простоте прохождения?
ВХОД – РУБЛЬ, ВЫХОД – ДВА?
Им до своей мастерской рукой по­дать. В прямом смысле слова: неболь­шой цех по изготовлению разделочных досок из дуба и других пород дерева супруги Аделя и Алексей Уточкины организовали прямо у себя в доме.
– Когда‑то мы занимались строи­тельством, но муж вышел на пенсию, и, чтобы не скучать, на семейном совете было решено начать общее дело, – рас­сказывает Аделя. – Нас всегда тянуло к дереву – это природный и очень те­плый материал. Какое‑то столярное оборудование у нас уже было, что‑то докупили… Начали изготавливать ку­хонные разделочные доски, а затем изучили спрос и добавили в свой ас­сортимент деревянные тарелки и ме­нажницы.
В семейном бизнесе Алексей отве­чает за производство. Все организаци­онные и административные вопросы взяла на себя Аделя. Она же зареги­стрировалась в 2019 году как само­занятая.
– Конечно, могли бы работать «по-тихому», но есть в самозанятости свои преимущества. Самое основное – расширение сбыта. Без официального статуса мы свою продукцию можем продавать только через знакомых или соцсети. Новый режим даёт воз­можность работать с юрлицами, а так­же выходить на различные торговые площадки и маркеты.
Плата за преимущества – 4 процента с дохода от реализации товаров и услуг
физическим и 6 процентов – юриди­ческим лицам.
– Не дорого? – спрашиваю Аделю. –Всё же в вашем бизнесе затраты не­малые – нужно и материалы закупить, и оборудование…
– Нормально! Мы заранее закла­дываем эту сумму в цену, поэтому по карману она не бьёт. А больше государству мы ничего не платим. К счастью, на нашу продукцию сер­тификаты или маркировка не нужны. И это здорово, иначе рушится сама суть самозанятости – всё должно быть предельно просто.
Действительно, стать самозанятым сегодня проще простого. Скачал мо­бильное приложение «Мой налог», нажал на кнопку зарегистрироваться – и всё. Вся процедура, не вставая с ди­вана, занимает десять минут. Сложно поверить? Многим – да.
– А вдруг увеличат налог, введут большие обязательные взносы в пен­сионный фонд, начнут штрафовать, блокировать карты?.. В самом начале страхов у людей было очень много, – рассказывает Лиана Пахарева. – Но, к слову, весь прошлый год у нас был мораторий на налоговые проверки. Да и, если разобраться, под какие санкции можно попасть, ведя свой бизнес честно? Чего бояться? Кон­трольной закупки со стороны прове­ряющих органов? Штрафа за неуплату налога? Собственно, всё. Мы прак­тически во всех районах республики провели круглые столы, на которых прорабатывали эти страхи, потому что большинство из них рождено простым незнанием закона. Не могу сказать, что все опасения людей рас­сеялись, – работы в этом направлении пока ещё очень много.
Да, наверное, какие‑то мелкие про­волочки не исключены, не во всех субъектах, где начал действовать но­вый налоговый режим, государствен­ные органы смогли чётко среагировать на него. Но у нас, в Татарстане, под­держка самозанятых с первых дней действия закона была максимальной, утверждает Лиана.
– А риски минимальные! – го­ворит она. – Пробуешь – получает­ся – развиваешься дальше. При этом тебе не нужно выбирать конкретный
вид деятельности, как при регистрации ИП, то есть утром ты можешь печь тор­ты на продажу, днём – консультировать фирму, вечером – собирать букеты… К слову, самый необычный вид дея­тельности среди самозанятых, кото­рый мне встречался, – целительство. Ну а если у тебя не получилось? Тогда жми на кнопку «Снять себя с учета». Всё, ты больше не самозанятый.
 
img_2568
fullsizerender-12-02-20-05-24-1
Небольшой цех по изготовлению разделочных досок из дуба и других пород дерева супруги Аделя и Алексей Уточкины организовали прямо у себя в доме. «Конечно, могли бы работать «по-тихому», но есть в самозанятости свои преимущества. Самое основное – расширение сбыта», – говорит Аделя.
 
img-20200214-wa0012
Свой проект по изготовлению натуральной татарской пастилы Искандер Богданов назвал snackbazar и подарил его супруге. Но постепенно втянулся в это дело и сам. «Хлопот хватает, и совсем не хочется заниматься бумажной волокитой. А приложение «Мой налог» – не что иное, как электронный бухгалтер. Нам же остаётся только творчество!» – говорит Искандер.
 
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ЗАКОНА
Идея семейного бизнеса пришла к Искандеру Богданову случайно. На дворе стояло лето, ветер гонял за­пахи цветов и ягод. Искандер «бродил» по интернету и неожиданно наткнул­ся на рекламу сушилки для овощей и фруктов. И сразу же в памяти всплы­ли тёплые воспоминания о бабушке, которая когда‑то готовила пастилу. Вкусную, душистую, полезную… А что, если попробовать возродить рецепты этого натурального лакомства?
Свой проект Искандер назвал snackbazar и подарил его супруге.
– Я дизайнер, для меня очень важно, чтобы продукт был приятным даже внешне, поэтому самое первое, что я сделал, – дизайн упаковки, – улыбается Искандер. – Сама же идея сладостей без сахара – пастилы и разнообразных фруктовых чипсов – как нельзя луч­ше вписалась в популярную сегодня концепцию здорового образа жизни.
Со временем snackbazar превратился в семейный бизнес. Супруга заведует кулинарной частью, Искандер – про­движением товара.
– Знаете, когда ты сам что‑то про­изводишь и получаешь какую‑то об­ратную реакцию – это меняет твоё сознание. В общем, это дело нас за­тянуло. Хлопот хватает, и совсем не хочется заниматься бумажной волокитой. А приложение «Мой на­лог» не что иное, как электронный бухгалтер. Нам же остаётся только творчество!
Искандер уверен, что данный нало­говый режим – прекрасная начальная ступень для дальнейшего коммер­ческого развития, ведь фискальная нагрузка на малый и средний бизнес сегодня высока, начинать его «домаш­ним профессионалам» нет никакого смысла. Официальная статистика ему вторит: примерно 50 процентов предприятий малого и среднего биз­неса прекращают свою деятельность в течение первого года после реги­страции и всего 10 процентов смогут отпраздновать своё пятилетие.
– Уровень налоговой нагрузки в 4–6 процентов – и все счастливы! И государство, и мы – самозанятые. К тому же у нас появилась возмож­ность безболезненно завершить ста­рое, начать что‑то новое и при этом не «молиться» на налоговых стати­стов. Это очень по-человечески. Наде­юсь, в ближайшее время у нас станет как во Франции, где очень развито ремесленное производство. Повсе­местно там можно увидеть маленькие магазинчики, где работает всего один человек, которому помогает сын или дочка… Пока нам этого очень не хва­тает.
Вместе с тем бреши пилотного про­екта затронули и Искандера. Пер­вая – зарегистрировать свой бренд snackbazar будет стоить ему около 50 тысяч рублей под ключ, что для начинающего хозяйства неподъёмно. Вторая – из‑за отсутствия сертифика­тов на пищевую продукцию магазины практически не берут на реализацию пастилу. Третья – сырой закон порож­дает сложности в составлении догово­ров между самозанятыми и юридиче­скими лицами.
– Известная компания заказала нам татарскую пастилу в качестве по­дарка для клиентов. Уже три недели мы пытаемся юридически оформить поставку – нюансов слишком много, –рассказывает Искандер.
Ещё одну проблему озвучивает Аде­ля: для выхода на торговые площадки самозанятым не хватает возможности принимать безналичную оплату с по­мощью эквайринга.
– Стоимость наших разделочных досок часто превышает тысячу ру­блей – не у всех наберётся в кошельке столько наличных денег, – рассказы­вает она. – Перевод с карты на карту довольно обременителен – иногда покупателю проще развернуться и уйти… Конечно, можно сначала зарегистрироваться индивидуаль­ным предпринимателем, получить возможность использовать эквай­ринг, а затем стать самозанятым… Но опять же, зачем так изгаляться? Ведь это подрывает принцип про­стоты идеи самозанятости.
В общем, идея хороша, но её реа­лизация пока далека от идеала. Так, например, пока для самозанятых недоступны финансовые меры госу­дарственной поддержки, которые дей­ствуют для малого и среднего бизнеса. Впрочем, как мы знаем, идёт всего второй год эксперимента.
– Корпорация МСП совместно с МСП банком и Минэкономразвития РФ уже предложили продукт по льготному кредитованию самозанятых. Речь идёт о субсидировании процентной банковской ставки. Возможно, в бли­жайшее время появятся новые кредит­ные предложения для самозанятых, –делится новостью Артур Гайнов. – Думаю, что все проблемные вопросы постепенно будут отработаны. С этого года к пилотному проекту присое­динились другие регионы, а значит, будет ещё больше предложений, свя­занных с его усовершенствованием.
 
 
ПОЧЕМУ БЫТЬ САМОЗАНЯТЫМ ПРОСТО И ВЫГОДНО?
Лёгкая регистрация и простой выход из данного налогового режима
Пониженная ставка налога –от 4 до 6 процентов
Можно предоставить чек покупателю, а следовательно, работать с юрлицами
Можно подтвердить свой доход и представить справку о нём в любое ведомство или банк
Все расчёты и оплата налога осуществляются «в один клик» через мобильное приложение
Возможно легально работать без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без отчётности, без кассы
Можно не платить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. В данном случае это дело добровольное
 

 
 
 
Фото из личного архива Артура Гайнова, из личного архива Адели и Алексея Уточкиных, из личного архива Искандера Богданова, Александр Ефремов
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: