
Самозанятые: просто выйти из тени
«Домашние профессионалы», ваш выход! Почему пилотный проект себя оправдал
04 марта 2020
В российском бизнес-сообществе появился принципиально иной класс участников – самозанятые. Это эксперимент, и Татарстан стал одним из первых регионов, где он заработал. Что дал сей пилотный проект нашей экономике и самим «домашним профессионалам»?
Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» вступил в силу 1 января 2019 года.
– Мы не преследуем здесь цель собрать каких‑то дополнительных налогов, – утверждал в одном из своих интервью министр финансов РФ Антон Силуанов. – Мы хотим, чтобы те предприниматели, которые сегодня работают, в том числе без регистрации, в том числе без уплаты налогов, без участия в формировании своих социальных прав, чтобы они могли очень простым методом зарегистрироваться, платить налог и, по сути дела, выполнять все обязательства гражданина, – разъяснил он.
ВЫГОДНО? ОЧЕВИДНО!
Год прошёл – полёт нормальный. Пожалуй, так можно охарактеризовать итоги первых двенадцати месяцев эксперимента, считают в Министерстве экономики РТ. Итого к началу второго года в республике заявились в качестве самозанятых около 60 тысяч человек. Это много или мало? Сопоставить цифру мы можем пока только со своими ожиданиями.

– Ожидания оправдались, – комментирует Артур Гайнов, начальник отдела развития институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Минэкономики РТ. – В неформальном секторе экономики Татарстана в 2018 году были заняты примерно 190 тысяч человек – это данные Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу. Получается, что благодаря новому налоговому режиму порядка 30 процентов из них в 2019 году вышли из тени. Происходит легализация экономики, и это очень важно, потому что только в этом случае мы можем говорить о здоровой конкуренции между самозанятыми и предпринимателями, интересы которых для нас тоже очень важны.
Ещё несколько цифр. Всего за прошлый год самозанятые Татарстана перечислили в виде налога на профессиональный доход 114 миллионов рублей. Законом определено, что 63 процента от этих поступлений должно быть направлено в бюджет субъекта РФ, остальные 37 процентов – в бюджет ФФОМС. Таким образом, татарстанскую казну самозанятые пополнили почти на 72 миллиона рублей. И снова вопрос: это много или мало? Для сравнения: цифра сопоставима с затратами нашего бюджета на создание
условий в нашей системе образования для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в республике, а также татарского языка за её пределами. Или с затратами на совершенствование оказания медицинской помощи лицам с ВИЧ и гепатитами. Или со средствами, выделенными в этом году на программу развития пчеловодства, коневодства и племенного дела… И это, заметьте, поступления только от трети «домашних профессионалов», то есть тех, кто легализовался в прошлом году. Немного лукавил Антон Силуанов – финансовая выгода для государства очевидна. Но очевидна ли она для самих самозанятых?
ЗАПЛАТИ И СПИ СПОКОЙНО
Весна 2018 года. СМИ муссируют подробности выступления Муслимы Латыповой на расширенном заседании Совета по предпринимательству при Президенте РТ. «В 2017 году я начала следить за псевдопредпринимательством. Они заполонили соцсети… Этот бизнес забирает у нас объёмы. Данной проблемой надо заниматься», – жаловалась генеральный директор «Бахетле» на мамочек в декрете, пекущих торты. Справедливости ради вспомним ответ президента: нужно сделать так, чтобы все люди были полезны и для общества, и для себя. «Для мамочек мы должны создать условия. Мы подумаем», – сказал тогда он. Новый налоговый режим пришёлся кстати.
Одной из таких «мамочек в декрете» была и Лиана Пахарева – юрист по профессии, для которой первоначально приготовление десертов было и возможностью накормить своего ребёнка вкусностями «без химии», и своеобразным побегом от домашней рутины. Не забывала угощать друзей, соседей, и в один прекрасный день ей позвонили…

– Мне заказали десерт, это стало неожиданностью, а потом звонков стало больше, и я поняла, что моё увлечение перестаёт быть хобби, – вспоминает Лиана. Как юрист она понимала, что такая деятельность должна регулироваться государством. Свои вопросы, как и Муслима Латыпова, озвучила на Совете по предпринимательству. Кстати, эти бизнес-леди смогли найти общий язык и уже ведут переговоры о сотрудничестве, ведь сегодня Лиана Пахарева возглавляет АНО «Центр поддержки самозанятых», помогая «домашним спецам» разобраться в тонкостях законодательства и ведения бизнеса.
– Какую выгоду новый налоговый режим несёт для самозанятых? – спрашиваю я её.
– Самое первое – статусность. Когда я предоставляю своему клиенту чек, то чувствую своё преимущество по сравнению с теми, кто ещё не зарегистрировался. Потому что мой чек – моя гарантия. С этого и начинается бизнес, возможность работать не только с физическими, но и юридическими лицами, а это уже совершенно другие доходы.
Кстати, о доходах, а точнее о том, что уже не приходится скрывать: официальный статус самозанятого позволяет человеку при необходимости представить соответствующую справку в любое официальное учреждение. В общем, самозанятость – это не просто «заплати налог и спи спокойно», это ещё и «выезжай за пределы страны спокойно», и «рекламируй свою продукцию спокойно», и «получай кредит спокойно».
Впрочем, не всё так радужно в «королевстве» самозанятых. Закон «О проведении эксперимента…» имеет свои бреши и недоработки. Одна из них – тот самый «пищевой вопрос», о котором говорила в своё время Латыпова. Сегодня получение сертификата качества и других необходимых документов на свою пищевую продукцию для самозанятых является существенной проблемой – это и юридически сложно, и по финансам слишком затратно.
– По большому счёту, на каждый продукт и каждый новый его состав нужен отдельный документ, – говорит Лиана Пахарева. – А теперь представьте, что клиент просит вас исключить из десерта орехи, потому что у него на них аллергия… Между тем индивидуальный подход к клиенту в микробизнесе – дело обычное.
Сегодня Центром поддержки самозанятых разработаны рекомендации для производителей пищевой продукции. Юридически можно сначала зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, получить необходимые сертификаты и выбрать для себя налоговый режим для самозанятых – закон не запрещает. Второй вариант: заказать лабораторные испытания на предмет безопасности своей продукции – некоторые торговые площадки принимают их во внимание и идут на сотрудничество с самозанятыми. Но всё это, конечно, компромиссы. Проблема должна быть решена на законодательном уровне. Возможно, для домашних предпринимателей нужно ввести отдельную процедуру сертификации – посильную как по финансам, так и по простоте прохождения?
ВХОД – РУБЛЬ, ВЫХОД – ДВА?
Им до своей мастерской рукой подать. В прямом смысле слова: небольшой цех по изготовлению разделочных досок из дуба и других пород дерева супруги Аделя и Алексей Уточкины организовали прямо у себя в доме.
– Когда‑то мы занимались строительством, но муж вышел на пенсию, и, чтобы не скучать, на семейном совете было решено начать общее дело, – рассказывает Аделя. – Нас всегда тянуло к дереву – это природный и очень теплый материал. Какое‑то столярное оборудование у нас уже было, что‑то докупили… Начали изготавливать кухонные разделочные доски, а затем изучили спрос и добавили в свой ассортимент деревянные тарелки и менажницы.
В семейном бизнесе Алексей отвечает за производство. Все организационные и административные вопросы взяла на себя Аделя. Она же зарегистрировалась в 2019 году как самозанятая.
– Конечно, могли бы работать «по-тихому», но есть в самозанятости свои преимущества. Самое основное – расширение сбыта. Без официального статуса мы свою продукцию можем продавать только через знакомых или соцсети. Новый режим даёт возможность работать с юрлицами, а также выходить на различные торговые площадки и маркеты.
Плата за преимущества – 4 процента с дохода от реализации товаров и услуг
физическим и 6 процентов – юридическим лицам.
– Не дорого? – спрашиваю Аделю. –Всё же в вашем бизнесе затраты немалые – нужно и материалы закупить, и оборудование…
– Нормально! Мы заранее закладываем эту сумму в цену, поэтому по карману она не бьёт. А больше государству мы ничего не платим. К счастью, на нашу продукцию сертификаты или маркировка не нужны. И это здорово, иначе рушится сама суть самозанятости – всё должно быть предельно просто.
Действительно, стать самозанятым сегодня проще простого. Скачал мобильное приложение «Мой налог», нажал на кнопку зарегистрироваться – и всё. Вся процедура, не вставая с дивана, занимает десять минут. Сложно поверить? Многим – да.
– А вдруг увеличат налог, введут большие обязательные взносы в пенсионный фонд, начнут штрафовать, блокировать карты?.. В самом начале страхов у людей было очень много, – рассказывает Лиана Пахарева. – Но, к слову, весь прошлый год у нас был мораторий на налоговые проверки. Да и, если разобраться, под какие санкции можно попасть, ведя свой бизнес честно? Чего бояться? Контрольной закупки со стороны проверяющих органов? Штрафа за неуплату налога? Собственно, всё. Мы практически во всех районах республики провели круглые столы, на которых прорабатывали эти страхи, потому что большинство из них рождено простым незнанием закона. Не могу сказать, что все опасения людей рассеялись, – работы в этом направлении пока ещё очень много.
Да, наверное, какие‑то мелкие проволочки не исключены, не во всех субъектах, где начал действовать новый налоговый режим, государственные органы смогли чётко среагировать на него. Но у нас, в Татарстане, поддержка самозанятых с первых дней действия закона была максимальной, утверждает Лиана.
– А риски минимальные! – говорит она. – Пробуешь – получается – развиваешься дальше. При этом тебе не нужно выбирать конкретный
вид деятельности, как при регистрации ИП, то есть утром ты можешь печь торты на продажу, днём – консультировать фирму, вечером – собирать букеты… К слову, самый необычный вид деятельности среди самозанятых, который мне встречался, – целительство. Ну а если у тебя не получилось? Тогда жми на кнопку «Снять себя с учета». Всё, ты больше не самозанятый.


Небольшой цех по изготовлению разделочных досок из дуба и других пород дерева супруги Аделя и Алексей Уточкины организовали прямо у себя в доме. «Конечно, могли бы работать «по-тихому», но есть в самозанятости свои преимущества. Самое основное – расширение сбыта», – говорит Аделя.

Свой проект по изготовлению натуральной татарской пастилы Искандер Богданов назвал snackbazar и подарил его супруге. Но постепенно втянулся в это дело и сам. «Хлопот хватает, и совсем не хочется заниматься бумажной волокитой. А приложение «Мой налог» – не что иное, как электронный бухгалтер. Нам же остаётся только творчество!» – говорит Искандер.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ЗАКОНА
Идея семейного бизнеса пришла к Искандеру Богданову случайно. На дворе стояло лето, ветер гонял запахи цветов и ягод. Искандер «бродил» по интернету и неожиданно наткнулся на рекламу сушилки для овощей и фруктов. И сразу же в памяти всплыли тёплые воспоминания о бабушке, которая когда‑то готовила пастилу. Вкусную, душистую, полезную… А что, если попробовать возродить рецепты этого натурального лакомства?
Свой проект Искандер назвал snackbazar и подарил его супруге.
– Я дизайнер, для меня очень важно, чтобы продукт был приятным даже внешне, поэтому самое первое, что я сделал, – дизайн упаковки, – улыбается Искандер. – Сама же идея сладостей без сахара – пастилы и разнообразных фруктовых чипсов – как нельзя лучше вписалась в популярную сегодня концепцию здорового образа жизни.
Со временем snackbazar превратился в семейный бизнес. Супруга заведует кулинарной частью, Искандер – продвижением товара.
– Знаете, когда ты сам что‑то производишь и получаешь какую‑то обратную реакцию – это меняет твоё сознание. В общем, это дело нас затянуло. Хлопот хватает, и совсем не хочется заниматься бумажной волокитой. А приложение «Мой налог» не что иное, как электронный бухгалтер. Нам же остаётся только творчество!
Искандер уверен, что данный налоговый режим – прекрасная начальная ступень для дальнейшего коммерческого развития, ведь фискальная нагрузка на малый и средний бизнес сегодня высока, начинать его «домашним профессионалам» нет никакого смысла. Официальная статистика ему вторит: примерно 50 процентов предприятий малого и среднего бизнеса прекращают свою деятельность в течение первого года после регистрации и всего 10 процентов смогут отпраздновать своё пятилетие.
– Уровень налоговой нагрузки в 4–6 процентов – и все счастливы! И государство, и мы – самозанятые. К тому же у нас появилась возможность безболезненно завершить старое, начать что‑то новое и при этом не «молиться» на налоговых статистов. Это очень по-человечески. Надеюсь, в ближайшее время у нас станет как во Франции, где очень развито ремесленное производство. Повсеместно там можно увидеть маленькие магазинчики, где работает всего один человек, которому помогает сын или дочка… Пока нам этого очень не хватает.
Вместе с тем бреши пилотного проекта затронули и Искандера. Первая – зарегистрировать свой бренд snackbazar будет стоить ему около 50 тысяч рублей под ключ, что для начинающего хозяйства неподъёмно. Вторая – из‑за отсутствия сертификатов на пищевую продукцию магазины практически не берут на реализацию пастилу. Третья – сырой закон порождает сложности в составлении договоров между самозанятыми и юридическими лицами.
– Известная компания заказала нам татарскую пастилу в качестве подарка для клиентов. Уже три недели мы пытаемся юридически оформить поставку – нюансов слишком много, –рассказывает Искандер.
Ещё одну проблему озвучивает Аделя: для выхода на торговые площадки самозанятым не хватает возможности принимать безналичную оплату с помощью эквайринга.
– Стоимость наших разделочных досок часто превышает тысячу рублей – не у всех наберётся в кошельке столько наличных денег, – рассказывает она. – Перевод с карты на карту довольно обременителен – иногда покупателю проще развернуться и уйти… Конечно, можно сначала зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, получить возможность использовать эквайринг, а затем стать самозанятым… Но опять же, зачем так изгаляться? Ведь это подрывает принцип простоты идеи самозанятости.
В общем, идея хороша, но её реализация пока далека от идеала. Так, например, пока для самозанятых недоступны финансовые меры государственной поддержки, которые действуют для малого и среднего бизнеса. Впрочем, как мы знаем, идёт всего второй год эксперимента.
– Корпорация МСП совместно с МСП банком и Минэкономразвития РФ уже предложили продукт по льготному кредитованию самозанятых. Речь идёт о субсидировании процентной банковской ставки. Возможно, в ближайшее время появятся новые кредитные предложения для самозанятых, –делится новостью Артур Гайнов. – Думаю, что все проблемные вопросы постепенно будут отработаны. С этого года к пилотному проекту присоединились другие регионы, а значит, будет ещё больше предложений, связанных с его усовершенствованием.
ПОЧЕМУ БЫТЬ САМОЗАНЯТЫМ ПРОСТО И ВЫГОДНО?
Лёгкая регистрация и простой выход из данного налогового режима
Пониженная ставка налога –от 4 до 6 процентов
Можно предоставить чек покупателю, а следовательно, работать с юрлицами
Можно подтвердить свой доход и представить справку о нём в любое ведомство или банк
Все расчёты и оплата налога осуществляются «в один клик» через мобильное приложение
Возможно легально работать без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без отчётности, без кассы
Можно не платить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. В данном случае это дело добровольное
Фото из личного архива Артура Гайнова, из личного архива Адели и Алексея Уточкиных, из личного архива Искандера Богданова, Александр Ефремов
Добавить комментарий