"Санта-Барбара" отдыхает, или Почему у тех, кто не платит алименты, нет будущего
20 тысяч татарстанцев задолжали своим детям свыше 3 млрд рублей!
05 октября 2018
ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ
Как это часто бывает, поженились они рано. Регине тогда только девятнадцать исполнилось, будущему главе семейства – на год больше. Но счастливая жизнь закончилась, так и не успев начаться. Муж сильно пил, дебоширил. Уходила от него и вновь возвращалась Регина не раз – ради дочери пыталась сохранить семью. Но всё тщетно: мужа хватало максимум на неделю. Оформила развод, тогда же подала на алименты. Задолженность по ним копилась с 2009 года и сегодня приблизилась к миллиону (!) рублей.
С Региной мы познакомились на приёме граждан по вопросам взыскания алиментных платежей. Его совместно со службой судебных приставов и представителями администраций районов Казани провела Эльмира Зарипова, министр труда, занятости и социальной защиты РТ. Регина стала одной из семи женщин, чьи истории взяли под личный контроль представители этой влиятельной комиссии.
– С дочерью бывший муж все контакты прекратил, а она каждый свой день рождения ждала от него звонка, – рассказывает Регина. – Один раз я не выдержала, в сердцах предложила ей самой позвонить отцу. Но моя бывшая свекровь, с которой наше общение никогда не прерывалось, его номер не дала. Раньше она всегда была за меня, но алименты всё изменили... Недавно дочка попросила: «Мама, откажись от алиментов». Не откажусь, ведь эти деньги понадобятся на её же образование!
К слову, такой единый приёмный день… прошёл по всей республике. Следующий состоится в октябре. «Наша задача – довести этих людей до итога», – сказала Эльмира Зарипова. Вот и мужа Регины судебные приставы «пробили» по всем статьям. Выходили на работодателя с вопросом, почему официальная зарплата мужчины меньше прожиточного минимума. Установили, что у него есть загранпаспорт и водительские права. Сегодня для мужчины закрыт выезд за пределы страны, наложен запрет на управление автотранспортом. Следующий шаг – привлечение к административной, а если это не поможет, то и к уголовной ответственности.
– Ситуация непростая, и мы берём её под особый контроль, – пообещал Регине Анвар Закиров, заместитель главного судебного пристава Республики Татарстан.
ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ ИСТОРИЯ
В небольшом кабинете отдела судебных приставов по Ново-Савиновскому району пристав-исполнитель Эльвира Ахметзянова готовится к рейду. Лично у неё в работе в данный момент находятся 365 исполнительных производств. Суммы задолженностей по некоторым просто зашкаливают, переваливая за 800 тысяч рублей. Многие из горе‑отцов никогда не платили своим детям. Впрочем, как выясняем, не только отцы…
– Какая из этих историй для вас – самая плохая? – спрашиваю я Эльвиру.
– Та, в которой должником по алиментам является мать, – не задумываясь, говорит она. – Помню, мы приехали к одной должнице, у неё трое детей, и все – в детском доме. Живёт в новой квартире. С тремя кошками! А детям не платит… На вопрос «почему?» ответа у неё нет. Пришлось арестовать имущество – хороший телевизор, холодильник, микроволновку… Уже через суд привлекли её к административной ответственности, присудили обязательные работы. В итоге женщина начала выплачивать алименты. Конечно, не ту сумму, которую должна бы, но хоть что-то!
По словам Эльвиры Ахметзяновой, наказание лишением свободы до пятнадцати суток и обязательные работы – меры действенные. Некоторые, посидев за решёткой и поразмышляв о своей жизни, всё же приходят к нужному выводу: поддерживать своих детей необходимо. После должнику даётся ещё два месяца на то, чтобы начать выплачивать алименты. В противном случае его привлекают к более серьёзной ответственности. Так, в этом месяце в отношении двух «подшефных» Эльвиры Ахметзяновой возбуждают уже уголовные дела по статье 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». В целом же по республике с начала года было открыто свыше шестисот таких дел.
…Первый наш адрес – пример «очень плохой истории». Гульнаре немногим больше двадцати лет, она лишена родительских прав, а её трёхлетний сын находится в детском доме. Взыскатели – органы опеки. Долг – почти пятьдесят тысяч рублей.
Последний этаж. Дверь слева. Эльвиру Ахметзянову в этом рейде сопровождает сотрудник отдела обеспечения установленного порядка деятельности судов (ОУПДС). Звонка в двери нет, поэтому Ильдус стучит. Настойчиво и долго. Наконец до нас доносится: «Кто?»
– Судебные приставы! Гульнара Ильдаровна, откройте, пожалуйста, – отвечает Эльвира, и с этого момента за дверью воцаряется тишина. Приставы ещё долго не сдаются. На шум выходит соседка.
– Да не откроют они…
– Она, наверное, боится, вот и не открывает, – отвечает Эльвира,
протягивая соседке повестку. – Но ничего страшного не случится – передайте, пожалуйста, ей это.
– Человек дома, а попасть не можем, – обращается Эльвира уже ко мне. – Что ж, придём сюда ещё не раз!
– Чего вам в вашей работе не хватает? Что бы вам действительно помогло? – спрашиваю я Эльвиру.
– Нужна общая межведомственная база! Например, пришёл человек менять свой паспорт, и тут же нам звонок из соответствующей службы: «Выезжайте, он у нас». Или вот чемпионат мира по футболу у нас проходил. Сотрудники полиции у стольких человек документы проверили! А вот если бы у них в работе была база по алиментщикам…
«САНТА-БАРБАРА» ОТДЫХАЕТ
И снова Ильдус барабанит в дверь. Мы уже решаем капитулировать, как вдруг на пороге появляется сонная девушка.
– Дяди Димы дома нет, – сообщает она. «Дядя Дима» – 43-летний уклонист от алиментов. Его долг за шесть лет превысил триста тысяч рублей.
Воспользовавшись удачей, проходим в квартиру, которая на деле оказывается коммуналкой. Входная дверь за нами снова открывается – вот он, уклонист собственной персоной! В общем, попался.
– Дмитрий Владимирович? Почему алименты не платите? – с порога встречает его Эльвира.
– А я такую сумму не могу отдать! – тут же парирует он.
В этом году Дмитрия привлекли к уголовной ответственности. Он работает на принудительных работах – часть заработанных денег идёт на уплату алиментов. Но этого мало для погашения такого большого долга. Эльвира пришла арестовывать имущество.
– Вот штаны забирайте, вон футболку! Всё для неё!!! – кипишует Дмитрий. – Я с ней не в браке был, чтобы детей еёных...
Шесть лет назад Дима познакомился с женщиной. Встречались всего месяц. При этом вот уже двадцать лет он живёт в гражданском браке с другой – вместе вырастили двоих дочерей, скоро родится внучка. Говорит, узнал о том, что у него есть сын, совсем недавно, когда сумма алиментов стала измеряться шестизначным числом. Экспертиза подтвердила – отец ребёнка действительно он.
– Шесть лет ничего не знал! И вот приходит долг. Почтовых ящиков у нас нет. Может быть, на суд и вызывали. А так – я ни духом, ни слухом! Если бы по-человечески ко мне отнеслись – я бы деньги посылал. А так принципиально этот долг платить не буду! – в конце концов уходит он в глухую оборону.
Пока Дмитрий трудится на исправительных работах, сорок процентов от его официального заработка отчисляются на алименты. Но закончится этот семимесячный срок, а дальше что? Вот уже несколько лет у него нет постоянного трудоустройства – утверждает, что из‑за давней судимости никто на работу его брать не хочет. Правда, профессия плотника пропасть не даёт. Перебивается шабашками.
– Я вам так скажу: это всё сказки, что он не знал о существовании сына! – говорит нам Эльвира уже на улице. – Дмитрия привлекли к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ, его делом занималась прокуратура, отдел дознания. Каждая такая история – настоящая «Санта-Барбара»! Да, и в жизни есть место сериалам.
– В 2016 году в законодательстве по взысканию алиментов произошли существенные изменения, – комментирует ситуацию Анвар Закиров, заместитель главного судебного пристава Республики Татарстан. – Изменился алгоритм действий пристава-исполнителя по привлечению должников по алиментам к уголовной ответственности. Если ранее приставы были вынуждены дважды, трижды, а то и четырежды предупреждать их о такой возможности, то сегодня по закону достаточно всего двух месяцев уклонения от уплаты алиментов, чтобы составить протокол об административном правонарушении. А далее суд рассматривает его и назначает соответствующее наказание – обязательные работы, штраф или административный арест. Если после этого в течение ещё двух месяцев должник так и не приступил к выплате алиментов, то приставом составляется уже рапорт об обнаружении признаков состава преступления по 157-й статье УК РФ и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
– Но здесь важно понимать: для нас эта мера – одна из крайних, – уточняет Анвар Закиров. – Уголовное прошлое способно испортить биографию должнику. Обычно люди стараются до этого ситуацию не доводить.
После окончания исправительных работ судебные приставы вручат Дмитрию направление в Центр занятости населения. Там ему помогут трудоустроиться. Найти официальную работу – в его собственных интересах. Дело в том, что, если человек официально не трудоустроен, его ежемесячная сумма по алиментам исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы по Российской Федерации. А это ни много ни мало 44 тысячи рублей! Так что каждый такой месяц тунеядства или работы на сером рынке труда будет добавлять в копилку его задолженности по 11 тысяч рублей. К тому же для приставов стойкое уклонение от официального трудоустройства – повод заняться неплательщиком ещё более плотно. Со всеми вытекающими последствиями…
…Эльвира выглядит уставшей. Неудивительно – такая работа выматывает. Что даёт силы?
– Мы находимся не на стороне взыскателей и не на стороне должников – мы на стороне детей. Хотим, чтобы они ни в чём не нуждались. Знаете, ситуации бывают разные. Есть и такие семьи, где дети живут очень тяжело, а отцы, имея неплохой доход, поддерживать их не хотят. Мы помогаем восстановить справедливость.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Портрет среднестатистического неплательщика алиментов: обычно это мужчина в возрасте 30‑42 лет. Таких в Татарстане свыше 11 тысяч человек. И без того удручающую статистику усугубляют женщины-должницы – их более двух тысяч. Чаще всего злостными неплательщиками являются люди маргинальные. Но, по словам приставов, бывает, что в данную категорию попадают и вполне благополучные граждане. В основном это происходит, когда бывшим супругам не удаётся сохранить хотя бы нейтральные отношения. Тут уж алиментщики идут на принцип. Но, как утверждают приставы, к каждому должнику у них персональный подход, меры воздействия тоже индивидуальные. Для кого‑то поводом задуматься станет арест домашнего имущества, для кого‑то – транспортного средства.
– Иногда нам не сразу удаётся физически обнаружить автомобиль должника, – рассказывает Эльвира Ахметзянова. – Сотрудники ГИБДД нам в этом помогают. Буквально вчера позвонили: машину эвакуировали за незаконную парковку, пробили по базе, а на её эксплуатацию наложен запрет. В итоге автомобиль нами был арестован. Что делать владельцу? Для него у нас есть вариант самовыкупа. В противном случае выставим на торги. Вырученные деньги пойдут на погашение долга по алиментам.
Служба судебных приставов на протяжении ряда лет является проводником и генератором изменений в законодательстве. Так, например, одной из самых эффективных мер борьбы со злостными неплательщиками стало ограничение в специальном праве, то есть в управлении автотранспортом. Сегодня такого права в рамках исполнительных производств по алиментам лишены более 2,8 тысячи человек. Ещё один рычаг воздействия – запрет на выезд за пределы страны. Он уже применён к 15 тысячам неплательщиков алиментов.
Но, к сожалению, далеко не все должники адекватны и социализированы. Многие из них, имея запредельные суммы долгов, предпочитают уходить «в подполье». Существенным изменением в законодательстве в этом году стало упрощение процедуры признания без вести отсутствующими тех должников, о местожительстве и местонахождении которых розыскниками отдела судебных приставов не было найдено сведений в течение одного года. Ранее эта процедура была гораздо более сложной.
– В этом году уже три человека были признаны без вести отсутствующими, – говорит Анвар Закиров. – Всем взыскательницам, оказавшимся в подобной ситуации, мы отправляем соответствующие разъяснения с образцами заявлений для обращения в суд. При положительном решении им будет назначена пенсия по потере кормильца. Думаю, это существенно изменит их финансовую ситуацию.
Недавно Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан провело акцию «Вспомни о ребёнке – заплати алименты». Её цель – информирование граждан о последствиях неисполнения возложенных на них обязательств. Возможно, для некоторых из них станет открытием, что алименты – неотвратимость, от которой никуда не деться. От их уплаты не освобождает ни безработица, ни тяжёлая болезнь, ни инвалидность… Потому что дети – это навсегда.
По словам Анвара Закирова, службе судебных приставов сегодня очень нужна поддержка общества. Ведь высокие долги по алиментам – это лакмусовая бумажка, тест на то, в каком состоянии оно находится.
– Почему-то так сложилось, что к алиментщикам у нас относятся нейтрально, – говорит он. – Мы же хотим это отношение изменить на нетерпимое. Недавно созданная в республике межведомственная комиссия по работе с должниками по алиментам призвана объединить усилия службы судебных приставов, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, а также средств массовой информации. Мы не только будем эффективно решать проблемы погашения долгов, но и повсеместно открыто говорить о том, что быть неплательщиком по алиментам – стыдно. Вместе мы должны сформировать моду на здоровое отношение к детям.
Имена героев изменены по этическим соображениям
Добавить комментарий