Село – основа Татарстана
Сельское хозяйство Татарстана играет важную роль в развитии экономики республики, так как формирует продовольственную базу региона.
11 августа 2020
74
сельхозкооператива Татарстана получили государственную поддержку за 6 лет
459
семейных ферм в Татарстане получили гранты за 9 лет
692
начинающих фермера Татарстана получили грантовую поддержку за 8 лет
2 300
женщин, проживающих в сельской местности и поселках городского типа на территории РТ, ежегодно получают единовременные выплаты при рождении детей
1 144
километра – общая протяженность дорог, построенных в Татарстане между селами за 10 лет
410
объектов мелиорации было восстановлено, реконструировано и построено за 8 лет
Фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории – это сейчас есть почти в каждом солидном селе республики. А возможны ли качественное медицинское обслуживание, диспансеризация и диагностика в сельской глубинке? Ответ на этот вопрос: вы в Татарстане! Где даже в самых отдаленных деревнях начинают работать поликлиники, оборудованные по последнему слову техники. С опытными врачами, процедурными кабинетами и всем необходимым для экспресс-анализов… Чудо это называется «Мобильная поликлиника», созданная на базе автомобиля «КАМАЗ-65225», которому не то что ухабы – даже абсолютное бездорожье не страшно.
Мобильные поликлиники – проект будущего? Для республики это уже сегодняшние реалии.
МАРИНА ГРИШИНА СВОИХ НЕ ОСТАВИТ
Марина Гришина – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом в Аксумле. ФАП новый, возведен по модульной технологии, так что работать – одно удовольствие, хотя и непросто. Гришина здесь и фельдшер, и детская медсестра, и санитарка, и даже дворник и цветовод. Еще два года назад могла уйти на пенсию, но такой вариант даже не рассматривался.
– А на кого же я своих оставлю?! – удивляется Марина Борисовна. «Свои» – это жители Аксумлы и поселка Питомник, всего 554 человека. В том числе трое новорожденных и четверо детей до 1 года. Это для небольшого села вообще-то прогресс – решается демографический вопрос! Всех малышей, как и положено, посещает сначала каждый день, затем – два раза в неделю… К пожилым тоже приходит на дом – контролирует самочувствие, делает уколы.
– Для нас Марина Борисовна – настоящее спасение, – прижимает руку к сердцу Валентина Семенова, пенсионерка из Аксумлы. – У меня частенько давление повышается. А когда уж слишком, то сразу к ней – она и лекарство назначит, и укол сделает. Она человек очень хороший, душевный.
За плечами Марины Гришиной 38 лет работы в системе здравоохранения. В Аксумлинском ФАПе – восемь лет. До этого работала на скорой в Казахстане, где жила ее семья.
– Когда переехали в родной для меня Нурлат, на скорой вакансий не было. Предложили поработать в Аксумле, – рассказывает Марина Борисовна. Теперь она уже и не представляет жизни без своих сельчан, хотя в старом медпункте условия были далеки от совершенства. Зато теперь – совсем другое дело.
– В новом фельдшерско-акушерском пункте очень тепло и светло, – перечисляет удобства заведующая ФАП. – Есть холодная и горячая вода. Новое оборудование. Работать приятно в таких условиях, спасибо государству, старается для нас.
К нам и педиатры из районной больницы приезжают, и передвижная флюороустановка, и врачебные бригады. Недавно вот труженикам тыла медосмотр провели... – рассказывает она о рабочих буднях.
Профессия Марины Гришиной – это ее детская мечта, воплотившаяся в жизнь. Может быть, еще и поэтому она, горожанка, каждое утро отправляется почти за 15 километров в село, где ее всегда ждут «свои».
1 300
татарстанских фермеров получили гранты на развитие
ТРИ ФЕРМЕРСКИХ ГРАНТА МАРСА ЮНУСОВА
Марс Юнусов – успешный фермер из села Кемеш-Куль. Разводит молочных и мясных коров, получает в сутки полторы тонны молока, строит цех по переработке своей продукции, обеспечивает работой 11 человек. Убежден: без поддержки республики вряд ли смог бы многого добиться.
Пойти в фермеры он решил в 2000 году. Начал выращивать ячмень, пшеницу, овес. Но прибыли не было, и он занялся животноводством.
– В 2010 году я получил первый республиканский грант – миллион рублей, – рассказывает фермер. – На эти деньги буквально с нуля построили ферму на 50 голов КРС. Конечно, пришлось и свои сбережения добавить. Второй грант – на разведение лошадей – получил четыре года спустя. На этот раз мне дали 1 миллион 200 тысяч рублей. Я закупил коров мясной породы «абердин-ангус». Абсолютно черные бычки дают мраморное мясо. Мы его продаем оптовикам и на ярмарках.
В 2017 году третий грант получал уже не Марс, а его жена. Миляуша Юнусова решила поддержать мужа. 3 миллиона 600 тысяч рублей были направлены на разведение дойного стада. На эти деньги, рассказывают фермеры, нужно было и ферму построить, и коров закупить. Здорово помог Рифат Мутигуллин, известный в Мамадышском районе предприниматель. И финансово поддержал, и опытом поделился.
– На последние грантовые деньги устроили коровник на 100 голов КРС. Новое, современное здание – бывший колхозный гараж. Когда мы сюда пришли, здесь была разруха. Вместо крыш росли деревья, – вспоминает фермер.
Сейчас ферма в стадии расцвета. Дневные надои – порядка 1,5 тонны молока. Всю продукцию сдают обществу «Азбука сыра». В планах фермеров – самостоятельно перерабатывать молоко.
Несколько работников проживают в соседних деревнях. Для их удобства, прямо на ферме, Марс обустроил мини-гостиницу. Жить в ней можно бесплатно, питание включено.
Что бы фермер с двадцатилетним стажем Марс Юнусов посоветовал начинающим? Убежден: нужно тщательно просчитывать все расходы. Хорошо, когда есть подушка безопасности, личные сбережения. Грантовых денег, может, и хватит, но придется экономить, что может повлиять на качество предприятия.
СЕЛЬСКИЕ ДОРОГИ — АРТЕРИИ ЖИЗНИ
Сельские дороги – не просто отрезок из пункта А в пункт Б. По большому счету, их правильнее всего называть артериями жизни. По ним стремительно уезжает в город молодежь, особенно если дороги плохие. И, бывает, возвращается обратно – если хорошие. Сельские дороги могут спасти жизнь, если по ним может проехать скорая или пожарная, а могут и наоборот. Работа, учеба в школе, доставка продуктов питания и урожая – все это тоже сельские дороги. Оттого и задача – соединить все населенные пункты республики с основными автомагистралями – одна из важнейших. И главное – успешно решаемая. Президентские программы – это и реконструкция дорог, и ремонт, и подъезды к татарстанским селам с качественным асфальтовым покрытием, и подъезды к животноводческим комплексам.
За 10 лет:
449
населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием
64 000
человек проживают в этих населенных пунктах
Построено:
2 633 км региональных дорог
50 мостов
Отремонтировано:
3 050 км региональных дорог
94 моста
587
подъездов к фермерским хозяйствам обустроено
ВЛАДИМИР РОМАНОВ И ЕГО НОВАЯ ДОРОГА
Все во Владимире Романове выдает рачительного хозяина. Хозяина, который не позволит пустовать земле, с любовью будет за ней ухаживать и поставлять на стол татарстанцев свежие овощи.
После окончания Лаишевского СПТУ Владимир получил еще и педагогическое образование. Перед ним встал выбор: заниматься педагогикой или сельским хозяйством? Молодой человек взвесил все за и против и… отдал предпочтение крестьянскому труду.
Первые теплицы, поиск инвесторов, изучение, а потом освоение новых технологий – теперь все это осталось позади. В Лаишевском районе недалеко от поселка Совхоза им. 25 Октября на 40 сотках поднялись пять теплиц, построенных по итальянской технологии. Своя скважина, автоматический полив, выращенная здесь же рассада помидоров и огурцов – все это сокращает расходы, следовательно, снижает себестоимость продукции. А использование органических удобрений делает ее еще и экологически чистой.
Работу фермер проделал большую, но забот меньше не стало.
– Теплицы находятся в стороне от асфальтированной дороги. А та, что ведет к тепличному хозяйству, превращалась весной и осенью в кашу, – вспоминает Владимир Романов. – В зависимости от сезона у меня работают 5‑10 человек. Представьте, как им приходилось добираться до своего рабочего места! В распутицу без спецтранспорта не обойдешься.
В Управлении сельского хозяйства и продовольствия Лаишевского района Романову рассказали, что в Татарстане начала действовать программа «Приведение в нормативное состояние подъездных дорог к семейным фермам и животноводческим комплексам».
– Тогда я обратился к Михаилу Фадееву, который в то время был руководителем исполкома района, – рассказывает фермер. – Он помог составить письмо министру сельского хозяйства и продовольствия РТ Марату Ахметову с просьбой включить мое КФХ в эту программу.
С большой надеждой ждал решения. Волновался, переживал. А зря: эта программа рассчитана на таких фермеров, как я, – на свое письмо получил положительный ответ. На следующий год приехали представители подрядчика, сделали замеры, составили проект. В 2019 году проложили щебенчатую дорогу. Более того, еще защебенили и территорию вокруг теплиц. Так что теперь можно без труда и на машине доехать... Все затраты оплатили в Министерстве сельского хозяйства.
Я привык все свои проблемы решать сам. Но без поддержки республики осилить строительство дороги не смог бы – уж очень затратное это дело.
Владимир Александрович доволен результатом. У него большие планы: через два‑три года он будет выращивать огурчики-помидорчики уже в 18 теплицах. Планирует также высаживать овощи и ягоды в открытом грунте. Ну как такого хозяина оставить без поддержки?!
382
общественных пространства реконструировано в Татарстане за 2015–2019 гг.
Из них:
- 253 парка и сквера
- 36 набережных и прибрежных зон
- 7 площадей
- 6 бульваров
- 6 улиц
КАК ГУЗЕЛЬ МИННУЛИНА ПОПАЛА В МУСЛЮМОВСКУЮ ЗАГРАНИЦУ
«Если бы такой Ик был в моем детстве – никогда бы из Муслюмово не уехала, – признается Гузель Миннулина, приехав на родину бабушки, где не была уж не помнит сколько лет. – Как будто за границу попала. Не узнаю свою речку детства...»
Потому что превратилась река детства в сказочный арт- объект… О своей погулке по новой набережной рассказывает сама Гузель.
Благодаря Первому международному фестивалю Лэнд‑Арта здесь, на берегу Ика, сотворили нечто совершенно несельское. Хотя и из сельского подручного материала.
– Привезли шесть «КАМАЗов» ивовых ветвей, – поведали мне подробности бабушкины соседи. – И вон чего наваяли! Мы гуляем каждый день по набережной и фотографируемся то у одной штуки, то у другой. Они еще подсвечиваются вечером! Даже не думали, что из ивовых веток такое можно сделать. Раньше-то из них только корзинки плели.
Отправляясь на набережную фотографировать искусство работы с природным материалом, замечаю, что фотоаппаратом орудую здесь не я одна. Потому что набережная заманивает за каждый свой поворот – хочется побыстрее узнать, что там дальше соорудили флористы и дизайнеры российские, азиатские, европейские. И почему такое внимание к бабушкиному Муслюмово?
– А чем наше Муслюмово хуже вашей Казани? – будто услышав мои мысли, спрашивает один гуляющий по набережной у второго.
– Ничем, – улыбается второй, и они делают селфи на фоне ивовых парусов, уплывающих куда‑то в небо.
Говорят, у местного главы шутка в ходу такая: «Сначала я построил набережную, а потом дом с видом на нее. Чтобы вид из окна красивый был». Глава не прогадал. Как и все остальные муслюмовцы – ведь у многих из них дома сейчас с видом на набережную. А были с видом на свалку. Сколько мусора отсюда вывезли – сейчас представить трудно. А сейчас тут просто 18 километров заграницы!
Итак, на набережной «Солнечный Ик» я насчитала 17 гигантских ивовых фигур. С каждой сделала селфи.
А у какой фигуры хотели бы запечатлеться вы?
≈ 2 000 000
человек затронула программа «Чистая вода»
746 объектов построено
2 500 км водопровода реконструировано
МАРИЯ СИДОРОВА МЕЧТАЕТ, ЧТОБЫ «ЧИСТАЯ ВОДА» ПОДОСПЕЛА МУЖУ НА ЮБИЛЕЙ
Одним из первых населенных пунктов, где началась реализация программы «Чистая вода», стала небольшая деревня Андреевка в Черемшанском районе.
– Здесь всего одна улица, рядом почти нет родников, где можно было бы брать питьевую воду, – рассказывает Мария Сидорова, 77-летняя жительница деревни. – Я ведь переехала в Андреевку в 1962 году, после того как вышла замуж за парня из этой деревни. В то время, – вспоминает она, – здесь водопровода и вовсе не было, воду носили в дом из колодца, на коромысле...
Бабушка категорически отказывается фотографироваться, предлагает заменить фотосессию экскурсией, где главные экспонаты – экскаваторы, колодезные кольца и полиэтиленовые трубы. Чувствуется, что работающая и просто присутствующая в Андреевке большая техника ее очень радует:
– . . .А когда полвека назад, в 1970 году, водопроводную линию все‑таки проложили, – продолжает она, – у жителей был большой праздник! Уж потом, со временем, металлические трубы, подведенные к домам, сильно обветшали и начали гнить. 50 лет прошло, чего вы хотите! Поэтому новый водопровод нам очень нужен. Трубы местами сгнили совсем, и частенько случаются порывы.
Мария Сидорова знает, что все расходы на строительство водопроводной линии, включая подготовку проектно-сметной документации и экспертизу на нее, взяло на себя государство. И что оборудование у них будет белорусское.
– Белорусы хорошо все делают, на совесть, – уверяет она.
Соглашение между Татарстаном и Беларусью – действительно важный шаг в решении проблемы. Технологии и продукция белорусского завода «Полимерконструкции» предполагается использовать для снабжения населенных пунктов РТ питьевой водой, а также для очистки промышленных и бытовых сточных вод.
– Сейчас мы живем с мужем вдвоем, шестеро детей разъехались. И, конечно, когда бывают перебои с водой, нам очень тяжело. Хоть опять коромысло доставай. Если нынче протянут новую линию, это станет как бы подарком мужу, которому осенью исполнится 80 лет, – улыбается Мария.
И мечтает, чтобы коромысло примеряли только красивые девушки на фотосессиях.
Добавить комментарий