Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Село – основа Татарстана

Село – основа Татарстана

Сельское хозяйство Татарстана играет важную роль в развитии экономики республики, так как формирует продовольственную базу региона.

11 августа 2020

Агропромышленный комплекс Татарстана обеспечивает население основными продуктами питания собственного производства. Для улучшения качества жизни на селе руководством республики проводится ряд комплексных мер и программ, призванных облегчить труд сельчан и сделать комфортными условия их работы. В районах ведутся строительство и капитальный ремонт зданий ветеринарных объединений и управлений сельского хозяйства, зернотоков, коровников, ремонт машинно-тракторных парков, блочно-модульных пунктов комплексного обслуживания населения, силосно-сенажных траншей, модульных участковых ветеринарных пунктов. Большую поддержку получают фермеры, осуществляется развитие и поддержка личных подворий и семейных ферм. В селах и деревнях строятся ФАПы, клубы, многофункциональные центры, ремонтируются школы.
 
74
сельхозкооператива Татарстана получили государственную поддержку за 6 лет
 
 
459
семейных ферм в Татарстане получили гранты за 9 лет
 
 
692
начинающих фермера Татарстана получили грантовую поддержку за 8 лет
 
2 300
женщин, проживающих в сельской местности и поселках городского типа на территории РТ, ежегодно получают единовременные выплаты при рождении детей
 
 
1 144
километра – общая протяженность дорог, построенных в Татарстане между селами за 10 лет
 
410
объектов мелиорации было восстановлено, реконструировано и построено за 8 лет
 
 

 
Фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбу­латории – это сейчас есть почти в каждом солидном селе республики. А возможны ли качественное медицинское обслуживание, диспансеризация и диагностика в сельской глубинке? Ответ на этот вопрос: вы в Татарстане! Где даже в самых отдаленных деревнях начинают работать поли­клиники, оборудованные по последнему слову техники. С опытными врачами, процедурными кабинетами и всем необходимым для экспресс-анализов… Чудо это называется «Мобильная поликлиника», созданная на базе автомобиля «КАМАЗ-65225», которому не то что ухабы – даже абсо­лютное бездорожье не страшно.
Мобильные поликлиники – проект будущего? Для ре­спублики это уже сегодняшние реалии.
 
МАРИНА ГРИШИНА СВОИХ НЕ ОСТАВИТ
DSC_0001
Марина Гришина – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом в Аксумле. ФАП новый, возведен по модульной технологии, так что работать – одно удовольствие, хотя и непросто. Гришина здесь и фельдшер, и детская медсестра, и санитарка, и даже дворник и цветовод. Еще два года назад могла уйти на пенсию, но такой вариант даже не рассматривался.
 
– А на кого же я своих оставлю?! – удивляется Марина Борисовна. «Свои» – это жители Аксумлы и поселка Питом­ник, всего 554 человека. В том числе трое новорожденных и четверо детей до 1 года. Это для небольшого села вооб­ще-то прогресс – решается демографи­ческий вопрос! Всех малышей, как и по­ложено, посещает сначала каждый день, затем – два раза в неделю… К пожилым тоже приходит на дом – контролирует самочувствие, делает уколы.
– Для нас Марина Борисовна – настоящее спасение, – прижимает руку к сердцу Валентина Семенова, пенсионерка из Аксумлы. – У меня ча­стенько давление повышается. А ког­да уж слишком, то сразу к ней – она и лекарство назначит, и укол сделает. Она человек очень хороший, душевный.
За плечами Марины Гришиной 38 лет работы в системе здравоох­ранения. В Аксумлинском ФАПе – во­семь лет. До этого работала на скорой в Казахстане, где жила ее семья.
– Когда переехали в родной для меня Нурлат, на скорой вакан­сий не было. Предложили поработать в Аксумле, – рассказывает Марина Бори­совна. Теперь она уже и не представляет жизни без своих сельчан, хотя в ста­ром медпункте условия были далеки от совершенства. Зато теперь – совсем другое дело.
– В новом фельдшерско-акушер­ском пункте очень тепло и свет­ло, – перечисляет удобства заведую­щая ФАП. – Есть холодная и горячая вода. Новое оборудование. Работать приятно в таких условиях, спасибо государству, старается для нас.
К нам и педиатры из район­ной больницы приезжают, и пе­редвижная флюороустановка, и врачебные бригады. Недавно вот труженикам тыла медосмотр про­вели... – рассказывает она о рабочих буднях.
Профессия Марины Гришиной – это ее детская мечта, воплотив­шаяся в жизнь. Может быть, еще и поэтому она, горожанка, каждое утро отправляется почти за 15 километров в село, где ее всегда ждут «свои».
 


 
 1 300
татарстанских фермеров получили гранты на развитие

 
 
ТРИ ФЕРМЕРСКИХ ГРАНТА МАРСА ЮНУСОВА
f1
Марс Юнусов – успешный фермер из села Кемеш-Куль. Разводит молочных и мясных коров, получает в сутки полторы тонны молока, строит цех по переработке своей продукции, обеспечивает работой 11 человек. Убежден: без поддержки республики вряд ли смог бы многого добиться.
Пойти в фермеры он решил в 2000 году. Начал выращивать ячмень, пше­ницу, овес. Но прибыли не было, и он занялся животноводством.
– В 2010 году я получил первый республиканский грант – милли­он рублей, – рассказывает фермер. – На эти деньги буквально с нуля постро­или ферму на 50 голов КРС. Конечно, пришлось и свои сбережения добавить. Второй грант – на разведение лоша­дей – получил четыре года спустя. На этот раз мне дали 1 миллион 200 ты­сяч рублей. Я закупил коров мясной породы «абердин-ангус». Абсолютно черные бычки дают мраморное мясо. Мы его продаем оптовикам и на яр­марках.
IMG_4383
В 2017 году третий грант получал уже не Марс, а его жена. Миляуша Юнусова решила поддержать мужа. 3 миллиона 600 тысяч рублей были направлены на разведение дойного стада. На эти деньги, рассказывают фермеры, нужно было и ферму постро­ить, и коров закупить. Здорово помог Рифат Мутигуллин, известный в Ма­мадышском районе предприниматель. И финансово поддержал, и опытом поделился.
– На последние грантовые день­ги устроили коровник на 100 голов КРС. Новое, современное здание – быв­ший колхозный гараж. Когда мы сюда пришли, здесь была разруха. Вместо крыш росли деревья, – вспоминает фермер.
Сейчас ферма в стадии расцвета. Дневные надои – порядка 1,5 тонны молока. Всю продукцию сдают обществу «Азбука сыра». В планах фермеров – са­мостоятельно перерабатывать молоко.
Несколько работников проживают в соседних деревнях. Для их удобства, прямо на ферме, Марс обустроил ми­ни-гостиницу. Жить в ней можно бес­платно, питание включено.
Что бы фермер с двадцатилетним стажем Марс Юнусов посоветовал начинающим? Убежден: нужно тща­тельно просчитывать все расходы. Хо­рошо, когда есть подушка безопасности, личные сбережения. Грантовых денег, может, и хватит, но придется эконо­мить, что может повлиять на качество предприятия.
 


 
12
6
11
СЕЛЬСКИЕ ДОРОГИ — АРТЕРИИ ЖИЗНИ
Сельские дороги – не просто отрезок из пункта А в пункт Б. По большому счету, их правильнее всего называть артериями жизни. По ним стремительно уезжает в город молодежь, особенно если дороги плохие. И, бывает, возвраща­ется обратно – если хорошие. Сельские дороги могут спасти жизнь, если по ним может проехать скорая или пожарная, а могут и наоборот. Работа, учеба в школе, доставка продуктов питания и урожая – все это тоже сельские дороги. Оттого и задача – соединить все населенные пункты республики с основными автомаги­стралями – одна из важнейших. И главное – успешно решаемая. Президентские программы – это и реконструкция дорог, и ремонт, и подъезды к татарстанским селам с качественным асфальтовым покрытием, и подъезды к животноводче­ским комплексам.
 
За 10 лет:
449
населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием
 
 
64 000
человек проживают в этих населенных пунктах
 
 
Построено:
2 633 км региональных дорог
50 мостов
 
 
 
Отремонтировано:
3 050 км региональных дорог
94 моста
 
 

 
 
587
подъездов к фермерским хозяйствам обустроено
 
 
ВЛАДИМИР РОМАНОВ И ЕГО НОВАЯ ДОРОГА
Романов.jpgгг
Все во Владимире Романове выдает рачительного хозяина. Хозяина, который не позволит пустовать земле, с любовью будет за ней ухаживать и поставлять на стол татарстанцев свежие овощи.

После окончания Лаишевского СПТУ Владимир получил еще и пе­дагогическое образование. Перед ним встал выбор: заниматься педаго­гикой или сельским хозяйством? Мо­лодой человек взвесил все за и против и… отдал предпочтение крестьянскому труду.
Первые теплицы, поиск инвесто­ров, изучение, а потом освоение новых технологий – теперь все это осталось позади. В Лаишевском рай­оне недалеко от поселка Совхоза им. 25 Октября на 40 сотках поднялись пять теплиц, построенных по ита­льянской технологии. Своя скважина, автоматический полив, выращенная здесь же рассада помидоров и огур­цов – все это сокращает расходы, сле­довательно, снижает себестоимость продукции. А использование органи­ческих удобрений делает ее еще и эко­логически чистой.
Работу фермер проделал большую, но забот меньше не стало.
– Теплицы находятся в стороне от ас­фальтированной дороги. А та, что ведет к тепличному хозяйству, превращалась весной и осенью в кашу, – вспоминает Владимир Романов. – В зависимости от сезона у меня работают 5‑10 чело­век. Представьте, как им приходилось добираться до своего рабочего ме­ста! В распутицу без спецтранспорта не обойдешься.
В Управлении сельского хозяйства и продовольствия Лаишевского рай­она Романову рассказали, что в Та­тарстане начала действовать про­грамма «Приведение в нормативное состояние подъездных дорог к се­мейным фермам и животноводче­ским комплексам».
– Тогда я обратился к Михаилу Фадее­ву, который в то время был руководите­лем исполкома района, – рассказывает фермер. – Он помог составить письмо министру сельского хозяйства и продо­вольствия РТ Марату Ахметову с прось­бой включить мое КФХ в эту программу.
С большой надеждой ждал реше­ния. Волновался, переживал. А зря: эта программа рассчитана на таких фер­меров, как я, – на свое письмо получил положительный ответ. На следующий год приехали представители подрядчи­ка, сделали замеры, составили проект. В 2019 году проложили щебенчатую дорогу. Более того, еще защебенили и территорию вокруг теплиц. Так что теперь можно без труда и на машине доехать... Все затраты оплатили в Ми­нистерстве сельского хозяйства.
Я привык все свои проблемы ре­шать сам. Но без поддержки республики осилить строительство дороги не смог бы – уж очень затратное это дело.
Владимир Александрович доволен результатом. У него большие планы: через два‑три года он будет выращи­вать огурчики-помидорчики уже в 18 теплицах. Планирует также высажи­вать овощи и ягоды в открытом грунте. Ну как такого хозяина оставить без под­держки?!
 


 
 
382
общественных пространства реконструировано в Татарстане за 2015–2019 гг.
 
Из них:

 
 
КАК ГУЗЕЛЬ МИННУЛИНА ПОПАЛА В МУСЛЮМОВСКУЮ ЗАГРАНИЦУ
 муслюмово набережная1
 
«Если бы такой Ик был в моем детстве – никогда бы из Муслюмово не уехала, – признается Гузель Миннулина, приехав на родину бабушки, где не была уж не помнит сколько лет. – Как будто за границу попала. Не узнаю свою речку детства...»
Потому что превратилась река детства в сказочный арт- объект… О своей погулке по новой набережной рассказывает сама Гузель.
 
Благодаря Первому международному фестивалю Лэнд‑Арта здесь, на берегу Ика, сотворили нечто совершенно не­сельское. Хотя и из сельского подручного материала.
– Привезли шесть «КАМАЗов» ивовых ветвей, – поведали мне под­робности бабушкины соседи. – И вон чего наваяли! Мы гуляем каждый день по набережной и фотографируемся то у одной штуки, то у другой. Они еще под­свечиваются вечером! Даже не думали, что из ивовых веток такое можно сделать. Раньше-то из них только корзинки плели.
Отправляясь на набережную фо­тографировать искусство работы с природным материалом, замечаю, что фотоаппаратом орудую здесь не я одна. Потому что набережная замани­вает за каждый свой поворот – хочет­ся побыстрее узнать, что там дальше соорудили флористы и дизайнеры российские, азиатские, европейские. И почему такое внимание к бабушки­ному Муслюмово?
– А чем наше Муслюмово хуже вашей Казани? – будто услышав мои мысли, спрашивает один гуляю­щий по набережной у второго.
– Ничем, – улыбается второй, и они делают селфи на фоне ивовых парусов, уплывающих куда‑то в небо.
Говорят, у местного главы шутка в ходу такая: «Сначала я построил набережную, а потом дом с видом на нее. Чтобы вид из окна краси­вый был». Глава не прогадал. Как и все остальные муслюмовцы – ведь у многих из них дома сейчас с видом на набережную. А были с видом на свал­ку. Сколько мусора отсюда вывезли – сейчас представить трудно. А сейчас тут просто 18 километров заграницы!
Итак, на набережной «Солнечный Ик» я насчитала 17 гигантских ивовых фигур. С каждой сделала селфи.
А у какой фигуры хотели бы запе­чатлеться вы?
 
 
 
2 000 000
человек затронула программа «Чистая вода»
 


 
 
 
МАРИЯ СИДОРОВА МЕЧТАЕТ, ЧТОБЫ «ЧИСТАЯ ВОДА» ПОДОСПЕЛА МУЖУ НА ЮБИЛЕЙ
 Kartina-Rodnik-Plastova-731x1024.jpeg_аркадий Пластов_
чистая вода_замена
 
Одним из первых населенных пунктов, где началась реализация программы «Чистая вода», стала небольшая деревня Андреевка в Черемшанском районе.
 
– Здесь всего одна улица, рядом почти нет родников, где можно было бы брать питьевую воду, – рассказывает Мария Сидорова, 77-лет­няя жительница деревни. – Я ведь переехала в Андреевку в 1962 году, после того как вышла замуж за парня из этой деревни. В то время, – вспоми­нает она, – здесь водопровода и вовсе не было, воду носили в дом из колод­ца, на коромысле...
Бабушка категорически отказыва­ется фотографироваться, предлагает заменить фотосессию экскурсией, где главные экспонаты – экскаваторы, колодезные кольца и полиэтиленовые трубы. Чувствуется, что работающая и просто присутствующая в Андреевке большая техника ее очень радует:
– . . .А когда полвека назад, в 1970 году, водопроводную линию все‑таки проложили, – продолжа­ет она, – у жителей был большой праздник! Уж потом, со временем, металлические трубы, подведенные к домам, сильно обветшали и начали гнить. 50 лет прошло, чего вы хотите! Поэтому новый водопровод нам очень нужен. Трубы местами сгнили совсем, и частенько случаются порывы.
Мария Сидорова знает, что все расходы на строительство водопро­водной линии, включая подготовку проектно-сметной документации и экспертизу на нее, взяло на себя государство. И что оборудование у них будет белорусское.
– Белорусы хорошо все делают, на совесть, – уверяет она.
Соглашение между Татарстаном и Беларусью – действительно важ­ный шаг в решении проблемы. Тех­нологии и продукция белорусского завода «Полимерконструкции» пред­полагается использовать для снабже­ния населенных пунктов РТ питьевой водой, а также для очистки промыш­ленных и бытовых сточных вод.
– Сейчас мы живем с мужем вдво­ем, шестеро детей разъехались. И, конечно, когда бывают перебои с водой, нам очень тяжело. Хоть опять коромысло доставай. Если нынче про­тянут новую линию, это станет как бы подарком мужу, которому осенью ис­полнится 80 лет, – улыбается Мария.
И мечтает, чтобы коромысло при­меряли только красивые девушки на фотосессиях.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: