Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Синицы в небе – журавль в руках!

Синицы в небе – журавль в руках!

Чем казанские учёные удивили зарубежных орнитологов

30 апреля 2019

Десятки лет непрерывных наблюде­ний за птицами позволили казанским исследователям сделать выводы, удивившие зарубежных учёных.
 
В марте в городе Кобе на еже­годной конференции Экологиче­ского общества Японии вручались премии за выдающиеся научные исследования. Всего было вруче­но шесть наград, и одна из них – казанским учёным Олегу, Игорю и Артуру Аськеевым. Для непо­свящённых скажем: в научном мире японская премия «Ecological Research Paper Award» (премия за выдающуюся публикацию в журнале «Ecological Research») считается престижной, и не так много российских учёных были её удостоены.
Статья, признанная японским Обществом выдающейся, оз­вучивает совсем неожиданные выводы. Оказывается, не везде изменение климата ведёт к ис­чезновению видов и уменьшению биологического разнообразия. Есть уголки на Земле, где во мно­гом благодаря глобальному по­теплению плотность некоторых лесных обитателей постепенно увеличивается. Татарстан – один из них.
ПОЙМАТЬ СИНИЦУ ЗА ХВОСТ
Белый пушистый шарик с длинным хвостом. Это ополов­ник – птичка, обитающая в лесах Татарстана. Пичуга меньше воро­бья – живого веса в ней едва на 10 граммов наберётся! Пристроятся такие комочки на ветке, сидят перекликиваются: тюрр-тюрр, тиии-тити.
А внизу, меж деревьев, рассекая снег лыжами, идёт человек. Не торопится, то и дело задирает голову к небу. Увидел птиц, улыб­нулся: ополовники, или, если уж говорить по-научному, синицы длиннохвостые, – его любимцы. Не встречал их вот уж неделю, а сейчас большими стайками про­летают. Значит, несмотря на солн­це и полный штиль, быть вечером метели. Ни разу ещё не ошиблись!
– Как удаётся этим птичкам чувствовать изменение погоды, в отличие от своих со­родичей? Механизм пока не изучен, но это очень интерес­ная история для на­учного познания, – говорит Олег Васильевич Аськеев, заведующий лабораторией биомониторинга Института проблем экологии и недропользования АН РТ.
ОПОЛОВНИК
1-3
– Как удаётся этим птичкам чувство­вать изменение погоды, в отличие от своих сородичей? Механизм пока не изучен, но это очень интересная история для научного познания, – говорит Олег Васильевич Аськеев, заведующий лабораторией биомони­торинга Института проблем экологии и недропользования АН РТ.
ПОПОЛЗЕНЬ
1-4
– У нас есть основания полагать, что основной причиной роста чис­ленности этих птиц на территории Татарстана являются климатиче­ские изменения, – говорит Олег Васильевич.
КОРОЛЁК
1-5
– Моё любимое время наблюдения за птицами – зима, – рассказывает Олег Аськеев. – Этот период основополагаю­щий – от него всё пляшет. Так вот, по причине мягкости
 
Почти ежедневно – вот уже тридцать лет! – династия Ась­кеевых продолжает обходить леса Татарстана, пешком или на лы­жах. Под «прицелом» казанских учёных оказались более тридцати мониторинговых территорий ре­спублики площадью свыше трёх тысяч квадратных километров. За несколько десятилетий ими был собран материал, равный которому – и по обхвату, и по продолжительности исследова­ния – в мире найти сложно. И это тоже подкупило экспертов Японского экологического общества: повторить такую работу уже не представляется возможным, а следовательно, она уникальна. Важная деталь: осуществлено исследование без привлечения волонтёров-любителей. Это не только повышает его достовер­ность, но и может вдохновить тех биологов, что засиделись в своих кабинетах и давно не бывали в «полях».
Вот идёт один из исследовате­лей по лесу, вооружённый блок­нотом и биноклем, прислуши­вается – без умения распознать пернатых не только по виду, но и по звуку ему не обойтись. Считает каждую обнаруженную птичку, записывает каждый вид в отдельности. А дальше, как прибудет в лабораторию, в ход пойдут математические моде­ли и методы, они‑то и помогут рассчитать плотность птиц на квадратный километр леса и по­строить умозаключение о влия­нии экологических факторов на население пернатых. Конечно, ходить долгие годы по одним и тем же маршрутам и пересчиты­вать птиц – задача не из лёгких. Но результат того стоит, а полу­ченный статистический тренд впечатляет: если в первые годы исследования Аськеевых, кото­рые пришлись на начало 90-х, на один квадратный километр та­тарстанского леса зимой в сред­нем приходилось около 200–300 птиц, то сегодня их плотность может достигать пятисот и более.
А как мы, обыватели, можем это увидеть? Это вопрос слож­ный. Нужны многолетние ис­следования на больших террито­риях, утверждает Олег Аськеев. Потому что если в прошлом году на вашу кормушку прилетало пять синиц, а в этом – десять, не­правильно думать, что их стало в два раза больше. И если раньше вы упивались пением соловьёв, а сегодня их не слышите, не сто­ит считать, что они повымерли. Природе свойственна циклич­ность, поэтому достоверные выводы можно сделать, лишь опираясь на десятки лет непре­рывных научных наблюдений.
Конечно, в фокусе Аськеевых находятся все пернатые, а их в Татарстане более трёхсот ви­дов. Но героями конкретно этого исследования стали с десяток видов из группы синиц, а также поползень, пищуха и самая ма­ленькая птичка – желтоголовый королёк.
– У нас есть основания пола­гать, что основной причиной роста численности этих птиц на территории Татарстана яв­ляются климатические измене­ния, – говорит Олег Васильевич.
Что же получается, традици­онно изменение климата при­нято считать причиной многих проблем в природе, а у нас бла­годаря ему жизнь многих пер­натых налаживается?
 
1-2
Игорь, Артур и Олег Аськеевы исследуют население пернатых в лесах Татарстана вот уже тридцать лет.
НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ
То, что климат в республике нестабилен, это уже научный факт. При этом важно понимать, что накрыло нас не глобальное потепление, а именно глобаль­ное изменение климата. То есть поменялся не только температур­ный режим, но и количество вы­падающих осадков, увеличилась частота природных катаклизмов. К слову, сегодня татарстанцев уже не удивишь ураганом или градом размером с вишню. И всё же общий климатический тренд, считают Аськеевы, благо­приятен: лето становится более длинным и тёплым, а зима – бо­лее снежной, мягкой и короткой. Причём этот тренд на потепление в Татарстане более выражен, чем в той же Европе и даже в стра­нах Скандинавии. Особенно за последние тридцать лет. Так, например, на огромной терри­тории Фенноскандии начиная с 1970-х годов температурный фон в интервале с апреля по ав­густ в среднем увеличился на 1,2 градуса, тогда как у нас – на 2,5.
– Моё любимое время наблюде­ния за птицами – зима, – расска­зывает Олег Аськеев. – Этот пери­од основополагающий – от него всё пляшет. Так вот, по причине мягкости зим выживаемость птиц значительно повысилась. Из года в год к началу сезона раз­множения их становится боль­ше. А следовательно, к новому зимнему периоду мы будем на­блюдать следующий виток роста популяции пернатых. Так что наши данные не поддерживают выводы европейских учёных о том, что численность многих ви­дов лесных птиц уменьшается из‑за изменений климата. Это у них она может уменьшаться (там так не теплеет), а у нас – растёт!
Что это значит? Оказывается, климатические изменения могут оказывать как негативное влия­ние, так и положительное. У нас в регионе наблюдаемые тенден­ции изменений климата пока ещё благоприятны. Причём для всей экосистемы, и мы должны этот момент использовать в сельском, лесном хозяйстве в топливной промышленности…
– Честно сказать, раньше Та­тарстан был территорией веч­нозелёных помидоров, а теперь даже баклажаны и виноград вы­зревают! – говорит Олег Васильевич. – Но, возможно, пройдёт какой‑то период времени, и си­туация изменится. Сами птички нас как будто предупреждают: «Ребята, не останавливайтесь, продолжайте исследовать!»
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: