Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Ситуация вокруг изучения татарского языка: все это уже было в истории нашей республики

Ситуация вокруг изучения татарского языка: все это уже было в истории нашей республики

Камиль Фасеев: «Надо начать с руководителей…»

27 октября 2017

События, разворачивающиеся вокруг судьбы татарского языка, сохранения его в качестве государственного, вопросы преподавания в школах, активно обсуждающиеся сегодня – все это уже было в истории нашей республики. Похоже, маятник времени развернулся обратно, в конец 1950-х годов. Об этом вспоминает в своей книге легендарный человек, бывший секретарь Татарского обкома партии Камиль Фасеев (1919-2005 гг.). Публикация отрывков из этой книги планируется в ближайшем номере нашего журнала. А пока – несколько цитат из воспоминаний Фасеева.
1-2
«Я начал доклад (на пленуме Татарского обкома КПСС в июне 1958 г.) со ссылки на Ленина. Сурово осуждая притеснителей национальных языков и школ, Ленин говорил: "У нас есть, например, в Комиссариате просвещения или около него коммунисты, которые говорят: единая школа, поэтому не смейте учить на родном языке, кроме русского! По-моему, такой коммунист это - великорусский шовинист. Он сидит во многих из нас, и с ним надо бороться" (Соч. - Т.29. - С. 172 - 173)».
«Падение авторитета татарских школ ускорилось, особенно в последнее десятилетие. Если в 1947-1948 учебном году 95% татарских ребят обучались на родном языке, то в 1958 г.- только 70%, а в Казани - 16,8%. Из 16 татарских школ остались только две, доживающие последние дни. 12-я татарская школа приняла в первый класс лишь 11 детей. В 18-й школе еще сохранились два класса с обучением на татарском языке, в них за партами сидят всего 16 учеников. Такое же положение и в сельских районах…»
«Если мы хотим сохранить татарские школы, поднять их авторитет перед народом, надо начать с руководителей и работников партийных и советских органов, директоров школ и учителей. Они должны показать пример уважения татарских школ, проявлять к ним постоянный интерес и заботу, обучать своих детей на родном языке. Следует признать неудовлетворительной и постановку преподавания родного языка и литературы в татарских школах. Министерство просвещения допустило большую ошибку, исключив этот предмет из государственных экзаменов. Эта мера уже сама по себе привела к ослаблению желания изучать родной язык. В настоящее время около 35% татарских детей его не изучают. Если не принять срочные меры - тенденция усилится. Родной язык - краеугольный камень национальной литературы и искусства, главное условие их процветания. Лишая людей возможности овладеть им, мы тем самым оставляем их "на обочине" богатейшей национальной культуры, создаваемой народом на протяжении веков».
«А сколько у нас ученых, преподавателей вузов, лекторов, общественных работников татарской национальности, не способных выступить, прочитать лекцию перед татарской аудиторией! Когда решаются, то говорят на русско-татарском жаргоне. Странное явление, не правда ли? Народ тебя вырастил, выучил, а ты, неблагодарный, не можешь поговорить с ним на понятном ему языке. Стыдно!»
«На пленуме обкома выступил заместитель заведующего отделом ЦК КПСС В.Н. Дербинов: "Товарищ Фасеев правильно осветил положение дел в национальных школах, определил точку зрения бюро обкома и программу мер, которые следует предпринять. В своем обстоятельном докладе он сообщил, что за 10 лет количество детей, обучающихся на родном языке, сократилось на 25%... Знакомство с положением дел в республике показало, что большое число мероприятий Министерство просвещения само могло осуществить, если бы правильно поняло и оценило неудовлетворительную работу татарских школ. Дело не в том, ставило оно или не ставило вопросы перед обкомом и Совмином, а также перед Министерством РСФСР. Какое указание или решение вышестоящих органов требуется, чтобы создать хорошие учебники для татарских школ? Это прямая обязанность Министерства. Какое еще решение нужно, чтобы организовать подготовку специальных педагогов для школ?
Вместе с тем повторяю, большая ответственность за ухудшение положения ложится на всю республиканскую парторганизацию, на обком, горкомы и райкомы. Все видели, как принижается авторитет национальных школ. Вместо того, чтобы принять решительные меры, руководители перевели своих детей в русские школы - и дело с концом».
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: