
Слагаемые счастливого пути
Куда прямая выведет. Министр – о стратегии дорожного строительства в Татарстане
30 октября 2018
– Ленар Ринатович, какие магистрали, дороги современного уровня появились на карте Татарстана в этом году? Какие появятся в ближайшие годы? Назовите самые интересные перспективные проекты.
– В этом году завершается реконструкция федеральной автомобильной дороги М‑7 «Волга» на участке от Казани до Набережных Челнов. Напомню, что поэтапное обновление наиболее напряжённой транспортной магистрали Татарстана ведётся с 2008 года. В результате реконструкции два крупных экономических центра республики – Казанская и Набережночелнинская агломерации – будут связаны трассой с четырёхполосным движением I‑б технической категории.
Наиболее крупный проект, который предполагается реализовать в республике с 2018 по 2025 гг., – это строительство обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск с мостовым переходом через Каму у села Соколка как части автодороги М‑7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа. Этот обход фактически является новым направлением федеральной автомобильной дороги М‑7 «Волга». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации объект включён в схему территориального планирования РФ, он прорабатывается в числе проектов, реализуемых Федеральным дорожным агентством.
Вы наверняка уже слышали о том, что Москву, Нижний Новгород и Казань также планируется связать скоростной трассой. Так вот, работы по её проектированию уже начаты, они ведутся совместно с государственной компанией «Российские автомобильные дороги». На очереди также реконструкция участков автомобильной дороги Р‑239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан, подъезда к международному аэропорту «Казань». Пассажирооборот нашего аэропорта ежегодно увеличивается в среднем более чем на треть, впереди чемпионат WorldSkills, другие крупные международные мероприятия на «Казань Экспо», и подъезд к воздушной гавани в его сегодняшнем виде нас уже не устраивает. Дорогу здесь предполагается двести до уровня I‑II категории, сделать четырёхполосной. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации реконструкция подъезда к аэропорту включена в схему территориального планирования Российской Федерации.
Кроме того, продолжается строительство скоростной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в составе формирующегося международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Общий объём капитальных затрат по проекту на территории Республики Татарстан в настоящее время составляет более 35 миллиардов рублей.
– Новые мосты через Волгу, Каму, Казанку. Они планируются? Когда и где?
– Повторю, в проекте строительства обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск планируется строительство мостового перехода через Каму у села Соколка. А в рамках строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань предусмотрено сооружение нового моста через Волгу.
– Современные дороги – это и современные технологии, новые материалы… Какие новации появились и используются в отрасли сегодня? Есть ли свои, татарстанские ноу-хау?
– Действительно, сегодня одним лишь количеством эксплуатируемых и строящихся автомобильных магистралей уровень дорожной сети не оценишь. Она должна соответствовать современным требованиям, обеспечивать удобство автотранспортного сообщения в любое время года. В то же время необходимо минимизировать затраты на эксплуатацию дорог. Внедрение новых инновационных технологий и материалов, позволяющих максимально добиваться европейских стандартов качества и долговечности автомобильных дорог, – одна из ключевых задач. Поэтому дорожники активно сотрудничают с профильными научно-исследовательскими институтами, внедряют у себя их разработки.
В целях обеспечения межремонтных сроков и повышения качества выполняемых работ Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ разработано положение о внедрении новых материалов, технологий на автомобильных дорогах Республики Татарстан и утверждён план внедрения. Он успешно реализуется. Композитные материалы, в том числе арматура, различные компоненты для укрепления инертных материалов и грунтов, обеспечивающих повышение прочности дорожной одежды, различные составы для ремонта железобетонных конструкций на дорогах... – всё это сегодня активно используется. А чтобы дорожники могли максимально задействовать местные инертные материалы, разработаны типовые конструкции дорожной
одежды для каждого муниципального района. Они применяются при строительстве сельских дорог с низкой интенсивностью движения и обеспечивают их необходимую прочность и долговечность.
– У нас как‑то повелось, что дороги в больших городах всегда лучше, чем в городах маленьких. А федеральные магистрали – лучше, чем магистрали межрегиональные, и т.д. Эта ситуация как‑то может поменяться?
– Данное утверждение считаю неверным. На федеральных дорогах, дорогах регионального значения и местных дорогах все работы в рамках Программы дорожных работ Республики Татарстан выполняются одними подрядными организациями, контроль качества един для всех дорог. Кроме того, для улучшения состояния местных дорог в Татарстане реализуются программы по ремонту дорожно-уличной сети населённых пунктов. В этом году, например, на средства муниципальных дорожных фондов отремонтировано асфальтобетонное покрытие на 364 улицах, ещё на 334 улицах – по республиканской программе. 440 улиц с твёрдым покрытием приведены в нормативное состояние. Кроме того, в городах республики отремонтированы 579 дворовых территорий и внутриквартальных проездов.
– Дороги в сельской глубинке. Они тоже развиваются в соответствии с запросами времени? Или в соответствии с возможностями скудных местных бюджетов? Имеет ли смысл вкладывать средства в новые дороги там, где жителей можно по пальцам пересчитать?
– Важно понимать, что строительство автомобильных дорог на любой территории всегда является толчком к её развитию. Сегодня из 3076 сельских населённых пунктов лишь 559 не имеют дорог с твёрдым покрытием. В основном это населённые пункты с небольшим количеством жителей. Интенсивность движения на сельских дорогах чаще всего низкая, поэтому здесь можно использовать облегчённый тип покрытия, применять местные материалы. Для снижения стоимости строительства без ущерба безопасности дорожного движения у нас разработан и внедрён стандарт «Проектирование сельских автомобильных дорог в Республике Татарстан». Этот стандарт распространяется на дороги, где интенсивность движения менее 100 автомобилей в сутки. Он предусматривает строительство дорог с облегчённым и переходным типом покрытия по нормативам пятой технической категории, с максимальным использованием местных строительных материалов.
Упомянутым стандартом введены дополнительные категории Vа, Vб и Vв. Функциональное назначение данных дорог – это соединение малых населённых пунктов с территориальными дорогами, обеспечение подъезда к фермерским хозяйствам или сельскохозяйственным комплексам.
За период действия нашего стандарта соединены с дорогами регионального значения 111 сельских населённых пунктов Татарстана. Для этого пришлось проложить почти 250 километров дорог. По статистике, с 2011 года на дорогах данного типа не произошло ни одно ДТП.
Кстати, в настоящее время стандарт проектирования и строительства автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения утверждён и действует уже на уровне Российской Федерации. В этом году мы соединяем дорогами протяжённостью 87,8 километра 28 населённых пунктов, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 20 населённых пунктов. Улучшатся условия дорожного движения для более чем двух с половиной тысяч татарстанцев.
Строительство подъездов к населённым пунктам осуществляется на средства республиканского бюджета (по программе дорожных работ), а также за счёт субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
– Бывает так, что сдали новую дорогу, всё замечательно, а через два‑три года она – в хлам. Как обеспечить должное качество дорожного строительства и должную эксплуатацию?
– В республике действует многоуровневая система обеспечения и повышения качества дорожных работ. Она позволяет объединять и координировать усилия всех сторон, участвующих в производственном процессе. На уровне подрядной организации выполняются дорожные работы в соответствии с требованиями технических регламентов, контрактов и проектной документации – с обязательным осуществлением входного, операционного и приёмочного контроля. На уровне заказчика также ведётся постоянный мониторинг дорожных работ, проверяется качество их выполнения. Технический надзор заказчик осуществляет с помощью штата кураторов, которые постоянно находятся на месте производства работ, и собственной лаборатории, которая следит за качеством работ. Сотрудники Госстройнадзора, в свою очередь, также проводят проверки объектов строительства и реконструкции, осуществляют технический контроль. Авторский надзор с инженерным сопровождением объектов – задача проектных организаций.
Ещё один важный момент. Подрядная организация даёт гарантию на выполненные работы. Если по вине подрядчика в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, он, подрядчик, обязан их устранить за свой счёт. Гарантийный срок в этом случае продлевается на период устранения дефектов.
– Есть ли у нас участки дорог, которые сегодня можно считать образцовыми? Назовите их, если есть. Есть ли такие участки внутри городов, внутри кварталов, на селе? Где конкретно?
– Участок автомобильной дороги федерального значения М‑7 «Волга» от Казани до Набережных Челнов после завершения реконструкции будет соответствовать нормативам первой Б категории. Возрастёт пропускная способность федеральной автомобильной дороги М‑7 «Волга», повысятся уровень комфорта и безопасность участников дорожного движения.
Фото: Александр Ефремов
Фото предоставлено пресс-службой Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ
Добавить комментарий