Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Слагаемые счастливого пути

Слагаемые счастливого пути

Куда прямая выведет. Министр – о стратегии дорожного строительства в Татарстане

30 октября 2018

Появятся ли в Татарстане новые мосты через Волгу и Каму? Для чего нужно строить дороги в сельской глубинке? Какую из наших магистралей можно считать образцовой? Когда начнут сооружать скоростную дорогу от Москвы до Казани? На эти и другие вопросы журнала «Татарстан» отвечает министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.
 
 – Ленар Ринатович, какие ма­гистрали, дороги современно­го уровня появились на карте Татарстана в этом году? Какие появятся в ближайшие годы? Назовите самые интересные перспективные проекты.
– В этом году завершается ре­конструкция федеральной авто­мобильной дороги М‑7 «Волга» на участке от Казани до Набереж­ных Челнов. Напомню, что поэтап­ное обновление наиболее напря­жённой транспортной магистрали Татарстана ведётся с 2008 года. В результате реконструкции два крупных экономических центра республики – Казанская и Набережночелнинская агломе­рации – будут связаны трассой с четырёхполосным движением I‑б технической категории.
Наиболее крупный проект, кото­рый предполагается реализовать в республике с 2018 по 2025 гг., – это строительство обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск с мостовым переходом через Каму у села Соколка как части автодо­роги М‑7 «Волга» Москва – Вла­димир – Нижний Новгород – Ка­зань – Уфа. Этот обход фактически является новым направлением федеральной автомобильной до­роги М‑7 «Волга». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации объект включён в схему территориаль­ного планирования РФ, он про­рабатывается в числе проектов, реализуемых Федеральным до­рожным агентством.
Вы наверняка уже слышали о том, что Москву, Нижний Нов­город и Казань также планиру­ется связать скоростной трассой. Так вот, работы по её проектиро­ванию уже начаты, они ведутся совместно с государственной ком­панией «Российские автомобиль­ные дороги». На очереди также реконструкция участков автомо­бильной дороги Р‑239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан, подъезда к международному аэропорту «Ка­зань». Пассажирооборот нашего аэропорта ежегодно увеличивает­ся в среднем более чем на треть, впереди чемпионат WorldSkills, другие крупные международные мероприятия на «Казань Экспо», и подъезд к воздушной гавани в его сегодняшнем виде нас уже не устраивает. Дорогу здесь пред­полагается двести до уровня I‑II категории, сделать четырёхполос­ной. В соответствии с распоряже­нием Правительства Российской Федерации реконструкция подъ­езда к аэропорту включена в схему территориального планирования Российской Федерации.
Кроме того, продолжается стро­ительство скоростной автомаги­страли «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в составе формирующегося международного транспортного маршрута «Европа – Западный Ки­тай». Общий объём капитальных затрат по проекту на территории Республики Татарстан в настоящее время составляет более 35 милли­ардов рублей.
– Новые мосты через Волгу, Каму, Казанку. Они планиру­ются? Когда и где?
– Повторю, в проекте строитель­ства обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск планируется строительство мостового пере­хода через Каму у села Соколка. А в рамках строительства скорост­ной автомобильной дороги Мо­сква – Нижний Новгород – Казань предусмотрено сооружение нового моста через Волгу.
– Современные дороги – это и современные технологии, но­вые материалы… Какие нова­ции появились и используются в отрасли сегодня? Есть ли свои, татарстанские ноу-хау?
– Действительно, сегодня одним лишь количеством эксплуатируе­мых и строящихся автомобильных магистралей уровень дорожной сети не оценишь. Она должна со­ответствовать современным тре­бованиям, обеспечивать удобство автотранспортного сообщения в любое время года. В то же время необходимо минимизировать за­траты на эксплуатацию дорог. Вне­дрение новых инновационных технологий и материалов, позво­ляющих максимально добиваться европейских стандартов качества и долговечности автомобильных дорог, – одна из ключевых задач. Поэтому дорожники активно сотрудничают с профильными научно-исследовательскими ин­ститутами, внедряют у себя их раз­работки.
В целях обеспечения межре­монтных сроков и повышения качества выполняемых работ Ми­нистерством транспорта и дорож­ного хозяйства РТ разработано положение о внедрении новых материалов, технологий на ав­томобильных дорогах Республи­ки Татарстан и утверждён план внедрения. Он успешно реали­зуется. Композитные материалы, в том числе арматура, различ­ные компоненты для укрепления инертных материалов и грунтов, обеспечивающих повышение прочности дорожной одежды, различные составы для ремонта железобетонных конструкций на дорогах... – всё это сегодня активно используется. А чтобы дорожники могли максимально задействовать местные инерт­ные материалы, разработаны типовые конструкции дорожной
одежды для каждого муниципаль­ного района. Они применяются при строительстве сельских дорог с низкой интенсивностью движе­ния и обеспечивают их необходи­мую прочность и долговечность.
– У нас как‑то повелось, что до­роги в больших городах всегда лучше, чем в городах маленьких. А федеральные магистрали – лучше, чем магистрали межре­гиональные, и т.д. Эта ситуация как‑то может поменяться?
– Данное утверждение считаю неверным. На федеральных доро­гах, дорогах регионального значе­ния и местных дорогах все работы в рамках Программы дорожных работ Республики Татарстан вы­полняются одними подрядными организациями, контроль качества един для всех дорог. Кроме того, для улучшения состояния местных дорог в Татарстане реализуются программы по ремонту дорож­но-уличной сети населённых пунктов. В этом году, например, на средства муниципальных до­рожных фондов отремонтирова­но асфальтобетонное покрытие на 364 улицах, ещё на 334 улицах – по республиканской программе. 440 улиц с твёрдым покрытием приведены в нормативное со­стояние. Кроме того, в городах республики отремонтированы 579 дворовых территорий и вну­триквартальных проездов.
– Дороги в сельской глубинке. Они тоже развиваются в соот­ветствии с запросами време­ни? Или в соответствии с воз­можностями скудных местных бюджетов? Имеет ли смысл вкладывать средства в новые дороги там, где жителей можно по пальцам пересчитать?
– Важно понимать, что строи­тельство автомобильных дорог на любой территории всегда яв­ляется толчком к её развитию. Се­годня из 3076 сельских населённых пунктов лишь 559 не имеют дорог с твёрдым покрытием. В основном это населённые пункты с неболь­шим количеством жителей. Интен­сивность движения на сельских до­рогах чаще всего низкая, поэтому здесь можно использовать облег­чённый тип покрытия, применять местные материалы. Для сниже­ния стоимости строительства без ущерба безопасности дорож­ного движения у нас разработан и внедрён стандарт «Проектиро­вание сельских автомобильных дорог в Республике Татарстан». Этот стандарт распространяет­ся на дороги, где интенсивность движения менее 100 автомобилей в сутки. Он предусматривает стро­ительство дорог с облегчённым и переходным типом покрытия по нормативам пятой техниче­ской категории, с максимальным использованием местных строи­тельных материалов.
Упомянутым стандартом введе­ны дополнительные категории Vа, Vб и Vв. Функциональное назна­чение данных дорог – это соеди­нение малых населённых пунктов с территориальными дорогами, обеспечение подъезда к фер­мерским хозяйствам или сель­скохозяйственным комплексам.
 
 
 
За период действия нашего стан­дарта соединены с дорогами реги­онального значения 111 сельских населённых пунктов Татарстана. Для этого пришлось проложить почти 250 километров дорог. По статистике, с 2011 года на доро­гах данного типа не произошло ни одно ДТП.
Кстати, в настоящее время стан­дарт проектирования и строитель­ства автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения утверж­дён и действует уже на уровне Рос­сийской Федерации. В этом году мы соединяем дорогами протяжён­ностью 87,8 километра 28 населён­ных пунктов, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 20 населённых пунктов. Улучшат­ся условия дорожного движения для более чем двух с половиной тысяч татарстанцев.
Строительство подъездов к на­селённым пунктам осуществляет­ся на средства республиканского бюджета (по программе дорожных работ), а также за счёт субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
– Бывает так, что сдали новую дорогу, всё замечательно, а че­рез два‑три года она – в хлам. Как обеспечить должное каче­ство дорожного строительства и должную эксплуатацию?
– В республике действует мно­гоуровневая система обеспечения и повышения качества дорожных работ. Она позволяет объединять и координировать усилия всех сторон, участвующих в произ­водственном процессе. На уровне подрядной организации выпол­няются дорожные работы в соот­ветствии с требованиями техни­ческих регламентов, контрактов и проектной документации – с обязательным осуществлением входного, операционного и при­ёмочного контроля. На уровне заказчика также ведётся посто­янный мониторинг дорожных ра­бот, проверяется качество их вы­полнения. Технический надзор заказчик осуществляет с помо­щью штата кураторов, которые постоянно находятся на месте производства работ, и собствен­ной лаборатории, которая следит за качеством работ. Сотрудники Госстройнадзора, в свою очередь, также проводят проверки объек­тов строительства и реконструк­ции, осуществляют технический контроль. Авторский надзор с инженерным сопровождени­ем объектов – задача проектных организаций.
Ещё один важный момент. Под­рядная организация даёт гаран­тию на выполненные работы. Если по вине подрядчика в период га­рантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, он, подряд­чик, обязан их устранить за свой счёт. Гарантийный срок в этом случае продлевается на период устранения дефектов.
– Есть ли у нас участки до­рог, которые сегодня можно считать образцовыми? Назо­вите их, если есть. Есть ли та­кие участки внутри городов, внутри кварталов, на селе? Где конкретно?
– Участок автомобильной до­роги федерального значения М‑7 «Волга» от Казани до Набережных Челнов после завершения рекон­струкции будет соответствовать нормативам первой Б категории. Возрастёт пропускная способность федеральной автомобильной доро­ги М‑7 «Волга», повысятся уровень комфорта и безопасность участни­ков дорожного движения.
 
 
 
Фото: Александр Ефремов
 
Фото предоставлено пресс-службой Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: