Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Сочинение композита

Сочинение композита

Как сэкономить сотни тысяч рублей

29 марта 2018

 После замены некоторых металлических частей ракеты-носителя «Протон-М» на детали из сверхпрочных и сверхлёгких углепластиков её масса стала ниже на полтора центнера. А каждый оставленный на Земле килограмм, как известно, – это несколько сотен тысяч рублей экономии. Немаловажный фактор с учётом рисков, сопутствующих запуску.
 
Что общего у этих космических вычислений и нашей республи­ки? Во-первых, вот уже несколько лет вузы и предприятия РТ активно занимаются разработками, связан­ными с производством и приме­нением углеродных композитов, и делают это с выдающимися, по российским меркам, результата­ми. Во-вторых, во многом благодаря этой работе именно в Татарстане будет расположено сердце будуще­го отечественного композитного кластера.
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ
О создании самого кластера было объявлено в июле на стратегической сессии в ОЭЗ «Алабуга». Во главе проекта, реализуемого совместно с Ассоциацией кластеров и техно­парков РФ, встанет UMATEX Group, управляющая компания дивизиона «Перспективные материалы и тех­нологии» госкорпорации «Росатом».
Первое и главное звено техноло­гической цепочки – завод по про­изводству ПАН-прекурсора (поли­акрилонитрильного (пан) волокна, основного сырья для производства углеродного волокна) – будет по­строено на территории ОЭЗ «Ала­буга» к 2020 году. Общая стоимость проекта составляет 6,9 млрд ру­блей, из которых 2,1 млрд вложит сама особая экономическая зона, а остальное – «дочка» «Росатома» – АО «НПК «Химпроминжиниринг» (бренд UMATEX Group). Одна из тактических целей строитель­ства завода – обеспечить собствен­ным сырьём действующий завод ООО «Алабуга-Волокно».
– Механизм поддержки участ­ников промышленных класте­ров – это единственная в России мера поддержки, охватывающая весь перечень затрат, необходимых для запуска производства нового вида промышленной продукции, включённой в отраслевые планы импортозамещения. Кроме того, это эффективный инструмент стимулирования промышленных предприятий к созданию новых и встраиванию в существующие производственные цепочки, – го­ворит Андрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров и технопар­ков. – Таким образом, происходит отказ от импортных поставок сырья и комплектующих, увеличивается добавленная стоимость конечной продукции, создаваемой на терри­тории Российской Федерации. Такой механизм способствует развитию поставщиков второго и третьего уровней и позволяет включить от­ечественные промышленные пред­приятия в международные цепочки добавленной стоимости.
 
1-5
Ирку́т МС‑21 готовят к первой выкатке на аэродроме в Иркутске. Первый дальний полёт «магистрального самолёта XXI века» состоялся в середине октября прошлого года, а запуск серийного производства запланирован на ближайшие месяцы. Казанская компания «КАПО-Композит», специализиру­ющаяся на производстве конструкции из полимерных композитов, выпускает для МС‑21 панели носовой и хвостовой части консоли крыла, законцовки, элементы механизации и управления (интерцепторы, воздушный тормоз, элерон, внешний и внутренний закрылок, руль направления, рули высоты).


Сегодня в числе потенциальных участников кластера, который свя­жет три российских региона: Татар­стан, Московскую и Саратовскую области, уже больше 20 компаний, специализирующихся на разных этапах производства композитов. Все они вместе со статусом резиден­та кластера получат возможность возместить до половины затрат на реализацию новых инвестици­онных проектов по производству импортозамещающей продукции. Меры поддержки участникам про­мышленных кластеров могут быть оказаны и на региональном уровне (в виде налоговых льгот, субсидий и иных финансовых и нефинан­совых инструментов поддержки промышленной и инвестиционной деятельности).
– В рамках кластера будут сфор­мированы условия для крупных, средних и малых предприятий, а также молодых предпринима­телей по созданию передовых производств и новых высокотех­нологичных продуктов на основе композитов, конкурентоспособных в России и мире, с высоким экспорт­ным потенциалом и широкими воз­можностями рыночного импорто­замещения, – говорит генеральный директор UMATEX Group Александр Тюнин.
ОТ ПОЛИМЕРНОГО ВИНТА!
Такая «кластерная» организа­ция преследует несколько целей. Наиболее глобальная – довести к 2025 году объёмы российского рынка углеволокна и производных материалов до 2% от их общемиро­вого потребления. А к 2030 году Рос­сийская Федерация должна войти в топ‑5 мировых производителей углеродного волокна с долей рынка 6% и объёмом потребления про­дукции отрасли на душу населения не менее 1,8 кг.
– По производству углеволокна с заданными характеристиками мы пока только приближаемся к финишу. И сильно уступаем ли­дирующим в этой отрасли США, Германии, Японии, Корее, Ки­таю, – говорит проректор по на­учной и инновационной деятель­ности Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполе­ва (КНИТУ – КАИ) Сергей Михай­лов. – Перед ведущими научными центрами встала задача создания альтернативного сырья и материа­лов. Так что в России уже накоплен практический опыт по разработке технологий производства компо­зитов. КНИТУ – КАИ не является разработчиком углеродных мате­риалов, но активно их использует для создания новых инноваци­онных конструкций, в частности, активно сотрудничает с такими предприятиями, как АО «Инфор­мационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва», для которого мы создаём комплек­тующие спутниковых конструкций из углеродных композитных мате­риалов, двигателестроительными компаниями, вертолётными КБ.
Одно из перспективных направ­лений применения композитов в готовых изделиях, которые будут производить предприятия класте­ра, – это, например, создание про­изводств лопастей вертолётной тех­ники с высокой степенью локализа­ции внутри предприятий кластера, сверхлёгких композитных газовых баллонов, к которым уже проявили интерес автогиганты: КАМАЗ, ГАЗ, а также нефте‑и газодобывающие компании. Кроме того, композиты традиционно используются в раке­то-и авиастроении, судостроении, автомобилестроении. А ещё этим материалам предстоит масштаб­ное освоение в сферах энергетики и строительства. Именно широ­кое освоение композитов не в уз­коспециальных отраслях, выход на экспортные поставки с матери­алами мирового качества позволит России выйти на рентабельность таких производств.
 
1-4
1-3
На фото комплек­сы для создания преформ: машина для выкладки арми­рующего волокна Tajima Gmbh. (фото 1), автоматизированный комплекс радиально­го плетения преформ HERZOG (+ робот KUKA) (фото 2). Оба агрегата нахо­дятся в Центре ком­позитных технологий КНИТУ – КАИ.
Фото предоставлены Центром композитных технологий КНИТУ – КАИ.
 
В ПОГОНЕ ЗА «СУПЕРКАРОМ»
Весьма привлекательно для «ком­позитных» игроков выглядит меж­дународный рынок. Объём «по­треблённых» миром композитов в 2016 году составил более $82 млрд в стоимостном выражении и око­ло 11 млн тонн – в натуральном.
Основные потребители – строи­тельная индустрия, транспорт­ное машиностроение, энергетика и электроника.
– В 2016 году мировой объём потребления композитов только в транспортном машиностроении превысил 3 млн тонн. По прогно­зам международных экспертов, этот бум потребления будет лишь нарастать. Основные покупатели продукции композитной отрасли сосредоточены в Северной Аме­рике (34%) и Европе (33%). Это ве­дущие мировые автомобильные концерны: Volkswagen, BMW, Mercedes, Ford, General Motors, Renault – Nissan и другие. Часть из них уже локализовала свои производства на территории Рос­сийской Федерации, в частности Volkswagen, BMW, Ford и Renault – Nissan. Однако доля российских изделий из композитов в выпуска­емой ими на территории РФ про­дукции крайне незначительна.
Но если положение России на внешнем рынке композитов отчасти объясняется тем, что стра­на пока не является поставщиком наиболее востребованных сырья и материалов, то чем же объяснить медленный рост внутреннего рынка композитов – всего лишь на 20% за пять лет?
По мнению экспертов, это обу­словлено, в первую очередь, недо­статочным спросом на отечествен­ную технически и экономически эффективную продукцию отрасли в приоритетных секторах эконо­мики России, являющихся основ­ными её потребителями, – таких, как транспортное машиностроение, строительная индустрия, энергетика и электроника, ЖКХ, нефте‑и га­зодобыча, цветная металлургия, химия и нефтехимия.
 

1-1


1-10


Сотканные агрегатами преформы (фото 1, 2).
1-2
1-9
Готовые изделия из композита: втулки рулевого винта вертолёта «Ансат» (фото 3), интерцептор (один из механизмов крыла; фото 4).
 
То есть к буму композитного про­изводства отечественных потреби­телей стоит подготовить заранее.
– Очень важно ещё на стадии про­ектирования предусмотреть баланс объёма выпуска и объёма потребле­ния композитов, так как процесс создания углеволокна весьма затра­тен, – говорит Сергей Михайлов. – Кроме того, в нём используются вещества, которые, во избежание экологического ущерба, необходи­мо специальным образом очищать и утилизировать, что тоже очень трудоёмко. И кластерный подход поможет все эти вопросы решить эффективно.
«Полимерное» грядущее Татар­стан готов встретить во всеоружии. Как нам рассказали в республикан­ском Министерстве промышленно­сти и торговли, четвёртая по счёту и реализуемая сейчас программа развития нефтегазохимического комплекса РТ предполагает в том числе акцент на углубление пере­работки нефтяного сырья. А вместе с тем – получение высокомаржи­нальной продукции с улучшенны­ми потребительскими качествами и расширение кооперации про­мышленных предприятий – про­изводителей полимерной продук­ции и композитов с предприяти­ями и организациями смежных отраслей.
Уже сегодня около 20 республи­канских предприятий производят более 100 наименований продук­ции на основе базальтового, стек­ло-и углеволокна и древесно-по­лимерного композита. Два года назад на территории ОЭЗ «Алабуга» открылся завод по производству углеродного волокна. Расположен­ное здесь же, в ОЭЗ, подразделе­ние «Татнефти» является одним из крупнейших в России и странах СНГ производителей стекловолокна и продукции на его основе, а пред­приятие «Татнефть-Пресскомпо­зит» (промплощадка «Алабуга») занимается производством SMC/ВМС-компаундов и строительных материалов по технологии пултру­зии. Казанское НПП «Завод стекло­пластиковых труб» выпускает одно­имённые изделия из стеклопласти­ка, а «Данафлекс-Нано» в пригороде столицы Татарстана производит гибкую упаковку и полимерные плёнки. В Зеленодольском районе на территории индустриального парка М‑7 ООО «МультиПласт» про­изводит изделия из древесно-поли­мерных композитов.
«Татнефть-Пресскомпозит», «Татнефть-Алабуга Стекловолокно» и «Алабуга-Волокно» уже заявили о планах по вступлению в кластер. Планируется, что к ним присоеди­нятся казанские технологический и архитектурно-строительный университеты. Предполагается, что кластер не только повысит эф­фективность формирования компо­зитной отрасли, но и позволит ей, а вместе с тем и республиканской промышленности, выйти на новые направления и уровень развития.
 1-7
Обтекатель хво­стового редуктора вертолёта.
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: