Индус Тагиров о Шаймиеве: "Он всегда оставался равным самому себе и никогда не отделял себя от народа"
У часов истории
20 января 2020
Индус ТАГИРОВ, профессор кафедры отечественной истории КФУ
Я много раз бывал свидетелем проявления его великолепных природных способностей, умения проникать в человеческие души и способности работать с опорой на народ. «Не скрою, - говорит Минтимер Шарипович, - мне чрезвычайно приятно, когда люди меня вслух называют и за глаза считают «своим». Это потому, я добавлю от себя, что он всегда оставался равным самому себе и никогда не отделял себя от народа.
Прежде чем принять решения по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, он всегда советуется с людьми разных политических взглядов, ищет и находит пути совмещения интересов различных слоев населения.
Так было при подготовке и принятии Декларации о государственном суверенитете республики. Весь август вплоть до 30 числа он посвятил встрече со многими людьми, в том числе и с депутатами Верховного Совета, придерживавшимися, порой, противоположных взглядов в вопросе содержания этого документа.
Некоторые из этих далеко непростых встреч проходили на моих глазах. Я видел, как Шаймиев самым внимательным образом выслушивает каждого из их участников. При этом, проявляя полное уважение к своим оппонентам, мастерски и убедительно полемизирует с ними.
Бесконечная череда этих встреч продолжалось вплоть до 21 часа 30 августа, когда во время работы сессии Верховного Совета под его руководством была создана согласительная комиссия, в которую входил и я, где благодаря его мудрости, состоялось примирение различных точек зрения. В результате на сессии в 22 часа 30 минут была принята Декларация, всецело соответствующая суверенному развитию республики.
Если Шаймиев уверен в правильности принятого решения, независимо от того, нравится это кому либо, или нет, он до конца отстаивает его. Порой, ставя под опасность свою собственную судьбу. Идя, не боясь, как говорят, по лезвию ножа. В результате этого 15 февраля 1994 года был заключен беспрецедентный межгосударственный договор между Татарстаном и Россией, продолженный договором 2007 года.
В дни проведения референдума по статусу Татарстана на границе республики проводились военные учения, грохотали танки. Из гарнизонов, расположенных в Татарстане, спешно вывозилось оружие. По республике разъезжали агитационные машины и распространяли среди населения провокационные и угрожающие листовки.
В город Волжск Марийской республики приехал Руслан Хасбулатов, грозивший, в случае отрицательного ответа на вопрос референдума, привести Шаймиева в Москву в железной клетке.
Однако это не поколебало его, он в полном соответствии со своим железным именем, оставался твердым в своем решении. Идя на явную конфронтацию с Президентом России Б.Н. Ельциным, призвавшим тогда избирателей Татарстана сказать «нет!» суверенному статусу Татарстана. В тот же вечер после его выступления на телевидении к избирателям обратился Минтимер Шарипович, твердо заявивший, что «только через положительный ответ на вопрос референдума придет мир и покой в каждую семью». Народ прислушался к голосу Шаймиева, а не Ельцина. За суверенный статус проголосовали 61,4 процента избирателей.
Помню 21 августа 1991 года. Я пришел к нему, но пришлось некоторое время подождать в приемной. В 12 часов 20 минут зашел в кабинет и понял причину задержки нашей встречи. По радио начинался репортаж из зала заседаний Верховного Совета РСФСР: это были решающие часы ликвидации мятежа ГКЧП. Я видел, как у политика столь высокого ранга созревает решение о том, как дальше строить отношения с центром. В ходе разговора я понял, что Президент основной упор в реализации политической линии будет делать на обретение полнокровной государственности Татарстана и на установление справедливых взаимоотношений с Российской Федерацией.
Препятствий на пути Шаймиева было немало. Их преодоление требовало от него неимоверного умственного напряжения и немалых дипломатических усилий, особенно во взаимоотношениях с руководством РФ. Чтобы не ошибиться приходилось выверять каждый свой шаг. Ему свойственно, прежде чем принять решение, семь раз измерять возможности последствий.
Под его руководством республика вышла на передовые позиции социально-экономического развития, сыграла определяющую роль в переводе России на рельсы федеративного развития. Стала активной участницей международных отношений. Республикой, примеру которой следовали и следуют другие субъекты Федерации.
Сегодня он, как Государственный советник республики, возглавляет фонд «Возрождение». Благодаря его усилиям Булгар и Свияжск справедливо оценены как важные памятники мирового культурного наследия.
Планов на будущее у Минтимера Шариповича более чем достаточно. Уверен, что он при их реализации будет добиваться столь же впечатляющих результатов, как и в борьбе за становление суверенного Татарстана.
Счастливая у него судьба, ибо он был и остается у часов истории!
Индус Ризакович Тагиров. Академик Академии наук РТ. Профессор кафедры отечественной истории КФУ. В 1992-2002 г.г. – председатель исполкома Всемирного конгресса татар. Депутат Государственного совета РТ в 1995—2009 гг.
Журнал "Татарстан", январь 2017 г.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ОБ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА НА САЙТЕ 100-ЛЕТИЯ ТАССР
Добавить комментарий