Углубленный уклон
Мы задумали выяснить, насколько учеба в школе «с уклоном» способна повлиять на судьбу и будущую профориентацию ребенка. Ответ на свой вопрос решили искать прямо на месте.
01 сентября 2016
IT-ЛИЦЕЙ: +ШАМХМАТЫ И КАЖДОМУ ПО ТРИ ЖИЗНИ
Первое, что бросается в глаза в кабинете директора IT-лицея КФУ, – шахматы.
- Сам люблю, и ребята наши играют. Развивает мышление! - предвосхищает мой вопрос Тимербулат Самерханов.
Несмотря на it-приставку, в лицее существуют три профильных направления: информатика, физмат и химико-биологическое.
- В этом году у нас был первый выпуск: из 54 человек только двое поступили в вузы на гуманитарные направления, все остальные – будущие программисты, физики, химики и биологи, - с гордостью озвучивает свою статистику Тимербулат Рашидович. - Школа с уклоном – это не просто так! Прежде всего из-за количества часов профильных предметов.
Например, в гуманитарных классах той же информатики всего один час или вообще нет, а математики – 4 часа. В информационном классе лицея, соответственно, 7 и 10. В неделю! За два года «набегает» до 800 часов разницы.
- Ребята целенаправленно выбирают профильные классы – это подготовка и к ЕГЭ, и к дальнейшей жизни, - говорит Самерханов.
Какими должны быть результаты «на выходе» здесь представляют прекрасно – портрет выпускника составлен с присущей этому месту математической точностью. Помимо патриотизма и других «правильных» вещей в нем есть и профессиональные критерии. Так, например, выпускник лицея должен свободно разговаривать на английском языке (чтобы иметь доступ к топовой научной литературе), владеть навыками инженера или программиста, уметь творить не только благодаря своему интеллекту, но и рукам – например, собрать робота, а затем вдохнуть в него it-жизнь.
Мы проходим в кабинет Samsung, оборудованный новейшими ноутбуками и планшетами. Тимербулат Рашидович с гордостью демонстрирует мобильное приложение - «считалку» для малышей, - предлагая ответить на простые вопросы: «Сколько будет 9 плюс 7? Предупреждаю, у вас всего три «жизни»!». Я в недоумении. Оказалось, что данное приложение – не что иное, как выпускное задание лицеистов. Вот так.
- Сегодня у нас нет достойного онлайн-переводчика с татарского языка. Ребята пытаются его сделать. Как видите, здесь у них совсем другие проблемы, нежели «на сигаретку стрельнуть». Недавно ко мне подошел ученик: «Тимербулат Рашидович, я для вас сайт сделал». Семиклассник! Мне кажется, это очень круто.
IT-лицей – интернат, где дети не только учатся, но и живут. Не классы – группы – формируются по 12 человек. Конкурсный отбор проходит аж в три этапа. В итоге сюда попадают школьные «звезды», призеры олимпиад. И сразу же сталкиваются с «суровой реальностью». Один из первых выпускников лицея Тимур вспоминает, как после обычной елабужской школы сразу же скатился на тройки.
- Группы маленькие, а это значит, что с тебя и требуют больше, и спрашивают чаще. Да, здесь сложнее, но, знаете, это мотивирует! Привык, «выровнялся». После лицея поступил в Высшую школу информационных технологий и информационных систем КФУ. Первые дни учебы показали: материал первого семестра будет даваться легко тем, кто разбирается в информатике. А я, благодаря лицею, в ней разбираюсь.
Второй год подряд лицей занимает первое место в рейтинге казанских школ по результатам ОГЭ. По ЕГЭ входит в первую десятку – неплохие результаты, учитывая, что он существует всего с 2012 года. Кстати, сюда принимают не только мальчишек.
- Не знаю, откуда идет такая молва, что девочек мы не берем. Берем! - возмущается директор.
1 сентября ряды учащихся пополнили 25 it-лицеисток.
АНГЛИЙСКИЙ: + ТРАДИЦИИ И… КИТАЙСКИЙ
- Как можно в наше время жить, не зная иностранного языка, и быть конкурентоспособным?, – задает мне свой вопрос Надия Шевелева. Школа №18, директором которой она является, была создана в далеком 1959 году, как первая с углубленным изучением английского языка в республике. «Школа с традициями» - так называют ее между собой учащиеся, их родители и выпускники. Одна из них – Мария.
- Я выпускница этой школы, а сегодня в ней учится мой сын, - рассказывает она. - Родные стены, хороший коллектив – это важно. Многие из нас, кто окончил когда-то 18-ю, привели в нее своих детей. Мне нравится, что ребята целеустремленные – все чем-то увлечены. Думаю, что не в последнюю очередь, это влияние школы.
Школьные знания Марии пригодились. Стажировка в Америке показала высокий класс, полученного здесь образования: «Я была единственной русскоговорящей в университете, но мой школьный английский помог свободно влиться в ряды американских студентов и даже поработать тьютором».
Количество часов английского в 18-й превышает «обычное» в три раза: шесть против двух. Плюс конференции на иностранном языке, фестиваль англо-американской песни, конкурс ораторов… На выходе из школы дети свободно владеют английским. Мало того, здесь изучают китайский. Пока по желанию, но это не мешает ребятам занимать призовые места на всероссийских олимпиадах, сражая компетентное жюри своим прекрасным произношением.
- Какой процент ваших выпускников поступает в профильные вузы? - спрашиваю Надию Масгутовну.
- Знание иностранного языка – это не обязательно профессия. Скорее, инструмент. Можно быть знаменитым ученым, эффективным руководителем, замечательным рабочим – кем угодно – и при этом знать иностранный язык.
Сегодня нередко можно услышать, как различные центры интеллектуального развития обещают обучить ребенка иностранному языку чуть ли ни за год. «Это миф или реальность?» - задаю я свой вопрос директору.
- Ну, вы это у них спросите. Одно бесспорно – они за свою работу большие деньги берут, а у нас обучение бесплатное. При этом мы даем хорошее классическое образование по всем предметам. Нас хоть и называют гуманитарной школой, но математики мы ни на один час не убавляем. Потому что понимаем – ребенок должен иметь возможность выбрать для себя в будущем любую специализацию.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ: +ИНТЕЛЛЕКТ И ОБЩАЯ КУЛЬТУРА
Вместо привычных школьных звонков в казанском физико-математическом лицее №131 звучит «классика».
- Это как-то влияет на способности к точным наукам? – спрашиваю директора Альфию Хабибуллину.
- Это влияет на интеллект и общую культуру. Их наличие – наше обязательное требование.
К чести лицея, в рейтинге нетиповых школ по результатам ЕГЭ он занимает первую строчку. Около 90 процентов его выпускников продолжают учебу по данному профилю в вузах. Но, безусловно, есть и те, кто выбирает для себя гуманитарные специальности. К слову, в их числе – известный оперный певец Эдуард Трескин, детский писатель Борис Вайнер, знаменитый драматург Равиль Бухараев и даже нынешний министр внутренних дел РТ Артем Хохорин.
- Я считаю, что физико-математическое образование – это прежде всего фундамент хорошего мышления, - говорит Альфия Блигвардовна. – Умение работать с информацией: искать, систематизировать, вычленять главное. Даже те дети, которые поступили на филфак, утверждают, что наше образование им очень помогает.
Пять часов физики в неделю, математики девять часов, плюс профильные кружки – неудивительно, что специализированную школу часто упрекают за непосильную нагрузку. В 131-й лицей приходят, будучи отличниками и ударниками, а становятся – троечниками.
- Это неизбежно, - говорит директор. –У нас конкурс пять человек на место. В других школах эти дети были лучшими из лучших. Приходят к нам, а здесь все такие! Требования высокие, и очень многое зависит от характера самого ребенка. Если, сжав зубы, будет доказывать, что может – выкарабкается. А мы ему в этом поможем. Конечно, есть те, кто не справляется. Они либо уходят, либо приспосабливаются – где-то спишут, где-то схитрят… В обществе почему-то бытует мнение, что троечники в жизни успешнее отличников. Я с этим категорически не согласна! Потому что троечник – он и по жизни троечник. Даже, если станет большим руководителем– будет «троечным» руководителем.
- Насколько часто родителям ваших учеников приходится прибегать к помощи репетиторов?
- Считаю, что репетиторы - это попытка родителей сбросить с себя груз ответственности за образование ребенка. Ведь, в большинстве случаев репетиторы получают деньги за то, что просто делают за него домашнее задание. Ребенок не тянет программу? Сядьте рядом, убедите позаниматься. Только в одном случае репетитор оправдан – если ребенок долго болел, отстал. Внимательно слушать на уроке учителя, аккуратно делать домашнее задание – этого достаточно.
Амир – гордость лицея – с репетиторами не занимался. Утверждает, что школьной программы достаточно, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Для себя выбрал химфак КФУ. Любовью к предмету «заразился» от директора. Посещал ее кружок, участвовал во всевозможных олимпиадах. Последний школьный «трофей» – бронзовая медаль с международной олимпиады по химии – красуется сегодня на его страничке в соцсети.
- 131-ю школу выбрал, потому что ее закончили брат и отец, а еще захотелось чего-то большего. Там я смог реализовать себя и найти друзей. Атмосфера в нашей школе замечательная – настоящее лицейское братство, которое воспевал еще Пушкин.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ: +ДЕНДРОСАД И ЭКОДОМ
На пути к школе №86 с углубленным изучением химии и биологии можно увидеть диковинные растения. Дендросад, который раскинулся на пришкольной территории, посажен руками детей – профориентация начинается с заботы о природе.
- В этом году завершаем очень интересный проект «Сохраним легкие планеты», - рассказывает мне директор Гульназ Галеева. – Дети собирают макулатуру, а затем высчитывают, сколько деревьев смогли таким образом сохранить. У каждой группы свой тотем. Кто-то спасает сосны, кто-то – березы… Все четыре года начальной школы спасают. В этом году будем сажать алею этих деревьев.
Усиленная программа по химии и биологии здесь начинается с пятого класса. Как и в других школах с углубленным изучением предметов, дети здесь учатся по расширенному учебно-тематическому плану: разница не только в содержании уроков, но и в количестве часов. Плюс кружки, дополнительные консультации, подготовка к олимпиадам. Исследовательскую работу здешние школьники начинают еще в начальных классах.
- Мы очень тесно сотрудничаем с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, – рассказывает Гульназ Ринатовна. – В рамках проекта «Школа всезнайки» привлекаем второклассников. Работаем по восьми интересным направлениям. Например, экология, создание экодомов...
По словам директора, основная миссия школы с уклоном – заинтересовать ребенка конкретным предметом, дать возможность освоить его, подготовить к поступлению в профильный вуз. К слову, в специализированных классах этой школы количество выпускников, выбравших профильные специальности, достигает 70 процентов. Конкретный пример в этой общей статистике – Валерия. В настоящий момент успешно учится в магистратуре КНИТУ на биотехнолога.
- Школа с углубленным изучением предмета – идеальный вариант для тех, кто хочет связать с этим направлением свое будущее, - говорит она. – Отлично подготовиться к ЕГЭ, чтобы поступить в профильный вуз, можно в рамках специальной учебной программы. И никаких репетиторов не нужно.
Лера вспоминает, как еще в школе загорелась биологией. Самый яркий момент – проект создания собственного экодома, отвечающего татарстанским условиям. Защита работ проходила в «Химграде».
Добавить комментарий