Что поможет избежать встречи с коронавирусом
Вакцина от COVID-19. Наша версия
23 ноября 2020
В этом что‑то есть, решили в «Татарстане». И взяли на себя смелость рассказать о ковидоопасных ситуациях, в которых мы время от времени оказываемся. И не просто рассказать – ещё и предложить свой вариант решения. Потому как оперативные штабы и указания сверху в рамках борьбы с пандемией – это замечательно, но инициативу снизу никто не отменял. А снизу иногда ещё и виднее.
СИТУАЦИЯ: БУТАФОРИЯ
В продуктовом магазинчике посёлка Ореховка под Казанью теперь как в серьёзном гипермаркете – никаких послаблений: нет маски – нет покупок. К счастью для забывчивых и легкомысленных, тут же предлагается выход: всего девять рублей – и вы в маске.
Берегу эту маску как сувенир: из всех купленных в разное время и в разных местах она – самая удивительная. Вся целиком, вплоть до завязочек, грубо и решительно вырезана ножницами из одного куска какой‑то тонкой чёрной материи. Помните бессмертное бендеровское в «12 стульях»: «Типичный мальчик. Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень…» В самом деле, кто сказал, что это не маска? Ни от чего не защищает, но формальности соблюдены, значит, штрафы и санкции исключены.
Нетипичный случай? Не скажите. Если проверить, многие ли наши сограждане носят настоящий медицинский предмет антиковидного туалета, а не грубую подделку, результат вряд ли будет утешительным. А если противовирусное забрало всё‑таки оригинальное, могу побиться об заклад, что счастливый обладатель не меняет его на новое каждые несколько часов, как рекомендуется.
Да какие там часы? Любуясь масочной картиной в метро или автобусе, сразу поймёшь: некоторые так называемые средства защиты давно пора заносить в Книгу рекордов – по продолжительности попеременного ношения в карманах и на лицах… А ведь такие маски-долгожители скорее союзники коронавируса, чем его противники.
Что делать?
Заставить всех носить «правильные» маски и постоянно их менять – затея бесполезная и нереализуемая. Не только потому, что контролировать всех невозможно. Тратить каждый день под сто рублей (в аптеках маски часто продают и по двадцатку за штуку) только на маски – для кого‑то непозволительная роскошь.
А если пойти по другому пути? На недавнем большом совещании с участием ответственных лиц использовали следующую схему. Каждому приглашённому вручали новую маску, разумеется качественную, и настоятельно предлагали надеть именно её. Теперь представим, что точно так же будет при входе в гипермаркет, исполком, театр, поликлинику, в цех или офисный центр, наконец, – в тех местах, где ношение масок обязательно? Во-первых, в этом случае легче обеспечить граждан нормальными, а не бутафорскими средствами индивидуальной защиты и уже никто не будет проходить через турникет, прикрыв рот носовым платком, пристёгнутым к серёжкам канцелярскими скрепками. Во-вторых, централизованные оптовые закупки позволят снизить цену.
Как раздавать маски – за скромную плату или бесплатно, вопрос дискуссионный. Вариантов здесь множество. В магазинах, например, можно возвращать деньги за маску, если посетитель совершил покупку…
Мне, впрочем, больше импонирует обычная бесплатная раздача. Ведь чем надёжнее средства индивидуальной защиты от COVID-19, тем меньше шансов у эпидемии расти в геометрической прогрессии. А теперь считайте, что выгоднее для предприятия, офиса, местных властей, наконец, – тратиться на маски для работников, сотрудников, населения в целом или расплачиваться за возможные последствия?
СИТУАЦИЯ: ЧАС ПИК
Утро. Начало рабочего дня. Дисциплинированно натянув на нос защитную маску, сажусь в автобус №46 на остановке в Кировском районе. Через несколько остановок пассажиров в автобусе становится больше в разы. Люди стоят в проходе маской к маске, о том, чтобы держать социальную дистанцию, не может быть и речи. Не отдавил ногу соседу – уже хорошо. В салоне душно, и реакция на экстремальные условия у самых нестойких одна: в лучшем случае маска теперь едва прикрывает рот. Ясно, что ни о какой защите от коронавируса говорить не приходится. Но это час пик, господа, и других вариантов нет. Следующий автобус почти наверняка тоже будет забит под завязку. А что может быть комфортнее для COVID-19, чем переполненный автобус?
Что делать?
В разы увеличить количество автобусов на линиях нереально, хотя корректировать частоту движения на маршрутах с учётом их загруженности наверняка возможно. А ещё можно использовать не совсем забытое старое. В своё время, когда в Казани вышел из строя один из главных мостов и город встал в пробках, местные власти договорились с предприятиями и учреждениями об изменении начала рабочего дня: кто‑то начинает в семь, кто‑то – в восемь, в девять… Просто? Зато эффективно: нагрузка на дороги снизилась. В нашем случае гибкий график поможет разгрузить общественный транспорт и социальная дистанция станет не мечтой, а реальностью.
Можно, наверное, применить и московский опыт, естественно, с поправками на местные реалии. Наверное, слышали, в Москве заблокировали льготные транспортные карты пожилым – чтобы не подвергали себя опасности заразиться и оставались дома? У нас можно сделать примерно то же, но благороднее и справедливее не потраченные на проезд деньги выдать людям наличными.
СИТУАЦИЯ: ЭЛЕКТРИЧКА
Пятница, вечер. На платформе казанского Северного вокзала – прогнозируемый аншлаг: к тем, кто, как обычно, возвращается домой с работы, в конце недели присоединяются ещё и дачники. Электричку, усечённую кризисами и оптимизациями до скромных четырёх вагонов (в лучшие годы их было десять), пассажиры забивают в момент. В проходах, правда, почти никто не стоит, но сиденья чихающая и шмыгающая носами публика заполняет под завязку – в каждом «купе» по шесть человек. Трое, плечо к плечу, с одной стороны – трое напротив. Чувствуешь потенциально опасное дыхание соседа и с ностальгией вспоминаешь весну, когда по причине жёстких карантинных мер электрички ходили полупустыми. Правда, по той же причине их количество в расписании сократилось тогда до минимума. В свою очередь вечерние автобусы в сторону Юдино стали ходить переполненными.
Что делать?
Увеличить вместимость пригородных электричек, добавив к каждой два-четыре вагона, не самое сложное решение. Понятно, что для компании-оператора вариант не самый выгодный: дополнительные вагоны – лишние расходы. Но давайте решать: или мы оставляем всё как есть и даём шанс вирусу для развития и процветания (и тогда есть «замечательный» шанс вернуться к весенней ситуации, когда перевозки сократились до неприличия), или обеспечиваем разумную социальную дистанцию, сведя риск нашего общения с вирусом до минимума.
СИТУАЦИЯ: АЭРОПОРТ
Терминал казанского аэропорта. Пройдя регистрацию и спецконтроль, пассажиры, вылетающие рейсом известного лоукостера, оказываются в тесном и душном зале ожидания, где коротают время до выхода на посадку – это где‑то минут сорок. Про социальную дистанцию приходится забыть – здесь не театр и не стадион, где зрители вправе заполнить ряды и трибуны в лучшем случае наполовину. Здесь свободных мест почти не наблюдается, а о тесноте общего пространства свидетельствуют полностью оккупированные публикой столики крохотного кафе и, извините, очередь в туалет.
Что делать?
В современном казанском аэропорту залов ожидания, где с комфортом и на почтительном расстоянии друг от друга могут разместиться пассажиры, больше чем достаточно. Но каждый предназначен для определённых групп путешественников: один – для пассажиров международных рейсов, другой – для ВИП-клиентов, ещё один – для внутренних рейсов… Пассажиры лоукостеров, естественно, оказываются в самом бюджетном – так сказать, согласно купленным билетам. А что если на время сломать стереотипы и, максимально используя имеющиеся площади, размещать пассажиров (независимо от того, куда и на чём они летят) в самых просторных и комфортных залах вылета, сократив до минимума шанс заполучить ковид из‑за тесноты? Тем более что загрузка международного сектора, по понятным причинам, сегодня на порядок меньше, чем была в лучшие годы. Естественно, это потребует организационных усилий и дополнительных затрат. Но чрезвычайность ситуации диктует свои правила. Опять же, лучше дополнительные усилия и затраты сегодня, чем перспектива остаться без авиасообщения из‑за дальнейшего распространения пандемии завтра.
СИТУАЦИЯ: НАЛИЧКА
Иногда они снятся мне в страшных снах. Резиновые перчатки с пальцами, чёрными от постоянного пересчёта кишащей микробами мелочи... В таких перчатках кондуктор в электричке отсчитала мне сдачу, в них же выдала распечатанный билет. Случилось всё уже после того, как я предпринял робкую попытку расплатиться за проезд пластиковой картой. – Только наличные! – изрекла в ответ кондуктор, бестактно раскашлявшись за масочной занавеской. И, разглядев в моих глазах недоумение, добавила: – Все вопросы – к руководству… Всю дорогу до Казани я высчитывал, насколько велика вероятность заразиться, если мелочь, которую мне выдали на сдачу, перекочевала из рук двух‑трёх инфицированных…
Что делать?
Если на время пандемии нельзя запретить оборот наличных, нужно хотя бы обеспечить условия для расчётов банковскими картами везде, где это только возможно. Ссылки на технические сложности вряд ли уместны. Во всяком случае, даже торговцы на рынках, не имеющие валидаторов, в большинстве своём нашли выход – предлагают перевести деньги за покупку на свою карту...
СИТУАЦИЯ: БОЛЬНИЦА
Даулят И., 35 лет. Живёт в Казани. Когда появились первые симптомы болезни, он поступил так, как, увы, поступил бы почти любой мужчина его возраста – не воспринял это всерьёз. Врача на дом вызвал лишь через три дня, когда температура поднялась выше 38,5. Врач, по-видимому, попался осторожный и... не пришёл. Ещё через неделю, когда больному стало совсем плохо, домашние снова обратились в поликлинику.
В регистратуре, услышав, что врач таки не пришёл, искренне удивились: «А что вы от нас хотите?» И среагировали только тогда, когда услышали ответ: «Хотим знать, кто будет отвечать, если человек умрёт…»
Даулята спасли – другие врачи. Когда приехала скорая, он уже не мог дышать самостоятельно и ему сразу дали кислородную подушку. Через две недели пребывания в «красной зоне» он выписался из больницы, потеряв 45 процентов лёгких, но глубоко благодарный настоящим медикам, которые выхаживали его и ему подобных, не жалея себя.
Врачи, которые работают, спасая нас от ковида, – настоящие герои. Но в медицине, как и в жизни, есть не только герои. И врачи есть хорошие и не очень. Те, которые не очень, в одночасье вряд ли станут хорошими. Ещё есть суровые реалии: врачей не хватает, а люди, напуганные страшилками про коронавирус, обращаются в поликлинику при малейшем чихе. Отсюда очереди в поликлиниках, где легко схватить болезнь, и странные предложения, которые иногда получают пациенты в ответ на просьбу прислать врача на дом. Мол, приходите в поликлинику сами – слишком много вызовов, не успеваем.
Что делать?
Татарстан - регион, в котором в пилотном режиме внедряются и испытываются многие передовые цифровые технологии. У нас, например, давно и успешно ставят диагнозы, даже делают операции с помощь телемедицины. Если где‑то в отдалённом районе сложный случай – местные хирурги связываются с Казанью и под руководством опытных специалистов из РКБ, которые консультируют в режиме онлайн, успешно оперируют. Но имеющийся у нас центр телемедицины – всё‑таки для особых случаев, чрезвычайных.
А что мешает наладить онлайн-консультации пациентов с участковыми хотя бы в крупных городах, где качественный интернет и компьютер, смартфон есть почти в каждой квартире? Технически, полагаю, сегодня это не так сложно. Речь, естественно, не о полном отказе от обычного общения врач – пациент. Но для диагностики простейших простудных заболеваний, коих абсолютное большинство, опытному участковому онлайн-контакта вполне достаточно.
Что получим в итоге? Сокращение очередей в поликлиниках, уменьшение нагрузки на врачей (сегодня она запредельная) и снижение для них риска подхватить коронавирус (боязнь заразиться вряд ли побуждает участковых к посещению как можно большего числа пациентов на дому).
Между прочим, врачебные онлайн-визиты и консультации никакая не наша фантазия. В Якутии, например, приёмы больных онлайн – реальность. Там, столкнувшись с наплывом пациентов и вызовами, инициированными коронавирусом, ещё весной взялись за разработку технологии, которая позволила бы врачам вести онлайн-приёмы пациентов. А уже к 1 июня задача была решена. Сегодня, чтобы «сходить» в поликлинику, горожанину или оленеводу из дальнего стойбища достаточно воспользоваться смартфоном.
Так что здесь мы, получается, пока не впереди планеты всей. Впрочем, есть шанс изменить ситуацию. Цифровые ресурсы и наработки, имеющиеся в Татарстане, могут позволить горы свернуть. Тем более что наступление коронавируса заставляет всех оперативно принимать нестандартные решения и справляться даже с задачами, которые прежде казались невыполнимыми.
P.S Усилия, которые предпринимает Татарстан в сражении с «чумой ХХI века», во многом беспрецедентные, они – пример для большинства российских регионов, где, в отличие от нашей республики, не удаётся настолько эффективно сдерживать распространение вируса. Но даже то, что делается хорошо, всегда можно сделать лучше. Ситуации, о которых рассказано в материале, подлинные: автор, его коллеги, наши читатели испытали всё это на собственном опыте. Цель «Татарстана» – обратить внимание заинтересованных ведомств и предприятий на обозначенные проблемы. И разумеется, получить не отписки, а конкретные ответы от ответственных лиц, подкреплённые конструктивными решениями.
И давайте не будем забывать главного: в борьбе с таким сильным и коварным противником, как ковид, не бывает мелочей, а экономия средств и усилий редко когда оправданна. Человеческие жизни и здоровье – слишком высокая цена за полумеры или бездействие.
Иллюстрации: Александр Алёшин
Аскар Сабиров
Добавить комментарий