Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Долгий путь к себе

Долгий путь к себе

Судьба человека: возвращение к жизни

01 августа 2019

Марату Ибрагимову 42 года. Он - равный консультант в одном из центров помощи наркозависимым в Казани. В прошлом – наркоман с более чем 24-летним стажем. Курил анашу. Кололся ханкой, героином, синтетическими наркотиками… У него хватило сил для того, чтобы, спотыкаясь и падая, всё же вернуться к нормальной жизни. А ведь всего два года назад перед ним маячили два извечных наркоманских пути - тюрьма или могила.
 
Бег по замкнутому кругу
Обычная казанская пятиэтажка. На одном из балконов в инвалидном кресле сидит и без удовольствия наблюдает за происходящим на улице молодой человек. Его взгляд заметно оживляется только при виде быстро семенящего через двор соседа - «друга» Димы. Короткий свист с балкона заставляет Диму поднять голову:
- О, здорово, братан! Щас, через минутку зайду…
Зашёл. И всё по кругу - укололся и забылся. Как тут же забылись клятвы родителям и самому себе «завязать» с наркотой и лечь в реабилитационный центр:
- В тот самый момент, когда свистнул Диме, я заранее предвидел, куда и за чем он торопится. Знал, что за дозой. И. как пить дать,  зайдёт меня «навестить», - говорит Марат.
А ведь только за месяц до этого хирурги по маленьким кусочкам собрали обе его сломанные пятки - под действием «синтетики» «вышел» из окна на третьем этаже.
- Представляете, насколько я потерял себя и на каком в тот момент был дне, если продолжал колоться у себя дома, сидя в инвалидной коляске?! - голос Марата дрожит от негодования. Закатывая левую брючину, он демонстрирует синюю искривлённую ступню:
- Правая такая же. Но ничего. Главное, что жив…
 
Жить здесь и сейчас
Марат Ибрагимов - из нормальной семьи, полноценной. Мама и отец и сегодня живы, слава Богу.
Просто им, как и многим простым людям, приходилось много работать. И на то, чтобы общаться  с сыном, приглядывать за ним времени катастрофически не хватало.
У Марата всё началось ещё в школе. Сначала начал употреблять алкоголь, потом курить анашу.
- Что такое кайф, я представлял себе уже подростком. А вот чем мне за него придётся расплатиться, не знал. Возраст такой: всё хочется попробовать. Первый раз укололся в 15 лет. Старшие «товарищи» угостили дозой. Мне было нехорошо, никакого кайфа. Не понравилось. С того дня началось моё затяжное наркотическое пике. Я был активный и общительный. Все друзья старше меня, почти все колются – такое окружение для наркоманов обычное дело. Каждый раз я думал: стоит захотеть - и брошу. Нет! Это был бег по кругу. Нельзя жизнь начать с понедельника. Её нужно жить здесь и сейчас. Чтобы это понять и начать жить по-настоящему, мне понадобились 24 года.
«Украл, выпил, укололся – в тюрьму»
Кайфа уже нет, доза постоянно растёт, тем более, когда твой организм «ненасытен». Именно так было у Марата:
- Постоянно ходишь сонный, мозги не работают. Точнее заточены только под то, на какие деньги и как достать дозу. Однажды я шёл за ханкой к барыгам, и шприц лежал в кармане, чтобы сразу в подъезде и уколоться. Зачем время тратить? Так, на обратном пути вместе с дозой меня и взяли.
Это была первая отсидка, завязать с наркотиками на зоне не дали «верные товарищи»:
- В первый же день на свободе – старая компания, алкоголь, наркотики. Тогда уже я подсел на героин. Планов на жизнь у меня никаких не было. Ложился спать с одной мыслью: есть ли на утро что-нибудь, чтоб продать и купить дозу. Без этого НЗ меня охватывала паника. Ради наркотиков мог обмануть, обокрасть.
Хорошим товаром на рынке в 90-е были автомагнитолы. Их охотно брали перекупщики на Чеховском рынке. Я был для них постоянным поставщиком краденого. Вытащить автомагнитолу из машины - без этого для меня не обходился ни один день.
- В общей сложности, если сложить все мои отсидки и время нахождения под следствием, то получается больше десяти лет. Как в кино: «Украл, выпил, укололся - в тюрьму».
Состояние всё время было стрессовое – нет ни работы, ни жены, ни детей, ни будущего. Только наркотики…
- У каждого наркомана есть свой список тех, кто ушёл раньше. Я же не дурак, и прекрасно понимал, что и сам в нём окажусь рано или поздно. Но остановиться не мог…
Более того, он будто бы искал этот конец. За последнее разбойное нападение Марата разыскивали по всей Казани. Но ему каким-то чудом удавалось прятаться от милиции почти год. В один из дней его пришли арестовывать за очередное воровство на квартиру «друзей», где он прятался. Увидел в окно милиционеров и попросив хозяев открыть дверь, Марат метнулся на кухню и всадил себе в живот разделочный нож. По самую рукоятку. Увезли на скорой, спасли, подлечили. И снова за решётку. На этот раз - на восемь с половиной лет.
 
Сумасшествие
Свобода в 2012 году «встретила» Марата новыми наркотиками – синтетическими:
- Пугать наркоманов без толку. Я знал, что от синтетики постепенно сходишь с ума.  Один из моих товарищей под ней вышел из окна шестого этажа. Его собрали по кусочкам. Но спустя какое-то время он выпрыгнул уже с девятого. На этот раз врачи оказались бессильны. Жизнь человека, принимающего такой наркотик, проходит в галлюцинациях. Когда употреблял его, у меня тоже «крыша ехала», не раз.
Был постоянный страх всего, мания преследования. Даже после того, как повторил «подвиг» товарища - выпрыгнул с третьего этажа и оказался в инвалидной коляске, я не пошёл на реабилитацию. Просто продолжил «торчать».
 
«Чем я хуже?»
В результате того образа жизни, который он вёл много лет, у Марата появились многие серьёзные заболевания, практически раз в два месяца его увозила неотложка. И маме летела очередная смс-ка: «Не теряй меня, я в больнице». А в его медицинской карте появилась отметка о ВИЧ-инфицированности.
И в этот момент ему в СПИД-центре встретился товарищ, с которым они вместе отбывали последний срок. Выглядел он удивительно свежо и презентабельно. Оказалось, Миша уже несколько лет «в чистоте»:
- Он не стал меня стыдить. Хотя я представляю, как выглядел тогда. Любой бомж в сто раз краше. Просто сказал: «Ооо, братан, ты до следующего Нового года точно не доживёшь…». И предложил лечь на лечение и реабилитацию. Я тогда подумал: «У него же получилось! Чем я хуже?
 
Возвращение
Наверное, это и был для Марата тот самый день, когда кроме двух путей – в тюрьму или в могилу - перед ним замаячил третий. Длительное лечение в реабилитационном центре «Преодоление» по направлению наркологического диспансера.
- Через несколько месяцев я начал возвращаться в жизнь. Зависимый человек не может полагаться лишь на свою силу воли, хотя откуда она у него, к чёрту! Пройдёт немного времени, и всё повторится. Вырваться из этого ада без близких, а самое главное, без квалифицированных профессионалов, невозможно, поверьте мне.
После реабилитации в квартире у  Марата раздался звонок. Мишин голос он узнал сразу:
- Слушай, а хочешь поработать в центре помощи наркоманам? Правда, сначала бесплатно.
 
Конечно, Марат согласился. Мало сказать, что с радостью:
- Уже полтора года работаю здесь равным консультантом. Если профессионалы консультируют зависимых с точки зрения теории, то я как человек, сам прошедший через это. Я говорю на их языке. Мне больше доверяют. Им не страшно у меня просить помощи.
Сегодня, находясь в состоянии ремиссии больше полутора лет, Марат хочет быть полезным другим зависимым, своей семье, которой причинил немало боли. Поступил в техникум, уверовал в Аллаха, строит перспективы на будущее. Тот самый случай, когда в 40 лет жизнь только начинается.
Имя и фамилия героя изменены по этическим соображениям.
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: