Время ездить по-«умному»
Кому светят «умные» велодорожки
21 августа 2017
Татарстан, по сути, находится в начале пути к этому велосипедному раю. В 2016 году в республике появились два участка «Smart Track», то есть две «умные велодорожки», развитие сети которых может стать хорошим инструментом трансформации городов в города будущего – чистые, бесшумные, быстрые, безопасные.
МАРШРУТ «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО»
По велосипедной дорожке, на которую спускаются сумерки, резво мчит мальчишка на «Треке». Его движение сопровождают огоньки, бегущие по краям дорожки. Беспечный ездок грызёт яблоко и, подъезжая к перекрёстку, метко забрасывает огрызок в специальную урну, находящуюся на высоте, удобной для велосипедиста.
Миновав велосчётчик, на табло которого цифра 52 немедленно сменяется на 53, мальчик притормаживает и опирается одной ногой на стальную подножку. Дождавшись, когда на светофоре загорится зелёный, он рвёт с места и исчезает в следующей аллее. Огоньки продолжают свой бег – скоро появится следующий велосипедист. Возможно, он захочет воспользоваться установленным здесь же бесплатным велопитстопом – аппаратом-насосом для подкачки шин, ключами и инструментами для устранения мелких неполадок.
Всё подвешено к раме на гибких антивандальных тросиках. «Питстопов хотелось бы больше, в том числе и в отдалённых точках города. Не всегда велосипед ломается именно на этом перекрёстке…» – замечают в своих комментариях на местном портале заядлые велосипедисты.
Так работает «Smart Track» на улице Ленина в Альметьевске. Концепция его проста: по сути, это обычная велодорожка, но спроектированная по схеме «всё включено», чтобы заезжающий на неё велосипедист смог проехать столько, сколько нужно, имея возможность, не съезжая с маршрута, воспользоваться всем, что может ему понадобиться в пути: кафе, туалетом, питстопом и просто подножкой для минутной остановки. А рядом с дорожкой – пункты велопроката и перехватывающие велопарковки.
Альметьевский, к слову, премьерный для России, «Smart Track» разработан на основе лучших мировых, то есть датских, «велосипедных» практик и инновационных отечественных разработок в сфере уличного дизайна. В 2016 году здесь бурно стартовала программа строительства велодорожек, учреждённая главой района Айратом Хайруллиным. Этой осенью километраж трассы для поклонников двухколёсного транспорта достигнет 85 км. Идеологом проекта стал известный датский дизайнер и блогер Микаэль Колвилл-Андерсен. Специалисты его бюро создали для Альметьевска стратегию развития велосипедной инфраструктуры. Её реализация рассчитана на пять лет и должна привести, в частности, к росту доли велопоездок на 10% и увеличению числа школьников, приезжающих в школу на велосипедах, до 20%. Общая стоимость проекта составит €3,6 млн.
Датчанин предложил многое из того, что сегодня представляют собой велодорожки в нефтяной столице Татарстана, однако главный элемент – световую навигацию – придумали и сконструировали специалисты питерского бюро «Айра».
СВЕТ ИЗ‑ПОД КОЛЁС
«Ноу-хау» – мерцающие сверх-прочные светильники, они были спроектированы специально для Альметьевска.
– Техзадание было таким: подсветка должна работать круглосуточно и всесезонно с минимальным расходом электроэнергии, сделать видимыми границы велодорожки, а цена одного светильника не должна превышать 300 рублей. И они должны быть всесезонными, потому что, оказывается, велодорожки в Альметьевске востребованы и зимой, – рассказывает Юрий Берестов, основатель «Айры». – Мы давно занимаемся вопросами организации уличной навигации и много работаем со световыми решениями, в частности, с конструкциями, которые встраиваются в уже существующее покрытие. Один из таких проектов – «напольный» светофор на одном из проспектов в Москве. Он установлен на стыке тротуара и проезжей части. Его сигнал видит даже уткнувшаяся в гаджеты молодёжь. За два года его работы не было зафиксировано ни одного ДТП со сбитым пешеходом. Примерно такую же систему мы разработали и для велосипедистов.
Направляющая и реагирующая на движение дорожка получила название «Smart Track». Цепочка диодных светильников и набор датчиков регулируются пультом управления с программированием режима. От обычной подсветки светильники отличаются корпусом. Этот материал – селин, герметичный и сверхпрочный. Мерцание светильников указывает направление движения.
В Альметьевске реализован вариант одностороннего движения, но за городом, в случае выделенной велосипедной трассы, он может быть и двусторонним. Кроме того, если на расстоянии меньше 30 метров на дорожке возникает препятствие или велосипедист приближается к перекрёстку, «Smart Track» сигнализирует об этом, загораясь красным. Селин также имеет свойство линзы, усиливая свечение, так что границы и сигналы дорожки видны даже зимой.
В ПЛАНЕ – ПЕРЕХВАТ
О том, насколько Альметьевск велосипедизировался, рассказывают и цифры на счётчике (около 80 тысяч проехавших по «Smart Track» с момента его открытия в 2016 году), и фотографии в соцсетях (например, с местными Санта-Клаусами на велосипедах, готовящихся поздравить город с Новым годом). И слава о нём как о самом велодружелюбном городе, распространившаяся за пределы Татарстана и даже России. Кстати, специалисты фирмы-разработчика утверждают, что, согласно их опросу, 73% горожан готовы пересесть на велосипеды в случае появления полноценной инфраструктуры.
Но вот насколько «Smart Track» и аналогичные проекты актуальны для других республиканских городов и территорий?
Актуальны, и ещё как. Например, согласно новому генплану Казани, через 8 лет автомобиль будет почти у каждого третьего (!) жителя города. И, помимо различных способов усовершенствования дорожно-транспортной сети для борьбы с грядущим коллапсом, власти города планируют пересадить значительное количество автовладельцев на велосипеды.
Велодвижение будет осуществляться по разветвлённой сети велодорожек трёх типов: в составе улично-дорожной сети, в пешеходных зонах и на рекреационных территориях. И вот тут навигация и прочая велосипедная инфраструктура придётся как нельзя кстати. Точнее, она будет просто необходима. К весьма обширному опыту Альметьевска можно будет вновь прибавить датский. Заключающийся, например, в том, что человеку, едущему на работу, удобнее двигаться параллельно транспортной артерии, а не в объезд неё, по более спокойным улицам. Или правило «пяти зон» – там, где скорость транспортного потока меньше 30 км/ч, можно не выделять велосипеды в отдельный ряд; 40 км/ч – отделить разметкой; 50–60 км/ч – отделить бордюрной разметкой; 70–130 км/ч – следует полностью вынести велодорожку за правый ряд припаркованных автомобилей. Движение в двух направлениях – вне транспортного потока вообще.
ПОЕЛ? КАТИСЬ!
А ещё «Smart Track» отлично сработал бы в проектах будущего. Помните, в 2014 году немецкая компания разрабатывала для Татарстана мастер-план по развитию туризма? Среди перспективных локальных проектов немцы предлагали веломаршруты вдоль Волги и установку смотровой башни, добираться до которой тоже следовало бы на велосипеде.
К слову, о Волге – если бы вдруг состоялся мост между Верхним Услоном и Казанью в районе центрального железнодорожного вокзала, то его длина была бы порядка 8 км – вполне реальное прогулочно-трансферное расстояние даже для не самого подготовленного велосипедиста. А там, глядишь, и до Иннополиса недалеко…
В нём, кстати, и находится второй действующий в Татарстане «Smart Track». Мы не могли отказать себе в удовольствии опробовать эту небольшую дорожку. Она начинается почти от самого крыльца Университета Иннополис – столиком для «попить-поесть» и мотивирующим слоганом «Поел – катись!» в сторону кампусов. Оттолкнувшись от подножки, мы пролетели мерцающие 150 метров. Конечно же, нам было мало. Хотелось ехать и ехать по этой обещающей прохладу, впечатления и восторг ленте, между бегущих огоньков, превращающих велодорожку в настоящую взлётную полосу, на которой дух того и гляди обгонит жмущее на педали тело. Но не обгонит, конечно. «Smart Track» об этом позаботится.
Дарья Табачникова, урбанист, советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по созданию велосреды:
– На первом этапе главное – удобные и безопасные велодорожки с продуманными перекрёстками, связанные между собой. Всё остальное – это розочки на торте, которые привлекают внимание к главному. Велотуризм – это прекрасно, но если мы говорим об устойчивом развитии, то нужно развивать велосипедную инфраструктуру комплексно. Она, безусловно, влияет на рост числа велосипедистов. И начать, пожалуй, стоит всё‑таки с самого города, так как здесь у велосипеда самый высокий потенциал. В Петербурге мы сейчас начали масштабный проект по созданию велоинфраструктуры – будем строить по 40 км маршрутов в год. В этом году уже почти закончили работы. Инвестиции в велодорожки окупаются за несколько лет, если брать в расчёт улучшение экологии, снижение количества ДТП, развитие локального бизнеса (велосипедисты склонны к спонтанным остановкам и легко превращаются в пешеходов, заходя по дороге домой в небольшие магазины). Варианты организации движения зависят от ситуации. В Петербурге мы в качестве базового решения приняли строительство велодорожек за счёт дорог. Если это невозможно или есть более удобные варианты, можно рассматривать газоны или избыточно широкие пешеходные тротуары.
Добавить комментарий