Чем старший товарищ отличается от урокодателя
Асия Муравицкая, преподаватель математики Казанского торгово-экономического техникума, о том, как на «Алых парусах» она попала в «коммунарское движение». И о том, чем старший товарищ отличается от урокодателя.
БЕЗ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ И ОФИЦИОЗА
– С выдающимся советским педагогом, академиком Игорем Петровичем Ивановым я была знакома лично. Прочитала о его «Коммуне имени Макаренко» в «Комсомольской правде», в рубрике «Алые паруса», и загорелась его методикой «КТД» – методикой организации коллективных творческих дел.
Было это в 70‑х годах. Игорь Петрович рассказывал, как педагогам совместно с учениками сделать свою жизнь лучше без всякой формальной отработки официальных мероприятий, а в сотрудничестве с детьми.
Многие российские педагоги считают академика Иванова создателем педагогики «коллективного творческого воспитания», «орлятской педагогики», «педагогики социального творчества», «коммунарской методики»… Тогда это было смелое новаторство в образовании, и все с упоением в это движение окунулись. 3 ноября той «Коммуне» стукнет 60 лет. А Игорю Петровичу 5 ноября исполнилось бы 100.
ДАМА С МОТОРЧИКОМ
Но и сейчас, несмотря на то что слово «коммуна» исторически устарело, последователей у этого движения очень много, в том числе и в Казани. Одна из них – Разия Фатыховна Савченко, директор Казанского торгово-экономического техникума. Она активно внедряет эту методику в учебный процесс.
Иванов говорил: «Ты не должен быть просто урокодатель, ты должен быть старший товарищ». И вот такой старший товарищ, как Разия Фатыховна, придумывает с детьми, у которых ментальные нарушения, интереснейшие мероприятия. Вместе.
Я знаю её с 1986 года, когда мы впервые встретились на строительстве БАМа – на прииске Соловьёвский, Тындинского района. Когда она узнала, что я член «коммуны», что разделяю её взгляды и стараюсь работать по методике Иванова, она так обрадовалась и сказала: «Давай с тобой дружить!» С той поры и дружим.
«ПРИДУМКИ» АКАДЕМИКА ИВАНОВА
«Коммуна» началась в Ленинграде, в 1956 году, на базе Дома пионеров Фрунзенского района и сначала называлась Коммуной юных фрунзенцев (КЮФ). Это был уникальный по тем временам педагогический эксперимент, построенный на потребностях ребят. В школах стали жить «по-коммунарски». Это значит, что пионерская организация действительно стала организацией самих детей, а не для детей.
Иванов не только пионеров собрал в коммуну. Он создатель социально-педагогического движения. Педагогов он объединил в Союз энтузиастов, студентов-педагогов – в Коммуну имени Макаренко. Коммунарские отряды, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране.
В создании привлекательного для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орлёнок» принимал участие «десант» из сорока членов КЮФ.
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ
Свою методику КТД Иванов назвал «педагогика общей заботы». Это когда дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, это служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество, дух свободы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КТД
В копилку «энциклопедии КТД» попали совершенно фантастические проекты, которые увлекали и ребят, и педагогов всю вторую половину двадцатого века: пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные турниры-викторины, эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничная почта, чередование творческих поручений… Во всё это «играли» с преогромным удовольствием, потому что это не обязаловка, а придуманные учениками в содружестве с учителями мероприятия, на основе собственной инициативы, от которой дети загораются и желают творить.
СИЛА СОДРУЖЕСТВА ПОКОЛЕНИЙ
Иванов разработал методику проведения праздника в школьном коллективе – он считал, что именно праздник является самой понятной и доступной формой закрепления нравственного опыта поколений.
Игорь Петрович объяснил в своей диссертации типологию регрессивных и прогрессивных воспитательных отношений, показал механизм воздействия авторитарного педагога, чрезмерно мелочного опекуна, раскрыл проблемы ложной трактовки «свободного воспитания». И доказал силу содружества поколений, показывал процесс сотрудничества и сотворчества.
КОММУНАРСКОЕ СОДРУЖЕСТВО
Он выстроил целостную концепцию воспитания, а передача методики от человека к человеку сделала её известной и доступной тысячам педагогов.
А ещё Игорь Петрович с большим воодушевлением принял предложение поучаствовать в разработке материалов реформы образования 1984 года. Но, увы, своих предложений в реформе не увидел. И это серьёзно подкосило его здоровье. Он попал в больницу, которая тогда и узнала, что такое коммунарское содружество. Кимовцы дежурили круглосуточно, правдами и неправдами доставали лекарства, учили его заново ходить, говорить, писать, пели ему коммунарские песни…
…Он похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Каждый год 5 ноября, в день его рождения, на могилу приходят те, кто помнит своего наставника и следует его методике в воспитании подрастающего поколения.
Фото: Александр Ефремов, из архива Асии Муравицкой
Добавить комментарий