Марат Зяббаров: Конкуренция настолько высока, что учиться нужно постоянно
Как цифровизация в сельском хозяйстве сказывается на кадрах и как профессионалы цифровой эпохи меняют АПК? Нужно ли переучивать выпускников вузов и где получить новые знания фермеру? Наконец, сколько зарабатывают настоящие профессионалы своего дела в аграрной сфере? На эти и другие вопросы отвечает заместитель Премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров.
О КАДРАХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
– Марат Азатович, агропромышленный комплекс стремительно меняется, даже цифровые технологии на селе больше не экзотика. А что кадры? Их уровень соответствует сегодняшним и будущим переменам в агропроме?
– Для начала приведу пример. В этом году на первое место в республике по валовому сбору зерновых вышла компания «Август-Агро» – собрала 320 тысяч тонн, хотя по площадям она не первая. Секрет успеха – в современных технологиях, которые здесь активно внедряются в жизнь и применяются. По той же причине лидером по урожайности среди муниципальных образований стали тетюшане – в районе много технологичных компаний. А современные технологии, как вы понимаете, предполагают качественно иной уровень сотрудников. Вот вам и ответ на ваш вопрос: внедрение новаций обязательно предполагает рост квалификации сотрудников, что и происходит – иначе никак. Другое дело, что недостаток кадров на селе всё‑таки имеет место. Причём не только высококвалифицированных. Дело в том, что новые технологии внедряются в аграрном секторе неравномерно: в одних хозяйствах – уже полная автоматизация, а где-то, к сожалению, до сих пор в приоритете ручной труд…
– В республике реализуется уникальная программа цифровой трансформации агропромышленного комплекса Татарстана. Как готовят специалистов для работы в новых условиях?
– На выделенные из бюджета средства была сформирована и задействована пилотная программа поддержки агропредприятий по автоматизации. На первом её этапе топ-менеджмент проходит курс «Цифровая трансформация АПК». Результатом обучения становится проект по комплексной автоматизации предприятия. Этот проект, в свою очередь, включает в себя план по внедрению отраслевых программных обеспечений, обучение специалистов работе в программах, консультационную поддержку предприятия и т.д. Дальше – второй этап: внедрение упомянутых программ непосредственно сельхозпроизводителями, который, естественно, также предполагает необходимый курс обучения.
О ЗНАНИЯХ, КОТОРЫЕ ДАЮТ РЕЗУЛЬТАТ
– Насколько востребованы образовательные программы по цифровой трансформации и каковы результаты обучения?
– В 2022 году обучение прошли 276 специалистов 138 предприятий. Внедрили же комплексную автоматизацию, благодаря финансовой поддержке, только 30 предприятий. До половины стоимости проекта они оплачивали самостоятельно, а остальную сумму компенсировало министерство. В этом году обучение по программе прошли 212 специалистов 106 предприятий. В итоге 33 из них приступили к работам по комплексной автоматизации, затратив на всё в общей сложности 247 млн рублей, причём 109 млн рублей – это средства самих предприятий и 138 млн рублей – собственные и кредитные средства АО «РИВЦ».
Отмечу, что занятия специалистов по курсу цифровой трансформации АПК, как правило, проводятся в форме тренингов – цифровые решения слушатели изучают на примере конкретных предприятий. Такая методика помогает легче усваивать необходимые знания.
– Результаты от подготовки кадров для цифровой трансформации АПК уже есть?
– Безусловно. Это хорошо видно на примерах комплексной автоматизации агропредприятий в хозяйствах, в которых внедряются цифровые программы по управлению стадом, управлению кормлением, системы по контролю здоровья и охоты у коров. В частности, в хозяйстве «Дуслык» Балтасинского муниципального района внедрение современных технологий, в том числе цифровых управленческих программ, позволило увеличить объёмы производства молока за восемь месяцев текущего года на 337 тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Ключевая цель цифровизации на селе – серьёзный рост производительности в АПК. Не случится ли так, что в итоге часть кадров останется не у дел? Как быть с ними?
– Как я уже сказал, а аграрном секторе у нас наблюдается дефицит кадров. Так что безработица аграриям не грозит, даже в отдалённой перспективе. Но любые новации требуют новых знаний и навыков. Люди должны быть готовы к тому, что нужно переучиваться и повышать свою квалификацию. Собственно, в аграрном секторе происходят те же тенденции, что и в других отраслях экономики, никакой Америки мы здесь не открываем. Добавлю, что новые технологии – это не только новый уровень исполнителей, но и новый уровень управления, мышления, если хотите. Достичь его и поддерживать на заданной высоте можно только если совершенствуешь свои знания постоянно. Иначе безнадёжно отстанешь.
О ТОМ, КАК ГОТОВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ С ДИПЛОМАМИ
– А насколько вузовская подготовка кадров для сельскохозяйственной отрасли соответствует реальным запросам агропредприятий? Выпускникам не приходится потом переучиваться?
– Специалистам, даже самым квалифицированным, всегда есть куда расти, новоиспечённым инженерам, зоотехникам, ветеринарам – тем более. Но одно могу сказать уверенно: и наш Казанский аграрный университет, и Казанская государственная академия ветеринарной медицины готовят кадры, которые обладают необходимыми знаниями и навыками и оттого востребованы. Образование в этих вузах по-настоящему практико– ориентированное. В частности, все студенты ветакадемии и аграрного университета с третьего курса проходят практику на наших передовых предприятиях. Эту схему мы отработали совместно с вузами и аграриями. Ребята осваивают теорию, а затем на практике в передовом хозяйстве «вживаются» в производственные реалии, с учётом происходящих в отрасли перемен. А в аграрном университете есть ещё свой агробиотехнопарк. Здесь студенты могут на практике испытать свои навыки и знания, работая в реальном секторе экономики. Наконец, студенты активно участвуют в посевной и уборочной – специально для этого многие учатся управлять трактором и комбайном.
Результаты налицо: молодые специалисты всё чаще возвращаются на предприятия, где, будучи студентами, проходили практику. Агрохолдинг «Август-Агро», например, таким образом пополнился двадцатью молодыми специалистами, в АПК «Продовольственная программа» дипломированная молодёжь вернулась, в крупные фермерские хозяйства приходят. Естественно, есть и предприятия, которые по договору с вузом оплачивают учёбу своих студентов-целевиков.
– В Татарстане для аграриев регулярно проводятся зональные семинары-совещания, «Дни поля». Подобные формы общения – это тоже учёба?
– Любое общение, обмен опытом профессионалов своего дела – это всегда пища для размышлений, оценка своих возможностей и новые знания, которые можно применить на практике. А в том, что на тех же «Днях поля» всегда присутствуют настоящие лидеры в своих отраслях, у которых есть что перенять и чему поучиться, сомневаться не приходится. Наконец, подобные форумы – это ещё и выставка достижений передовых технологий и техники, которую можно сразу приобрести. Приведу пример. На площадке «Всероссийского дня поля», который в этом году проходил в Татарстане, собрались авторитетные представители растениеводства, животноводства, переработки, науки, технологий, банковского сектора и сельхозмашиностроения. 235 компаний представили здесь свыше 300 единиц сельхозтехники и более 250 сортов различных сельхозкультур отечественной селекции. Познакомиться с достижениями отрасли смогли почти 80 тысяч человек из 57 регионов России, а также Республики Беларусь, Ирана, Казахстана, Киргизии. Насыщенная деловая программа способствовала развитию профессионального диалога, в ходе которого обсуждались ключевые достижения и основные направления развития отрасли. Центральным событием, безусловно, стало пленарное заседание под председательством министра сельского хозяйства страны Дмитрия Патрушева, а также заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Сельское хозяйство».
О ШКОЛЕ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ И ЗАРПЛАТАХ
– Подготовка кадров для крупных агрохолдингов – достаточно организованный процесс. А как быть фермерам, небольшим хозяйствам? Здесь возможности для профессионального роста существуют?
– Сегодня конкуренция в аграрном секторе настолько высока, что для небольших фермерских хозяйств профессиональный рост становится жизненной необходимостью. Не будут обучаться – перестанут существовать. Разумеется, мы оказываем фермерам необходимую поддержку. В республике действует «Школа фермера» – первый в России образовательный совместный проект Россельхозбанка, Министерства сельского хозяйства Татарстана, вузов, крупного бизнеса и фермеров. Слушатели школы осваивают передовые методы ведения фермерского хозяйства, повышают финансово-экономическую грамотность, знакомятся с новейшими агротехнологиями, проходят практику на ведущих предприятиях АПК и в фермерских хозяйствах республики, других регионов Российской Федерации. А выпускники вузов и колледжей, пожелавшие работать в КФХ, естественно, могут рассчитывать на все меры поддержки, которые имеются. Для выпускников вузов, напомню, это подъёмные в размере 300 тысяч рублей, для окончивших колледж – 150 тысяч. Плюс ежемесячные 7,5 тысячи рублей к зарплате в течение года. Наконец, КФХ имеют такую же возможность готовить для себя специалистов в рамках целевого набора в аграрный и ветеринарный вузы. Кстати, фермерские хозяйства, а также крупные предприятия АПК работают с АО «РИВЦ» по цифровой трансформации.
– Возможно, ключевой для многих вопрос: повышение уровня квалификации кадров АПК, их профессиональный рост отражается на зарплатах?
– Сегодня самые востребованные и знающие специалисты в аграрном секторе получают до 150 тысяч рублей в месяц. Это ветеринары, агрономы, зоотехники. В крупных агрохолдингах, где высокий уровень автоматизации и сотрудники на «ты» с цифровыми технологиями, зарплата за 60 тысяч рублей, при том, что средняя заплата в отрасли, по итогам девяти месяцев, 43 тысячи рублей. Так что делайте выводы.
Аскар Сабиров
Фото: agro.tatarstan.ru, Марат Хафизов
Добавить комментарий