Ту-214 завоёвывает небо. Числом и умением
В течение пяти лет Казанский авиационный завод увеличит выпуск самолётов Ту‑214 до двадцати в год. В том, что фантастическое ускорение станет реальностью, больше нет никаких сомнений – после совещания, которое провёл в столице Татарстана российский премьер Михаил Мишустин.
03 июля 2023
- Как вам машина? – поинтересовался премьер у лётчиков, заглянув в пилотскую кабину красавца Ту‑214 с гордым «Россия» на фюзеляже.
– Хорошая машина. Надёжная. И, главное, безопасная.
– А ещё важно, что целиком из отечественных комплектующих, так ведь? – обернулся Мишустин к Денису Мантурову, получив утвердительный ответ от вице-премьера, которого в прежние импортозависимые годы вряд ли можно было причислить к поклонникам туполевских машин…
Оценил Мишустин и новый салон «двести четырнадцатого», улыбкой отреагировав на исчерпывающий комментарий Рустама Минниханова: «Боинг» отдыхает». Попутно премьер уяснил для себя, насколько быстро возможно модернизировать самолёт так, чтобы экипаж состоял из двух членов. Ответ конструктора – год-полтора, с учётом полной оцифровки документации, – Мишустина, похоже, вполне устроил.
Дотошность, с какой премьер вникает в детали, как знак: казанское совещание по проектам в области гражданского авиастроения, которое состоится сразу после осмотра цехов авиазавода, не из тех, что предполагают обсуждение ради осуждения. Состав правительственного десанта предположение только усиливает. Вместе с премьером в Казани работают министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер – министр промышленности и торговли Денис Мантуров, генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь... Все – для того, чтобы принять конкретное решение. Не завтра или через месяц – здесь и сейчас.
ЦЕЛЬ – ТЫСЯЧА САМОЛЁТОВ ДО 2030 ГОДА
Можно предположить: катализатор представительного совещания в Казани – повышенный интерес к Ту‑214 со стороны российских авиакомпаний. Вадим Королёв, управляющий директор компании «Туполев», называет цифры: 150 единиц – такова подтверждённая уже сегодня потребность в самолётах Ту‑214 на период до 2032 года.
– На 20 самолётов есть твёрдые контракты, – поясняет он в ходе совещания. – На 67 подписаны соглашения о намерениях, ещё на 61 есть заявки от потенциальных заказчиков.
Интерес авиакомпаний понятен: казанский «двести четырнадцатый» – единственный на сегодня российский самолёт практически целиком из отечественных комплектующих. Летающий. Сертифицированный. Надёжный. Испытанный годами эксплуатации. Перспективные и многообещающие МС-21, «Сухой Суперджет» – это, возможно, будущее нашей авиации. Но оно требует времени на импортозамещение и выход в серию, самолёты же нужны уже сегодня и в ближайшие годы. До 2030 года в соответствии с Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли, утверждённой Правительством по поручению Президента, должно быть произведено свыше тысячи гражданских воздушных судов.
– И, конечно, здесь особая роль – у Казанского авиазавода, – говорит Михаил Мишустин, открывая совещание. – В течение полутора лет – в 2025 году – он должен выйти на выпуск десяти Ту‑214 ежегодно. Главное преимущество этой модели – полная оснащённость отечественными комплектующими, включая российские двигатели ПС-90А. И, конечно, очень важно наращивать строительство таких лайнеров.
Отсюда и задача – определить пути поддержки проекта, его дальнейшего развития и необходимого для этого дополнительного финансирования.
ДЕСЯТЬ МАШИН В ГОД. ИЛИ ДВАДЦАТЬ?
Выйти на 10 самолётов в год – для завода и отрасли уже сама по себе задача не из простых. С учётом того, что прежде в Казани в лучшем случае собирали один-два. Но прежде и отношение к гражданской авиации было иным – в небе господствовали боинги и эирбасы. Сегодня всё иначе.
– Правительство оказывает отрасли максимальную поддержку, – подчёркивает Михаил Мишустин. – В частности, реализуется отдельная государственная программа, на мероприятия которой на текущий год предусмотрено 40,5 млрд рублей. И примерно столько же – на следующий. Это средства в том числе на модернизацию производств и инженерных центров, на создание перспективных двигателей и другие важные проекты. Субсидируем научно-исследовательские и конструкторские работы по приоритетным направлениям авиастроения. В частности (мы недавно с Денисом Валентиновичем (Мантуровым) обсуждали), в трёхлетнем бюджете заложили на такие цели более 90 млрд рублей. Из них на этот год – около 37 млрд.
На фоне такой поддержки готовность Казанского авиационного завода в дальнейшем нарастить выпуск «двести четырнадцатых» уже до двадцати в год (благо потенциальных заказчиков более чем достаточно) не кажется невозможной. Готовность, как показывает дальнейший ход совещания, подкреплена конкретными расчётами и подробной программой действий. Её на совещании озвучил Вадим Королёв.
ЗАДАЧА НА 83,6 МИЛЛИАРДА
Итак, что же необходимо сделать, чтобы Ту-214, доказавший свою состоятельность за годы эксплуатации в специальном лётном авиаотряде, выпускался в больших количествах и до 2030 года было изготовлено не 70 машин, как обозначено в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли РФ, а, с учётом спроса, значительно больше? Естественно, необходимы расширение и модернизация производства, переход на цифровые технологии, организация современной системы послепродажного сервиса. При этом, как пояснил исполнительный директор, ПАО «Туполев» совместно с ОАК и другими корпорациями, входящими в «Ростех», разработали необходимый комплекс мероприятий с тем, чтобы выйти на выпуск 20 машин к 2027 году. Больше того, часть мероприятий уже включена в комплексную программу развития, подкреплена финансами и реализуется.
Теперь же ключевой вопрос в том, чтобы изыскать средства на дальнейшее финансирование запланированного, чтобы стал возможен выпуск 20 самолётов в год. Для этого, подсчитали в ПАО «Туполев», нужно 83,6 млрд рублей. Не станем перечислять, сколько и на какие цели необходимо потратить из названной суммы. Вот лишь некоторые названные ориентиры: на строительство и реконструкцию более 100 тыс. кв. м производственных площадей, в том числе линий агрегатной и окончательной сборки, понадобится 22,7 млрд рублей, а 10 млрд уйдёт на организацию системы послепродажной поддержки эксплуатации самолёта, в том числе на создание тренажёров для подготовки лётного состава. Ещё почти 23,5 млрд рублей будут нужны для расширения производственных мощностей предприятий кооперации, участвующих в изготовлении самолётов Ту-214.
МОЩНОСТИ АВИАЗАВОДА ВЫРАСТУТ В 3,6 РАЗА
Что получим в итоге? Уже к 2025 году, когда будет налажен выпуск 10 самолётов в год, мощности Казанского завода вырастут в 2,4 раза. А к 2027 году, когда станет возможным выпуск 20 «двести четырнадцатых», в Казани будет завод, который по своим возможностям превзойдет ныне действующий в 3,6 раза! Естественно, это будет и другой технологический уровень, и организация производства. Наращивание мощностей потребует дополнительно более двух тысяч только основных производственных рабочих. Для сравнения: в 2010 году общая численность всех работников Казанского авиационного завода (по данным из открытых источников) не превышала 6 тысяч человек.
Насколько реально в сегодняшних условиях пополнить заводские ряды достойными кадрами? На предприятии не склонны упрощать ситуацию, но убеждены, что предпринимаемые действия помогут решить и эту задачу. Развёрнутая рекламная кампания по привлечению квалифицированных работников подкреплена вескими аргументами. В частности, предполагается, что в ЖК «Салават Купере» для них будет выделяться арендное жильё с компенсацией до 50 процентов стоимости аренды.
Подготовка кадров в профильных вузах, специальных учебных заведениях республики, в Казанском авиационно-техническом колледже имени Дементьева – в особом приоритете. Уже сейчас около 400 студентов профильных специальных учебных заведений проходят на предприятии производственную практику. ПАО «Туполев» совместно с базовым Казанским авиационным институтом участвует в реализации всероссийского проекта «Крылья «Ростеха»», суть которого – подготовка инженеров нового формата по специальности «Самолётостроение». А в мае на базе завода открыли профильную кафедру вуза для практико-ориентированной подготовки кадров. Авиастроители также рассчитывают, что Минобрнауки России включит Казанский национальный исследовательский технический университет в перечень вузов, на базе которых создаются передовые инженерные школы в рамках программы «Приоритет-2023».
ПЛАН ГРАНДИОЗНЫЙ. СПРАВИМСЯ?
Показательно, что ПАО «Туполев», подготовив грандиозный план по наращиванию мощностей и посчитав необходимые объёмы финансирования, не сидит сложа руки в их ожидании. Как доложил на совещании Вадим Королёв, «по всем направлениям подготовлены проекты технических заданий, запрошены и частично уже получены технико-коммерческие предложения», больше того, по проблемным направлениям подготовлены и согласованы с потенциальными поставщиками предварительные договоры на поставку оборудования. Технологическое оснащение всех видов производств современным оборудованием потребует цифровизировать все процессы изготовления самолёта, и здесь, чтобы уложиться в обозначенные сроки, заранее «формируется широкая кооперация из конструкторско-технологических служб предприятий Объединённой авиастроительной корпорации, московского и казанского авиационных вузов, других внешних контрагентов».
– Такой опыт мы получили в своё время на оцифровке боевой машины – было создано так называемое распределённое КБ с обеспечением на едином сервере доступа из любой точки России, где находится конструктор, по нормальным закрытым каналам, все работали в единой информационной среде, – объясняет Вадим Королёв.
Предложенная стратегия действий, которая призвана обеспечить выход на производства 20 самолётов Ту‑214 в год начиная с 2027 года, реальна и продумана до мелочей. Судя по реакции участников совещания, такое мнение не только у тех, кто её презентует. Во всяком случае, просьба утвердить предложенный план и внести необходимые изменения в документы, определяющие объёмы поставок и финансирования самолётов Ту‑214 по Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, серьёзных возражений и споров не вызывает.
– Вадим Владимирович, а если мы решим всё с финансовым обеспечением, о котором Вы сказали, Вы гарантируете выполнение? – интересуется у Королёва Премьер-министр и получает ожидаемый ответ. Подводит черту. – Договорились! Договорённость, как скоро становится ясно, уже подкреплена важным решением.
– Проект по серийному производству Ту‑214 очень важен. Начиная с 2025 года нам предстоит производить 10 лайнеров в год, но спрос на такую технику сейчас гораздо выше. И исходя из того, что мы сегодня увидели и обсудили, я рассчитываю, что Казанский завод справится с бóльшим объёмом. Будем вместе в этом смысле стараться, чтобы это случилось, – подытоживает премьер перед тем, как сообщить главное. – По согласованию с Президентом хочу сообщить вам решение, которое было принято накануне, – о выделении 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на этот проект. Это решение позволит уже сегодня, в самом ускоренном темпе то, о чём вы говорили, уважаемые коллеги, осуществлять. То есть это технологическое оснащение производства – до 27,4 млрд рублей, это строительство и реконструкция складских помещений – 22 млрд рублей, 10 млрд – послепродажная (господин Слюсарь, Вы говорили) поддержка, включая в том числе закупку тренажёров, производственные мощности предприятия. Дальнейшие средства, которые необходимы для этого, – это примерно 83 млрд, ещё где‑то около 42 млрд, – это могут быть облигационные займы государственной корпорации «Ростех», которые можно выпускать до 15 лет с купонным доходом примерно 1,5% годовых для финансирования проекта. В настоящий момент, я считаю, мы эту задачу решили.
Ту-214 ждёт массовое серийное производство, теперь уже точно. А значит, появляется возможность снижать затраты на его изготовление, модернизировать и совершенствовать в процессе эксплуатации, делая ещё лучше, экономичнее, конкурентнее. Отечественный авиапром продолжает курс на возрождение.
Аскар Сабиров
Фото: tupolev.ru, goverment.ru, tatar-imform.ru
Добавить комментарий