Баранья лопатка от фермера и весенний салат от эколога
В фирменные фартуки «Редакционной кухни» «Татарстана» нынче облачается тандем поваров, специализирующихся на приготовлении исключительно здоровой и экологически чистой пищи. Это Роберт Ильязов, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, эксперт Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), – представитель от науки. Он будет готовить витаминный салат – для весеннего настроения. А Юрий Рыжов, создатель и хозяин удивительной семейной фермы, – представитель от производства. На нём горячее: классическое блюдо русской кухни – запечённая баранья лопатка. Два совершенно разных блюда обещают прекрасно дополнить друг друга на столе и в наших желудках.
19 апреля 2018
Нам понадобится:
Для приготовления салата:
Белокочанная капуста – половина вилка;
Руккола, зелёный лук, петрушка, укроп, любая другая зелень – по вкусу;
Клюква – полстакана;
Сельдерей – 2‑3 стебля;
Оливковое масло – пара столовых ложек;
Сок одного лимона;
Чеснок – 2 зубчика.
Для приготовления запечённой бараньей лопатки:
Баранья лопатка – 1 шт.;
Соль, перец, кориандр горошком – по вкусу;
Аджика – 0,2 баночки;
Мёд – 1 чайная ложка;
Яблочный или винный уксус – 3 чайные ложки;
Оливковое масло – 3 столовые ложки;
Чеснок – 4 зубчика
Баранья лопатка
- Смешиваем!
- Толчём!
- Режем!
- Соединяем!
- Обмазываем!
- Запекаем!
- Украшаем!
Салат
- Шинкуем!
- Мнём!
- Режем!
- Высыпаем!
- Выжимаем!
- Добавляем!
- Перемешиваем!
ОДА ЗДОРОВОЙ ЕДЕ
– Это же песня, а не продукты! – приступает к приготовлению маринада для бараньей лопатки Юрий Павлович. – Да я готов этим продуктам оду спеть! А всё почему? Потому как нет здесь даже намёка на заморское или химическое. Послушайте, как мясо благоухает ароматом клевера! Это ж просто вкусовой нокаут. А ведь оно ещё даже не приготовленное.
Пока баранья лопатка вздрагивает под его мощными руками, нежно обмазывающими её маринадом, Юрий Павлович забегает вперёд:
– Сейчас попробуете, что получится, и сами поймёте, что такое еда из первых рук. Это не какая‑то дорогостоящая «надутая» в цене фуа-гра. Это настоящее возрождение русской кухни. Оно меня безумно радует. Согласитесь, приятно, что внешняя яркость, пусть даже и в кулинарии, уступает место здоровой пище. А вот что меня расстраивает – так это то, что, к сожалению, фермерство в России – по-прежнему занятие трудное и неблагодарное, не находящее должной поддержки у властей.
«ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО»
– Хотя именно фермерство, и именно семейное, на сегодня – самый надёжный фундамент аграрного сектора экономики, – профессионально шинкуя капусту, вступает в разговор Роберт Гиниятуллович. – Это я вам как независимый эксперт говорю. Почему небольшие хозяйства получают лучшие результаты, чем крупные агрохолдинги? Фермеры работают сами на себя, стараются трудиться без потерь, уменьшая себестоимость продукта, его качество. Самое главное для них – репутация. Работать ради чистой прибыли им не интересно. Многим из них, как моему другу Рыжову, до глубины души «за державу обидно». Большие же хозяйства используют наёмный труд. В некоторых из них персонала больше, чем работников, занятых трудом непосредственно на земле. А во-вторых, зачастую гонка за большими деньгами застит им глаза.
К сожалению, сегодня в сельском хозяйстве страны сложилась довольно напряжённая ситуация. В конце зимы во Владимире я принимал участие в круглом столе «Российское село на современном этапе развития». В его работе принимал участие и Геннадий Кулик, депутат Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Мне настолько понравилась его позиция и то, что он по-настоящему встревожен сегодняшней ситуацией на селе. Смотрите, Россия сегодня закупает свыше 6 миллионов тонн молока из других стран при собственной потребности в 9 миллионов тонн. Получается, что мы производим лишь около 3 миллионов тонн. И то из них более половины – некачественная продукция. Между тем 97 миллионов гектаров российских лугопастбищных угодий «гуляют». Заметьте, на них не пасётся ни одно животное! Все они заперты в бетонные «коробки». Естественно, молоко, получаемое от этих коров, качественным не назовёшь. Говоря «молоко», я имею в виду и все те продукты, которые изготовлены из него. Больше всего претензий к сырам и сметане. Успокаивает в данной ситуации лишь то, что есть такие люди, как фермеры, частники, которые производят сегодня из общего количества объёмов 45% животноводческой продукции.
ВКУСНО = ПОЛЕЗНО
– Растолкуйте нам, действительно ли так важно для здоровья человека есть продукты, выращенные на земле, где он живёт?
– Ещё как! – профессор Ильязов вскрывает пакет с соседско-марийской клюквой. – Не просто важно. Здесь, на мой взгляд, важно учитывать не столько экономическую составляющую, но и составляющую комплексного подхода государства к здоровью своих граждан: наиболее полезно употреблять в пищу именно те продукты, которые родит его родная земля. С тем, что люди генетически предрасположены к усвоению тех продуктов, которыми питались их предки, не поспоришь. К счастью, становится больше людей, которые задумываются о том, что они едят, и хотят потреблять более качественные продукты.
– Знаете, сейчас на каждом углу слышны рассуждения о правильном питании. Вот что для вас это пресловутое правильное питание? – переходя к нашпиговыванию лопатки чесноком, мощным голосом вопрошает у нас Юрий Павлович.
– Чтобы полезно, ну и вкусно, конечно. Вопрос в том: возможно ли, чтобы и вкусно, и полезно?
– Ка-неш-на! – чеканит по слогам повар Рыжов. – Питаться одновременно вкусно и полезно можно. Если вы будете есть здоровую пищу, живую…
– И биологически полноценную, – добавляет повар Ильязов.
– Человек, если хочет быть спокойным за своё здоровье, имеет право знать, где гуляют эти барашки и тёлочки, кто производит из них продукты и как он их производит. Чудик, скажете? – отставив баранью лопатку в сторону, Юрий Павлович моет руки. – Что первое делает человек при рождении? Правильно! Начинает дышать и кричать. А почему он кричит? Да потому, что есть хочет. Ради этого человек и рождается – вкусно и полезно поесть, – заметив недоумение «Татарстана» по поводу физиологических особенностей новорождённых, Рыжов заразительно смеётся и продолжает. – А если серьёзно, есть нужно с наслаждением. И в хорошей компании. На Руси испокон веков вся семья непременно собиралась за столом. Семейный обед или ужин – настоящее эмоциональное переживание, а для внуков – воспоминания о бабушкиных пельменях и пирогах на всю жизнь. В нашей семье это многолетняя традиция. Спасибо супруге моей, Татьяне Александровне. Её заслуга!
КУЛИНАРНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ
– Кстати, кто, по-вашему, лучше готовит? Мужчины или женщины?
– Ни с кем не стану спорить, но лучше всех шеф-поваров вместе взятых готовит моя хозяйка. – Юрий Павлович кивает в сторону Татьяны Александровны. – Сейчас все страны мира стремятся к сохранению национальной аутентичности. В том числе и в кухне. А она такие блюда по старинным рецептам готовит, что я диву даюсь: откуда находит? В общем, по мне видно – хорошо питаемся, – хлопает он себя по животу.
– Вам повезло. А как быть нам, простым смертным? Тем, кто не имеет собственных ферм и покупает продукты в магазинах или на рынках?
– Понимаю, что вопрос адресован профессору, но позвольте я немного его опережу, – торопится Юрий Павлович, закрывая за бараньей лопаткой дверцу духовки. – Я считаю, что роль науки сегодня в вопросе здорового питания населения трудно переоценить. Особенно его просветительскую часть. Роберт Гиниятуллович – один из таких просветителей. Он сегодня несёт свои большие знания, как принято говорить, «в массы». Поверьте мне, это сложно. Порой и вовсе напоминает борьбу с ветряными мельницами.
– Вернёмся к нашим животным, – угощая «Татарстан» веточкой рукколы, вновь вступает в разговор профессор Ильязов. – Ситуация на рынке сельхозпродукции в России сегодня поменялась коренным образом. Если раньше фермерские хозяйства уступали холдингам по уровню организации труда и оснащённости техникой, то теперь фермерство – наиболее эффективный, хорошо обеспеченный техникой и технологиями сегмент сельхозотрасли. Он ни в чём не уступает крупным хозяйствам. Наоборот. На семейных фермах животные, как правило, здоровы, гуляют себе на солнышке, получают сбалансированное питание и должный уход.
Настоящего биологически полноценного молока у нас в стране не хватает. Дойное стадо в России находится сегодня на уровне 1917 года. «Выручает» Белоруссия, откуда к нам идёт молочная продукция, произведённая на основе сухого молока. Но субъекты Российской Федерации, в том числе и Татарстан, сами в состоянии решить эту проблему, если отойти от разовых мер, а выстроить долгосрочную рабочую систему. Эпоха санкций наглядно продемонстрировала, что Россия может полагаться на внутренние ресурсы, используя научные достижения. Конечно, сегодня, в такой приятной компании, я не собираюсь проповедовать и учить. Но, например, научно-производственный центр липосомальных технологий при Академии наук РТ сегодня владеет такой научной технологией, у которой нет аналогов в мире. В зарубежной медицине она применяется, но в животноводстве – нигде.
ЛИПОСОМА – ВСЕМУ ГОЛОВА
Создавая определённые условия, мы можем посадить в липосому любую лекарственную субстанцию – бета-каротин, йод, омегу-3, макро‑и микроэлементы, – продолжает профессор Ильязов. – Липосома, в которую мы «заселили», к примеру, органический йод, попадает в клетки человека и там всасывается. А потом уходит в кровеносную систему и попадает туда, куда надо.
В данном случае в щитовидную железу. А щитовидка для человеческого организма как прокурор. Если она больна, в организме всё нарушено, нет контроля. И получается по басне Крылова – кто куда. Как лебедь, рак и щука. 85% территории России – эндемичные регионы по органическому йоду. Фармацевтическая промышленность выпускает различные средства. Но, к сожалению, эффект от их употребления низок. Рак щитовидной железы как был, так и остаётся. Ради справедливости скажу, что эту проблему удалось решить только англичанам и ирландцам. В Англии у меня есть коллега Брэнда Ховард, профессор Оксфордского университета. Мы с ней дружим уже 28 лет, знакомы по Чернобылю. (Роберт Ильязов удостоен ордена Мужества РФ за самоотверженность при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Под его личным руководством была организована эвакуация жителей 38 деревень из ближней зоны катастрофы в 1986 году. – Прим. ред.). Я её спрашиваю: «Как вы такого добились?» Отвечает: «Роберт, знаешь, эту проблему Англия решала ещё в 70‑е годы. Через рацион животных. У нас тогда была проблема с соломой, и мы начали кормить коров сушёной ламинарией (морской капустой). И вдруг в молоке появляется йод! Проблему нехватки органического йода в человеческом организме можно решить только через рацион животного. Другого пути нет».
– Йод действительно из рациона животного переходит в молоко благодаря нашей технологии, – выжимая в капустный салат лимонный сок, говорит Роберт Гиниятуллович. – Учёные сегодня реально могут, используя липосомальную технологию в животноводстве, помочь в получении экологически безопасных, биологически полноценных продуктов. Всё это в конечном счёте направлено на решение актуальной медико-биологической проблемы оздоровления – как ребёнка, так и зрелого человека. К сожалению, на деле ситуация такая, что практически всё детское питание в стране производится из порошкового молока. Оно, увы, теряет целый ряд достоинств натурального продукта при промышленной обработке. А сырого полноценного молока у нас нет, так что это вынужденная мера.
А спортивное питание?! Я сам спортсмен, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, сегодня продолжаю активно заниматься фитнесом. И мне просто жаль этих ребят, которые едят ложками смеси для наращивания мышц. Говорю: не делайте вы этого! Иначе лет через пять превратитесь в «оно». Некоторые прислушиваются.
Вот ещё одно направление. Сегодня в России появилось понятие «продуктивное долголетие». Люди, несмотря на зрелый возраст (примерно с 60 до 75‑78 лет), продолжают активно работать. Почему бы нет, если у них в порядке мысли, здоровье позволяет, есть багаж знаний?! Надо этому радоваться. Но для таких людей нужна государственная программа, включающая в себя в том числе геронтологические продукты питания.
Есть прекрасный пример использования разработанной нашей лабораторией липосомальной технологии для детского питания в двух областях Казахстана. Там всем дошколятам и школьникам ежедневно бесплатно дают по 180 граммов молока или молочного продукта, полученного от правильно вскормленных коров. В результате за два этих года заболеваемость воспалением щитовидной железы среди детей снизилась в 2,5 раза!
– А как же йодированная соль? Разве это не решение проблемы?
– Органический йод – эссенциальный и очень «капризный» микроэлемент, и с ним непросто работать. Если вы посолите блюдо, которое готовите, стоит один раз открыть крышку – всё, нет йода, улетучился. Как вариант можно досаливать уже готовое блюдо. Но и в этом случае адекватное содержание в нём йода вряд ли можно гарантировать.
О «ЗОЛОТЫХ» ЯЙЦАХ
Кстати, используя липосомальные технологии для кормления кур-несушек, мы получили яйцо, обогащённое йодом. Такое яйцо в Швейцарии называют золотым. И стоит оно там 89 долларов. 1 штука! Я спрашивал на научной конференции швейцарских коллег, как они туда добавляют йод. Рассказали свой секрет. Оказывается, при помощи шприца, а потом скорлупу замазывают парафином. Я говорю, это же бесполезно, зря стараетесь, всё равно после того, как яйцо разбили, йод улетучится. Главное – покупают, отвечают. А мы добавляем йод в яйцо через курицу. В этом случае его усвояемость 96–98%. Вот решение проблемы йододефицита. На эту тему в конце апреля мы будем выступать перед депутатами Государственной Думы. Планируется создание пилотных проектов использования липосомальных технологий во Владимирской, Липецкой областях, Краснодарском крае. Очень надеюсь, что мы убедим в актуальности проекта и руководство Татарстана.
ИДЕЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пока Роберт Гиниятуллович делился с «Татарстаном» научными данными, Юрий Павлович под немыслимые ароматы ловко извлекает запечённую лопатку из духовки:
– Важнейший момент развития фермерства в нашей стране – близость к науке, а развитие гастрономии – близость к фермерству. И не только гастрономии, замечу. В условиях безудержной гонки за прибылью, от производства и продаж продуктов питания и до развития мировых химических пищевых технологий, употребление незнамо чего в пищу может непредсказуемым образом сказаться на состоянии здоровья не только живущего, но и будущих поколений. Мы с вами сегодня переживаем переломный момент. Когда следует закладывать основу обеспеченности населения страны экологически чистыми и полезными для здоровья местными продуктами питания. По научно обоснованным нормам и доступным ценам. – Баранья лопатка под ножом в руках у Юрия Павловича будто сама собой разделывается на аппетитные кусочки. – При сохранении и улучшении среды обитания. Это и есть основа и идея продовольственной безопасности государства. Учёные, фермеры, государственные структуры, производственники и вы, журналисты, – сейчас все должны быть вместе, в одном общем движении. Тогда новаторство, предприимчивость, знания и информация будут перетекать от одного к другому. И будет выращен, создан и приготовлен продукт в лучшем его виде. Как наши угощенья.
ЗАСТОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
Друзья сервируют стол.
– Отведаем, чего Бог послал? – вопрошает Юрий Павлович известным голосом из известного фильма.
А Бог нам сегодня послал: запечённую баранью лопатку от фермера Рыжова. Витаминный салат от профессора Ильязова. К бараньей лопатке ловко «подселяются» свежие овощи и зелень. Из витаминного салата игриво подмигивает яркая клюква. В общую компанию органично вписывается угощение от Татьяны Александровны:
– Пирог к чаю испекла. Из вашего детства. «Кудряш» называется.
Застольные беседы – самые интересные. «Разломленный на всех хлеб» объединяет, сближает и тянет на откровенность. А некоторые истории можно услышать только за неторопливыми сердечными разговорами.
БЕЛОРУССКАЯ ИСТОРИЯ ОТ РОБЕРТА ИЛЬЯЗОВА:
– В Белоруссии я познакомился с удивительной этнической группой – полещуками. Это коренные жители Полесья. Так вот у них есть, на мой взгляд, прекрасная традиция. Прежде, чем уйти на тот свет, ты должен написать по иконе всем своим детям, внукам, близким. Не имеешь права умирать, пока этого не сделаешь! Захожу в одну избу, а там сидит очень старый дед и рисует. Не могу, говорит, уйти, ещё не всем близким написал иконки.
АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ ОТ ЮРИЯ ПАВЛОВИЧА:
– Моё увлечение фермерством началось давно. И первую альпийскую козу, тогда их в Татарстане ещё не было, мне привезли... Откуда бы вы думали? Из Америки! Музыканты одного очень известного российского эстрадного певца. Прикрыли они мою козочку своими барабанами. Через «зелёный коридор» музыканты пронесли её в коробке. С лёгкого копытца американской козочки альпийской породы в нашем хозяйстве появились нубийские козы, затем очень красивая порода овец-дорперов, лошади, бычки и прочая живность.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОТ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ:
– Мы с Юрием Павловичем всегда держали живность. Даже в городской квартире. У нас была огромная лоджия. И там жили куры, петушки и индюшки. Соседи все знали об этом, но никогда не возражали. Даже наоборот. Идёт как‑то Юрий Павлович вечером с работы, сидят на лавочке соседки: «Наверное, не нравится вам моё увлечение? Потерпите уж, скоро последнего петушка в суп отправлю, не будет по утрам голосить». «Что ты! И не вздумай. Наше утро сейчас начинается как в деревне, а не станет петушка – и вовсе тоска», – взмолились бабушки.
К нашей лоджии детей водили как в зоопарк. На бельевых верёвках сидели огромные индюки. Как они на них держались – непонятно. А когда соседскому мальчишке задали сочинение на тему «Удивительное рядом» и он ломал голову, чего бы такого написать, его мама с ходу сказала: «Что тут думать-то? Про Рыжовых напиши! И удивительное, и рядом».
Добавить комментарий