Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Cалат пионерско-министерский к юбилею комсомола

Cалат пионерско-министерский к юбилею комсомола

На «Редакционной кухне» «Татарстана» сегодня молодо и зелено. Вспоминая добрым словом пионерско-комсомольское прошлое страны, готовит министр по делам молодёжи Татарстана Дамир Фаттахов. Зелёные огурцы, укроп, кинза, петрушка и сочные помидоры стремительно нарезаются и наполняют салатник. Министр творит своё фирменное блюдо – огуречно-помидоровый салат из своего пионерского детства.

29 октября 2018

ОКТЯБРЯТСКАЯ ГОРДОСТЬ
 
– Именно такой салат мы го­товили в пионерском лагере и с удовольствием уплетали по ве­черам с хлебом. Это были самые вкусные вечера в моей жизни.
– Из чего делаем вывод, что пионером вы были. А ком­сомольцем?
– Не успел. Но мечтал! И очень переживал, что не получилось, потому что комсомола не стало. Настолько, видимо, сильна была идеология, что я мог испытывать такие чувства и в комсомоль­ском, и в пионерском, и в октя­брятском возрасте. Как сейчас помню, я хорошо учился, и меня первым среди всей параллели приняли в октябрята. Это было невероятно! Представляете, вся параллель стоит, все на 100 процентов уверены, что пер­вой в октябрята примут вон ту девочку – круглую отличницу, а первому значок прикрепляют мне! И гордость необыкновен­ная, и неудобно перед девоч­кой – я совсем этого не ожидал, а она ждала наоборот и даже расплакалась… Я на всю жизнь запомнил тот момент – и октя­брятскую звёздочку, и малень­кого плюшевого жёлтого зайца, которого мне тогда подарили, и это чувство гордости… Мы с одноклассниками потом часто эту октябрятскую историю вспо­минали… И ещё одну – пионер­скую.
1-21
АНТИПИОНЕРСКИЙ ПОСТУПОК ХОМЯКА
Мы каждый год ездили в пи­онерские, потом в спортивные лагеря и жили там по 2‑3 смены. Вот как‑то раз в лагере «Пламя» случилось ужасное. Я был бара­банщиком в отряде. Мой сосед Рома Солодков привёз с собой в лагерь хомяка в банке. Жил хо­мяк вместе со своей банкой в прикроватной тумбочке. Од­нажды утром мы все просыпа­емся, как обычно – подъём. Надо выходить, строиться. Утренняя линейка – своеобразная цере­мония, а я – барабанщик – один из ключевых «игроков» этого процесса. Для тех, кто не в кур­се, поясняю.
– Все в курсе. Все там были.
– Так вот, вы­таскиваю из тумбочки свой пионерский галстук, а он весь в дырках! Хомяк ночью вы­брался из банки и изгрыз весь мой галстук. Он в дырочку, весь такой… Представляете, мир рух­нул для меня в тот момент! Ни­чего страшнее произойти не мог­ло. Мне через пять минут выхо­дить барабанить, отряд вести на утреннюю линейку, а у меня нет галстука! Я рыдал, как будто случился конец света! Все меня успокаивают, пионервожатый говорит: «Сейчас мы тебе новый найдём!», а я не могу успокоить­ся. Я к чему это говорю? К тому, насколько для нас это в детстве был важно. Октябрёнок, пио­нер – это почётно, ответственно и круто! Настолько мощной была идеология, что мы даже в зрелом возрасте помним те эмоции и пе­реживания...
– И этот салат…
1-22
ПУТЕШЕСТВИЕ САЛАТА ВО ВРЕМЕНИ
– И салат. Кстати, рецепт этого салата путешествовал со мной во все времена. Представляете, я уже взрослый, играю в команде КВН «Четыре татарина» с Влади­миром Леоновым – другом моим и министром спорта сейчас… И он теперь каждый раз расска­зывает историю: как времени не было перекусить после репе­тиций, как я брал с собой ножик, ложечку из дома, в полотенце аккуратненько завёрнутые, и один за другим крошил по­мидоры и огурцы в мисочку… Потом хлебушком промакивали образовавшийся соус – ничего вкуснее нет на свете. И запивали сие блюдо кефиром. Гремучая смесь получалась. Но очень вкус­ная. Вот когда мы сидим в хоро­шей компании, он всегда об этом вспоминает. Так что этот салат ассоциируется у меня и с дет­ством, и с пионерским лагерем, и с КВН, и с футболом… Был бы в моей жизни комсомол – и с ним бы ассоциировался. Но ком­сомола для меня не случилось, а я очень хорошо помню наш музей Ленина в 122‑й школе, где в ком­сомол принимали. Мечтали и за­видовали – такое было уважение к комсомолу.
ПЕРЕЛИСТНУТАЯ СТРАНИЦА
– Сейчас есть разные орга­низации, которые пытаются как‑то собрать молодёжь, объ­единить. Возможно ли в наше виртуальное время чем-то, по­добным комсомолу, реально увлечь молодых людей, пове­сти за собой?
– Комсомол, пионерия – это одна из страниц истории страны. Сейчас есть различные организации, которые призваны в каком‑то смысле заменить, по­пробовать повторить всё, что тог­да происходило в пионерской организации, например. Есть но­вое российское движение школь­ников, есть организации в от­дельно взятых школах, которые пытаются по какому-то идейно­му принципу объединить детей. Например, есть юные экологи, есть движение «Сэлэт»… Идеоло­гические задачи примерно те же самые. Воспитать, привить опре­делённые ценности, научить раз­личать, что хорошо и что плохо. Такой единой организации, в ко­торую объединены все, – такого нет. Безусловно, это всё в один день не сделается. Актуальным и востребованным в один день не станет для детей нашего по­коления. Потому что невозможно в одной отдельно взятой школе или районе, городе организо­вать нечто подобное. Это под силу целой стране, это должна быть государственная полити­ка. И надо учитывать, что сей­час мы в другой стране живём, в другой экономической и поли­тической системе. Тем не менее что‑то должно быть обязательно, к этому надо стремиться. Пото­му что, когда появляется такое движение, появляется ощущение команды, единый символ, атри­бутика, которые очень важны для молодых ребят.
МОЛОДОСТЬ – ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
– Основное отличие между организованной комсомоль­ской молодёжью и нынеш­ней – то, что раньше молодые готовы были работать бесплат­но за правое дело, а сейчас на­род меркантильный – ни шагу бесплатно… Как и чем мотиви­руете на то же волонтёрство, например?
– Ничего нового не скажу. Тогда другие идеалы были. Мы с удовольствием смотрели фильм «Москва слезам не верит» про ра­бочие профессии. Тогда перво­степенно было общественное, а потом уже личное. Другие герои, которые воевали, побе­ждали, строили БАМ… А сейчас мы живём в другой стране, в дру­гих обстоятельствах, и с малого возраста дети это видят и впиты­вают. Они воспитываются в дру­гих условиях, на других фильмах, на других мультфильмах. Сейчас герои – бизнесмены, миллионе­ры, миллиардеры. Дети смотрят иностранные фильмы, они ви­дят, какая жизнь у представи­теля той или иной профессии. Они понимают, что всё это воз­можно при наличии финансовых ресурсов. Мы в юном возрасте даже не задумывались над тем, что можно или нужно зараба­тывать. Нам это даже в голову не приходило. А сейчас уже в шко­ле начинают задумываться о биз­нес-проектах, выкладывают их в сети, получают одобрение, это их мотивирует на дальнейшее. Наши дети растут совершенно в других условиях, у них другие ценно­
сти. И это не плохо, не хорошо, просто во всём должен быть ба­ланс. Мне кажется, единственный шанс, чтобы у наших детей не всё было завязано на экономике, на бизнес-процессах, это роди­тели, это семья. Если дома, в се­мье, культивируются правильные ценности, всё будет в порядке.
– Вот вы пожили молодым в том времени, когда во главу угла ставилось общественное, и живёте в этом времени ин­тересами совершенно другой молодёжи, у которой на пер­вом плане «я» и «моё благо­получие». У вас есть возмож­ность сравнивать. С высоты своего сегодняшнего возраста и положения скажите: когда лучше быть молодым – тогда или сейчас?
– Всегда есть плюсы и есть минусы. Плюсы в том, что тог­да были чётко сформулированы ценности. Было чёткое понима­ние – что хорошо, а что плохо. Была идеология, которая прони­зывала до костей. Мы же в дет­стве не понимали, что это было – идеология или нет. Мы просто слушали старших и повторяли за ними. Мы воспитывались на другом, поэтому было по-дру­гому. Для тех, кто сейчас моло­дой, это время самое лучшее, потому что молодость всегда лучшее время.
В СОСЕДНЕЕ СЕЛО НА ДИСКОТЕКУ СО СВОЕЙ ФОНОТЕКОЙ?
– А если молодость проходит в деревне? Где нет огней боль­шого города и развлекатель­ных мероприятий, которые так важны в этом возрасте? Какая-нибудь работа прово­дится с сельской молодёжью в местах её проживания?
– Это вопрос комплексный. Почти каждый молодой человек из деревни почти всегда хочет уехать в город. Это очевидно, потому что это перспективно, есть возможность реализовать себя. Возможности, которые есть у него в деревне, не срав­нимы с возможностями, которые есть в городе. Для чего он едет? Для реализации себя. Второе – это культурное содержание. На­пример, после работы куда‑то сходить пообщаться, погулять. Это театры, улицы, кинотеатры и т.д. Третье – это, безусловно, ус­ловия проживания. Есть ли у него возможность приобрести своё жильё, привести туда свою моло­дую супругу, рожать детей. Если все эти условия в селе, в районе созданы и там у молодого чело­века есть возможности реализо­вать себя, то он останется. Если нет – уедет. Сейчас совместно с Министерством сельского хо­зяйства реализуется программа льготного кредитования своего жилья, и это, безусловно, привя­зывает молодёжь к своей терри­тории. Это одна из возможностей остаться у себя на родине. То есть инфраструктура, работа и своё жильё, где он и будет развиваться как специалист, как личность. Это наша задача – создавать ус­ловия для развития молодому поколению. У нас хорошая сеть молодёжных центров, хоро­шая сеть подростковых клубов, и нужно, чтобы они оставались актуальными и в 18, и в 20 лет. Но, к сожалению, пока не везде и не всегда эти условия созданы. Наша задача – сделать всё, чтобы наши учреждения в районах ре­спублики были интересны и вос­требованы. Чтобы необязательно было ехать в Казань на какой‑то спектакль или концерт. Чтобы в молодёжном центре района или в сельском клубе проходили не менее интересные постанов­ки, куда можно сходить с семьёй или с друзьями.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НЕМОЛОДЫМ СРЕДИ МОЛОДЫХ
– Как вы считаете, министр молодёжи обязательно должен быть молодым?
– Не обязательно. Совершенно не важно, какого возраста этот человек, главное, чтобы по вну­тренним ощущениям он был близок к молодёжи, понимал их, чувствовал их и был с ними на одной волне. Наверное, проще более молодому министру быть в диалоге с молодёжью. Если 10‑15 лет разделяют – ещё воз­можно говорить на одном язы­ке, понимать друг друга. Ведь разные поколения – это разные люди по тембру, по ритму жизни, по энергетике. Вряд ли, я думаю, человеку лет шестидесяти бу­дет приятно заходить в ночной клуб на какое-нибудь молодёж­ное мероприятие только потому, что надо. Это сложнее сделать, чем если тебе самому это ближе и интереснее.
«ЧЕТЫРЕ ТАТАРИНА» «ВЫЛУПИЛИСЬ» ИЗ КОМАНДЫ «ВЛКСМ»
– А с точки зрения профиль­ности? Какая‑то обязательная профессия важна, как меди­цинская – у министра здра­воохранения или экономиче­ская – у министра экономики? Или только молодости доста­точно?
– Главное, чтобы были управ­ленческие навыки, опыт рабо­ты в системе и в отрасли моло­дёжной политики. Я, например, продукт отрасли молодёжной политики. Заметили мои орга­низаторские навыки ещё в шко­ле. Как сейчас помню, вызвала нас – нескольких одноклассни­ков – директор в свой кабинет, сказала: «Вы такие активные, поёте, танцуете, выступаете...» И загрузила нас делом. Я даже выпускные вечера вёл во вре­мя учёбы, независимо от того, выпускался мой класс или ещё чей-то. Именно тогда нас по­звали в команду КВН. Кстати, сначала она называлась «ВЛКСМ» и была организована в Москов­ском районе среди 122‑й и 64‑й школ. Тогда это было круто. Мы выиграли школьную лигу КВН в Белоруссии. Выиграли среди всех команд, а их было очень много. Тогда КВН вообще был очень актуальным. Потом у нас была команда «Академия 02», и только потом уже «Четы­ре татарина». Мы уже взрослые дядьки к тому времени, играли в КВН... Замечательное время!
Тогда КВН серьёзно поддер­живался первым Президентом Татарстана Минтимером Шари­повичем Шаймиевым, Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, который тогда был Премьер-ми­нистром республики, министром по делам молодёжи, спорту и ту­ризму РТ Маратом Мансурови­чем Бариевым. Нам создали все условия, чтобы мы играли. Но мы не только играли, мы на­бирались опыта в управленче­ских навыках. Быть на сцене, играть – это один процесс. Ру­ководить командами – совсем другой, со своей спецификой: одеть, обуть, найти реквизиты, договориться и т.д.
– Как нам сейчас вообще жить без того КВН? Куда он по­девался в тех масштабах и того уровня?
– Так есть же КВН! Просто для нас с вами он уже не такой. Прошли времена, когда он опу­стошал улицы, все бежали к теле­визорам. Он был традиционным и интеллектуальным. Сейчас он другой. Как и время. Но это не значит, что он плохой. Про­сто другой. Сейчас кавээнщики разделились на КВН и «Камеди клаб». Всё, что на грани, ушло в «Камеди», всё более традици­онное осталось в КВН.
– Уровень татарстанского КВНа как вы определите?
– У нас хорошие лиги, на них ходят много людей. Мы ставим цели перед КВН, чтобы Татар­стан представляли сильнейшие команды. Почему мы считаем, что раньше КВН был интерес­нее, смешнее, лучше? Потому что на тот момент не так много было общественных организа­ций, не так много возможностей у молодых людей себя реализо­вать. И всё самое лучшее, и мы в том числе – лучшие ребята, скромные к тому же, – скапли­валось на площадке КВН. Была сильнейшая организация этого движения. Если ты хотел о себе заявить, себя проявить – знал, что это самая перспективная площадка. Сегодня возмож­ностей заявить о себе в сотни раз больше. И организаций боль­ше, субкультур разных, направ­лений деятельности, которые так же поддерживаются, в том числе министерством. И у каж­дого молодого человека масса разных возможностей себя ре­ализовать.
СОВМЕЩАЯ НЕСОВМЕСТИМОЕ
– Сколько в Татарстане мо­лодёжи?
– 850 тысяч! – гордо рапортует министр, заканчивая нарезать овощи и приступая к заправке салата, совмещая, казалось бы, несовместимое – сметану с май­онезом. – Вот именно такой салат мы делали в пионерском лагере каждый день. Родители привози­ли продукты. Заправляли смета­ной и майонезом. Я помню этот обалденный вкус майонеза!
– Дома вообще готовите?
– Я подключаюсь на этапе, ког­да надо разжечь огонь в мангале, пожарить шашлыки… Ну и салат свой фирменный иногда готов­лю. Но чтобы не в суете, а под настроение – только с удоволь­ствием, с чувством. Дети мои его очень любят. Передалось с ге­нами.
– А сами вы что любите по­кушать, кроме него?
– В любом состоянии могу есть пельмени – тоже ассоциация из детства, их всегда было по­чему-то много в стране, в семье, в пельменных. Сейчас их стало меньше. Люблю картофельное пюре. Моя абика всегда очень вкусное картофельное пюре го­товила – больше нигде такого не пробовал. Из современного я в любом состоянии могу съесть пиццу – это беспроигрышный вариант, если требуется где‑то перекусить. Иногда с удоволь­ствием могу съесть кусок мяса. Иногда – кусок рыбы.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
За обе щёки уплетая фирмен­ный министерский салат, под за­навес мы поинтересовались у на­шего сегодняшнего шеф-повара, как он относится к тому, что у татарстанской молодёжи нет сво­его СМИ.
– Я был бы рад, если бы наши государственные СМИ пользо­вались большей популярностью у молодёжи, нежели это происхо­дит сейчас. Мы живём в стране, где многие вещи регулируют­ся рыночными отношениями, формируются в конкурентной борьбе. Думаю, было бы актуаль­нее, если бы на рынке появля­лись молодёжные СМИ, которые бы завоёвывали свою аудито­рию. Конечно, никто не отме­няет задачу нести молодёжному СМИ в том числе и воспитатель­ную функцию, продвигать через него идеологию в массы, форму­лировать в нём нашу позицию. Но при этом нужно быть пред­ставленным и востребованным в тех форматах, в которых их по­требляет молодёжь. Наша зада­ча –создавать условия для того, чтобы журналисты с юного воз­раста приобретали эти навыки, чтобы в Татарстане имелся це­лый пул толковых ребят. Их надо этому учить, их надо к этому го­товить – это наша миссия, что­бы на этапе обучения создавать разные конкурсы, трамплины, способные их мотивировать на дальнейшую работу. Есть в Татарстане конкурс «Алтын калям», он требует определённой перезагрузки, хотя львиная доля наших нынешних популярных, известных, востребованных жур­налистов прошла этот конкурс, занимала в нём призовые места, и он был своеобразным социаль­ным лифтом. Наша задача – вы­вести такие площадки на новый формат.
1-23
 
Нам понадобится:
1-11
Огурцы – 1 кг
Помидоры – 1 кг
Лук – 1 головка
Укроп – 1 пучок
Кинза – 1 пучок
Петрушка – 1 пучок
Сметана и майонез – для заправки, по вкусу
Соль – по вкусу
 

 


  1. Режем!1-1

  2. Высыпаем!1-2

  3. Режем!1-3

  4. Режем! 1-4

  5. Высыпаем!1-26

  6. Режем! 1-5

  7. Высыпаем!1-6

  8. Добавляем!1-7

  9. Размешиваем!1-8

  10. Солим!1-9

  11. Раскладываем!1-10


  12.  


 
1-20
 
 
 
 

 

 

 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: