Cалат пионерско-министерский к юбилею комсомола
На «Редакционной кухне» «Татарстана» сегодня молодо и зелено. Вспоминая добрым словом пионерско-комсомольское прошлое страны, готовит министр по делам молодёжи Татарстана Дамир Фаттахов. Зелёные огурцы, укроп, кинза, петрушка и сочные помидоры стремительно нарезаются и наполняют салатник. Министр творит своё фирменное блюдо – огуречно-помидоровый салат из своего пионерского детства.
29 октября 2018
ОКТЯБРЯТСКАЯ ГОРДОСТЬ
– Именно такой салат мы готовили в пионерском лагере и с удовольствием уплетали по вечерам с хлебом. Это были самые вкусные вечера в моей жизни.
– Из чего делаем вывод, что пионером вы были. А комсомольцем?
– Не успел. Но мечтал! И очень переживал, что не получилось, потому что комсомола не стало. Настолько, видимо, сильна была идеология, что я мог испытывать такие чувства и в комсомольском, и в пионерском, и в октябрятском возрасте. Как сейчас помню, я хорошо учился, и меня первым среди всей параллели приняли в октябрята. Это было невероятно! Представляете, вся параллель стоит, все на 100 процентов уверены, что первой в октябрята примут вон ту девочку – круглую отличницу, а первому значок прикрепляют мне! И гордость необыкновенная, и неудобно перед девочкой – я совсем этого не ожидал, а она ждала наоборот и даже расплакалась… Я на всю жизнь запомнил тот момент – и октябрятскую звёздочку, и маленького плюшевого жёлтого зайца, которого мне тогда подарили, и это чувство гордости… Мы с одноклассниками потом часто эту октябрятскую историю вспоминали… И ещё одну – пионерскую.
АНТИПИОНЕРСКИЙ ПОСТУПОК ХОМЯКА
Мы каждый год ездили в пионерские, потом в спортивные лагеря и жили там по 2‑3 смены. Вот как‑то раз в лагере «Пламя» случилось ужасное. Я был барабанщиком в отряде. Мой сосед Рома Солодков привёз с собой в лагерь хомяка в банке. Жил хомяк вместе со своей банкой в прикроватной тумбочке. Однажды утром мы все просыпаемся, как обычно – подъём. Надо выходить, строиться. Утренняя линейка – своеобразная церемония, а я – барабанщик – один из ключевых «игроков» этого процесса. Для тех, кто не в курсе, поясняю.
– Все в курсе. Все там были.
– Так вот, вытаскиваю из тумбочки свой пионерский галстук, а он весь в дырках! Хомяк ночью выбрался из банки и изгрыз весь мой галстук. Он в дырочку, весь такой… Представляете, мир рухнул для меня в тот момент! Ничего страшнее произойти не могло. Мне через пять минут выходить барабанить, отряд вести на утреннюю линейку, а у меня нет галстука! Я рыдал, как будто случился конец света! Все меня успокаивают, пионервожатый говорит: «Сейчас мы тебе новый найдём!», а я не могу успокоиться. Я к чему это говорю? К тому, насколько для нас это в детстве был важно. Октябрёнок, пионер – это почётно, ответственно и круто! Настолько мощной была идеология, что мы даже в зрелом возрасте помним те эмоции и переживания...
– И этот салат…
ПУТЕШЕСТВИЕ САЛАТА ВО ВРЕМЕНИ
– И салат. Кстати, рецепт этого салата путешествовал со мной во все времена. Представляете, я уже взрослый, играю в команде КВН «Четыре татарина» с Владимиром Леоновым – другом моим и министром спорта сейчас… И он теперь каждый раз рассказывает историю: как времени не было перекусить после репетиций, как я брал с собой ножик, ложечку из дома, в полотенце аккуратненько завёрнутые, и один за другим крошил помидоры и огурцы в мисочку… Потом хлебушком промакивали образовавшийся соус – ничего вкуснее нет на свете. И запивали сие блюдо кефиром. Гремучая смесь получалась. Но очень вкусная. Вот когда мы сидим в хорошей компании, он всегда об этом вспоминает. Так что этот салат ассоциируется у меня и с детством, и с пионерским лагерем, и с КВН, и с футболом… Был бы в моей жизни комсомол – и с ним бы ассоциировался. Но комсомола для меня не случилось, а я очень хорошо помню наш музей Ленина в 122‑й школе, где в комсомол принимали. Мечтали и завидовали – такое было уважение к комсомолу.
ПЕРЕЛИСТНУТАЯ СТРАНИЦА
– Сейчас есть разные организации, которые пытаются как‑то собрать молодёжь, объединить. Возможно ли в наше виртуальное время чем-то, подобным комсомолу, реально увлечь молодых людей, повести за собой?
– Комсомол, пионерия – это одна из страниц истории страны. Сейчас есть различные организации, которые призваны в каком‑то смысле заменить, попробовать повторить всё, что тогда происходило в пионерской организации, например. Есть новое российское движение школьников, есть организации в отдельно взятых школах, которые пытаются по какому-то идейному принципу объединить детей. Например, есть юные экологи, есть движение «Сэлэт»… Идеологические задачи примерно те же самые. Воспитать, привить определённые ценности, научить различать, что хорошо и что плохо. Такой единой организации, в которую объединены все, – такого нет. Безусловно, это всё в один день не сделается. Актуальным и востребованным в один день не станет для детей нашего поколения. Потому что невозможно в одной отдельно взятой школе или районе, городе организовать нечто подобное. Это под силу целой стране, это должна быть государственная политика. И надо учитывать, что сейчас мы в другой стране живём, в другой экономической и политической системе. Тем не менее что‑то должно быть обязательно, к этому надо стремиться. Потому что, когда появляется такое движение, появляется ощущение команды, единый символ, атрибутика, которые очень важны для молодых ребят.
МОЛОДОСТЬ – ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
– Основное отличие между организованной комсомольской молодёжью и нынешней – то, что раньше молодые готовы были работать бесплатно за правое дело, а сейчас народ меркантильный – ни шагу бесплатно… Как и чем мотивируете на то же волонтёрство, например?
– Ничего нового не скажу. Тогда другие идеалы были. Мы с удовольствием смотрели фильм «Москва слезам не верит» про рабочие профессии. Тогда первостепенно было общественное, а потом уже личное. Другие герои, которые воевали, побеждали, строили БАМ… А сейчас мы живём в другой стране, в других обстоятельствах, и с малого возраста дети это видят и впитывают. Они воспитываются в других условиях, на других фильмах, на других мультфильмах. Сейчас герои – бизнесмены, миллионеры, миллиардеры. Дети смотрят иностранные фильмы, они видят, какая жизнь у представителя той или иной профессии. Они понимают, что всё это возможно при наличии финансовых ресурсов. Мы в юном возрасте даже не задумывались над тем, что можно или нужно зарабатывать. Нам это даже в голову не приходило. А сейчас уже в школе начинают задумываться о бизнес-проектах, выкладывают их в сети, получают одобрение, это их мотивирует на дальнейшее. Наши дети растут совершенно в других условиях, у них другие ценно
сти. И это не плохо, не хорошо, просто во всём должен быть баланс. Мне кажется, единственный шанс, чтобы у наших детей не всё было завязано на экономике, на бизнес-процессах, это родители, это семья. Если дома, в семье, культивируются правильные ценности, всё будет в порядке.
– Вот вы пожили молодым в том времени, когда во главу угла ставилось общественное, и живёте в этом времени интересами совершенно другой молодёжи, у которой на первом плане «я» и «моё благополучие». У вас есть возможность сравнивать. С высоты своего сегодняшнего возраста и положения скажите: когда лучше быть молодым – тогда или сейчас?
– Всегда есть плюсы и есть минусы. Плюсы в том, что тогда были чётко сформулированы ценности. Было чёткое понимание – что хорошо, а что плохо. Была идеология, которая пронизывала до костей. Мы же в детстве не понимали, что это было – идеология или нет. Мы просто слушали старших и повторяли за ними. Мы воспитывались на другом, поэтому было по-другому. Для тех, кто сейчас молодой, это время самое лучшее, потому что молодость всегда лучшее время.
В СОСЕДНЕЕ СЕЛО НА ДИСКОТЕКУ СО СВОЕЙ ФОНОТЕКОЙ?
– А если молодость проходит в деревне? Где нет огней большого города и развлекательных мероприятий, которые так важны в этом возрасте? Какая-нибудь работа проводится с сельской молодёжью в местах её проживания?
– Это вопрос комплексный. Почти каждый молодой человек из деревни почти всегда хочет уехать в город. Это очевидно, потому что это перспективно, есть возможность реализовать себя. Возможности, которые есть у него в деревне, не сравнимы с возможностями, которые есть в городе. Для чего он едет? Для реализации себя. Второе – это культурное содержание. Например, после работы куда‑то сходить пообщаться, погулять. Это театры, улицы, кинотеатры и т.д. Третье – это, безусловно, условия проживания. Есть ли у него возможность приобрести своё жильё, привести туда свою молодую супругу, рожать детей. Если все эти условия в селе, в районе созданы и там у молодого человека есть возможности реализовать себя, то он останется. Если нет – уедет. Сейчас совместно с Министерством сельского хозяйства реализуется программа льготного кредитования своего жилья, и это, безусловно, привязывает молодёжь к своей территории. Это одна из возможностей остаться у себя на родине. То есть инфраструктура, работа и своё жильё, где он и будет развиваться как специалист, как личность. Это наша задача – создавать условия для развития молодому поколению. У нас хорошая сеть молодёжных центров, хорошая сеть подростковых клубов, и нужно, чтобы они оставались актуальными и в 18, и в 20 лет. Но, к сожалению, пока не везде и не всегда эти условия созданы. Наша задача – сделать всё, чтобы наши учреждения в районах республики были интересны и востребованы. Чтобы необязательно было ехать в Казань на какой‑то спектакль или концерт. Чтобы в молодёжном центре района или в сельском клубе проходили не менее интересные постановки, куда можно сходить с семьёй или с друзьями.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НЕМОЛОДЫМ СРЕДИ МОЛОДЫХ
– Как вы считаете, министр молодёжи обязательно должен быть молодым?
– Не обязательно. Совершенно не важно, какого возраста этот человек, главное, чтобы по внутренним ощущениям он был близок к молодёжи, понимал их, чувствовал их и был с ними на одной волне. Наверное, проще более молодому министру быть в диалоге с молодёжью. Если 10‑15 лет разделяют – ещё возможно говорить на одном языке, понимать друг друга. Ведь разные поколения – это разные люди по тембру, по ритму жизни, по энергетике. Вряд ли, я думаю, человеку лет шестидесяти будет приятно заходить в ночной клуб на какое-нибудь молодёжное мероприятие только потому, что надо. Это сложнее сделать, чем если тебе самому это ближе и интереснее.
«ЧЕТЫРЕ ТАТАРИНА» «ВЫЛУПИЛИСЬ» ИЗ КОМАНДЫ «ВЛКСМ»
– А с точки зрения профильности? Какая‑то обязательная профессия важна, как медицинская – у министра здравоохранения или экономическая – у министра экономики? Или только молодости достаточно?
– Главное, чтобы были управленческие навыки, опыт работы в системе и в отрасли молодёжной политики. Я, например, продукт отрасли молодёжной политики. Заметили мои организаторские навыки ещё в школе. Как сейчас помню, вызвала нас – нескольких одноклассников – директор в свой кабинет, сказала: «Вы такие активные, поёте, танцуете, выступаете...» И загрузила нас делом. Я даже выпускные вечера вёл во время учёбы, независимо от того, выпускался мой класс или ещё чей-то. Именно тогда нас позвали в команду КВН. Кстати, сначала она называлась «ВЛКСМ» и была организована в Московском районе среди 122‑й и 64‑й школ. Тогда это было круто. Мы выиграли школьную лигу КВН в Белоруссии. Выиграли среди всех команд, а их было очень много. Тогда КВН вообще был очень актуальным. Потом у нас была команда «Академия 02», и только потом уже «Четыре татарина». Мы уже взрослые дядьки к тому времени, играли в КВН... Замечательное время!
Тогда КВН серьёзно поддерживался первым Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, который тогда был Премьер-министром республики, министром по делам молодёжи, спорту и туризму РТ Маратом Мансуровичем Бариевым. Нам создали все условия, чтобы мы играли. Но мы не только играли, мы набирались опыта в управленческих навыках. Быть на сцене, играть – это один процесс. Руководить командами – совсем другой, со своей спецификой: одеть, обуть, найти реквизиты, договориться и т.д.
– Как нам сейчас вообще жить без того КВН? Куда он подевался в тех масштабах и того уровня?
– Так есть же КВН! Просто для нас с вами он уже не такой. Прошли времена, когда он опустошал улицы, все бежали к телевизорам. Он был традиционным и интеллектуальным. Сейчас он другой. Как и время. Но это не значит, что он плохой. Просто другой. Сейчас кавээнщики разделились на КВН и «Камеди клаб». Всё, что на грани, ушло в «Камеди», всё более традиционное осталось в КВН.
– Уровень татарстанского КВНа как вы определите?
– У нас хорошие лиги, на них ходят много людей. Мы ставим цели перед КВН, чтобы Татарстан представляли сильнейшие команды. Почему мы считаем, что раньше КВН был интереснее, смешнее, лучше? Потому что на тот момент не так много было общественных организаций, не так много возможностей у молодых людей себя реализовать. И всё самое лучшее, и мы в том числе – лучшие ребята, скромные к тому же, – скапливалось на площадке КВН. Была сильнейшая организация этого движения. Если ты хотел о себе заявить, себя проявить – знал, что это самая перспективная площадка. Сегодня возможностей заявить о себе в сотни раз больше. И организаций больше, субкультур разных, направлений деятельности, которые так же поддерживаются, в том числе министерством. И у каждого молодого человека масса разных возможностей себя реализовать.
СОВМЕЩАЯ НЕСОВМЕСТИМОЕ
– Сколько в Татарстане молодёжи?
– 850 тысяч! – гордо рапортует министр, заканчивая нарезать овощи и приступая к заправке салата, совмещая, казалось бы, несовместимое – сметану с майонезом. – Вот именно такой салат мы делали в пионерском лагере каждый день. Родители привозили продукты. Заправляли сметаной и майонезом. Я помню этот обалденный вкус майонеза!
– Дома вообще готовите?
– Я подключаюсь на этапе, когда надо разжечь огонь в мангале, пожарить шашлыки… Ну и салат свой фирменный иногда готовлю. Но чтобы не в суете, а под настроение – только с удовольствием, с чувством. Дети мои его очень любят. Передалось с генами.
– А сами вы что любите покушать, кроме него?
– В любом состоянии могу есть пельмени – тоже ассоциация из детства, их всегда было почему-то много в стране, в семье, в пельменных. Сейчас их стало меньше. Люблю картофельное пюре. Моя абика всегда очень вкусное картофельное пюре готовила – больше нигде такого не пробовал. Из современного я в любом состоянии могу съесть пиццу – это беспроигрышный вариант, если требуется где‑то перекусить. Иногда с удовольствием могу съесть кусок мяса. Иногда – кусок рыбы.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
За обе щёки уплетая фирменный министерский салат, под занавес мы поинтересовались у нашего сегодняшнего шеф-повара, как он относится к тому, что у татарстанской молодёжи нет своего СМИ.
– Я был бы рад, если бы наши государственные СМИ пользовались большей популярностью у молодёжи, нежели это происходит сейчас. Мы живём в стране, где многие вещи регулируются рыночными отношениями, формируются в конкурентной борьбе. Думаю, было бы актуальнее, если бы на рынке появлялись молодёжные СМИ, которые бы завоёвывали свою аудиторию. Конечно, никто не отменяет задачу нести молодёжному СМИ в том числе и воспитательную функцию, продвигать через него идеологию в массы, формулировать в нём нашу позицию. Но при этом нужно быть представленным и востребованным в тех форматах, в которых их потребляет молодёжь. Наша задача –создавать условия для того, чтобы журналисты с юного возраста приобретали эти навыки, чтобы в Татарстане имелся целый пул толковых ребят. Их надо этому учить, их надо к этому готовить – это наша миссия, чтобы на этапе обучения создавать разные конкурсы, трамплины, способные их мотивировать на дальнейшую работу. Есть в Татарстане конкурс «Алтын калям», он требует определённой перезагрузки, хотя львиная доля наших нынешних популярных, известных, востребованных журналистов прошла этот конкурс, занимала в нём призовые места, и он был своеобразным социальным лифтом. Наша задача – вывести такие площадки на новый формат.
Нам понадобится:
Огурцы – 1 кг
Помидоры – 1 кг
Лук – 1 головка
Укроп – 1 пучок
Кинза – 1 пучок
Петрушка – 1 пучок
Сметана и майонез – для заправки, по вкусу
Соль – по вкусу
- Режем!
- Высыпаем!
- Режем!
- Режем!
- Высыпаем!
- Режем!
- Высыпаем!
- Добавляем!
- Размешиваем!
- Солим!
- Раскладываем!
Добавить комментарий