Итальянский суп от капитана подводной лодки
Знаете ли вы, что происходит с казанскими женщинами, если они вдруг на сухопутных просторах Казани встретят морского офицера при полном параде? Вот именно! Такой красоты и выправки мужчина навсегда поселяется в женском сердце, и долгими зимними вечерами она вспоминает этот китель, этот кортик, эти глаза, в которых плещется как минимум Северно-Ледовитый океан… В общем, опасные это мужчины-моряки с точки зрения покорения женских сердец.
22 февраля 2017
Покорил сердце женской половины «Татарстана» один такой капитан второго ранга, а проникнув в сердце, покорил и желудок - приготовив на «Редакционной кухне» итальянский суп с морепродуктами. Это было что-то! Мама мия!
МАМА МИЯ!
Итак, разрешите представить: в нашей кухне хозяйничает капитан 2-го ранга запаса, замкомандира подводной лодки «Казань» Хамид Абдуллазянов!
- Готовить я люблю, - признаётся офицер, пряча под фартуком ордена и медали. – Особенно рыбные блюда, - и он ловко подцепляет на именной кортик кусок рыбы. Ножи-то вам немного надо подточить, да… – Влюбился в рыбу я, как начал учёбу в Военно-морском флоте, и с тех самых пор не мыслю своей жизни без морских продуктов. Для итальянского супа, которым я всегда угощаю моих товарищей из Морского собрания, когда приходят в гости, нам понадобится два вида рыбы. Сегодня это будут треска и рыба масляная.
_____________________________________________
НАМ ПОНАДОБИТСЯ:
• Рыба масляная–300 г
• Треска–300 г
• Морковь–1 шт.
• Помидор–1 шт.
• Томатная паста–3 ст. л.
• Лук–2 шт.
• Оливки без косточек–0,5 банки
• Маслины без косточек– 0,5 баночки
• Креветки–250 г
• Листья салата–1 пучок
• Картошка–4 шт.
• Чеснок–2 зубчика
________________________________________________________
УХА – ИЗ ПЕТУХА, А РЫБНЫЙ СУП – НА КУРИНОМ БУЛЬОНЕ
- У нас рыбный суп – это уха, а у итальянцев, получается, не уха?
- Уха - это другое блюдо. Там просто рыба и картошка, здесь же мы добавляем еще массу ингредиентов: оливки, креветки, маслины – строго средиземноморские продукты. Каждый даёт блюду свои вкусовые качества и напоминает о море.
Хамид Маннафович, как заправский кок, приступает к кулинарному действу. Режет лук, морковь, помидор, в это время в четырехлитровой кастрюле на плите у нас закипает куриный бульон.
- Потому что настоящая уха должна быть из петуха, а итальянский суп – на курином бульоне. Так вкуснее, - объясняет капитан и зампредседателя Морского собрания Республики Татарстан.
ВЫХОД К МОРЮ
- Хамид Маннафович, откуда в нашем Татарстане, не омываемом морями, взялось Морское собрание?
- Казань – это город пяти морей. Потому что из Казани можно в пять морей попасть: в Средиземное, Черное, в Северные моря, в Балтику… Мы живем в портовом городе, через Волгу мы можем соединиться и с морями, и с океанами. Единственное, в Тихий океан мы не попадем вот так сразу. Но попасть всё равно можно, если через Волго-Донской канал на Чёрное море, оттуда – в Средиземное – далее в Атлантику… В общем, если есть Волга, значит, выход к любому морю обеспечен!
- А сам вы в каких морях плавали?
- Моряки не плавают, они ходят! – возмущенно говорит Хамид Маннафович. – Это надо запомнить! Я учился в Севастополе с 1975-го по 1980-й. На Чёрном море, будучи курсантом ходил, а уже потом на практике - в Северном-Ледовитом океане и в Баренцевом море. Боевую службу нёс на Северном-Ледовитом океане и в Атлантике.
- Моряки не плавают, они ходят!
«КАЗАНЬ» И ТАТАРСТАНЦЫ
- А как на подлодку «Казань» попали?
- Я на неё не попал, я ее переименовал. Сначала, когда я попал на эту подводную лодку служить, для меня было удивлением – увидел надпись: «женский гальюн», «женская душевая». Думаю: куда попал? На атомную подводную лодку или куда? Оказалось, я попал на научно-исследовательский корабль. Женщины - доктора наук, кандидаты наук - проводили исследования. На большие моря они с нами не ходили. Недельку походят, а когда на месяц или на большее время мы погружались, то женщин оставляли за бортом.
- Женщин за борт, а рыбу в кастрюлю?
- Да, пора отправлять! – командует капитан и куски рыбы послушно ныряют в куриный бульон, помахав нам на прощанье хвостиком.
- А когда в 96-м году меня назначили заместителям командира корабля, - продолжает капитан, - я проходил учебу в Санкт-Петербурге, и услышал, что очень много кораблей начинают переименовывать на именные. Я подумал, что если на нашей лодке служит много земляков из Казани, из Татарстана, почему б ей не быть «Казанью»? С командиром вместе мы обратились сначала к военному комиссару РТ - генералу Стагнееву, затем с ним написали письмо президенту Шаймиеву. Он воспринял эту идею благосклонно и обратился к главнокомандующему. И в 1997 году, 30 июля, главнокомандующий подписал приказ о присвоении подводной лодке К-403 имени «Казань». И с этого момента на этой подлодке служили только выходцы из Татарстана. И ко мне, когда я приезжал в отпуск, стояла очередь из родителей - они хотели, чтоб их дети служили только на этой подлодке. В общей сложности на «Казани» прослужили срочную службу около 40 человек. Я до сих пор с ними встречаюсь. Сначала они со своими женами меня знакомили, с детьми, а сейчас уже просят, чтоб их детей я отправил служить в Военно-Морской флот. Так-то!
1. Бросаем!
2. Режем!
3. Наливаем!
4. Высыпаем!
5. Давим чеснок!
6. Добавляем!
СБЫЧА МЕЧТ
- У нас традиция, - продолжает капитан, помешивая содержимое сковородки. - Мы каждый год, на День флота встречаемся с сослуживцами. Тем более, нам есть где встретиться. После того, как я отправился в запас, у меня была мечта принести хоть частицу своей подводной лодки сюда, в Казань. И в 2010 году Морское собрание РТ с помощью Президента Минниханова, доставили сюда, в Парк Победы, рубку от нашей подлодки. Водным путем через Северную Двину, потом через на Волгу (около Вологды переместились), потом в казанский речной порт. Она размерами - 6 метров в длину, 22 метра в ширину, с крыльями около 7,5 метров - такую махину мы притащили в Парк Победы! И всегда около неё встречаемся.
- Для хождения по морям «Казань» больше непригодна?
- Средний срок службы атомных подводных лодок составляет 25 лет. А моя подводная лодка прослужила 34 года. С 1971-го по 1980 года она несла боевую службу как стратегическая ракета – подводная лодка, а потом была модернизирована, и мы выполняли на ней задачу по испытанию новой техники.
- Снимаем пену?
- Снять пену! – командует капитан.
- Говорят, будет еще одна подводная лодка «Казань»…
- Она не будет, она уже есть. Практически построили. В марте ее будут спускать на воду. Экипаж уже пригласил нас в конце марта на спуск этой подводной лодки… А сейчас рыбу вылавливаем, она варится недолго минут 10-15. Я люблю очень треску и масляную рыбу – она такая жирненькая…
– Женщин – за борт, а рыбу – в кастрюлю!
ЛЮБОВЬ К ПОДВОДНЫМ ПЕРЕГРУЗКАМ
- Откуда такая любовь к подводной службе? Ведь это такие перегрузки, психологическое напряжение, замкнутое пространство…
- Мой отец срочную службу служил на Северном флоте. И я мечтал с детства стать моряком. Поступил в Севастопольское высшее военно-морское училище. А там, во-первых, отменное здоровье должно быть. Проходили медкомиссию постоянно. Психологическая совместимость должна быть у людей, которые по три месяца находятся вместе в замкнутом пространстве. Это всё тренирует характер. Все мои службы проходили в Атлантике, мы шутили иногда, что идём защищать Америку, потому что у берегов Америки несли свою службу. Самая тяжелая служба была в районе Гренландии, потому что много айсбергов там. И много наших подлодок частенько сталкивались с айсбергами: у кого-то рубка повредится, у кого-то выдвижные устройства… В 83-м году, в июне, у нас двое погибли. Нордкап - Медвежий - нехорошее место для моряков, там в свое время в 89-м году утонула подводная лодка «Комсомолец», поэтому 7 апреля – день памяти погибших подводников. А лодка та была самая замечательная – рекорд мира по погружению - 1023 метра. Ни одна подводная лодка в мире не погружалась на такую глубину, только созданная руками советских конструкторов. Американцы пытались побить этот рекорд, где-то на 700 с лишним метров погрузились, после чего у них пошла течь.
«Любите, девушки, отважных лётчиков и моряков...»
Я погружался всего лишь на глубину 380 метров, мы обычно с одной переборки на другую нитку натягивали, она провисла на 15 сантиметров. Сжимается металл. Треск стоит. Людям, которые в первый раз погружаются, страшно – трещит корпус железный, воздух шипит… Потом привыкаешь. Когда я в первый раз после 78 суток вышел на первой остановке, поднялся наверх - мне от чистого кислорода плохо стало, чуть не упал. Как будто литр водки выпил – стал пьян от этого свежего воздуха, да еще с йодом, морского! Еле спустился, час отходил. Вместо 20 минут, шел до дома полтора часа. Ноги отвыкли от хождения, неделю болели. А потом привык организм, больше такого не случалось.
Сейчас капитан 2-го ранга Хамид Абдуллазянов пытается издать книгу о погибших подводниках Татарстана.
Наше Морское собрание возглавляет Шавкат Ханафеевич Сунгатов – он тоже моряк Северного флота, служил на Полярном, на дизельных подводных лодках. Тех ребят, которые служили на дизельных подводных лодках, мы считаем героями, потому что сравнить условия службы на атомных подводных лодках и на дизельных - это как небо и земля. Потому что на атомных подводных лодках уже созданы комфортные условия для службы: у каждого своя каюта отдельная, душевые, есть даже бани, парилки. На самых современных лодках даже бассейн есть!
МИССИЯ МОРСКОГО СОБРАНИЯ
- Морское собрание чем занимается?
- Занимаемся воспитанием молодёжи. Призывников отправляем в армию. У нас еще есть свой ансамбль «Экипаж – одна семья», где ветераны военно-морского флота с концертами участвуют в разных мероприятиях. Тесно сотрудничаем с моряками Северного флота, каждый год 2-3 раза ездим туда. В Гаджиево есть 24-я дивизия, где наша республика шефствует над подводной лодкой «Тигр». По приглашению командования Северного флота побывали в Гаджиево, в Полярном, в Мурманске, в Североморске и выходим в море на буксире. На подводных лодках, к сожалению, уже не ходим. Нельзя выходить в море без подготовки, море ошибок не прощает. Перед погружением надо легководолазную подготовку пройти – курс один месяц. И курсы по борьбе за живучесть. Без подготовки не допустят на подводную лодку.
КУЛИНАРНЫЕ ЖЕЛАНИЯ
- Листья салата тоже в суп?
- Салат самым последним запускаем в супчик. Это дает свой особый вкус.
7. Отправляем!
8. Добавляем!
- Первый раз такое вижу. Но слушаюсь и повинуюсь, так как знаю, что мужчины – лучшие повара, чем женщины.
- Я тоже такое слышал про мужчин, но считаю, что готовить надо в удовольствие, тогда будет вкусно. Когда готовка превращается в ежедневную обязанность – это уже не то. Что нравится – то и надо готовить. Не переступать через свои кулинарные желания.
- Какие у вас еще бывают кулинарные желания, кроме итальянского супа?
- Люблю семгу в духовке, утку в яблоках… Больше всего мне нравилась на Севере тройная уха. Мы варили её из стерлядки, сёмги и из форели. А нашим гостям из Татарстана тогда очень понравилось блюдо из свежевыловленной беломорской селедки - она такая маленькая, в пойме моряки вылавливали. Берешь большой противень или сковороду и на него раскладываешь рыбу. Не потроша, целиком. Сверху разные специи, лук, и поливаешь кипятком. И в русскую печку на 10-15 минут. А потом, прямо на сковородке, на стол. И рыба вкусная получается и шурпа – бульончик. Наши казанские ребята, когда приезжали, всегда спрашивали: «А такая рыба будет!». «Будет-будет!» – говорим.
ПОДВОДНОЕ МЕНЮ
- А в подводной лодке какое меню?
- Кормили нас хорошо. И развлекаться мы умели хорошо. 82 суток в море – это очень тяжело. Продуктов хватает, но морально люди устают в замкнутом пространстве. Никаких иллюминаторов нет: железо кругом и люди – 120 человек. Некоторых даже не видишь, потому что они в одной смене, ты в другой. Поэтому нужно как-то отвлечься. День Нептуна устраивали. Концерты, кинофильмы задом-наперед крутили – особенно смешно такое проделывать с «учебным фильмом» «Капитан Врунгель» - так мы его называли… Или что-нибудь революционное, когда тачанки задом-наперед едут… Можно в акустику сходить, послушать подводные шумы. Там целая симфония, ни один оркестр так не сыграет: там и пищалки, там и трубные голоса – описать невозможно всю красоту подводных звуков…
Самый главный после командира и механика человек на лодке – это кок, потому что от того, как он приготовит еду, зависело и настроение, и самочувствие экипажа. Нас кормили 5 раз в день. Многие отказывались от обеда или ужина. Но от кухни некоторых коков отказаться было невозможно. Как-то попался нам прикомандированный кок-инструктор, он раньше работал в Москве. Как он нас кормил! То молдавская кухня у него, то грузинская…
И не удивительно, у кока-повара, в помощниках были и грузины, и молдаване, и армяне, и из Средней Азии ребята – со всего многонационального Союза. Поэтому национальные блюда шли на ура. Или мы собирались своей сменой и лепили пельмени все вместе либо манты, и угощали весь экипаж. Потом другая смена для нас что-то готовила. Мужчины любят, когда они сытые, когда хорошая пища приготовлена…
- А кто не любит? Думаете зря мы эту «редакционную кухню» затеяли? Как там у нас супчик?
- Все готово. Разливаем. Если кому-то досолить – пожалуйста. Я соли мало кладу. На посвящении в подводники пересолился. Надо было плафон морской воды граммов на семьсот выпить. А там еще «черти» ходят и половниками тебе этой воды добавляют. Могут в чан головой окунуть, чтоб ты похлебал соленой водички. А потом торжественно командир вручает удостоверение подводника. Оно у меня до сих пор сохранилось – в 81-м году, в Атлантике, на глубине 220 метров, мне вручили.
9. Разливаем!
10. Желаем!ЛЮБИТЕ, ДЕВУШКИ, ОТВАЖНЫХ ЛЕТЧИКОВ И МОРЯКОВ
В общем, отведав итальянского супа и наслушавшись подводных историй, можем с уверенностью сказать, что не зря в советских шлягерах пелось про любовь к «отважным летчикам и морякам». Мода на этот вид совершенных мужчин возвращается. Поэтому, дорогие уклонисты, если вы ещё не в армии - поторопитесь - женская любовь и обожание вам будут гарантированы на долгие годы.
Добавить комментарий