Плов по-азербайджански от министра культуры Татарстана
На «Редакционной кухне» «Татарстана» сегодня не только сытный ужин, но и культурная программа. По-другому и быть не может, потому что кулинарный праздник сегодня организовывает Ирада Аюпова, министр культуры Татарстана.
28 августа 2019
ВИДЫ И ПОДВИДЫ ПЛОВА
– Сама я родом из Баку, поэтому готовить буду традиционное азербайджанское блюдо – рис с бараниной. И это не узбекский плов в его классическом понимании, поэтому никакой морковки! Такое блюдо готовила моя мама, мамина мама, мамина бабушка и так далее до седьмого колена нашего рода. В нашей семье это блюдо очень любят – оно простое, вкусное и сытное.
В Азербайджане несколько видов плова, но там рис готовится отдельно от мяса. К рису в компанию могут быть добавлены разные ингредиенты: мясо, как сегодня, или даже сладости. В Азербайджане часто кушают рис с сухофруктами, например, которые тоже припущены в масле, и плов такой сладкий получается. Это блюдо можно готовить и с курицей, и с рыбой… Моя дочь, например, любит есть рис со специальной поджаркой – в азербайджанском языке это называется «гозмах», которая потом разрезается на красивые ромбики и выкладывается сверху. Сегодня вы увидите, как делается гозмах.
Начнём с мяса. Я выбрала баранину, которую мы будем тушить с кинзой. Многие люди не любят привкус баранины, а кинза его нейтрализует. В общем, мы достаточно крупно нарезаем баранину, так, чтобы после тушения кусок ощущался. Загружаем мясо в кастрюлю. Без масла! Баранина сама по себе достаточно жирная, и сок, который даёт мясо, очень вкусный.
ГОТОВКА – ЭТО РОСКОШЬ
– Ирада Хафизяновна, как часто при вашей министерской мегазанятости удаётся работать поваром на кухне?
– Готовка для меня – это скорее роскошь, чем обязанность. Я не сомневаюсь, что мужчины, например, готовят гораздо лучше. Мужчины вообще всё делают лучше. Не сомневаюсь, что женщины, которые не работают, готовят разнообразнее. Но, кто бы ни стоял у плиты, самое главное, чтобы человек готовил с любовью. Тогда всё получится замечательно.
Под эти обнадёживающие кулинарные мотивации Ирада Хафизяновна одну за другой превращает большие круглые луковицы в кольца и полукольца. Лук, понимая, что его режут с любовью, посылает повару любовь ответную, а не слёзы, как это обычно принято у семейства Чиполлиновых. Ни единой слезинки из прекрасных глаз министра не выкатилось за время этого слезоточивого лукового процесса!
– Чем больше лука, тем лучше, – комментирует свои действия министр. И вот уж гора мяса в кастрюле надёжно спрятана под горой лука. На очереди перед отправкой в кастрюлю – два пучка кинзы. Им тоже предстоит превратиться в гору ароматной, мелконарубленной зелени под острым ножом министра...
Пока кинза ждёт своего часа, самое время приступать к культурной программе.
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
– Казань может похвастаться довольно яркой культурной жизнью. Но совершенству, как известно, нет предела. Что вы, как министр культуры Татарстана, планируете привнести в неё?
– Если мы говорим о культурных событиях, которыми хотелось бы удивить казанцев, считаю, что сегодня удивить можно только интерактивом. Больше всего мне хотелось бы, чтобы на мероприятия человек не приходил как наблюдатель. Концерт ведь можно посмотреть и дома по телевизору. Нужно, чтобы зрителя трогало действо, чтобы он участвовал в нём и даже организовывал его.
– Как вы себе такое зрительское участие представляете?
– Счастливы те люди, которые реализуют себя в творчестве. А творчество можно проявить везде – и в библиотеке, и в ресторане, и даже в парикмахерской. Вот моя коллега, находясь в отпуске, поехала стричь своего ребёнка и с восторгом мне пишет: представляешь, у них в парикмахерской библиотека! Сейчас для вовлечения в культурный процесс в ресторанах, например, устраивают мастер-классы по рисованию. Почему пользуются популярностью караоке-бары? Потому что человеку самому хочется петь. Хочется рисовать, творить. Когда человек сам принимает участие в культурных мероприятиях, он осознаёт, насколько трудно выдержать эти темпы, и больше начинает уважать профессионалов.
ИЗЮМИНКИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
– Вы много путешествуете. Какой город мира служит для вас ориентиром в сохранении культурных ценностей?
– У каждого города, района – у каждой территории есть свои изюминки. – Ирада Хафизяновна промывает рис, с удовольствием констатируя, что рис попался хороший, длиннозёрный, рисинка к рисинке, как изюминка к изюминке... – Просто это нужно уметь видеть и чётко понимать, что является преимуществом в культурном облике той или иной территории. И заранее готовиться к поездкам. Люблю, когда я готова к путешествию. Приезжаю и узнаю какие‑то места – потому что много читала про этот город. Культура – это не только музеи, театры, выставки. Это ещё и кухня. Очень здорово, что мы у себя в Татарстане имеем возможность даже в семье сохранять культурные ценности благодаря нашей традиционной еде: чак-чак, эчпочмак, бэлеш…
Мне нравится, как во Франции сохраняют культуру взаимоотношений в провинции. Там можно наблюдать всю палитру культуры народов, это гораздо интереснее, чем просто увидеть Париж.
Считается, что отдыхать в Европе очень дорого. Но можно всё сделать бюджетно. Если не брать пятизвёздочный отель, если поймать дешёвые перелёты по акции и поселиться в хостеле... Есть ещё коучинг-система: списаться заранее с кем-нибудь и поселиться у него. Получится ещё более интересное путешествие. Потому что ты увидишь тот мир глазами основного населения страны, в которой гостишь. Культура живёт в людях. Если ты не общаешься с ними и не видишь, как организован их быт, тяжело понять, что за культура у этого народа, как они формировали её веками.
КАК РАЗВИВАЛАСЬ КУЛЬТУРА В ТАТАРСТАНЕ
– А как мы её формировали? Вот у нас грядёт замечательный юбилей – 100 лет ТАССР. Вы работали в Госархиве и хорошо знаете историю республики. Можете сейчас кратенько проследить, как развивалась все эти годы культура в Татарстане? Какие‑то основные вехи, основополагающие документы и события… И на каком уровне сейчас находится культура Татарстана?
– Три даты имеют непосредственное отношение к нашей республике: это 27 мая 1920 года – когда мы получили документ о создании автономии. Это 25 июня 1920 года – когда данный документ был принят народом и уже он вступил в силу на территории республики. И 30 августа 1990 года, когда произошло возвращение суверенитета нашей республике.
Сейчас много иллюзий в отношении прошлого, все считают, что это был некий фейк, взяли просто и бах – революция свершилась! Не так! Национальный вопрос очень тонкий. Что было дано новой властью? Начало ТАССР – это формирование построения национальных элит. Если взять этнографическую карту начала XX века, 1920 год, вы увидите, что в это время татары в основном жили в сёлах. Кто учился в Казанском университете? Татар там было очень мало. Поэтому велась целенаправленная политика – создавалась национальная элита: врачи, историки, педагоги, музыканты, поддерживалось театральное искусство. Тинчуринский театр создавался как передвижной – именно для того, чтобы продвигать театральную культуру в сёлах. В 30‑е годы были созданы и Государственный ансамбль песни и танца, и филармония, и Союз писателей, и Союз композиторов… С точки зрения построения национального искусства этот столетний период дал очень многое.
Когда в 30‑е годы начались репрессии, эти времена ТАССР переживала со всей страной. Вот мы в этом году открыли музей-квартиру Шарифа Камала. Шариф Камал не только имеет непосредственное отношение к нашей литературе, он был символом гуманизма. Когда был репрессирован Карим Тинчурин, Камал до последнего отстаивал его невиновность, не боялся показывать свою причастность к нему. Когда он видел, что супруга Тинчурина идёт по другой стороне дороги, он не боялся подойти поздороваться, узнать, как у неё дела. Таких личностей много в нашей истории.
Мне хочется, чтобы наши жители, распределяя свой семейный бюджет, понимали, что пища духовная не менее важна, чем пища материальная. Как это понимают в Петербурге. С точки зрения общей культуры России этот город – образец. Для петербуржцев норма, что их семьи в организации досуга много времени уделяют культуре. Это уровень, к которому стоит стремиться. Мечтаю, чтобы у людей вернулось желание посещать библиотеки, музеи, театры...
– Как планируете осуществить свою мечту?
АГЕНТЫ РАЗВИТИЯ
– С 1 июля мы сделали бесплатное посещение музеев для детей. Конечно, это своеобразный вызов себе, ведь дети сейчас другие. Они привыкли к постоянной смене медиаконтента. Они в три года уже знают, как пользоваться гаджетами. Они привыкли к быстрой рефлексии. Как соответствовать ожиданиям таких детей?
– Действительно, как?
– Ребёнок может быть агентом развития. Мы должны быть для детей интересными. Если мы станем интересными, дети потащат за собой родителей. Потому что родители будут замотивированы соответствовать своему чаду. Нужно культуру сделать модной, чтобы родители понимали, что не только в спортивные секции нужно отдавать своих детей, а в первую очередь стараться, чтобы они гармонично развивались. Ведь в культуре, равно как и в спорте, мы встречаемся с ранней профессионализацией. Чтобы стать в спорте профессионалом, в футбольную секцию, на гимнастику, на хоккей надо ходить с 4–5 лет. Чтобы ребёнок стал профессионалом на сцене, ему тоже в четыре года нужно начать заниматься хореографией, например. И уже учиться слышать музыку, если он хочет стать музыкантом.
Но следует также понимать, что не каждый человек, который с детства занимается музыкой, пением, в обязательном порядке должен выйти на сцену. Есть очень интересный роман Юрия Короткова «Вилиссы». Там описывается жестокость при подготовке балерин и говорится о высоких рисках для девочек, желающих посвятить себя этой профессии. Мы не можем спрогнозировать, что будет с ребёнком в 12, в 15 лет. Он может поправиться, сильно вырасти, у него будут не те пропорции, которые нужны в том же балете. Поэтому, когда родители отдают своего ребёнка в музыкальную школу или в школу искусств, они должны понимать, что шансы, что их ребёнок будет супергениальным, 50 на 50. Но использовать эту возможность родители обязательно должны. Потому что раскрытие таланта – это большое счастье.
НЕ БОЙТЕСЬ ПОЗНАВАТЬ МИР
– Какое недавнее мероприятие (или произведение) вас поразило и вдохновило?
– Недавно прочла бестселлер «Тайна трёх государей». Мне нравится эзотерика, мне нравится всё, что развивает нас как личность, раздвигает границы мышления. Сейчас я читаю японских авторов – мне нравится их символизм. На меня произвело колоссальное впечатление чтение трилогии Мережковского «Христос и Антихрист». Там три сюжета, и они как раз о трансформации культурных ценностей. Несколько разочаровала последняя часть трилогии о взаимоотношениях Петра I со своим сыном Алексеем. С этой книгой связана интересная история… Когда я её читала, была на стажировке в Германии. Мы проезжали город Ольденбург – это была территория, которую супруга царевича Алексея – София привнесла в казну русских земель с этим замужеством. И тут до меня дошло, что я одновременно и читаю про этот город, и приезжаю в него! Случаются такие чудесные совпадения в жизни. Самое главное – не строить для себя ограничители, не загонять себя в рамки. Если ты любишь читать, это не значит, что ты полностью должен игнорировать спорт, хореографию и т.д. Я говорю о гармонии. Нельзя зацикливаться. Это препятствует развитию. Нужно не бояться познавать мир.
ТОЙ РОССИИ НЕТУ, КАК И ТОЙ МЕНЯ…
– Как продвигается в Татарстане национальный проект «Культура»? Какие условия создаются для реализации творческого потенциала людей в региональном проекте «Творческие люди»?
– Национальный проект состоит из трёх частей: культурная среда, творческие люди, цифровая культура. Я считаю, что самое главное в национальном проекте – творческие люди. Потому что при всей важности цифровой культуры и доступности инфраструктуры важны именно люди, вокруг которых всё это будет крутиться, которые будут заряжать, организовывать и вести за собой. Без таких людей клуб – это просто новое красивое здание. Инфраструктура должна быть как площадка для коммуникаций. Но… Помните, у Цветаевой: «той России нету, как и той меня». Смысл в том, что наша жизнь – не дороги, по которым мы идём, а люди, которые сопровождают нас на этом пути. Учреждения культуры зависят от того, насколько харизматичная личность в них работает. Если не насытить площадку яркими культурными событиями, если не сделать её комфортной для пребывания, то пустой клуб никому не интересен. Поэтому поиск и поддержка творческих людей – это то, что развивает нашу отрасль. Для этого нужны грантовые поддержки, работа некоммерческих организаций, волонтёрских проектов – они должны реализовываться на территории культурно-досуговых учреждений. В национальном проекте есть целое направление по переподготовке руководителей клубов, хореографов, режиссёров. Считаю, что самое главное – инвестировать в человека.
ТАЛАНТ ТРУДНО ОЦЕНИТЬ В ДЕНЬГАХ
– В инстаграме журнала «Татарстан» периодически проходят различные голосования среди блогеров. На днях артисты, певцы, музыканты выбирали самого активного среди своих собратьев по творчеству. Затем мы собрали вместе финалистов и провели небольшой блиц-опрос. Один из вопросов был: что бы вы сделали, если бы стали министром культуры? На что все блогеры от культуры единогласно ответили, что первым делом они всем работникам культуры повысили бы зарплату. С зарплатой всё так печально?
– Я считаю, что не это является определяющим. Если вы посмотрите на историю мировой культуры, то вы увидите, что в принципе не все творческие деятели были сытые, счастливые и довольные. Творчество – это жизненная необходимость. Если артист выходит на сцену только за деньги – это очень чувствует зритель. Почему сегодня фестиваль «Безнең заман» реально является конкурентом для наших артистов? Эти дети – не профессионалы, но они берут зрителя своей энергией. Фильм был про Аллу Пугачёву, помните, «Женщина, которая поёт»? Он про то, что эта женщина не может не петь. Такое желание петь невозможно купить. Это как дышать. Для таких людей жизнь – творчество. У нас очень много таких людей. Нельзя всё переводить в деньги. Конечно, без денег артисту тяжело. Как и неартисту. Это шоу-бизнес, он замешан на деньгах даже больше, чем какая‑то другая профессия. Зритель ждёт со сцены красоты, эстетики. А в Европе, например, искусство минималистично. Там нет такого акцента на яркие декорации. Можно блестяще сыграть в чёрном кабинете, в чёрном трико с майкой. Можно надеть дорогостоящий костюм, спеть в самый замечательный микрофон и спеть плохо, понимаете? Талант очень трудно оценить в деньгах. Вообще, этот подход, что культура – среда зарабатывания денег, – большое заблуждение. И ещё одно заблуждение: если зритель не приходит, то это никому не нужно. Для профессионального искусства, если человек действительно гениален, то он опережает время. Ориентироваться только на потребу зрителя неправильно. Все помним лихие 90-е, когда занавес открылся, и вот это катастрофическое отсутствие цензуры полезло на сцену… Я против цензуры, но я и против насилия, мата на сцене. Я против безвкусицы, пошлости, против всего того, что делает нас хуже.
ОТВЕРГАЯ – ПРЕДЛАГАЙ!
– То есть цензура в культуре не нужна?
– Не надо путать цензуру и критику. Цензура препятствует творчеству, критика помогает. Я очень часто рассказываю историю про Сталина: когда к Сталину пришли с доносом на Союз советских писателей, он ответил: «У меня нет других писателей». Человека, который донёс на писателей, просто отправляли на понижение. И он не смог не очернить оставшихся, не мог правильно воспринять критику. А нужно уметь слышать то, что тебе не нравится.
Более того, нужно опираться на тех людей, которые могут сказать тебе «нет». Если опираться только на тех, кто тебя по головке гладит, будет катастрофа. Развитие заканчивается тогда, когда ты перестаёшь быть открытым критике. Но критика должна быть конструктивна, должен быть предложен вариант замены. Отвергая – предлагай! Если ты просто критикуешь и жалуешься на всё и вся, не объясняя, почему другое должно быть лучше, то это просто критиканство – путь в никуда.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР
– Зрители очень часто воспринимают искусство только с позиции развлечения. А это гораздо большее. Это эмоциональный тренажёр. Ты должен прокачивать все свои чувства, чтобы не стать чёрствым, чтобы оставаться человеком. Если ты не умеешь сопереживать ближнему, не умеешь любить, не умеешь плакать, когда действительно больно, это неправильно. Сама я всегда стараюсь помочь, если человеку требуется помощь. Сейчас мы живём в мире недоверия и равнодушия. Во всех просьбах видим спекуляцию. Вместо помощи снимаем беду человеческую на телефон, как зрелище. Так нельзя. Мы люди, пока рефлексируем действиями. Если человеку плохо, то мы должны протянуть ему руку помощи, а не думать, что он алкоголик или наркоман, может, ему реально плохо. Возможно, это следствие того, что на сегодняшний день в культуре мы видим зрелище, развлечение, шоу, а не содержание. А самая важная ценность в культуре – посыл. Это те символы и смыслы, которые транслируются и передаются из поколения в поколение.
– По-моему, татарстанцы у нас совсем не равнодушные. Можем проследить это по теме сохранения культурного наследия. Из недавнего: Казань потеряла Арские казармы; в Зеленодольске от пожара пострадал старинный район Полукамушки. То, как отнеслась к этим событиям общественность, подтверждает, что сегодняшним татарстанцам не всё равно, им очень важно сохранить исторический облик республики. Какая работа ведётся в этом направлении?
– В прошлом году комитет охраны объектов культурного наследия стал отдельным органом. Моя позиция как гражданина такова: сегодня для того, чтобы что‑то сохранить, нужно чётко понимать ценность каждого объекта. Сохраняя объект, мы сохраняем не только стены, но и ценность. Здесь я могу сказать как экономист: реставрация всегда стоит гораздо дороже. И она в большей степени зарегламентирована, нежели стройка или реконструкция. Если мы не сделаем эту систему более прозрачной и экономически более привлекательной, если государство не сможет предусмотреть механизмы, которые позволят это наследие сохранить, нам очень тяжело будет двигаться дальше.
Вот, например, если вы проживаете в объекте культурного наследия, готовы ли вы как жители платить бОльшие деньги за реставрацию? Поэтому мне очень нравится проект «Том Сойер Фест», когда волонтёры помогают приводить в нормальное состояние территорию объектов культурного наследия. Надо начинать с себя. Давайте не будем мусорить, давайте будем организовывать группы, сообщества, заниматься уборкой территорий! Потому что просто сообщать о том, что объект культурного наследия находится в плачевном состоянии, – это есть критиканство, а не критика, вернусь уж опять к вышесказанному.
Нужно чётко понимать, какой режим сохранения мы для себя используем. Если мы всё законсервируем, потому что денег нет, то жизнь в городе, завешанном тряпками, тоже не есть красиво. Конечно, нужно эти объекты восстанавливать. Это должна быть целенаправленная позиция, построенная на приоритетах.
КАК СОХРАНИТЬ МАЛЫЕ ГОРОДА
– Численность малых городов России существенно сократилась, многим из них даже предрекают исчезновение. Одна из причин – отсутствие культурной жизни. А как дела с этим обстоят в малых городах Татарстана?
– Проблема малых городов очень часто бывает в том, что они формировались как моногорода. Был Елабужский тракторный завод на территории Елабуги, КАМАЗ – на территории Набережных Челнов, «Нижнекамскнефтехим» – в Нижнекамске. То есть индустриализация городов привязывалась к предприятию. В Елабуге сейчас особая экономическая зона, которая позволяет городу оставаться притягательным для жизни. Там реализуются потрясающие культурные проекты: Спасская ярмарка недавно прошла, до этого был фестиваль Бориса Березовского. Елабужане очень насыщенно живут. В Альметьевске вообще очень много проектов проводят в парках, скверах. Поэтому не только культура должна развиваться, должна быть единая социально-экономическая система, которая предусматривает и работу, и отдых, и качество образования. Даже если мы сделаем очень мощную культуру, не факт, что этот город будет привлекательным. Хотя бывает у нас в малых городах, что культурное учреждение является градообразующим, например, в Елабуге музей – это градообразующее предприятие.
В Европе большая часть населения продолжает жить в кантонах или в небольших городах. Там свои преимущества – налоговые. 20–30% от суммы подоходного налога передаются на ту территорию, где человек живёт. Даже если он живёт и работает в разных городах.
КАЖОМУ – СВОЁ. ГРАМОТНО ПОДОБРАННОЕ
– Ваши слова: «культура – это очень эффективный инструмент имиджевой политики государства». Как планируете продвигать национальную культуру на мировую арену? И что именно будете продвигать?
– Вы знаете, спектакль «Алиф» был создан группой единомышленников за 49 тысяч рублей. Повторюсь, в творчестве не всё определяется деньгами. Буквально вчера на инстаграм-страничках можно было увидеть, как этот спектакль принимала Мексика. Нурбек Батулла получил «Золотую маску» за хореографическую составляющую. С огромным успехом спектакль прошёл в Париже, в Мексике. Залы рукоплескали стоя. Такие малые формы тоже могут иметь огромный интерес. В этом году к финским татарам мы возили фильм «Мулла». Среди зрителей были не только татары, но и много финнов. Вот что я вкладываю в слово «культура» – это имиджевая составляющая политики государства. Это психология людей, общества. Если мы продвигаем нашу культуру, мы способствуем повышению узнаваемости нашего региона, нашей страны в мире. Мы ездили В Харбин, там выступал симфонический оркестр. Зал после каждого произведения взрывался овациями! То есть просто нужно уметь грамотно направлять свою культуру – туда, где именно это желают видеть. В Китае большой спрос на классическую музыку. В Европе востребован фольклор. Кто‑то интересуется реализацией национальных аспектов в современном искусстве – «Алиф» как раз современный аспект. Нужно подбирать программу под желаемое. Это маркетинг – понимать, что будет интересно зрителю.
Для наших соотечественников, которые проживают за пределами республики, мы в Татарстане делаем всё возможное, чтобы удовлетворять их культурные потребности. Вспомните, как прошёл Уяв, даже Президент надел чувашскую рубашку – потому что это было по-настоящему! Показали огромный пласт культуры целого народа. Сейчас у нас стартует проект Родченко, он очень востребован в Европе. Фешин, который интересен всему миру, – один из самых дорогостоящих художников на сегодняшний день. Мы транслируем не культуру, а ценности. И мы должны более активно продвигать наших авторов. Не только выставками. Надо развивать потребности у потребителей культуры. А для этого мы должны знать свою культуру, свой язык. Я в 43 года начала учить татарский язык, случилась у меня такая потребность. Выучила и очень этому рада. Нужно понимать, что, если мы не будем любить своё культурное наследие, мы можем потерять себя.
ПРАЗДНИКОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ?
– Для привлечения туристов в Татарстане сейчас очень много событийных праздников: национальные праздники, яичный фестиваль, праздник рыбалки, фестивали еды и т. д. Не перебор ли с праздниками? Не обесценится ли их значение?
– Всякому празднику своё место и время, я считаю. Например, праздник ухи отлично вписывается в Свияжск. Даже на гербе Свияжска исторически существовало изображение рыбы, река там протекает под названием Щука. Где ещё делать рыбный фестиваль, как не здесь? Или вот реконструкция средневекового боя в Болгаре – об этом проекте были споры. С одной стороны, мы проводим годовщину принятия ислама на территории великого Булгара, с другой – бои крестоносцев. По этому поводу у меня сложилось внутреннее противоречие. Это не значит, что этого не должно быть. Мы встречались с ребятами, которые организовывают бои... Но мне лично хочется, чтобы там был национальный компонент, мы же должны продвигать НАШУ территорию. Откуда там крестоносцы? С другой стороны, подобные вещи сами по себе, без привязки к местности, могут быть очень интересны детям.
Ирада Хафизяновна заглядывает в кастрюлю, и откуда-то с кастрюльного дна доносится голос: «Гозмах готов!»
Поджарку извлекают пред наши очи и дают попробовать.
– Вкусно, согласитесь? – повар довольно наблюдает, как «Татарстан» закатывает глаза от гастрономического удовольствия. Ответ озвучивать необязательно – и так всё понятно.
ХЛЕБА ИЛИ ЗРЕЛИЩ?
– Что означает для вас выражение «быть культурным человеком»?
– Когда мы будем нуждаться в культурном досуге и когда мы будем взращивать таланты, тогда мы будем действительно культурной нацией. Но пока чаще мы, к сожалению, воспринимаем культуру как обслугу. Это неправильно. У человека есть первичные потребности – еда, вода… Но, когда мы наелись, нам нужна духовная пища. То есть мы начинаем понимать, что есть большие ценности, чем материальные блага. Пока мы в большинстве своём застряли на первом уровне. Благосостояние не всегда выводит на следующий уровень. У меня много состоятельных знакомых, которые каждый год ездят в один и тот же отель, потому что у него пять звёзд и можно лежать на пляже и кушать до отвала, – им это всё ещё интересно. А ведь самое главное – жажда познания! И вот когда мы поймём, что не нужно покупать ещё одну палку колбасы, а лучше купить книжку или сходить в театр, тогда можно будет сказать, что мы перешли с первого уровня на второй – на культурный.
КУЛИНАРНЫЙ СОВЕТ ОТ ИРАДЫ АЮПОВОЙ:
– Чтобы получить гозмах, смешайте варёный рис с сырым яйцом. Отправьте содержимое на дно кастрюли, смазанной топлёным маслом. Подрумяньте до золотистой корочки. Гозмах готов!
Нам понадобится:
Баранина – 1 кг;
Лук – 1 кг;
Рис длиннозёрный – 1 кг;
Кинза – 2 пучка;
Яйца – 4 шт.;
Масло сливочное – 200 г;
Соль, перец – по вкусу.
- Режем!
- Шинкуем!
- Тушим!
- Перемешиваем!
- Добавляем!
- Сливаем!
- Добавляем!
- Поджариваем!
- Разрезаем!
- Соскребаем!
- Сервируем!
Редакция благодарит кулинарную студию «Паприка» за предоставленную кухню.8-937-776-33-28, paprika_kazan@mail.ru, г.Казань, ул. Баумана, д. 44/8
Реклама
Добавить комментарий