Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Плов по-азербайджански от министра культуры Татарстана

Плов по-азербайджански от министра культуры Татарстана

На «Редакционной кухне» «Татарстана» сегодня не только сытный ужин, но и культурная программа. По-другому и быть не может, потому что кулинарный праздник сегодня организовывает Ирада Аюпова, министр культуры Татарстана.

28 августа 2019

ВИДЫ И ПОДВИДЫ ПЛОВА
– Сама я родом из Баку, поэто­му готовить буду традиционное азербайджанское блюдо – рис с ба­раниной. И это не узбекский плов в его классическом понимании, поэтому никакой морковки! Такое блюдо готовила моя мама, мами­на мама, мамина бабушка и так далее до седьмого колена нашего рода. В нашей семье это блюдо очень любят – оно простое, вкусное и сытное.
В Азербайджане несколько видов плова, но там рис гото­вится отдельно от мяса. К рису в компанию могут быть добав­лены разные ингредиенты: мясо, как сегодня, или даже сладости. В Азербайджане часто куша­ют рис с сухофруктами, напри­мер, которые тоже припущены в масле, и плов такой сладкий получается. Это блюдо можно го­товить и с курицей, и с рыбой… Моя дочь, например, любит есть рис со специальной поджаркой – в азербайджанском языке это на­зывается «гозмах», которая потом разрезается на красивые ромбики и выкладывается сверху. Сегодня вы увидите, как делается гозмах.
Начнём с мяса. Я выбрала бара­нину, которую мы будем тушить с кинзой. Многие люди не лю­бят привкус баранины, а кинза его нейтрализует. В общем, мы до­статочно крупно нарезаем бара­нину, так, чтобы после тушения кусок ощущался. Загружаем мясо в кастрюлю. Без масла! Баранина сама по себе достаточно жирная, и сок, который даёт мясо, очень вкусный.
ГОТОВКА – ЭТО РОСКОШЬ
– Ирада Хафизяновна, как ча­сто при вашей министерской мегазанятости удаётся работать поваром на кухне?
– Готовка для меня – это ско­рее роскошь, чем обязанность. Я не сомневаюсь, что мужчины, например, готовят гораздо луч­ше. Мужчины вообще всё делают лучше. Не сомневаюсь, что жен­щины, которые не работают, го­товят разнообразнее. Но, кто бы ни стоял у плиты, самое главное, чтобы человек готовил с любовью. Тогда всё получится замечательно.
Под эти обнадёживающие ку­линарные мотивации Ирада Ха­физяновна одну за другой превра­щает большие круглые луковицы в кольца и полукольца. Лук, по­нимая, что его режут с любовью, посылает повару любовь ответную, а не слёзы, как это обычно при­нято у семейства Чиполлиновых. Ни единой слезинки из прекрас­ных глаз министра не выкатилось за время этого слезоточивого лу­кового процесса!
4
– Чем больше лука, тем лучше, – комментирует свои действия ми­нистр. И вот уж гора мяса в кастрюле надёжно спрятана под горой лука. На очереди перед отправкой в ка­стрюлю – два пучка кинзы. Им тоже предстоит превратиться в гору аро­матной, мелконарубленной зелени под острым ножом министра...
Пока кинза ждёт своего часа, са­мое время приступать к культурной программе.
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
– Казань может похвастаться довольно яркой культурной жиз­нью. Но совершенству, как из­вестно, нет предела. Что вы, как министр культуры Татарста­на, планируете привнести в неё?
– Если мы говорим о культур­ных событиях, которыми хоте­лось бы удивить казанцев, считаю, что сегодня удивить можно только интерактивом. Больше всего мне хо­телось бы, чтобы на мероприятия че­ловек не приходил как наблюдатель. Концерт ведь можно посмотреть и дома по телевизору. Нужно, что­бы зрителя трогало действо, чтобы он участвовал в нём и даже органи­зовывал его.
– Как вы себе такое зрительское участие представляете?
– Счастливы те люди, кото­рые реализуют себя в творчестве. А творчество можно проявить вез­де – и в библиотеке, и в ресторане, и даже в парикмахерской. Вот моя коллега, находясь в отпуске, поехала стричь своего ребёнка и с восторгом мне пишет: представляешь, у них в парикмахерской библиотека! Сей­час для вовлечения в культурный процесс в ресторанах, например, устраивают мастер-классы по ри­сованию. Почему пользуются по­пулярностью караоке-бары? По­тому что человеку самому хочется петь. Хочется рисовать, творить. Когда человек сам принимает уча­стие в культурных мероприятиях, он осознаёт, насколько трудно вы­держать эти темпы, и больше начи­нает уважать профессионалов.
ИЗЮМИНКИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
– Вы много путешествуете. Ка­кой город мира служит для вас ориентиром в сохранении куль­турных ценностей?
– У каждого города, района – у каждой территории есть свои изюминки. – Ирада Хафизяновна промывает рис, с удовольствием констатируя, что рис попался хо­роший, длиннозёрный, рисинка к рисинке, как изюминка к изю­минке... – Просто это нужно уметь видеть и чётко понимать, что явля­ется преимуществом в культурном облике той или иной территории. И заранее готовиться к поездкам. Люблю, когда я готова к путеше­ствию. Приезжаю и узнаю какие‑то места – потому что много читала про этот город. Культура – это не только музеи, театры, выставки. Это ещё и кухня. Очень здорово, что мы у себя в Татарстане имеем возможность даже в семье сохра­нять культурные ценности благодаря нашей традиционной еде: чак-чак, эчпочмак, бэлеш…
Мне нравится, как во Франции сохраняют культуру взаимоотно­шений в провинции. Там можно наблюдать всю палитру культуры народов, это гораздо интереснее, чем просто увидеть Париж.
Считается, что отдыхать в Европе очень дорого. Но можно всё сделать бюджетно. Если не брать пятизвёз­дочный отель, если поймать дешёвые перелёты по акции и поселиться в хостеле... Есть ещё коучинг-си­стема: списаться заранее с кем-ни­будь и поселиться у него. Получится ещё более интересное путешествие. Потому что ты увидишь тот мир гла­зами основного населения страны, в которой гостишь. Культура жи­вёт в людях. Если ты не общаешься с ними и не видишь, как организо­ван их быт, тяжело понять, что за культура у этого народа, как они формировали её веками.
КАК РАЗВИВАЛАСЬ КУЛЬТУРА В ТАТАРСТАНЕ
– А как мы её формировали? Вот у нас грядёт замечательный юбилей – 100 лет ТАССР. Вы рабо­тали в Госархиве и хорошо знае­те историю республики. Можете сейчас кратенько проследить, как развивалась все эти годы культура в Татарстане? Какие‑то основные вехи, основополага­ющие документы и события… И на каком уровне сейчас нахо­дится культура Татарстана?
– Три даты имеют непосредствен­ное отношение к нашей республи­ке: это 27 мая 1920 года – когда мы получили документ о создании автономии. Это 25 июня 1920 года – когда данный документ был принят народом и уже он вступил в силу на территории республики. И 30 ав­густа 1990 года, когда произошло возвращение суверенитета нашей республике.
Сейчас много иллюзий в отно­шении прошлого, все считают, что это был некий фейк, взяли про­сто и бах – революция свершилась! Не так! Национальный вопрос очень тонкий. Что было дано новой вла­стью? Начало ТАССР – это форми­рование построения национальных элит. Если взять этнографическую карту начала XX века, 1920 год, вы увидите, что в это время татары в основном жили в сёлах. Кто учил­ся в Казанском университете? Та­тар там было очень мало. Поэтому велась целенаправленная поли­тика – создавалась национальная элита: врачи, историки, педагоги, музыканты, поддерживалось теа­тральное искусство. Тинчуринский театр создавался как передвижной – именно для того, чтобы продвигать театральную культуру в сёлах. В 30‑е годы были созданы и Государствен­ный ансамбль песни и танца, и фи­лармония, и Союз писателей, и Союз композиторов… С точки зрения по­строения национального искусства этот столетний период дал очень многое.
Когда в 30‑е годы начались ре­прессии, эти времена ТАССР пе­реживала со всей страной. Вот мы в этом году открыли музей-квар­тиру Шарифа Камала. Шариф Камал не только имеет непосредственное отношение к нашей литературе, он был символом гуманизма. Когда был репрессирован Карим Тинчу­рин, Камал до последнего отстаивал его невиновность, не боялся показы­вать свою причастность к нему. Ког­да он видел, что супруга Тинчурина идёт по другой стороне дороги, он не боялся подойти поздороваться, уз­нать, как у неё дела. Таких личностей много в нашей истории.
Мне хочется, чтобы наши жи­тели, распределяя свой семейный бюджет, понимали, что пища ду­ховная не менее важна, чем пища материальная. Как это понимают в Петербурге. С точки зрения общей культуры России этот город – обра­зец. Для петербуржцев норма, что их семьи в организации досуга много времени уделяют культуре. Это уро­вень, к которому стоит стремиться. Мечтаю, чтобы у людей вернулось желание посещать библиотеки, му­зеи, театры...
– Как планируете осуществить свою мечту?
АГЕНТЫ РАЗВИТИЯ
– С 1 июля мы сделали бесплат­ное посещение музеев для детей. Конечно, это своеобразный вы­зов себе, ведь дети сейчас другие. Они привыкли к постоянной сме­не медиаконтента. Они в три года уже знают, как пользоваться гад­жетами. Они привыкли к быстрой рефлексии. Как соответствовать ожиданиям таких детей?
– Действительно, как?
– Ребёнок может быть агентом развития. Мы должны быть для де­тей интересными. Если мы станем интересными, дети потащат за со­бой родителей. Потому что родители будут замотивированы соответство­вать своему чаду. Нужно культуру сделать модной, чтобы родители по­нимали, что не только в спортивные секции нужно отдавать своих детей, а в первую очередь стараться, чтобы они гармонично развивались. Ведь в культуре, равно как и в спорте, мы встречаемся с ранней професси­онализацией. Чтобы стать в спорте профессионалом, в футбольную сек­цию, на гимнастику, на хоккей надо ходить с 4–5 лет. Чтобы ребёнок стал профессионалом на сцене, ему тоже в четыре года нужно начать зани­маться хореографией, например. И уже учиться слышать музыку, если он хочет стать музыкантом.
Но следует также понимать, что не каждый человек, который с детства занимается музыкой, пением, в обя­зательном порядке должен выйти на сцену. Есть очень интересный роман Юрия Короткова «Вилис­сы». Там описывается жестокость при подготовке балерин и говорится о высоких рисках для девочек, жела­ющих посвятить себя этой профес­сии. Мы не можем спрогнозировать, что будет с ребёнком в 12, в 15 лет. Он может поправиться, сильно вы­расти, у него будут не те пропорции, которые нужны в том же балете. По­этому, когда родители отдают сво­его ребёнка в музыкальную школу или в школу искусств, они долж­ны понимать, что шансы, что их ребёнок будет супергениальным, 50 на 50. Но использовать эту воз­можность родители обязательно должны. Потому что раскрытие та­ланта – это большое счастье.
НЕ БОЙТЕСЬ ПОЗНАВАТЬ МИР
– Какое недавнее мероприятие (или произведение) вас поразило и вдохновило?
– Недавно прочла бестселлер «Тайна трёх государей». Мне нра­вится эзотерика, мне нравится всё, что развивает нас как личность, раздвигает границы мышления. Сейчас я читаю японских авто­ров – мне нравится их символизм. На меня произвело колоссальное впечатление чтение трилогии Мережковского «Христос и Ан­тихрист». Там три сюжета, и они как раз о трансформации культур­ных ценностей. Несколько разоча­ровала последняя часть трилогии о взаимоотношениях Петра I со сво­им сыном Алексеем. С этой книгой связана интересная история… Ког­да я её читала, была на стажировке в Германии. Мы проезжали город Ольденбург – это была территория, которую супруга царевича Алексея – София привнесла в казну русских земель с этим замужеством. И тут до меня дошло, что я одновременно и читаю про этот город, и приезжаю в него! Случаются такие чудесные совпадения в жизни. Самое глав­ное – не строить для себя ограни­чители, не загонять себя в рамки. Если ты любишь читать, это не значит, что ты полностью должен игнорировать спорт, хореографию и т.д. Я говорю о гармонии. Нельзя зацикливаться. Это препятствует развитию. Нужно не бояться по­знавать мир.
ТОЙ РОССИИ НЕТУ, КАК И ТОЙ МЕНЯ…
– Как продвигается в Татарста­не национальный проект «Куль­тура»? Какие условия создаются для реализации творческого по­тенциала людей в региональном проекте «Творческие люди»?
– Национальный проект состоит из трёх частей: культурная среда, творческие люди, цифровая куль­тура. Я считаю, что самое главное в национальном проекте – творческие люди. Потому что при всей важности цифровой культуры и доступности инфраструктуры важны именно люди, вокруг которых всё это бу­дет крутиться, которые будут за­ряжать, организовывать и вести за собой. Без таких людей клуб – это просто новое красивое здание. Инфраструктура должна быть как площадка для коммуникаций. Но… Помните, у Цветаевой: «той России нету, как и той меня». Смысл в том, что наша жизнь – не дороги, по ко­торым мы идём, а люди, которые сопровождают нас на этом пути. Уч­реждения культуры зависят от того, насколько харизматичная личность в них работает. Если не насытить площадку яркими культурными со­бытиями, если не сделать её ком­фортной для пребывания, то пустой клуб никому не интересен. Поэтому поиск и поддержка творческих лю­дей – это то, что развивает нашу отрасль. Для этого нужны грантовые поддержки, работа некоммерческих организаций, волонтёрских проектов – они должны реализовываться на территории культурно-досуговых учреждений. В национальном про­екте есть целое направление по пе­реподготовке руководителей клубов, хореографов, режиссёров. Считаю, что самое главное – инвестировать в человека.
ТАЛАНТ ТРУДНО ОЦЕНИТЬ В ДЕНЬГАХ
– В инстаграме журнала «Та­тарстан» периодически проходят различные голосования среди блогеров. На днях артисты, пев­цы, музыканты выбирали самого активного среди своих собратьев по творчеству. Затем мы собрали вместе финалистов и провели небольшой блиц-опрос. Один из вопросов был: что бы вы сде­лали, если бы стали министром культуры? На что все блогеры от культуры единогласно отве­тили, что первым делом они всем работникам культуры повысили бы зарплату. С зарплатой всё так печально?
– Я считаю, что не это является определяющим. Если вы посмотрите на историю мировой культуры, то вы увидите, что в принципе не все творческие деятели были сытые, счастливые и довольные. Творче­ство – это жизненная необходи­мость. Если артист выходит на сцену только за деньги – это очень чув­ствует зритель. Почему сегодня фестиваль «Безнең заман» реально является конкурентом для наших артистов? Эти дети – не професси­оналы, но они берут зрителя своей энергией. Фильм был про Аллу Пу­гачёву, помните, «Женщина, которая поёт»? Он про то, что эта женщина не может не петь. Такое желание петь невозможно купить. Это как дышать. Для таких людей жизнь – творчество. У нас очень много та­ких людей. Нельзя всё переводить в деньги. Конечно, без денег артисту тяжело. Как и неартисту. Это шоу-бизнес, он замешан на деньгах даже больше, чем какая‑то другая профес­сия. Зритель ждёт со сцены красоты, эстетики. А в Европе, например, ис­кусство минималистично. Там нет такого акцента на яркие декорации. Можно блестяще сыграть в чёрном кабинете, в чёрном трико с майкой. Можно надеть дорогостоящий ко­стюм, спеть в самый замечательный микрофон и спеть плохо, понима­ете? Талант очень трудно оценить в деньгах. Вообще, этот подход, что культура – среда зарабатывания денег, – большое заблуждение. И ещё одно заблуждение: если зритель не приходит, то это никому не нуж­но. Для профессионального искус­ства, если человек действительно гениален, то он опережает время. Ориентироваться только на потребу зрителя неправильно. Все помним лихие 90-е, когда занавес открылся, и вот это катастрофическое отсут­ствие цензуры полезло на сцену… Я против цензуры, но я и против насилия, мата на сцене. Я против безвкусицы, пошлости, против всего того, что делает нас хуже.
ОТВЕРГАЯ – ПРЕДЛАГАЙ!
– То есть цензура в культуре не нужна?
– Не надо путать цензуру и крити­ку. Цензура препятствует творчеству, критика помогает. Я очень часто рассказываю историю про Сталина: когда к Сталину пришли с доносом на Союз советских писателей, он от­ветил: «У меня нет других писа­телей». Человека, который донёс на писателей, просто отправляли на понижение. И он не смог не очер­нить оставшихся, не мог правильно воспринять критику. А нужно уметь слышать то, что тебе не нравится.
Более того, нужно опираться на тех людей, которые могут сказать тебе «нет». Если опираться только на тех, кто тебя по головке гладит, будет катастрофа. Развитие заканчивается тогда, когда ты перестаёшь быть открытым критике. Но критика должна быть конструктивна, должен быть предложен вариант замены. Отвергая – предлагай! Если ты про­сто критикуешь и жалуешься на всё и вся, не объясняя, почему другое должно быть лучше, то это просто критиканство – путь в никуда.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР
– Зрители очень часто восприни­мают искусство только с позиции развлечения. А это гораздо боль­шее. Это эмоциональный тренажёр. Ты должен прокачивать все свои чувства, чтобы не стать чёрствым, чтобы оставаться человеком. Если ты не умеешь сопереживать ближ­нему, не умеешь любить, не умеешь плакать, когда действительно боль­но, это неправильно. Сама я всегда стараюсь помочь, если человеку тре­буется помощь. Сейчас мы живём в мире недоверия и равнодушия. Во всех просьбах видим спекуля­цию. Вместо помощи снимаем беду человеческую на телефон, как зре­лище. Так нельзя. Мы люди, пока рефлексируем действиями. Если человеку плохо, то мы должны протянуть ему руку помощи, а не думать, что он алкоголик или нар­коман, может, ему реально пло­хо. Возможно, это следствие того, что на сегодняшний день в культуре мы видим зрелище, развлечение, шоу, а не содержание. А самая важ­ная ценность в культуре – посыл. Это те символы и смыслы, которые транслируются и передаются из по­коления в поколение.
– По-моему, татарстанцы у нас совсем не равнодушные. Можем проследить это по теме сохранения культурного наследия. Из недав­него: Казань потеряла Арские ка­зармы; в Зеленодольске от пожара пострадал старинный район Полу­камушки. То, как отнеслась к этим событиям общественность, под­тверждает, что сегодняшним та­тарстанцам не всё равно, им очень важно сохранить исторический облик республики. Какая работа ведётся в этом направлении?
– В прошлом году комитет охраны объектов культурного наследия стал отдельным органом. Моя позиция как гражданина такова: сегодня для того, чтобы что‑то сохранить, нужно чётко понимать ценность каждого объекта. Сохраняя объект, мы сохраняем не только стены, но и ценность. Здесь я могу сказать как экономист: реставрация всегда стоит гораздо дороже. И она в боль­шей степени зарегламентирована, нежели стройка или реконструк­ция. Если мы не сделаем эту систему более прозрачной и экономически более привлекательной, если го­сударство не сможет предусмот­реть механизмы, которые позволят это наследие сохранить, нам очень тяжело будет двигаться дальше.
Вот, например, если вы прожива­ете в объекте культурного наследия, готовы ли вы как жители платить бОльшие деньги за реставрацию? Поэтому мне очень нравится проект «Том Сойер Фест», когда волонтёры помогают приводить в нормаль­ное состояние территорию объек­тов культурного наследия. Надо начинать с себя. Давайте не будем мусорить, давайте будем организо­вывать группы, сообщества, зани­маться уборкой территорий! Потому что просто сообщать о том, что объ­ект культурного наследия находится в плачевном состоянии, – это есть критиканство, а не критика, вернусь уж опять к вышесказанному.
Нужно чётко понимать, какой режим сохранения мы для себя ис­пользуем. Если мы всё законсерви­руем, потому что денег нет, то жизнь в городе, завешанном тряпками, тоже не есть красиво. Конечно, нуж­но эти объекты восстанавливать. Это должна быть целенаправленная позиция, построенная на приори­тетах.
КАК СОХРАНИТЬ МАЛЫЕ ГОРОДА
– Численность малых городов России существенно сократилась, многим из них даже предрекают исчезновение. Одна из причин – отсутствие культурной жизни. А как дела с этим обстоят в малых городах Татарстана?
– Проблема малых городов очень часто бывает в том, что они формировались как моногорода. Был Елабужский тракторный завод на территории Елабуги, КАМАЗ – на территории Набережных Челнов, «Нижнекамскнефтехим» – в Нижне­камске. То есть индустриализация городов привязывалась к предпри­ятию. В Елабуге сейчас особая эко­номическая зона, которая позволяет городу оставаться притягательным для жизни. Там реализуются по­трясающие культурные проекты: Спасская ярмарка недавно прошла, до этого был фестиваль Бориса Бе­резовского. Елабужане очень насы­щенно живут. В Альметьевске вооб­ще очень много проектов проводят в парках, скверах. Поэтому не толь­ко культура должна развиваться, должна быть единая социально-экономическая система, которая предусматривает и работу, и отдых, и качество образования. Даже если мы сделаем очень мощную культуру, не факт, что этот город будет при­влекательным. Хотя бывает у нас в малых городах, что культурное учреждение является градообразу­ющим, например, в Елабуге музей – это градообразующее предприятие.
В Европе большая часть населе­ния продолжает жить в кантонах или в небольших городах. Там свои преимущества – налоговые. 20–30% от суммы подоходного налога пе­редаются на ту территорию, где че­ловек живёт. Даже если он живёт и работает в разных городах.
1
КАЖОМУ – СВОЁ. ГРАМОТНО ПОДОБРАННОЕ
– Ваши слова: «культура – это очень эффективный инстру­мент имиджевой политики госу­дарства». Как планируете про­двигать национальную культуру на мировую арену? И что именно будете продвигать?
– Вы знаете, спектакль «Алиф» был создан группой единомышлен­ников за 49 тысяч рублей. Повто­рюсь, в творчестве не всё опреде­ляется деньгами. Буквально вчера на инстаграм-страничках можно было увидеть, как этот спектакль принимала Мексика. Нурбек Батул­ла получил «Золотую маску» за хо­реографическую составляющую. С огромным успехом спектакль прошёл в Париже, в Мексике. Залы рукоплескали стоя. Такие малые формы тоже могут иметь огромный интерес. В этом году к финским та­тарам мы возили фильм «Мулла». Среди зрителей были не только та­тары, но и много финнов. Вот что я вкладываю в слово «культура» – это имиджевая составляющая по­литики государства. Это психология людей, общества. Если мы продвига­ем нашу культуру, мы способствуем повышению узнаваемости наше­го региона, нашей страны в мире. Мы ездили В Харбин, там выступал симфонический оркестр. Зал после каждого произведения взрывался овациями! То есть просто нужно уметь грамотно направлять свою культуру – туда, где именно это же­лают видеть. В Китае большой спрос на классическую музыку. В Евро­пе востребован фольклор. Кто‑то интересуется реализацией нацио­нальных аспектов в современном искусстве – «Алиф» как раз совре­менный аспект. Нужно подбирать программу под желаемое. Это мар­кетинг – понимать, что будет инте­ресно зрителю.
Для наших соотечественников, которые проживают за пределами республики, мы в Татарстане делаем всё возможное, чтобы удовлетворять их культурные потребности. Вспом­ните, как прошёл Уяв, даже Прези­дент надел чувашскую рубашку – по­тому что это было по-настоящему! Показали огромный пласт культуры целого народа. Сейчас у нас стартует проект Родченко, он очень востре­бован в Европе. Фешин, который интересен всему миру, – один из са­мых дорогостоящих художников на сегодняшний день. Мы трансли­руем не культуру, а ценности. И мы должны более активно продвигать наших авторов. Не только выстав­ками. Надо развивать потребности у потребителей культуры. А для это­го мы должны знать свою культуру, свой язык. Я в 43 года начала учить татарский язык, случилась у меня такая потребность. Выучила и очень этому рада. Нужно понимать, что, если мы не будем любить своё куль­турное наследие, мы можем поте­рять себя.
ПРАЗДНИКОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ?
– Для привлечения туристов в Татарстане сейчас очень много событийных праздников: наци­ональные праздники, яичный фестиваль, праздник рыбалки, фестивали еды и т. д. Не перебор ли с праздниками? Не обесценит­ся ли их значение?
– Всякому празднику своё ме­сто и время, я считаю. Например, праздник ухи отлично вписывается в Свияжск. Даже на гербе Свияжска исторически существовало изобра­жение рыбы, река там протекает под названием Щука. Где ещё делать рыбный фестиваль, как не здесь? Или вот реконструкция средневе­кового боя в Болгаре – об этом про­екте были споры. С одной стороны, мы проводим годовщину принятия ислама на территории великого Бул­гара, с другой – бои крестоносцев. По этому поводу у меня сложилось внутреннее противоречие. Это не значит, что этого не должно быть. Мы встречались с ребятами, которые организовывают бои... Но мне лично хочется, чтобы там был националь­ный компонент, мы же должны про­двигать НАШУ территорию. Откуда там крестоносцы? С другой сторо­ны, подобные вещи сами по себе, без привязки к местности, могут быть очень интересны детям.
Ирада Хафизяновна заглядывает в кастрюлю, и откуда-то с кастрюль­ного дна доносится голос: «Гозмах готов!»
Поджарку извлекают пред наши очи и дают попробовать.
– Вкусно, согласитесь? – повар довольно наблюдает, как «Татар­стан» закатывает глаза от гастро­номического удовольствия. Ответ озвучивать необязательно – и так всё понятно.
ХЛЕБА ИЛИ ЗРЕЛИЩ?
– Что означает для вас выра­жение «быть культурным чело­веком»?
– Когда мы будем нуждаться в культурном досуге и когда мы бу­дем взращивать таланты, тогда мы будем действительно культурной нацией. Но пока чаще мы, к сожале­нию, воспринимаем культуру как об­слугу. Это неправильно. У человека есть первичные потребности – еда, вода… Но, когда мы наелись, нам нужна духовная пища. То есть мы начинаем понимать, что есть большие ценности, чем материаль­ные блага. Пока мы в большинстве своём застряли на первом уровне. Благосостояние не всегда выводит на следующий уровень. У меня много состоятельных знакомых, которые каждый год ездят в один и тот же отель, потому что у него пять звёзд и можно лежать на пля­же и кушать до отвала, – им это всё ещё интересно. А ведь самое главное – жажда познания! И вот когда мы поймём, что не нужно покупать ещё одну палку колбасы, а лучше купить книжку или сходить в театр, тогда можно будет сказать, что мы перешли с первого уровня на второй – на культурный.
7

 

 КУЛИНАРНЫЙ СОВЕТ ОТ ИРАДЫ АЮПОВОЙ:
– Чтобы получить гозмах, смешайте варёный рис с сырым яйцом. Отправь­те содержимое на дно кастрюли, смазанной топлёным маслом. Под­румяньте до золотистой корочки. Гозмах готов!


 
 
1-3
Нам понадобится:
Баранина – 1 кг;
Лук – 1 кг;
Рис длиннозёрный – 1 кг;
Кинза – 2 пучка;
Яйца – 4 шт.;
Масло сливочное – 200 г;
Соль, перец – по вкусу.

 

 

 

 


  1. Режем!1-4

  2. Шинкуем!1-5

  3. Тушим!1-6

  4. Перемешиваем!1-7

  5. Добавляем!1-8

  6. Сливаем!1-9

  7. Добавляем!1-16

  8. Поджариваем!1-10

  9. Разрезаем!1-11

  10. Соскребаем!1-12

  11. Сервируем! 1-13


  12.  


2-1
 
 
1-2
 
 
 
Редакция благодарит кулинарную студию «Паприка» за предоставленную кухню.8-937-776-33-28, paprika_kazan@mail.ru, г.Казань, ул. Баумана, д. 44/8
Реклама

 

 

 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: