Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Солянка «Театральная» с лёгким привкусом буржуазности

Солянка «Театральная» с лёгким привкусом буржуазности

На «Редакционной кухне» готовят дамы, чья профессия – перевоплощение в самые разные образы. Они поют, дышат, говорят, живут страстями и даже молчат по-особому – театрально. Любовь Лукина, актриса, помощник главного режиссёра Казанского государственного театра юного зрителя, заведующая труппой, и Гузель Шакирзянова, актриса. И готовить они будут понятное блюдо из доступных продуктов, хит кулинарии 30‑х годов.

29 марта 2019

СОЛЯНКА-РОССИЯНКА
 
Пока на плите томится говя­жий бульон, актрисы устраивают­ся за столом резать копчёности, без которых не обойдётся ни одна сборная мясная солянка, Любовь Николаевна разъясняет:
– Мы не зря выбрали это блю­до. Говорят, во время своей исто­рической встречи летним днём 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» основатели «общедоступного, понятного и ин­тересного для всех слоёв общества театра» Владимир Немирович-Дан­ченко и Константин Станислав­ский с удовольствием поглощали именно солянку. Правда, рецептов её великое множество. Столпы рос­сийского театра ели рыбную солян­ку – с осетриной, с белугой… В наше время сделать солянку из осетрины и белуги – это, конечно, роскошь. Но мясная солянка – вполне себе доступное блюдо. Что общего между ней и Казанским ТЮЗом, спросите? В своё время наш театр был перене­сён с улицы Профсоюзной на улицу Островского в здание Казанского купеческого собрания, построен­ное во второй половине XIX века. А купцы, собираясь в своём «клубе», подчёркнуто упирали на старин­ные русские кушанья, коим солянка и является. А в-третьих, и главных, солянка – это блюдо в полной мере актёрское.
1-4
1-6
ДЕТЯМ, КАК И ВЗРОСЛЫМ, НУЖЕН ТЕАТР. ТОЛЬКО ЛУЧШЕ
Отдельные, уже нарезанные, со­ставляющие нашего супа отправля­ются тушиться на сковороду, а Лю­бовь Николаевна поясняет:
– Нужно по очереди протушить на растительном масле лук, по­том туда же мы добавим солёные огурцы, томатную пасту и потомим всё вместе. Продукты должны обме­няться вкусами и ароматами. А то­матную пасту непременно нужно как следует «прогреть», чтобы исчез её отличительный сырой привкус. И цвет солянки получится при этом особенный – яркий. Отлично!
Можно сколько угодно гово­рить о том, что советский период 30‑х годов вроде как чёрная дыра. Это неверно. Любую эпоху надо понимать и уважать, а не огульно обругивать и обвинять. Мы должны осмыслить и этот опыт. Вы знае­те, какая странная вещь: в мире до советской России даже помыслов не было создать драматический театр для детей. Только в 1918 году по инициативе Наталии Сац был образован первый в мире театр с репертуаром для детей. Именно тогда в советской стране происхо­дило строительство нового мира. Человека, который этот мир строит, тоже решили изменить. С кого на­чать? С будущего любой нации – с детей, разумеется. Вообще, детский театр – это особая статья, особый театр. Перефразировав известное выражение того же Константина
Станиславского, можно сказать: «Детям, как и взрослым, тоже нужен театр, только ещё лучше».
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ СТАЛИН
На сковороде к этому времени притушились лук, солёные огур­цы и томатная паста – зрелище уже само по себе аппетитное. Вся эта красота отправляется в бульон. А наши гостьи, пошутив, что умудряются вдвоём не рассо­риться на чужой кухне, продолжают рассказ об истории своего театра:
– Днём рождения Казанского театра можно считать 30 ноября 1932 года, когда состоялась премье­ра первого спектакля «Ровесники». Сначала он был полупрофессио­нальным, самодеятельным пионер­ским театром. Находился в бывшей синагоге. Надо сказать, что запу­щенная в 20‑е годы программа всеобщей ликвидации безграмот­ности позволила к концу 30‑х го­дов повысить уровень грамотности почти до 90 процентов. Издавались буквари и пособия, открывались на­чальные и средние школы. Детишки жаждали новых знаний! И театр они обожали. Ну, давайте предста­вим себе 1932 год. Что это за время? Настоящий расцвет патриотическо­го настроения. Комсомол, которому исполнилось три года, идёт впереди всей жизни в любом населённом пункте. А следом за ним – пионе­ры… Пропаганда в те годы стала чуть ли не самой важной частью жизни. Ежедневно советскому че­ловеку рассказывали о достижениях лётчиков, стахановцев, победите­лей соцсоревнований. Их примеры, естественно, вдохновляли на новые подвиги для скорейшей победы социализма. Великий энтузиазм, воодушевление и подвижничество коснулись и ТЮЗа, ведь любой те­атр – это модель общества. Здесь всегда было полно народа, сюда шли дети с родителями, целыми классами, школами. Но просуще­ствовал в таком виде детский те­атр недолго, его вскоре закрыли. И тогда казанские пионеры сели за стол и написали письмо в Москву товарищу Сталину. Оно и сегодня хранится в архивах. В 2017 году на праздновании 85‑летия теа­тра мы вспоминали эту историю. И даже кусочек из этого письма за­читывали. Кстати, оно благополучно дошло до Сталина и возымело своё действие…
СВОЙ ПУТЬ, СВОЁ ЛИЦО
– Так на улице Островского в зда­нии купеческого собрания вновь открывается театр юного зрителя. На этот раз профессиональный. Это был непростой театр. Под одной крышей сразу три театра – юного зрителя, кукольный и татарский национальный. С одним директо­ром, при одной сцене.
Актрисы, не отвлекаясь на умо­помрачительный аромат, струя­щийся по кухне, разделывают от­варное мясо. Отправляя его в бу
льон следом за тушёными овощами, Любовь Николаевна продолжает:
– Два дня играл ТЮЗ, два дня – кукольный, ещё два дня – татарский национальный театр. Как дружно, говорят, жили. Конечно, им вместе было теснее, сытнее, легче… Я за­стала ещё то поколение актёров, которое вот так работало. Правда, продлилось соседство театров не­долго. Татарскому театру выдели­ли помещение на Профсоюзной, кукольный театр тоже отселился.
1-3
– А возможно ли сегодня сое­динить театры? – интересуется «Татарстан», любуясь тем, с ка­кой скоростью куски отварной говядины превращаются в ма­ленькие брусочки.
– Честно? Любой театр дорог и ценен своей самобытностью. У каждого театра свой путь, своё лицо. И объединить разные лица в одном? Не согласны, что это хоро­шо. Тогда же попросту была другая эпоха. Время, когда тебя или твоих родных могли запросто арестовать. А знаете, что тогда ставил наш те­атр? Фридриха Шиллера! Сегодня много ли Шиллера ставят? Почти не ставят, ведь это очень сложный, философский, глубокий драматург. А в 30‑е годы ставили. И его, и Эд­мона Ростана, и Пьера Корнеля…Ведь это какой интерес был к теа­тру! Какая была заинтересованная публика. Да, она воспитывалась по-другому. Да, в театре ставили также очень много пьес, посвя­щённых революции. Существовал литературно-художественный со­вет, который должен был пропу­стить название, актёрский состав, режиссёра. Всё это должно было пройти согласование с директором театра, Министерством культуры и получить одобрение цензуры. До сегодняшнего дня сохранились пьесы, на которых написано: «Цен­зурой проверено», штампик стоит и личная подпись цензора. Никаких вольностей, но творчество от этого хуже не было. Конечно, был другой театр…
СУД СКОРЫЙ
Настоящий хит в репертуаре – «Павлик Морозов». В то время са­мая востребованная пьеса среди молодёжи. Заканчивался спектакль не просто аплодисментами и слёза­ми. Самое интересное было после. Пионеры устраивали дискуссии, разборы спектакля. Суд зрите­лей под руководством педагогов. Суд над предателями – дядьями Павлика Морозова… Суд над угне­тателями темнокожих после спек­такля «Хижина дяди Тома»… Суд над Евгением Онегиным, убившим на дуэли Владимира Ленского…Говорят, там такие были горячие споры! Сочетание наивности, от­крытости, доброты и сердечности с жестокостью и страхом.
ПАРАДОКС ЭПОХИ
Между тем маслины выклады­ваются в бульон, они всплывают и блестят чёрными бочками. Следом за ними зелень последним штрихом расплывается по солянке. Снима­ется проба, досаливать суп нужно только после того, как он впитает в себя всю соль из огурцов. А раз­говор о театре юного зрителя того времени ещё в самом разгаре:
– Очень интересный период для театра был довоенный. Он пе­реживал тогда настоящий расцвет творчества. Замечательные актёры и режиссёры работали. Парадокс: в самые сложные ситуации для го­сударства и Казани в нашем театре – всегда расцвет. Невероятно, сколько сил и инструментов в сталинское время было заточено на то, чтобы советская культура развивалась в нужном политическом векторе. А театру чем сложнее, труднее, тем лучше. Удивительно!
1-2
БУДЬ ГОТОВ!
– Вдобавок ко всему, что проис­ходило тогда в театре, с тех пор, как он переехал на улицу Островско­го, детей принимали в пионеры. Этого могли удостоиться только самые достойные из октябрят. Это было очень торжественное действо, на шею новоиспечённым пионерам надевали галстуки. Тогда их именно надевали, а не повязы­вали. Концы галстука продевались в специальный зажим. На лицевой его стороне девиз пионерской ор­ганизации «Всегда готов!» и изо­бражение костра на фоне серпа и молота. Рассказывали, что самое страшное было, если у кого-нибудь снимали этот зажим. Всё! Галстук спадает с шеи, и ты стоишь… «рас­поясанный». В таких случаях дело могло дойти даже до кровопролит­ной битвы. Позже зажимы сменил обычный узел. Его было не так про­сто развязать…
ТЕАТР КАК ОСОБЫЙ МИР
Разливая солянку по тарелкам и сервируя стол, возвращаемся к ТЮЗу 30‑х годов:
– А коснулись ли вашей труппы репрессии?
– Про репрессии не знаем. Но ча­сто случалось, что актёры в одно мгновение собирались и уходи­ли из театра. Уезжали из Казани. Возможно, что‑то витало в возду­хе, сгущалось, люди чувствовали эту тревогу и увольнялись. Но одно совершенно точно: в нашем театре доносчиков не было. В этой связи невозможно не забежать от 30‑х годов вперёд и не рассказать о том, что наш ТЮЗ в годы Великой Оте­чественной войны стал приютом для многих актёров из театров, эвакуированных из Сталинграда. Так вот в эркере, который нависает над углом здания театра, а он все­го-то несколько метров, поселилась Мария Неменко-Бобковская с су­пругом Борисом Роскиным. Туда же они взяли за шкафчик Тонечку Попову. Здесь же жила Анна Бол­тунова со своим супругом и Анеч­ка Пешкова с маленьким сыном Вовочкой. Вот их сколько! Ничего, обустроились. Никто ни от кого не прятался, один кусочек сахара распиливали на всех. Для актёров нашего театра важна не только «хи­мия», которая случается на сцене. Важны ещё добрые человеческие отношения. А театр и есть для нас жизнь. Так было во все времена…
1-1
Вот ещё один случай тех лет. У нас в театре служил электриком Сергей Фриновский. Все его звали дядей Серёжей. Не зря говорят, что тяжёлые испытания лишают человека суеты. Он такой спокой­ный был, тихий. Профессионал, каких поискать. Бывший фрон­товик, воевал, в одном из боёв был тяжело ранен и попал в плен к немцам. После побега он, как и многие бывшие военнопленные, проходил проверку в лагере. Война закончилась, и он вернулся в Ка­зань, но никак не мог устроиться на работу – не брали. Жить тоже было негде. К счастью, его приняли в театр. У нас в то время педаго­гом работала Юлия Прокофьевна – премилая женщина. Худенькая, энергичная, доброжелательная очень. Муж её погиб на фронте, и она с двумя детьми, как и многие актёры, жила прямо в театре. Юлия Прокофьевна и пригрела дядю Се­рёжу. Создалась семья. И родился у них ещё один сын – Саша, Алек­сандр Фриновский, сегодня заслу­женный артист республики. Кстати, служит в нашем театре.
«Татарстан», обжигаясь, но друж­но поедая удивительно вкусную и яркую солянку, убеждается: всё же театр, особенно театр для юного зрителя, несмотря ни на какие времена с их драмами и трагедия­ми, – это особый человеческий мир. А любой хороший актёр – немного кулинар. Или наоборот?
 
 
Нам понадобится:
2-1
Говяжья грудинка – 1 кг;
Копчёности по вашему вкусу – 400 г;
Сосиски молочные – 3 шт.;
Лук – 3 шт.;
Томатная паста – 100 г;
Огурцы солёные – 5 шт.;
Масло растительное – 60 г;
Соль, специи, лавровый лист, перец горошком;
Маслины с косточкой – 1 банка;
Лимон, сметана, зелень: для подачи.
 

 


  1. Варим!  2-3

  2. Режем! 2-4

  3. Тушим! 2-5 

  4. Режем! 2-6

  5. Тушим! 2-7

  6. Тушим! 2-8

  7. Режем! 2-9

  8. Запускаем! 2-10

  9. Режем! 2-11

  10. Запускаем! 2-12

  11. Режем! 2-20 

  12. Добавляем! 2-23

  13. Добавляем! 2-21

  14. Режем! 2-18

  15. Добавляем! 2-19

  16. Перчим! 2-13

  17. Перемешиваем! 2-14

  18. Настаиваем! 2-15

  19. Разливаем! 2-16

  20. Подаём! 2-17


  21.  


 
1-5
 

 

 

 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: