Солянка «Театральная» с лёгким привкусом буржуазности
На «Редакционной кухне» готовят дамы, чья профессия – перевоплощение в самые разные образы. Они поют, дышат, говорят, живут страстями и даже молчат по-особому – театрально. Любовь Лукина, актриса, помощник главного режиссёра Казанского государственного театра юного зрителя, заведующая труппой, и Гузель Шакирзянова, актриса. И готовить они будут понятное блюдо из доступных продуктов, хит кулинарии 30‑х годов.
29 марта 2019
СОЛЯНКА-РОССИЯНКА
Пока на плите томится говяжий бульон, актрисы устраиваются за столом резать копчёности, без которых не обойдётся ни одна сборная мясная солянка, Любовь Николаевна разъясняет:
– Мы не зря выбрали это блюдо. Говорят, во время своей исторической встречи летним днём 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» основатели «общедоступного, понятного и интересного для всех слоёв общества театра» Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский с удовольствием поглощали именно солянку. Правда, рецептов её великое множество. Столпы российского театра ели рыбную солянку – с осетриной, с белугой… В наше время сделать солянку из осетрины и белуги – это, конечно, роскошь. Но мясная солянка – вполне себе доступное блюдо. Что общего между ней и Казанским ТЮЗом, спросите? В своё время наш театр был перенесён с улицы Профсоюзной на улицу Островского в здание Казанского купеческого собрания, построенное во второй половине XIX века. А купцы, собираясь в своём «клубе», подчёркнуто упирали на старинные русские кушанья, коим солянка и является. А в-третьих, и главных, солянка – это блюдо в полной мере актёрское.
ДЕТЯМ, КАК И ВЗРОСЛЫМ, НУЖЕН ТЕАТР. ТОЛЬКО ЛУЧШЕ
Отдельные, уже нарезанные, составляющие нашего супа отправляются тушиться на сковороду, а Любовь Николаевна поясняет:
– Нужно по очереди протушить на растительном масле лук, потом туда же мы добавим солёные огурцы, томатную пасту и потомим всё вместе. Продукты должны обменяться вкусами и ароматами. А томатную пасту непременно нужно как следует «прогреть», чтобы исчез её отличительный сырой привкус. И цвет солянки получится при этом особенный – яркий. Отлично!
Можно сколько угодно говорить о том, что советский период 30‑х годов вроде как чёрная дыра. Это неверно. Любую эпоху надо понимать и уважать, а не огульно обругивать и обвинять. Мы должны осмыслить и этот опыт. Вы знаете, какая странная вещь: в мире до советской России даже помыслов не было создать драматический театр для детей. Только в 1918 году по инициативе Наталии Сац был образован первый в мире театр с репертуаром для детей. Именно тогда в советской стране происходило строительство нового мира. Человека, который этот мир строит, тоже решили изменить. С кого начать? С будущего любой нации – с детей, разумеется. Вообще, детский театр – это особая статья, особый театр. Перефразировав известное выражение того же Константина
Станиславского, можно сказать: «Детям, как и взрослым, тоже нужен театр, только ещё лучше».
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ СТАЛИН
На сковороде к этому времени притушились лук, солёные огурцы и томатная паста – зрелище уже само по себе аппетитное. Вся эта красота отправляется в бульон. А наши гостьи, пошутив, что умудряются вдвоём не рассориться на чужой кухне, продолжают рассказ об истории своего театра:
– Днём рождения Казанского театра можно считать 30 ноября 1932 года, когда состоялась премьера первого спектакля «Ровесники». Сначала он был полупрофессиональным, самодеятельным пионерским театром. Находился в бывшей синагоге. Надо сказать, что запущенная в 20‑е годы программа всеобщей ликвидации безграмотности позволила к концу 30‑х годов повысить уровень грамотности почти до 90 процентов. Издавались буквари и пособия, открывались начальные и средние школы. Детишки жаждали новых знаний! И театр они обожали. Ну, давайте представим себе 1932 год. Что это за время? Настоящий расцвет патриотического настроения. Комсомол, которому исполнилось три года, идёт впереди всей жизни в любом населённом пункте. А следом за ним – пионеры… Пропаганда в те годы стала чуть ли не самой важной частью жизни. Ежедневно советскому человеку рассказывали о достижениях лётчиков, стахановцев, победителей соцсоревнований. Их примеры, естественно, вдохновляли на новые подвиги для скорейшей победы социализма. Великий энтузиазм, воодушевление и подвижничество коснулись и ТЮЗа, ведь любой театр – это модель общества. Здесь всегда было полно народа, сюда шли дети с родителями, целыми классами, школами. Но просуществовал в таком виде детский театр недолго, его вскоре закрыли. И тогда казанские пионеры сели за стол и написали письмо в Москву товарищу Сталину. Оно и сегодня хранится в архивах. В 2017 году на праздновании 85‑летия театра мы вспоминали эту историю. И даже кусочек из этого письма зачитывали. Кстати, оно благополучно дошло до Сталина и возымело своё действие…
СВОЙ ПУТЬ, СВОЁ ЛИЦО
– Так на улице Островского в здании купеческого собрания вновь открывается театр юного зрителя. На этот раз профессиональный. Это был непростой театр. Под одной крышей сразу три театра – юного зрителя, кукольный и татарский национальный. С одним директором, при одной сцене.
Актрисы, не отвлекаясь на умопомрачительный аромат, струящийся по кухне, разделывают отварное мясо. Отправляя его в бу
льон следом за тушёными овощами, Любовь Николаевна продолжает:
– Два дня играл ТЮЗ, два дня – кукольный, ещё два дня – татарский национальный театр. Как дружно, говорят, жили. Конечно, им вместе было теснее, сытнее, легче… Я застала ещё то поколение актёров, которое вот так работало. Правда, продлилось соседство театров недолго. Татарскому театру выделили помещение на Профсоюзной, кукольный театр тоже отселился.
– А возможно ли сегодня соединить театры? – интересуется «Татарстан», любуясь тем, с какой скоростью куски отварной говядины превращаются в маленькие брусочки.
– Честно? Любой театр дорог и ценен своей самобытностью. У каждого театра свой путь, своё лицо. И объединить разные лица в одном? Не согласны, что это хорошо. Тогда же попросту была другая эпоха. Время, когда тебя или твоих родных могли запросто арестовать. А знаете, что тогда ставил наш театр? Фридриха Шиллера! Сегодня много ли Шиллера ставят? Почти не ставят, ведь это очень сложный, философский, глубокий драматург. А в 30‑е годы ставили. И его, и Эдмона Ростана, и Пьера Корнеля…Ведь это какой интерес был к театру! Какая была заинтересованная публика. Да, она воспитывалась по-другому. Да, в театре ставили также очень много пьес, посвящённых революции. Существовал литературно-художественный совет, который должен был пропустить название, актёрский состав, режиссёра. Всё это должно было пройти согласование с директором театра, Министерством культуры и получить одобрение цензуры. До сегодняшнего дня сохранились пьесы, на которых написано: «Цензурой проверено», штампик стоит и личная подпись цензора. Никаких вольностей, но творчество от этого хуже не было. Конечно, был другой театр…
СУД СКОРЫЙ
Настоящий хит в репертуаре – «Павлик Морозов». В то время самая востребованная пьеса среди молодёжи. Заканчивался спектакль не просто аплодисментами и слёзами. Самое интересное было после. Пионеры устраивали дискуссии, разборы спектакля. Суд зрителей под руководством педагогов. Суд над предателями – дядьями Павлика Морозова… Суд над угнетателями темнокожих после спектакля «Хижина дяди Тома»… Суд над Евгением Онегиным, убившим на дуэли Владимира Ленского…Говорят, там такие были горячие споры! Сочетание наивности, открытости, доброты и сердечности с жестокостью и страхом.
ПАРАДОКС ЭПОХИ
Между тем маслины выкладываются в бульон, они всплывают и блестят чёрными бочками. Следом за ними зелень последним штрихом расплывается по солянке. Снимается проба, досаливать суп нужно только после того, как он впитает в себя всю соль из огурцов. А разговор о театре юного зрителя того времени ещё в самом разгаре:
– Очень интересный период для театра был довоенный. Он переживал тогда настоящий расцвет творчества. Замечательные актёры и режиссёры работали. Парадокс: в самые сложные ситуации для государства и Казани в нашем театре – всегда расцвет. Невероятно, сколько сил и инструментов в сталинское время было заточено на то, чтобы советская культура развивалась в нужном политическом векторе. А театру чем сложнее, труднее, тем лучше. Удивительно!
БУДЬ ГОТОВ!
– Вдобавок ко всему, что происходило тогда в театре, с тех пор, как он переехал на улицу Островского, детей принимали в пионеры. Этого могли удостоиться только самые достойные из октябрят. Это было очень торжественное действо, на шею новоиспечённым пионерам надевали галстуки. Тогда их именно надевали, а не повязывали. Концы галстука продевались в специальный зажим. На лицевой его стороне девиз пионерской организации «Всегда готов!» и изображение костра на фоне серпа и молота. Рассказывали, что самое страшное было, если у кого-нибудь снимали этот зажим. Всё! Галстук спадает с шеи, и ты стоишь… «распоясанный». В таких случаях дело могло дойти даже до кровопролитной битвы. Позже зажимы сменил обычный узел. Его было не так просто развязать…
ТЕАТР КАК ОСОБЫЙ МИР
Разливая солянку по тарелкам и сервируя стол, возвращаемся к ТЮЗу 30‑х годов:
– А коснулись ли вашей труппы репрессии?
– Про репрессии не знаем. Но часто случалось, что актёры в одно мгновение собирались и уходили из театра. Уезжали из Казани. Возможно, что‑то витало в воздухе, сгущалось, люди чувствовали эту тревогу и увольнялись. Но одно совершенно точно: в нашем театре доносчиков не было. В этой связи невозможно не забежать от 30‑х годов вперёд и не рассказать о том, что наш ТЮЗ в годы Великой Отечественной войны стал приютом для многих актёров из театров, эвакуированных из Сталинграда. Так вот в эркере, который нависает над углом здания театра, а он всего-то несколько метров, поселилась Мария Неменко-Бобковская с супругом Борисом Роскиным. Туда же они взяли за шкафчик Тонечку Попову. Здесь же жила Анна Болтунова со своим супругом и Анечка Пешкова с маленьким сыном Вовочкой. Вот их сколько! Ничего, обустроились. Никто ни от кого не прятался, один кусочек сахара распиливали на всех. Для актёров нашего театра важна не только «химия», которая случается на сцене. Важны ещё добрые человеческие отношения. А театр и есть для нас жизнь. Так было во все времена…
Вот ещё один случай тех лет. У нас в театре служил электриком Сергей Фриновский. Все его звали дядей Серёжей. Не зря говорят, что тяжёлые испытания лишают человека суеты. Он такой спокойный был, тихий. Профессионал, каких поискать. Бывший фронтовик, воевал, в одном из боёв был тяжело ранен и попал в плен к немцам. После побега он, как и многие бывшие военнопленные, проходил проверку в лагере. Война закончилась, и он вернулся в Казань, но никак не мог устроиться на работу – не брали. Жить тоже было негде. К счастью, его приняли в театр. У нас в то время педагогом работала Юлия Прокофьевна – премилая женщина. Худенькая, энергичная, доброжелательная очень. Муж её погиб на фронте, и она с двумя детьми, как и многие актёры, жила прямо в театре. Юлия Прокофьевна и пригрела дядю Серёжу. Создалась семья. И родился у них ещё один сын – Саша, Александр Фриновский, сегодня заслуженный артист республики. Кстати, служит в нашем театре.
«Татарстан», обжигаясь, но дружно поедая удивительно вкусную и яркую солянку, убеждается: всё же театр, особенно театр для юного зрителя, несмотря ни на какие времена с их драмами и трагедиями, – это особый человеческий мир. А любой хороший актёр – немного кулинар. Или наоборот?
Нам понадобится:
Говяжья грудинка – 1 кг;
Копчёности по вашему вкусу – 400 г;
Сосиски молочные – 3 шт.;
Лук – 3 шт.;
Томатная паста – 100 г;
Огурцы солёные – 5 шт.;
Масло растительное – 60 г;
Соль, специи, лавровый лист, перец горошком;
Маслины с косточкой – 1 банка;
Лимон, сметана, зелень: для подачи.
- Варим!
- Режем!
- Тушим!
- Режем!
- Тушим!
- Тушим!
- Режем!
- Запускаем!
- Режем!
- Запускаем!
- Режем!
- Добавляем!
- Добавляем!
- Режем!
- Добавляем!
- Перчим!
- Перемешиваем!
- Настаиваем!
- Разливаем!
- Подаём!
Добавить комментарий