Любимый гусь от любимых телезрителей Эльмиры Заляевой
Сегодня на «Редакционной кухне «Татарстана» готовит профессионал! Эльмира Заляева – ведущая программы «Завтрак со смыслом» ТВ «ГТРК «Татарстан». Погружаясь с ней в таинства приготовления «любимого гуся от любимых телезрителей», в очередной раз убеждаемся, что сменить профессию для журналиста – дело житейское. Потому как журналисты могут всё: и коня на скаку останавливать, и новости из горячих точек передавать, и гуся – вот, пожалуйста, – между конями и горячими точками успеть приготовить.
08 апреля 2022
ГУСЬ – ЭТО ЗВУЧИТ… ДОЛГО
– Перед приготовлением гуся надо как следует подготовить. А именно вымочить его в молоке, соли и воде. Минимум двенадцать часов, а лучше – сутки, – Эльмира вынимает из рассола гусиную тушку. – Это мне рассказали наши телезрители из Азнакаевского района. Они долгое время занимаются разведением гусей, и поэтому у них самые лучшие рецепты их приготовления. Особенно мне нравится вяленый гусь в их исполнении. В общем, после участия в передаче «Завтрак со смыслом» они подарили мне этого гуся и сказали, что будут смотреть все мои передачи и ждать, когда я их гуся приготовлю.
– Дождались!
– Да. Думаю, теперь они и на журнал «Татарстан» подпишутся. Хорошенько промазываем птичку смесью горчицы, мёда, паприки и соевого соуса. По-правильному его бы ещё часиков двенадцать в этом маринаде подержать... Но он и так вкусный будет, обещаю.
ПРИТУПЛЕННОЕ ЧУВСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ
С ведущей информационных программ ТВ «ГТРК «Татарстан» мы познакомились на пресс‑туре в турецком Мармарисе пару лет назад. Там, чтобы оператор получил красивую картинку, Эльмире нужно было прыгнуть со скалистого скользкого берега и вместе с водопадом рухнуть вниз, в реку. Мужчины не рискнули, испугались. Оператор, перекрикивая шум водопада, просил Эльмиру: «Если боишься – не надо, не прыгай, найдём другую «картинку»!» Но она прыгнула.
– Страшно было?
– Конечно, страшно. Конечно, боялась. Но нужно преодолевать свои страхи. Раз ты можешь – надо делать. Так мне диктует мой неугомонный характер и притупленное чувство самосохранения.
– Ты прыгаешь в водопады, в каких‑то опасных местах часто появляешься, рискуешь… И тут вдруг кулинарная передача – никакого риска, кроме того, что вдруг что‑то пригорит в духовке. Всё тихо, мирно, спокойно, по-домашнему. Не скучно вести такую программу девушке с притупленным чувством самосохранения?
– Я бы не сказала, что у нас тихо-спокойно. Мы только в зимний период успокаиваемся и переходим в домашние кухни или в кулинарные студии. А как только пригреет солнышко, мы тут же стартуем на природу – в леса, в заповедники, на реки и озёра. Готовим уху, беседуем с охотниками. Всё, что есть драйвовое, стараемся переносить в передачу и делать это кулинарное спокойствие веселее и разнообразнее.
А КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА
– Кажется, сейчас кулинарные передачи есть практически во всех СМИ. Они делают хорошие рейтинги, фуд-журналистика стала очень популярным направлением. Но не перебор ли с едой?
– Мы привыкли, что интервью – это когда люди сидят друг напротив друга и разговаривают в студии или где‑то на нейтральной площадке. Как бы ты ни старался разговорить собеседника, получается всё равно немножко официально. А когда человек на кухне, занят готовкой – это придаёт беседе душевности, раскрывает внутренний мир человека. Интервью с человеком в галстуке – это прежде всего беседа с человеком, занимающим какую‑то должность, а на кухне наши собеседники в первую очередь просто люди.
Процесс организации кулинарного интервью, конечно, сложнее. Это тебе не просто пришёл, задал вопросы, получил ответы – и всё, дело сделано. Тут нужно продумать всё от и до: место, блюдо, желание человека стать главным героем сюжета, нужно раскрепостить его. И затем собрать это всё в единое целое, чтобы и рецепт приготовления, и суть разговора, и его душевная часть органично переплелись и стали интересной историей. Этим искусством не каждый журналист владеет. И вот когда у тебя это получается – красиво, интересно, вкусно, душевно, – тогда ты молодец! Потому что тебя смотрят, читают, на твои передачи или статьи западают в хорошем смысле этого слова и ждут снова тебя и твоих героев.
Поэтому с «кухней» в журналистике никогда перебора не будет. Ведь кушать хочется всегда.
СМЫСЛЫ «ЗАВТРАКА СО СМЫСЛОМ»
– Какие самые неожиданные блюда готовили герои «Завтрака со смыслом»? И в чём их смысл?
– Однажды шеф‑повар одного ресторана готовил свекольную пудру и… оливковую землю – это порубленные мелко‑мелко предварительно высушенные в духовке оливки. Все эти непонятные, на первый взгляд, ингредиенты затем пригодились для создания очень красивого блюда. Но поразило меня не это. Как‑то мы снимали передачу в Зеленодольском районе, и вроде простое блюдо, простые продукты – мясо -лук -картошка… Но поразил меня способ и инструмент, что ли, приготовления. Железная труба, наполовину заполненная водой, внутрь вставляется противень с этой самой картошкой, всё герметично закрывается и в трубе готовится. Собственная разработка повара. В чём смысл такой конструкции – я не поняла, но получилось очень вкусно!
– Сама какие блюда предпочитаешь?
– Сама люблю мясо. Нет никакой истории про ПП, про диетические продукты. Все у нас дома мясоеды. Любим отбивные готовить. Жарить мясо… В общем, питаемся всем неправильным, но вкусным.
– Вот он секрет стройности!
– Секрет ещё в том, что надо много двигаться. Журналиста, как волка, ноги кормят.
В РОДУ У НАС ЖУРНАЛИСТОВ НЕ БЫЛО
Наблюдая, как мастерски Эльмира «массажирует» гуся, втирая в его бока смесь из горчицы, мёда и соевого соуса, интересуемся, ту ли она профессию выбрала. И массажист, и повар – как будто тоже её на сто процентов.
– Вариантов к окончанию средней школы у меня было всего два. Первый – врач, второй – журналист. Выбрала я их потому, что считала: ни в той ни в другой профессии сидеть и отсиживать часы работы не придётся. Надо бегать, надо что‑то делать, потому что там всё время что‑то меняется. Это очень подходит моему темпераменту. Основной критерий выбора был такой – чтобы жизнь была насыщенной.
– Почему остановилась на профессии журналиста?
– Посмотрела, какие нужно сдавать экзамены в медицинский, и поняла, что я больше гуманитарий… Родители восприняли мою идею стать журналистом с некоторой опаской. В роду у нас до меня журналистов не было. Как и представителей творческих профессий. Родителям казалось, что это несерьёзно. Дочка моя – она первоклассница – периодически бывает у нас в студии, интерес к нашей профессии у неё есть: новости со мной смотрит, всю терминологию знает… Но мечту стать журналистом, как мама, она пока не озвучивала.
– Насыщенная профессиональная жизнь не мешает жизни семейной? Воспитывать детей, водить их на кружки различные, уроки с ними учить, как все приличные мамочки… У журналистов же абсолютно нет на это времени.
– Совмещать тяжело. Много времени провожу на работе, ненормированный рабочий день… Но со временем все дома адаптировались к моему графику работы и относятся с пониманием.
ЖУРНАЛИСТИКА СТАЛА БОЛЕЕ ЗРЕЛИЩНОЙ
– Как считаешь, изменилась ли журналистика с того времени, когда ты только начинала работать?
– У нас на факультете преподавание журналистики было больше в теории, чем на практике. Но практику я проходила в действующих телекомпаниях, и принцип работы остался прежним. Сказать, что нас учили журналистике, которую мы используем в практике каждый день, я не могу. Практика совершенно отличается от того, что нам преподавали. Сама журналистика тоже стала другой. Мы не можем концентрироваться только на газетах, на журналах или на телевидении, мы все уходим в соцсети, в телеграм-каналы – журналистика стала более зрелищной. У телевизионщиков по картинке появилось много технических возможностей. Всё стало в разы быстрее, оперативнее – если не выложил на сайт новость в течение 10 минут, то считай, что ты уже проиграл на информационном поле. Это по части новостных передач. Я ведь ещё новости веду, «Завтрак со смыслом» у меня только по субботам.
– Какая нагрузка у современного новост - ника?
– Если всё спокойно, то в воскресенье отдыхаем. И по субботам бывает, что отдыхаем. По графику.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ
– Новости не надоели?
– У меня нет такого, чтобы надоели или я от них устала. Это образ жизни уже. Когда ты следишь за новостями, мониторишь, когда едешь по городу, смотришь на какие‑то вещи и сразу видишь новость, сюжет – вот деревья новые появились. В куче лежат. Откуда? Для чего? Куда будут сажать? В голове рождается сразу: надо выяснить в Горзеленхозе и людям рассказать. Это профессиональная деформация сознания, которая всегда с тобой.
ПАПИНО ВОСПИТАНИЕ
– А если бы тебя отправили в горячую точку?
– Всегда была к этому готова. Это сейчас понимаю, что есть ребёнок маленький, что есть муж, с которым нужно согласовать такую командировку. То есть сейчас по личным причинам не поехала бы. А раньше была готова. Я даже диплом свой защищала по теме работы журналиста в горячих точках.
– Откуда эта страсть к горячим точкам? К прыганию в водопады? К горящим новостям? У тебя гены, что ли, такие прыгучие?
– Папино воспитание. Папа воспитывал меня так, чтобы я была максимально подготовлена к жизни. У меня была своеобразная полоса препятствий. Не в том смысле, что он меня гонял, как в армии. Он заинтересовывал, брал с собой за ягодами, за грибами, учил ориентироваться в лесу, показывал, с какой стороны мох растёт на деревьях, как пользоваться компасом, где север, где юг, как из этого леса выйти… Он брал меня в гараж, мы с ним вместе разбирали машину.
– Он, наверное, мальчика ждал, а родилась девочка…
– Нет. Он всегда хотел девочку…
– Но чтобы она была мальчиком…
– Он сам очень активный был и заставлял меня активничать. А это со временем входит в привычку, и уже не можешь жить по-другому.
– Папа получил тот «продукт», который воспитал. Он гордится дочерью? Гордится тем, что она всё умеет?
– Папы сейчас уже нет. Но да, он очень мною гордился. Первые эфиры они с мамой ждали, следили в интернете за каждым выпуском, пересматривали, знакомым показывали… Ну, это у всех, наверное, родители так реагируют, если ребёнок в телевизор попал. Потом со временем моя работа стала восприниматься как норма. Но мама всегда остаётся для меня самым главным и самым важным критиком. Я ей за это очень благодарна, всегда скажет правду: если хорошо – похвалит, если нет – отругает. И всегда справедливо.
ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ
– Что, по твоему мнению, сегодня выпускнику школы нужно, чтобы захотеть стать журналистом? Чтобы мечтать об этой профессии?
– Захотеть помогать людям. Захотеть сказать правду. И это не только на какую‑то суперглобальную тему. В регионах журналисты чаще всего сталкиваются не с мировыми проблемами, а с бытовыми, социальными – с простыми человеческими проблемами. Люди нам звонят как в последнюю инстанцию за помощью: у нас воды нет, тепла нет, у нас платёжки высокие, у нас проложили дорогу неправильно – машины прямо под окнами ездят, крыша течёт... Это проблемы, которые волнуют людей каждый день, и они просят, чтобы мы им помогли их решить. Звонит иногда дедушка один, у него в кроссворде последнее слово остаётся неразгаданным, и он просит, чтобы мы помогли, подсказали. И мы подсказываем, гуглим, если сами не знаем… И я ни разу не слышала, чтобы кто‑то из моих коллег отказал ему в этой просьбе. Журналисты – это как справочное бюро и как последняя инстанция, куда люди обращаются за помощью. – И добавляет, нарезая готового гуся тонкими ломтиками: – Если б я не стала журналистом, стала бы хирургом… Смотрите, как умею резать…
Татьяна Вафина
Фото: Ната Смирнова
Гусь запечёный
Нам понадобится:
• Гусь – 1 шт.;
• Мёд – по вкусу;
• Соевый соус – по вкусу;
• Горчица – по вкусу; • Паприка – по вкусу;
• Яблоки – 5 шт.;
• Апельсин – 1 шт.
1. Режем
2. Чистим
3. Режем
4. Фаршируем
5. Натираем
6. Закрываем
7/ Серебрим
8. Упаковываем
9. Запекаем
10. Желаем
Фото Ната Смирнова
Добавить комментарий