Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Как мама стала педагогом

Есть такие люди, которые, не обращая внимания на тяжёлые реалии, не ноют, не сдаются, не жалуются... «Татарстан» продолжает знакомить своих читателей с необыкновенными земляками. История №13. Как Наталья Авдеева помогает особенным детям стать звёздами.

Наталья Авдеева – мама особенного ребёнка. Она проделала большой путь, чтобы понять свою дочь и дать ей лучшие условия развития. С 2014 года Наталья помогает и другим детям с особенностями, работая логопедом-дефектологом. Её опыт оказывается ценным для многих. В 2020 году она открыла свой центр для людей с ментальными нарушениями «Пирамидка», где сегодня помощь получают около 60 детей города Казани.

ИСКУССТВО НА ГРАНИ ТЕЛЕПАТИИ

Она – профессиональный педагог, проницательный человек. Её карие глаза смотрят на мир энергично, ясно и внимательно. Заметна степень участия, с которой Наталья слушает своих собеседников, и особенно вкрадчиво её общение с детьми.

Дети с ментальным и интеллектуальными нарушениями плохо владеют речью и плохо её понимают. Осложняет ситуацию и малый возраст ребят. Но общение Натальи с подопечными всегда проходит успешно: стоит Наташе взглянуть в глаза плачущему ребёнку, аккуратно его коснуться и сказать ему несколько слов тоном, который обязательно находит путь к его душе, как рабочая коммуникация снова налажена. В такие моменты, становясь свидетелем волшебства взаимодействия, понимаешь, что педагогика – это искусство на грани телепатии.

Видно, что дети доверяют своему педагогу, потому что они чувствуют, что их понимают. Общение без сердоболия, с уважением к личности каждого юного человека с особенностями – ключевой подход Натальи.

– Люди с инвалидностью не нуждаются в жалости к себе, они требуют понимания и помощи, – считает она. – Вот если мы поменяем жалость на понимание, знания и помощь – будет всё прекрасно. Люди с инвалидностью – просто другие люди. Они не плохие, не бедные, они не несчастные априори. Они живут так же, как живём мы, – просто немножко в другом мире. И если мы в этот мир войдём с пониманием, то всем людям будет гораздо проще. Мне кажется, что и нам, нормотипичным, будет проще – появится больше доброты.

– КОГДА В 2019 ГОДУ В ГИМНАЗИИ Я РЕАЛИЗОВЫВАЛА СВОЮ ПРОГРАММУ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, Я УВИДЕЛА, ЧТО У НИХ НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, ТО ЕСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА НАРУШЕНА, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ИМИ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ. А БЕЗ ЭТОЙ БАЗЫ НЕВОЗМОЖНО ОБУЧЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ КАКОГО-ЛИБО МАТЕРИАЛА. ПРИ ЭТОМ Я ПОНИМАЛА, ЧТО ИМЕННО НУЖНО ДЕТЯМ, ЧЕГО ИМ НЕ ХВАТАЕТ. ТАК И РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ОТКРЫТЬ ЦЕНТР. Я ПОНЯЛА, ЧТО ГОТОВА ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАДУМАННОЕ.

МНЕ ПРИШЛОСЬ БЫСТРО СТАТЬ ВЗРОСЛОЙ

Характер Натальи открытый, но конкретный – она умеет отстраивать границы в отношениях с людьми. И оформился он не только под влиянием педагогической деятельности, ответственности перед детьми и родителями центра. Сильно изменили и сделали Наталью такой, какая она есть сейчас, два события в ее жизни:

– До смерти мамы я всё‑таки была больше инфантильным человеком, не несущим ответственности ни за что. У меня была очень большая опора и поддержка в её лице. Я просто как бабочка порхала, потому что, в принципе, исполнялось всё, чего бы мне хотелось. И в мои 25 лет резко, в одну ночь, мамы не стало. Абсолютно неожиданно. У неё случился инсульт. И я помню, как в пять утра, когда уже с ней попрощалась, я вышла на улицу и вдруг поняла, резко, что я понятия не имею, что такое жизнь. Как мне в ней существовать? Потому что на руках у меня была пятилетняя дочь. И больше не было никого. Никого. Была помощь при похоронах, первичная помощь от родственников. Но, естественно, после какого-то времени они все вернулись в свои семьи и продолжили жить свою жизнь.

А у меня не было жилья, не было работы, была маленькая дочь. И мне пришлось быстро стать взрослой. Это, конечно, первое серьёзное событие. И это было в 2006 году.

В 2008-м я рожаю Полину – ребёнка с особенностями в развитии, которому очень нужна помощь. Я прошла все психологические стадии абсолютно: и злость, и обиду, и принятие. Но когда меня спрашивают: «Наташа, прошла бы ты ещё раз этот путь?» Не могу сказать однозначно, что нет или да. Я слышала такой вопрос по отношению ко многим матерям с детьми с особенностями в развитии. И у всех видела пафос: «Да, я так счастлива! Я бы ещё раз прошла этот путь. Это счастье, это ребёнок…»

Нет. Ребёнок с особенностями – это трудно. Во всех отношениях: в материальном, в физическом, в моральном. Это очень сложно. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос не могу. Но я очень горжусь, что, несмотря на вот два таких самых сложных события в моей жизни, я живу здесь и сейчас, принимаю и наслаждаюсь жизнью.
 


Наталья ведёт занятие. «Мамина школа» – занятия для самых юных, направленные на развитие восприятия, моторики, подражания и понимания речи.
 

СИЛЬНЫЕ ВОПРЕКИ

Наталья часто напоминает, что ребёнок – это отражение родителя. И это прекрасно иллюстрирует собой её дочь: Полина интеллектуально сильный ребёнок для своего диагноза – органическое поражение мозга. Очень развитая девочка – в ней виден большой труд мамы. Складывается впечатление, что судьбой Полине, как и маме, предначертано быть сильной вопреки.

– Полина, когда родилась, она умерла, – вспоминает Наталья. – Её даже не стали реанимировать. То есть она родилась, и её завернули в одеялко. А из родовой все ушли. У меня был уже ребёнок, и я знаю, как начинают детям чистить носовые ходы, переворачивать, чтобы лёгкие раскрылись. Но крика не было. Все ушли. Я, естественно, плакала и кричала: «Я вас прошу, пожалуйста! Что случилось, я не понимаю?»

Встать, естественно, женщина не может в этот момент. И вот прошло какое‑то время, я сейчас не могу сказать точно, потому что это был стресс, но времени уже очень много прошло. И я услышала, как Полина начала чихать очень тихо! Как котёнок, такой маленький котёнок! И я начала снова кричать сильно, эмоционально: «Она чихает! Я вас умоляю, пожалуйста, вернитесь, она чихает, она чихает!» И дальше я помню всё как в замедленном фильме: прибежали врачи, развернули её, стали чистить.

У меня плохое зрение, и я сначала не поняла даже, что это был мой ребёнок, потому что на весы положили кусок чего‑то чёрного. Даже не синего, а чёрного. Я не понимала, где голова у неё, но я хорошо заметила, что она начала розоветь, как поросёнок, – у неё пошли прям розовые пятна. Я никогда такого не видела, для меня это, конечно, было удивительно! Насколько сильная эта девочка, что она, чихая, сама себе прочистила носовые ходы!

ПРИМИТЕ РЕБЁНКА БЕЗ ЗАСЛУГ

В своём центре Наташа поддерживает семейную атмосферу, всегда напоминая о важности и ценности здоровых человеческих отношений. Каждый педагог и родитель понимает своего ребёнка и принимает; каждый старается найти такой подход, чтобы ребёнок сам смог и захотел справляться с поставленными задачами.

Её советы родителям и педагогам отличаются глубиной мысли, красочными описаниями и яркими образами. Она умеет передавать эмоции и чувства так, что её слова, давая импульс к действию, позволяют скорректировать взгляд на жизнь, проблемы. И это общение особенно значимо для тех родителей, которые чувствуют себя уязвимо и неуверенно на своём пути воспитания ребёнка с особенностями.

Наташа подчёркивает, что успех реабилитации зависит от принятия родителями своего ребёнка, а принятие – от понимания его индивидуальности. Обратной стороной непринятия является родительская амбиция реализовать ребёнка без учёта его потребностей:

– Во многих западных странах большое внимание уделяется развитию социально-бытовых навыков ребёнка. Там самое главное – чтобы этот ребёнок научился жить самостоятельно и, понимая семью, мог быть помощником, а не проблемой, потому что родители становятся старше, силы их иссякают.


На сцене Казанского ТЮЗа после спектакля (в середине – Полина, слева направо: Реназ, Даня, Лёня и Максим)
 

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ВЫГОРАЮТ

Почему у нас родители выгорают? Потому что они все хотят добиться какого-то социального результата – подсознательно это признание обществом твоего ребёнка. Поэтому они вкладывают в него и вкладывают. У нас в целом человека признают, если он чего‑то добился: хороший художник, играешь в футбол, хорошо поёшь, – тогда и ребёнок с особенностями признаётся. А если он этого ничего не может, то он незначим.

А на самом деле каждый ребёнок – индивидуальность, и, возможно, он не хочет играть в футбол «профессионально». Писать картины специально для галереи ему может быть неинтересно. Он может танцевать, если хочет, но не обязательно на сцене – может и на занятиях по танцам. То есть занятия – не как основа его жизни, а как развитие. Ребёнок это делает просто для того, чтобы себя чувствовать в этом мире. И вот это отличие нашего менталитета от западных стран, которые признают семью с особенным ребёнком, просто принимая без его заслуг.

И я родителям всегда говорю: не воспитав ребёнка вовремя, не дав ему социально-бытовых навыков, к своим зрелым годам вы просто останетесь в тяжёлой ситуации. Ребенок взрослый – что он валяется на полу в 7 лет и что в 30 лет – это две разные ситуации. И вот у нас как бы всё тратится не на то, чтобы воспитать, а на то, чтобы из него сделать лидера в чём-то. А надо делать всё возможное для его адаптации, чтобы он просто мог максимально сам себя обслуживать.

ИСТОЧНИК ЕЁ ВДОХНОВЕНИЯ – РЕЗУЛЬТАТ

Восхищает в Наташе органичное единство её личности с профессией. У неё нет иных увлечений, только дело жизни – её центр, который она называет своим домом, ведь там она проводит больше времени, там же и источник её вдохновения – результат.

В центре динамику всегда можно проследить как по конкретному ученику, так и по группе. Например, у мальчика Рената (синдром Дауна) в сентябре произвольной деятельности практически не было. К февралю мальчик стал выполнять то, чего осенью совсем не мог, тогда же он стал делать первые академические успехи. В коррекционной педагогике такие темпы развития внушительны.

Помимо подготовки к школе в центре работают и творческие направления для психоэмоциональной адаптации детей: вокал, рисование, хореография, актёрское мастерство. И там ребята тоже проявляют себя очень активно. Например, кружок актёрского мастерства появился в центре в ноябре 2020 года, а уже в сентябре 2021- го его участники – все дети с особенностями – вышли с постановкой на большую сцену Казанского ТЮЗа, где всё делали самостоятельно, без помощи взрослых, – и это тот результат, который вдохновляет Наташу.

– Я очень люблю свою работу, и моя работа, она неразрывна с моей жизнью. Я нисколько не жалею об этом. Нисколько. Полина родилась, когда я становилась личностью. Когда я стала мудреть, по-другому не скажешь, у меня действительно не было такой жизни, которая была в инфантильный период, – и нет, это не то, для чего человек пришёл на эту землю. Однозначно человек пришёл сюда, чтобы познать жизнь, её наслаждение. Даже при самых сложных ситуациях решил доверять тому, кто прислал его на эту землю для проживания жизни. И поэтому моя жизнь неразрывна с работой – мне нисколько не сложно, я люблю эту жизнь, я люблю эту работу. И самый большой кайф – когда дети показывают мне свой рост, я знаю, что я не голословна нисколько, я действительно от этого кайфую.

Юрий Блинов

Фото автора

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: