Учитель учителей
«Татарстан» продолжает знакомить своих читателей с необыкновенными земляками и полными чудесных приключений историями их жизней. ИСТОРИЯ №12 Как Инна Богуславская взрастила несколько поколений руководителей татарстанской системы образования.
Инна Богуславская с детства мечтала работать педагогом. Мечта сбылась в квадрате: Инна Григорьевна вырастила за 50 лет работы несколько поколений руководителей татарстанской системы образования.
«Пожалуйста, говорите мне «ты», как раньше», – обращается в диалоге к Инне Григорьевне уважаемая в Татарстане представительница власти. Когда‑то она, в то время директор одной из казанских школ, под руководством Богуславской проходила курсы повышения квалификации в республиканском Институте развития образования. Миновали годы, но и сегодня известная руководительница, как и многие другие активные, популярные, прогрессивные руководители, видит в Инне Богуславской наставника, который помог выбрать правильный путь.
ВСЕМ КЛАССОМ – НА ИНЯЗ!
Для нашей героини этот путь начинался непросто. «Выздоровеете, тогда и приходите», – сказал председатель приёмной комиссии, когда Инна принесла документы, чтобы поступать на историко-филологический факультет Казанского государственного университета. Официальный день приёма Инна пропустила – попала с аппендицитом в больницу. Но поступить было необходимо, иначе придётся возвращаться на родину, в Кировоград на Украине. А домой не хочется – ради поступления родители заставили девушку, окончившую школу с золотой медалью, отказаться от помолвки с любимым. Хочется не грустить, идти вперёд, учиться в лучшем университете имени Ленина. Так Инна и сказала приёмной комиссии. Документы приняли, разрешили сдавать экзамены. И Инна их успешно сдала.
Когда тебе двадцать лет, вызовы судьбы кажутся чем‑то временным, барьером, который перепрыгиваешь и идёшь дальше. Работать над своим грассирующим «г», чтобы не выглядеть провинциалкой? Легко! Учиться и работать одновременно? Пожалуйста! И вот уже студентка четвёртого курса Богуславская преподаёт английский язык в Верхнеуслонском районе – в селе Шеланге.
«Призвание». Так называлась небольшая i книжечка, которую Инна нашла среди других изданий в магазине в Шеланге. Автор – Зинаида Михайлова об учителе из Казани Гуле Замилевой. Ни название книги, ни имя её героини Инне ничего не говорили. Пройдёт немного времени, и педагогика станет призванием нашей героини, а Гуля Замилева – другом и соавтором множества её проектов.
А пока энергичная, весёлая Инна постоянно придумывает новое для своих учеников. То игры, то чтение по ролям, то загадки, то интересные истории. Для Инны этот волшебный, полный труда и творчества год пролетает незаметно. Но не для её учеников. «Вы меня не помните? – много лет спустя спросит Инну Богуславскую одна из участниц августовского педагогического совещания в Казани. – Вы у нас английский преподавали в Шеланге. А ведь мы всем классом потом поступали на иняз!»
ДИРЕКТОР ДОЛЖЕН ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ
Молодому Лермонтову было непросто идти по поэтической стезе после блистательного Пушкина. Но выбора у него не было. Вот о чём думала наша героиня, когда в Татарском институте усовершенствования учителей (ТИУУ) ей сказали, что на должность методиста по эстетическому воспитанию, на которую девушка претендует, уже рассматривают пять человек. Три следующих месяца Инна, живущая в Казани у сестры, сидела без работы. Она уже собиралась покупать билет домой, когда ей сообщили, что ТИУУ всё‑таки выбрал её. Возмущённая Инна согласилась попробовать поработать в институте. Оказалось, что на всю жизнь.
►►Инна Григорьевна Богуславская – кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ и РТ, народный учитель РТ, почётный наставник РТ.
Татарский институт усовершенствования учителей. Мозговой штурм на тему проблем воспитания в начальной школе. 1982 г.
«А вы петь умеете? А танцевать?» – спрашивала Инна Богуславская педагогов. На дворе – 1970-е. Инна Григорьевна в качестве методиста от ТИУУ и Хамит Рахматуллин, заведующий отделом образования Набережных Челнов, отбирали кандидатов на должность директоров строящихся и открывающихся школ города. «Ты с ума сошла. Какое «петь»? У нас работы полно!» – вполголоса говорил Инне Григорьевне Хамит Абдрахманович. Но наша героиня знала, что делала: кто может петь и танцевать, полон энергии, а значит, справится с тем, что предстоит молодому городу, молодой школе.
Образование вообще невозможно без творчества. Этим принципом Инна Григорьевна руководствуется во всём. Вместе с Гулей Хановной он творили – создавали новые для Татарстана методики воспитания педагогов. Так появились стажировки, во время которых слушатели на практике закрепляли лекционный материал: три дня работали заместителем директора по внеклассной работе, познавая специфику организационной работы со всем школьным сообществом. Популярность образования в бывшем ТИУУ, а теперь – Институте развития образования (ИРО) росла. Казанские методисты стали ездить по районам республики. К концу 1980‑х Инна Богуславская побывала почти в каждом.
Творчество роднит педагогов с артистами. Инна Богуславская желает долгих лет жизни любимому коллективу «Каравон», одноимённому празднику и музею в его честь в селе Русское Никольское (Лаишевский район РТ). 2017 г.
В ТАНДЕМЕ «ШКОЛА – ЖИЗНЬ»
Эта насмотренность вместе с умением видеть картину в целом и в деталях, предвосхищать развитие ситуации позволила нашей героине в 1980‑х разрабатывать программы и подходы, о которых на федеральном уровне заговорили только в 2020-х. Руководствуясь идеей о том, что цель образования – дать ребёнку не только знания, но и понимание того, какую роль эти знания играют в реальности, Инна Богуславская и Гуля Замилева создали авторские курсы, где обучали педагогов, как приводить жизнь в школу, а школу – в жизнь. И ничего, что школа – в деревне, а учеников в ней – всего 45. Руководители администрации, директора предприятий сельского хозяйства, врачи, строители, механизаторы – каждый специалист может поделиться опытом, провести экскурсию, научить основам профессии. Так, чтобы каждый из 45 детей смог примерить профессию, найти своё место там, где живёт.
А что делать с асоциальным поведением детей? В начале 1980‑х этот вопрос остро стоял на повестке дня. В ИРО пробовали приглашать разных лекторов, но они – теоретики и не могли подсказать, что делать, когда ребёнок становится наркоманом, вступает в группировку, ведёт опасный для себя и для других образ жизни. Как избежать угроз, связанных с растущей криминогенностью? В это время на пост главного прокурора Татарстана пришёл Кафиль Амиров. Инна Богуславская пригласила его выступить перед педагогами. Прокурор не только согласился, но внимательно изучил вопросы, которые обычно задают на таких встречах, выяснил, как лучше общаться с аудиторией. Так началось многолетнее сотрудничество, в результате которого было создано множество методических материалов и проведено огромное количество бесед в поддержку учителям, оказавшимся на передовой профилактики преступности в Татарстане.
Настоящий «Народный учитель Республики Татарстан». Церемония награждения, 2017 г.
ЛЮДИ С ОСОБЫМ СОСТАВОМ КРОВИ
«О, я понял. Вы – главный воспитатель республики», – сказал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, когда в 1990‑х на одном из мероприятий ему представили Инну Григорьевну и долго объясняли, где она работает. Президент и методист пообщались, и, когда настало время чаепития, Шаймиев сел рядом с Инной Григорьевной. Спустя некоторое время Минтимер Шарипович начал прощаться. Поинтересовался у педагогов, есть ли пожелания, предложения. «У меня есть, – неожиданно для всех сказала Инна Григорьевна. – Люди, которые работают в системе дополнительного образования, получают очень маленькую зарплату, и их практически не награждают. А у этих людей, между прочим, особый состав крови... Они любят своё дело, им даже не нравится слово «дополнительное» образование. Оно для многих детей становится основным. Ребята находят там интересного руководителя, друзей находят. Это, может, даже лучше, чем в школе». И Шаймиев дал поручение министру образования, в то время – Василю Гайфуллину, разобраться с поощрениями.
Коучинг, менторство, наставничество. Так сейчас называется работа, которой Инна Богуславская занималась в ИРО пятнадцать, двадцать лет назад. Образование – это процесс, и им нужно управлять. С этой исходной точки, которую Инна Григорьевна озвучивала на каждом курсе, начался путь многих известных сегодня республиканских деятелей образования, руководителей госструктур, даже бизнеса. С помощью нашей героини одни открыли в себе самые сильные стороны, другие научились отстаивать и продвигать свои идеи, третьи освоили популярное сегодня социальное проектирование. Главным критерием мастерства директора школы наша героиня и сегодня считает успех команды, которую он смог собрать. Действительно, в каждой из школ-лидеров республики такая успешная команда есть.
Прокурор РТ Кафиль Амиров проводит круглый стол для педагогов. 2012 г.
ОЗАРЯЯ НЕБО
«По карте Богуславской над Татарстаном – звёздное небо» – написала в своём материале об Инне Григорьевне татарстанский журналист София Сайганова. Точно так же, как когда‑то на выбор и судьбу нашей героини повлияли кировоградская учительница русского языка и литературы Антонина Лементарева, татарский педагог, академик и востоковед Мирза Махмутов, прокурор Кафиль Амиров, академик Гузель Мухаметзянова и многие, многие другие встреченные ею замечательные и интересные люди, Инна Богуславская повлияла на становление общественных деятелей, директоров школ, методистов, специалистов, определяющих сегодня развитие системы образования в республике. Татьяна Ларионова, Алсу Асадуллина, Венера Хайрутдинова, Диляра Каримова, Юлия Салюкова – список можно продолжать долго. Недаром сотни опрошенных в 2010 году педагогов назвали Инну Григорьевну «учителем учителей» Татарстана.
В прошлом году наша героиня отметила 80-летие. Но возраст таланту не помеха. Сейчас Инна Григорьевна работает научным консультантом нескольких образовательных учреждений.
– С тех пор как я выбрала специальность методиста и научилась чему‑то в этой профессии, наша жизнь кардинально менялась не раз и не два, и изменится ещё. Но я всё‑таки за то, чтобы школа сохраняла лучшие традиции воспитания, постоянно творчески развивалась. Чтобы наши выпускники становились успешными, счастливыми людьми, – говорит Инна Богуславская. – Здесь, в Татарстане, мы создали и развили много хороших воспитательных практик, эффективность которых год за годом доказывают результаты выпускников школ. Эти практики нужно тиражировать. И я счастлива, что мой опыт в этом нужен.
Ксения Сёмина
Фото из архива Инны Богуславской
Добавить комментарий