Асы из нашего двора
То, что этот двор особенный, понимаешь сразу. На фасаде мурал: стратегический бомбардировщик Ту‑160 рассекает крыльями воздух. Сразу на входе – стенд с громкими именами от авиации. Здесь жили, дружили, растили детей те, кто посвятил себя небу.
16 августа 2022
Борис Эйдельман, доцент КФУ, в этом дворе вырос. И о знаменитостях казанской авиации, к которым также принадлежит его отец Михаил Эйдельман, заместитель директора авиастроительного завода Виталия Копылова, может рассказывать бесконечно. Ведь двор – это прежде всего люди. Известные лётчики-испытатели Борис Машковцев, Василий Демидов, Николай Губин, Анвар Каримов (он проходил подготовку вместе с Юрием Гагариным в отряде космонавтов) – только малая часть звёздных имён.
– Здесь царила атмосфера добрососедства: люди здоровались не просто из вежливости – они действительно много общались, вместе работали, дружили семьями, ходили друг к другу в гости.
Одна из ярких страниц местной истории – музыкальный салон, который устраивала в своей квартире Майя Абрамовна Машковцева. Она была интересной личностью, под стать супругу, и искусной хозяйкой, сумевшей создать в своём доме особую атмосферу. Гостями в этой квартире бывали звёзды кино, известные композиторы, певцы.
– Отец часто выступал на этих вечерах в роли тамады и любил вспоминать, как вдруг преображалась за роялем маленькая Александра Пахмутова или как смешно подшучивала Людмила Гурченко над тогда ещё своим супругом Иосифом Кобзоном…
Борис Эйдельман распахивает перед нами железную дверь в подъезд – под самым муралом. Дом 105 по Гагарина, четвёртый этаж…
Когда‑то в этой однушке жил с женой и двумя дочерями, пожалуй, самый известный житель двора – Василий Сталин, генерал-лейтенант ВВС, младший сын Иосифа Сталина. Этажом выше – тот самый знаменитый лётчик Анвар Каримов.
– О Василии Иосифовиче я слышал от тёти Маши Каримовой – их семьи были дружны. «Если столичные журналисты хотят узнать о нём правду, так пусть приедут и узнают!» – возмущалась она после каждой статьи о том, каким якобы пропойцей был Сталин.
Действительно, из воспоминаний жителей двора портрет сына генералиссимуса рисуется несколько иной: спокойный, рассудительный, простой, скромный, радушный… Интересная бытовая деталь – очень любил готовить.
«Маша, я сегодня вас таким сациви угощу!» – здоровался Василий, встречая соседей на лестнице. И правда, вечером с женой – тоже Марией – приходил в гости с горячим блюдом. После дружеского ужина никогда не уходил… не помыв посуду. «Ну не стоит!» – просила Мария Каримова. «Маша, вода успокаивает нервную систему», – только и смеялся он…
Всего один раз соседи видели Василия Сталина в форме при всех боевых наградах – появляться в таком виде на публике ему было запрещено. То были похороны экипажа, разбившегося в испытательном полёте Ту-16. Анвар Каримов был командиром. «Пусть завтра хоть в Сибирь сошлют, но друга я должен проводить при полном параде», – твёрдо сказал тогда Василий.
В том роковом полёте прервалась жизнь другого Василия – Демидова, штурмана экипажа, кавалера трёх орденов Красной Звезды. Его внучка Марина Демидова в память о своём знаменитом деде полностью сохранила обстановку гостиной в его квартире. Центральное место в комнате занимает круглый стол.
– Это символ гостеприимства – экипаж дедушки был очень дружный и часто собирался за этим столом, – рассказывает Марина. – Но лично мне в силу возраста запомнился другой состав гостей – то были вдовы лётчиков-испытателей, которые сохранили свою дружбу после гибели мужей. Кстати, вместе они даже пошли на курсы вождения, чтобы управлять автомобилями, оставшимися после супругов, – бабушка водила «Волгу».
Обстановка комнаты, словно машина времени, переносит в 1950-е: деревянный пол, лепнина на потолках, буфет со старинными снимками, китайский ковёр и роскошная по тем временам люстра. Василий Степанович, купив её, нёс с товарищем от самого магазина, подвесив на ломе.
– Когда‑то перед домом был каток, а ещё раньше – болотце, по которому на лодках катались! – вспоминает Марина Ринатовна. – Сегодня планируется сквер. Жители нашего двора смогли отстоять пространство, которое уже несколько раз пытались застроить. Наверное, эта сплочённость нам от наших дедушек и бабушек досталась.
Марина Демидова и Борис Эйдельман – потомки знаменитых жителей авиационного двора.
Свой двор они так и называют – «Авиатор». В 2019 году, благодаря усилиям энтузиастов и президентской программе благоустройства дворов Татарстана, эту придомовую территорию буквально вырвали из запустения. Теперь здесь вновь кипит жизнь: на детской площадке в форме самолёта резвится детвора, энергичные подростки облюбовали спортивный уголок, а люди постарше – лавочки в тени деревьев…
Ольга Туманская
Фото: Александр Ефремов
Добавить комментарий