Чудо для актрисы с куклой
«Гер-р-да, я думаю, ваш Кай – это наш Пр-р-рынц», – возвещает Ворона в спектакле казанского театра кукол «Экият» «Снежная королева». И ты сразу понимаешь: она же почти придворная дама, отсюда и французские нотки в голосе… А вот решительная Атаманша в том же спектакле командует оравой мужиков-разбойников: «Айда, ребята, заводи добычу!» И тут же вырисовывается образ разбитной тётки, твоей знакомой продавщицы с рынка…
30 января 2026
Обе эти роли в спектакле играет одна актриса – Татьяна Сорокина. Она обожает создавать разные образы, а ещё признаётся, что и через тридцать с лишним лет работы в кукольном театре по-прежнему любит сказки и верит в чудеса.

СКАЗОЧНО И НЕСЛУЧАЙНО
– Когда я начала учиться на кукольном отделении в театральном, то вдруг поняла, почему так долго – класса до седьмого – любила играть в куклы, – вспоминает Татьяна Сорокина. – Мне очень нравится кукол «оживлять», когда с помощью твоего голоса они преображаются.
Конечно, как многие девочки, мечтала она о карьере драматической актрисы. Но, когда поступала, оказалось, что девушек её типажа на отделение драмы уже набрали. Татьяна согласилась попробовать себя в кукольном амплуа.
«Ни разу в жизни об этом не пожалела!» – говорит актриса.
Работа в кукольном театре, по признанию Татьяны, в чём-то даже сложнее, чем в драме. «Классический» актёр может использовать мимику. В кукольном спектакле зритель обычно не видит лица артиста, но под влиянием его голоса видит, как «меняется» лицо куклы, хотя на самом‑то деле оно ведь неизменно! Ну разве не чудо?
– Очень важно «попасть» в куклу, чтобы голос соответствовал её виду, чтобы сложился цельный образ, – объясняет актриса. – Поэтому сначала ты долго смотришь на куклу, думаешь над характером, придумываешь какие‑то его особенности. Мне нравится, что в одном спектакле можно пробовать разные образы. В «Дюймовочке», например, я играю маму Дюймовочки, крысу, жабу, ласточку... Есть где проявить себя!

В сказке «Золушка» Татьяне Сорокиной досталась роль Мачехи.
СКАЗОЧНО И ОТЗЫВЧИВО
Дети в театр, конечно, приходят разные. Да и верят ли они в сказки, современные дети?..
Татьяна Сорокина уверена, что да. Потому что они так чутко реагируют! Вот, например, та же «Снежная королева» – выходят в новой постановке театра в начале спектакля трёхметровые куклы Снежной королевы и Тролля, и в зале иногда начинается визг. Пугаются ребятишки… А когда Герда предлагает Маленькой разбойнице стать её подругой, дети иногда кричат: «Не надо, не дружи с ней!» Значит, не очень поверили в то, что разбойница может быть доброй… А иногда наоборот – после слов о дружбе хлопают. Тут уж как кукле удалось настроить маленьких зрителей…
А ещё в сказочном мире кукольного театра важно быть находчивым, ведь на сцене случаются и курьёзы. Например, в «Золушке» на актрисе, которая с куклой Мачехи появляется на сцене, надет высокий парик по моде эпохи рококо. И однажды, вспоминает Татьяна, этот парик зацепился за канделябр. А канделябр по мизансцене должен был подняться наверх. И вот вслед за подсвечником поплыл в вышину и парик. Но актриса не растерялась. «Ах, какой конфуз!» – запричитала она, делая вид, что всё так и было задумано. И зрители решили, что конфуз и правда срежиссированный. Вот такое чудо находчивости.

На новогодней ёлке в театре «Экият» Баба‑яга в исполнении Татьяны Сорокиной – очень даже положительный персонаж.
СКАЗОЧНО И РОМАНТИЧНО
Татьяна – актриса характерная, «голубые героини» – не её стихия. В детстве, конечно, любила сказку про Золушку, сопереживала главной героине. А вот в театральной «Золушке» играет вредную Мачеху... Её это не огорчает. Говорит, характерных героев играть веселее, диапазон шире. А с принцем ей повезло встретиться и в реальной жизни.
«В детстве очень любила книгу Грина «Алые паруса», – вспоминает Татьяна. – А ещё повесть Валентины Осеевой «Динка», по которой потом поставили фильм «Найди меня, Лёня!». Конечно, мне хотелось найти своего принца. И, знаете, я его встретила! Это мой муж. Не Грей и не Лёня, а Сергей. И вот он делает для меня настоящие чудеса. Недавно у меня на морозе машина замёрзла и не открывалась, а там был весь реквизит, необходимый для работы. И кто же меня спас? Кто приехал по морозу, чтобы открыть машину? Конечно, любимый муж! И я даже не сомневалась, что с его помощью всё закончится чудесно».
Двое их сыновей раньше, конечно, были постоянными мамиными зрителями. Но сейчас уже взрослые, в кукольный театр не ходят.
«Жду теперь внуков, которые будут сидеть в зале на моих спектаклях», – улыбается Татьяна.

Команда спектакля «Серая шейка». В роли Мамы утки – Татьяна Сорокина (вторая слева в верхнем ряду).
СКАЗОЧНО И ПОУЧИТЕЛЬНО
«Я не устаю от сказок, мне нравится, что в нашем кукольном театре жизнь кипит, постоянно что‑то происходит, – рассказывает Татьяна. – А ещё я учу играть в сказки детей, которые приходят в нашу студию «Оперение», что на первом этаже театра».
Приходят в «Оперение» и пятилетние малыши, и одиннадцатиклассники. Среди выпускников студии есть те, кто поступает потом на актёрские отделения в вузах Москвы и Петербурга. Кто‑то будет драматическим актёром, но есть и такие, у кого когда-нибудь, уверена Татьяна Сорокина, обязательно будет свой кукольный театр.
В студии дети учатся всё делать сами, в том числе кукол. Сейчас, например, рассказывает Татьяна, один очень талантливый мальчик создаёт кукол для нового спектакля по сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
А один из её любимых поставленных с детьми спектаклей, «Бременские музыканты», пережил уже не один состав участников, и каждый раз, рассказывает Татьяна, на том же материале получается как будто новый спектакль.
«Абсолютно по-другому всё выходит, – улыбается она. – И это каждый раз для меня чудо, что так получается. Я вообще детям всегда говорю: учитесь видеть чудеса во всём. Я, например, вижу. Меня каждый раз удивляет, как молодой листочек появляется из почки. Всё время хочу уловить момент этого появления, но каждый раз это происходит внезапно, как чудо. Или вдруг во время дождя светит солнце – тоже чудо! Надо не переставать удивляться, смотреть на небо, на звёзды, на облака, радоваться каждой минуте. И пусть каждый день у вас будет маленькое, но чудо!».

В роли доброй Домовой в спектакле «Волшебные сны Апуша» о детстве Тукая.
Евгения Чеснокова
Добавить комментарий