«Девятая Казанская»
Жизнь выпускников 9-й Казанской спецшколы ВВС сложилась по-разному. Естественно, многие из них связали судьбу с авиацией. Есть учёные, инженеры, строители, деятели искусства. Но чем бы ни занимались «спецы», все они, как ни громко прозвучит, безупречные патриоты, познавшие настоящее мужское братство.
10 августа 2022
В январе 1941 года на улицах Казани появились красавцы-юноши, все как на подбор, в форме курсантов: чёрная шинель, тёмно‑синие китель и брюки, широкий ремень и хромовые ботинки. На голубых петлицах – «птичка» ВВС, треугольники знаков различия и буквы «СШ». То были первые «спецы».
Пламенную речь первого начальника специальной средней школы Военно-Воздушных Сил Юсефа Туишева на педагогическом совете учителя слушали внимательно:
– Наша с вами задача – растить будущих героев! Мы должны настойчиво, проникновенно и задушевно рассказывать учащимся о героических подвигах бойцов Красной Армии, которые, не считаясь ни с чем, беззаветно преданные партии и народу, готовы отдать и отдают жизнь за Родину…
Занятия в школе начались всего девять месяцев назад, и первый выпуск прошёл буквально перед самой войной, 20 июня 1941 года. Так что говоря о героях войны, Туишев и педагоги, наверняка, вспоминали ребят первой роты, попавших на фронт прямиком из спецшколы.
Сегодня в историческом здании бывшей Мариинской гимназии находится лицей им. Лобачевского при КФУ, и о том, что здесь когда‑то готовили будущих лётчиков напоминает мемориальная доска на фасаде здания и музей.
До Победы «Девятая Казанская» подготовила 651 курсанта, и не всем им случилось вернуться из боевых вылетов…
Часть первых выпускников спецшколы 1941 года была направили для дальнейшего обучения в Высшую авиационную школу первоначального обучения. Среди них оказался и Александр Муравьёв, который в послевоенное время вернётся в родную школу в качестве командира и преподавателя литературы. В его книге «Девятая Казанская» есть эпизод о встрече с однокашником по первому выпуску Дамиром Аюповым, сообщившем ему о судьбах некоторых товарищей: «Человек десять погибло» Борис Гужавин, с которым ты за одной партой сидел, был стрелком-радистом, сбит в 1943- м. Саша Шелымагин тоже, Гриша Назаров, Женя Егоров – все стрелками-радистами летали. Сорокин и Евлампиев в пехоте под Сталинградом полегли, Андреев там же. Где‑то Сюнька Кулик голову сложил… А в феврале прибыл Раим Учаров. У него славная боевая биография. С осени сорок второго – стрелок-радист на ЛИ-2. Приходилось бомбить Берлин. Однажды, сбитые ла линией фронта, выбросились с парашютами, блуждали, вышли к партизанам, участвовали в диверсиях, так что орден Красной Звезды достался ему недёшево…»
Казанской, которая значилась под номером 9, отвели здание на углу Ленина и Лобачевского, где сегодня располагается Казанский филиал Академии Наук Российской Федерации. С началом войны там будет госпиталь, а спецшколу переведут в здание средней школы №6 (здание бывшей Мариинской гимназии). Сейчас здесь находится лицей им. Лобачевского при КФУ.
«В ЦЕЛЯХ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ УЧИЛИЩ, ЛЕТЧИКОВ И ЛЕТЧИКОВ-НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ ПРЕДЛОЖИТЬ СОВНАРКОМАМ РСФСР, УССР, БССР, ГРУЗИНСКОЙ ССР И АРМЯНСКОЙ ССР ОРГАНИЗОВАТЬ В СИСТЕМЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ 20 СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ (В СОСТАВЕ ВОСЬМОГО, ДЕВЯТОГО И ДЕСЯТОГО КЛАССОВ».
Постановление Советского правительства от 6 ноября 1940 года №2276 «Об организации специальных средних школ Военно-Воздушных Сил».
К МЕЧТЕ!
Вообще, все спецшколы были однотипны. Обучение начиналось с 8‑го класса, учебные программы были акцентированы на изучение военного дела. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники могли после 10‑го класса поступать в любое военное училище. Отбор кандидатов осуществляли специально созданные для этой цели комиссии. Проверялись знания по всем общеобразовательным дисциплинам, особенно по математике, физике, химии и иностранным языкам, состояние здоровья и физическая подготовка. В цене было наличие спортивных знаков «Готов к труду и обороне», Осоавиахима, «Ворошиловский стрелок», организаций парашютного спорта и других. Понятно, что попадали сюда самые талантливые, грамотные и спортивные ребята.
Детство у этих пацанов тоже было одинаковым: у многих нет отцов, нужда, голод и неустроенность. Так что, поступая в спецшколу ВВС, они не просто выживали, они могли приблизиться к своей мечте – небу. На полном коште ребят не просто обучали лучшие педагоги, им давали армейскую закалку, готовя к карьере военных лётчиков.
Отец Гены погиб на фронте, а мать «перебивалась» с тремя детьми, работая в колхозе «за палочки»-трудодни. Так что продолжать образование после семилетки возможности не было никакой. Случайно мальчишка зашёл в сельсовет и встретился с его секретарём, Александром Юновидовым. Тот, показывая газету «Красная Татария», где сообщалось о наборе учеников в спецшколу ВВС №9 сказал:
– Гена, ты закончил школу с похвальной грамотой, и тебя могут принять в Казанскую школу без экзаменов.
Вскоре Геннадий Ванюрихин стал «спецом». Серебряный медалист выпуска 1952 года. Доктор технических наук, профессор:
– Не будет преувеличением сказать, что школа сыграла решающую роль в моей жизни…
Обучение в одной из лучших средних школ Казани (так я думаю и теперь) было праздником для меня и многих учащихся, большинство из которых потеряли отцов в войне и приехали из деревень и малых городов, где не было нормальных условий для жизни – в то сложное послевоенное время. Один из нашего брата писал в письме домой: «Ночью лежим под белой простыней, а утром нам дают масло чухонское». Это письмо мы «обнаружили» в тумбочке и дружно, издевательски смеялись по поводу «чухонского» масла. Это, конечно, было вмешательством во «внутренние дела», но таковы были нравы в школе, напоминавшие в чем‑то (не во всем, конечно) нравы, ранее описанные в «Очерках бурсы»* . А горькая правда состояла в том, что большинство из нас не знало ни белых простыней, ни масла на завтрак или ужин…
Геннадий Ванюрихин, серебряный медалист выпуска 1952 года. Доктор технических наук, профессор.
«САМОЛЁТЫ САМИ НЕ ЛЕТАЮТ…»
При создании «Девятой Казанской» Туишеву был дан карт‑бланш на возможность выбрать для своей школы лучших учителей Казани. Потому «спецы» и имели возможность не только заниматься строевой и стрелковой подготовкой, зубрить армейский Устав и изучать особенности профессии военного лётчика, но и успешно повышать знания по всем другим предметам и наукам. Что, кстати, всем им помогло в дальнейшей жизни. Из многих «спецов» выросли блестящие инженеры авиации, конструктора, учёные и, конечно же, пилоты, лётчики-испытатели.
Испытания сверхзвукового истребителя Е-8/1 в сентябре 1962 года для шефа-пилота ОКБ Георгия Мосолова едва не обернулись гибелью. При катапультировании на сверхзвуковой скорости из кабины самолета он получил тяжёлые травмы. Врачи долго боролись за жизнь лётчика, спасли его, но лётная биография заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, полковника, автора шести мировых авиационных рекордов скорости и высоты, три из которых абсолютные, закончилась. Работа Георгия Мосолова в авиации совпала с периодом перехода от самолетов поршневых к реактивным, от дозвуковых – к сверхзвуковым. Вот что он говорил об этом сам: «Нам, кто был у истоков решения этих задач, хорошо известно, что каждый шаг вперед требовал величайшего напряжения ума конструкторов, мастерства и изобретательности рабочих, профессионализма инженеров, беззаветной преданности делу летчиков-испытателей. Потому что самолеты сами не летают. Их еще надо научить этому».
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза, обладатель шести мировых рекордов Георгий Мосолов.
Два близких друга – Юрий Гагарин и Георгий Мосолов.
Его называют «эпохой в жизни микояновской фирмы» – до последних дней жизни он оставался консультантом Генерального директора – Генерального конструктора корпорации «МиГ». Георгий Мосолов – один из двух тысяч выпускников Казанской спецшколы ВВС №9. «Девятую Казанскую» он окончил с отличием в 1944 году.
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ
Доносящаяся из актового зала какофония беспорядочных звуков неожиданно прекращается – всё же порядок для спецшколы самое главное. Ребята складывают инструменты по местам.
– Жду на репетицию завтра, во время личного досуга, – голос Дяди Стёпы, как называли его «спецы», услышан, музыканты расходятся по учебным комнатам.
Духовой оркестр! О том, чтобы играть в нём мечтали практически все ребята. И талантливый музыкант, педагог Степан Воронцов, возглавлявший духовой оркестр школы, не отказывал никому. Здесь были и старшеклассники, и только поступившие в школу. Где только не играл популярный в городе оркестр! Но больше всего «спецам» нравилось играть на танцевальных вечерах. Особый интерес, конечно же, вызывали запрещённые тогда танцы танго и фокстрот, падеграс и падеспань…
КАК «СПЕЦ» МУРАТОВ СТАЛ АКТЁРОМ
Притомившись, он присел возле фонтана на ВДНХ, закурил. Незнакомец в очках попросил огоньку, но прикурив, не отошёл. Напротив, стал беззастенчиво разглядывать парня с колоритной восточной внешностью да к тому же в красивой лётной форме. Заметив, что молодой человек заинтересовано смотрит на здание ВГИКа, с улыбкой спросил:
– Желаете поступить?
– Да.
– Так прочтите что-нибудь. Стихи Маяковского в исполнении молодого человека впечатлили мужчину:
– Приходите завтра в институт, прямо в 122 ю аудиторию. Скажете, что ко мне…
Действительно, самые счастливые встречи происходят неожиданно. Так, выпускник «Девятой Казанской» спецшколы ВВС Раднэр Муратов обрёл счастье учиться у самого Михаила Ромма. Уже после он прославится благодаря комедии «Джентльмены удачи», роль Василия Алибабаевича в котором сделает «спеца» Муратова знаменитым на всю страну. Но вот покорять небо он, увы, не будет…
Роль Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» сделает «спеца» Раднэра Муратова знаменитым на всю страну. Но вот покорять небо он, увы, не будет…
Кадр из фильма.
Выпускник «Девятой Казанской» спецшколы ВВС Раднэр Муратов.
Футбол, волейбол, духовой оркестр, танцевальный коллектив, театральный кружок, легкая атлетика, лыжи, прыжки с парашютом с самолёта ПО‑2 с высоты 800 метров… Правда, последние в программу обучения «спецов» не входили, но практически все ребята входили в состав ДОСААФ и прыжки организовывались для них обществом через аэроклуб города. Вполне естественно, что с таким набором универсальных знаний и умений выпускники могли стать кем угодно – от лётчиков до … актёров.
И в общем‑то неважно, в какой профессии они состоялись. Каждый из них нашёл себя…
Фото: Александр Ефремов, kpfu.ru. В материале использованы фрагменты и фото из книги «Честь имею!», посвящённой 80‑летию открытия 9‑й Казанской спецшколы ВВС.
Добавить комментарий