Город мечты эпохи социализма
С Николаем Савицких, директором Казанского авиационного завода имени Горбунова, мы встречаемся у авиалайнера Ту-214. Точнее, у его игрушечной версии, призванной радовать ребятню в парке Крылья Советов». С этой точки стартует наша прогулка по городу мечты, которым когда-то должен был стать маленький отдалённый район Казани – Соцгород. «И он стал им!» – утверждает Савицких, любезно согласившийся стать нашим экскурсоводом.
03 августа 2022
Продуманная планировка, лаконичность и удобство этого пространства способны отвечать даже вызовам сегодняшнего дня. Такими они и останутся: в 2018 году микрорайону были присвоены сразу два статуса – достопримечательного места и объекта культурного наследия.
Николай Савицких, директор Казанского авиационного завода имени Горбунова, любезно согласился провести экскурсию для нашей редакции.
ПАРК, КОТОРЫЙ РАСПРАВИЛ КРЫЛЬЯ
Мы в парке «Крылья Советов» – оазисе «города мечты»! По этим дорожкам когда‑то гуляли Сергей Королёв и Валентин Глушко, разумеется, уже после освобождения: в годы войны эти выдающиеся конструкторы были узниками «шарашки» – специального конструкторского бюро ОКБ-16, где трудились над созданием реактивного двигателя…
– Представьте, как в довоенные годы в этом парке кипела жизнь! – начинает свой рассказ Николай Владимирович. – Работали заводская лыжная база и каток, притягивала к себе молодёжь парашютная вышка…
Красивый во все времена года тенистый парк и сегодня способен вдохновлять. Особенно после масштабной реконструкции. Кстати, «Крылья…» – это не только название, но и… форма. Во всяком случае, изначально, в 1939 году, парк был разбит именно в виде крыла.
Выходим к центральной аллее с памятником Ленину, одним из самых монументальных в Казани. Поза вождя необычна: одна рука в кармане, вторая – приподнята. Разглядываем Ильича, уже сидя на лавочке, в тени.
– Кстати, вот на этом самом месте когда‑то любил отдыхать Михаил Симонов, – говорит Савицких. – Знаменитый лётчик, который первым в мире смог посадить тяжёлый самолёт на Северном полюсе!
В годы Великой Отечественной войны Симонов совершил почти триста боевых вылетов. Не раз был подбит, но всегда возвращался на аэродром… А наш завод стал для Михаила Васильевича родным – после войны он в течение двенадцати лет испытывал модели самолётов, которые у нас выпускались.
РАДОСТЬ, ГОРДОСТЬ И СКОРБЬ У ДК
Белые мраморные полы, колонны и лестницы, а дальше – красный дубовый паркет… Мы гуляем по Дворцу культуры имени Ленина. Роскошь советских лет – по-другому не скажешь. Работа над чертежами началась в 1950-е, в эксплуатацию здание было сдано в 1961 году, став практически последним крупным общественным объектом Казани, возведённом в величественном стиле сталинского ампира. Сегодня ДК – объект культурного наследия.
Пять лет назад здесь прошла масштабная и бережная реставрация. Планировка осталась исторической, по большей части в таком же виде сохранилась и отделка залов, разве что изрядно потрёпанный временем дубовый паркет пришлось заменить. На такой же.
Театральный зал, кинотеатр, двухэтажная библиотека – всё это предназначалось для культурного досуга заводчан. Сюда приезжали звёзды советской эстрады, давали концерты творческие коллективы, которыми всегда славился авиационный завод. Здесь отмечали большие праздники и встречали Новый год. Говорят, в бытность директорства Виталия Копылова и по его личному указанию накануне 31 декабря из Казани в Москву отправлялся специальный рейс – за дефицитным шампанским, мандаринами и прочими яствами к новогоднему столу в ДК.
Но не только воспоминания радости хранят эти стены. 20 июня 1961 года, во время испытательного полёта Ту‑16, погиб экипаж из шести человек, среди которых были настоящие легенды неба – лётчик-испытатель Анвар Каримов, штурман-испытатель Василий Демидов. Провожали ушедших в вечный полёт из ДК. Сохранилось фото, запечатлевшее тысячи людей, пришедших попрощаться со своими коллегами и друзьями.
Площадь перед Домом культуры можно назвать одним из самых видных мест Соцгорода. Здесь на высоком гранитном постаменте установлен бронзовый бюст ещё одной легенды авиапрома – Петра Дементьева, министра авиационной промышленности СССР, дважды Героя Соцтруда, кавалера девяти орденов Ленина…
– Его называли Петром Великим – Дементьев смог создать настоящую авиационную империю: при нём каждый пятый самолёт в мире был советским! – рассказывает Николай Владимирович. – Кстати, Пётр Васильевич был выходцем из Татарии, родился в селе Убей Дрожжановского района. Сыграло ли это какую‑то значимую роль в его трепетном отношении к нашему заводу? Неизвестно. Но факт в том, что именно от Дементьева зависело решение, где будет налажен выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160. И он выбрал Казань.
ПОСЛЕДНИЙ КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР
А через дорогу на Дементьева «смотрит» ещё одна легенда – Виталий Копылов. Горельеф установлен по улице, названной «в честь видного организатора авиационной промышленности». Подходим ближе, на памятной доске изображён суровый человек – губы сжаты, брови нахмурены, взгляд задумчивых умных глаз устремлён будто в самую суть вещей…
В 1973‑м нового директора из Комсомольска-на Амуре привёз сам Дементьев. «Я парень из тайги. Приехал сюда работать и постараюсь оправдать ваше доверие», – такой была первая речь Копылова перед коллективом. Пройдёт совсем немного времени, и его авторитет в Казани вырастет буквально до небес.
– На заводе Копылова называли Уссурийским тигром – в том числе и за твёрдость характера, конечно же, – рассказывает Николай Савицких. – Благодаря Виталию Егоровичу застойные для страны 1970–1980 годы станут для нашего предприятия временем интенсивного развития и созидания. По сути, на его территории вырастет новый завод! При Копылове будет запущено серийное производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160, налажено производство гражданских дальнемагистральных Ил62, на базе которых будут выпускаться самолёты, выполняющие функцию борта №1. Столь же глобальные перемены коснутся и социальной сферы.
…Говорят, в день приёма заводчан Копылов приезжал к назначенному времени откуда угодно. Одним из самых важных был жилищный вопрос. При Виталии Егоровиче ежегодно для работников завода стало вводиться до 30 тысяч квадратных метров жилья! Именно он стал инициатором сооружения домостроительного комбината.
Строительство первой 16-этажной высотки в Казани – на улице Лукина – Копылов курировал лично. Очевидцы вспоминают: когда дом сдали, директор был настолько рад, что после приёмки… пустился в пляс, и тогда все его «увидели радостным и молодым»…
Дом на Копылова, 5, рядом с которым проходит наш маршрут, для памятной доски последнему советскому директору выбран не случайно. Он был построен в самом начале 1950-х, но даже сегодня его, без сомнения, можно назвать фасадом Соцгорода. Архитектура дома необычна и очень основательна. Угловая часть, на которой установлен горельеф, – семиэтажная башня, украшенная высоким шпилем, с террасой и колоннами на крыше. В советские годы здесь располагалась гостиница. Говорят, что по приезде в Казань Копыловы с двумя детьми заселились в её казённые апартаменты и прожили в них довольно долго. Виталий Егорович отказывался брать квартиру из фондов завода вперёд своих работников, которые годами ждали новоселья.
ЗДЕСЬ ЖИЛ КОРОЛЁВ!
Узкая дорожка приводит нас к нужному подъезду. Высокий вход в обрамлении берёз. Ничто сегодня не напоминает о звёздных жильцах Лядова, 5. Разве что памятная доска, установленная на торце дома: «В этом доме в 1944–1946 гг. жил выдающийся конструктор, создатель советской ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв».
– В Казани он получил долгожданную свободу – был освобождён досрочно в июле 1944 года вместе с другими узниками «шарашки» ОКБ-16. В этой «шарашке» под руководством Валентина Глушко создавали реактивный ракетный двигатель, – объясняет Николай Савицких.
Шестой подъезд, поднимаемся по ступеням на пятый этаж. На площадке четыре квартиры – нам налево. «Двушка», в которой жил Королёв, говорят, пустует. К слову, соседом Королёва по лестничной клетке был сам Валентин Глушко. Весь подъезд в 44‑м был отдан бывшим зекам «шарашки». Что ни имя – величина!
Вид из окон квартиры Королёва – на детские сады, на арку в доме напротив – за десятилетия почти не изменился. Разве что высокую берёзу под окном спилили. Но разве это помешает нам представить просторную комнату, залитую ослепительным утренним светом? Как много в ней солнца! Сама же обстановка квартиры была более чем скромная: кровать, стол кухонный с простыней вместо скатерти, письменный стол, пара табуретов, тумбочка. Из утвари – три стеклянные банки, две бутылки, кружка да чайная ложка. Вот и всё богатство! «Да мне и самому смешно. Но я не горюю... Это ведь не главное в жизни, и вообще, всё это пустяки», – именно так писал Королёв родным о своей – наконец-то! – вольной жизни.
Да, здесь он был счастлив, несмотря на то что свобода его была довольно условной. Вместо паспорта – справка об освобождении. Взамен возможности участвовать в выборах и демонстрациях – поражения в правах и обязательство еженедельно отмечаться на «Чёрном озере». После каторги и жизни в спецтюрьме, после 15‑18-часового трудового дня в специальном конструкторском бюро в квартире на Лядова он буквально наслаждается своим уединением. «Прихожу, что-нибудь немудрёное приготовлю себе на ужин, а затем ложусь на койку и незаметно от дум и мыслей перехожу ко сну. Хорошо!» – напишет он матери. «Я не ощущал раньше (до войны) всей прелести того, что нас окружает, а сейчас я знаю цену и лучу солнца, и глотку свежего воздуха, и корке сухого хлеба».
Таким бессребреником Королёв останется на всю жизнь. Никогда не будет уповать на сложный быт, не будет ничего коллекционировать или дорожить материальными вещами. Ведь у него были вещи куда более важные, более ценные. Например, первые чертежи и расчёты по созданию баллистической ракеты и ракетоплана, которые он начал создавать в этой солнечной комнате и забрал с собой, уезжая из Казани.
ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ЛЁТЧИК
В небольшом скверике на Белинского жара совсем не ощущается. Лавочки, дорожки и недействующий фонтан – свидетельства былой устроенной (послевоенной!) жизни.
– На этот сквер выходят окна другой примечательной квартиры, – рассказывает Николай Владимирович. – В ней жил Александр Васильченко, Герой Советского Союза, знаменитый лётчик-испытатель. С самого начала войны Александр Григорьевич командовал авиационной эскадрильей, которая перегоняла на фронт бомбардировщики Пе-2. А с мая 1943 года он стал испытывать самолёты на нашем заводе.
Найти квартиру Васильченко оказалось проще простого: дом под номером восемь, третий этаж. Таких всего две – их отличают балконы. Французский – на кухне, побольше – с выходом из зала. Роскошная для того времени планировка доставалась своим хозяевам исключительно за большие заслуги. Вглядываешься в эти окна и сразу представляется стол с белой скатертью, ажурные салфетки, посуда в буфете…
Окна квартиры с двумя балконами на третьем этаже, где жил лётчик-испытатель Александр Васильченко.
Впрочем, есть и реальные воспоминания очевидцев из соседних домов. Вот они, ещё юные, жмутся маленькой стайкой под аркой, ждут своего кумира. А вот и он – в обычной жизни весельчак и балагур – въезжает во двор на своей шикарной «Победе». Увидел мальчишек, останавливается. Дважды их приглашать не надо – бегут набиваться в машину! Васильченко везёт всех в буфет аэропорта – кормить вечно голодных сорванцов досыта.
Его любили, им восхищались. Не только родные, друзья и соседи. Пожалуй, даже в первую очередь – сослуживцы. Был среди них и некий инженер Сергеев, с которым Васильченко связывала особая история. …
Пикирующий бомбардировщик Пе-2. В хвосте машины – ускорительная установка с жидкостным реактивным двигателем РД-1, способная увеличить скорость машины сразу на 200 километров. Эту будущую грозу фашистов изобрели зеки закрытого конструкторского бюро НКВД, той самой «шарашки». Один из испытательных полётов. За штурвалом Александр Васильченко, рядом – заключённый Сергеев, он же инженер-экспериментатор – конструктор КБ. Всё идёт штатно, но на высоте 7 тысяч метров вдруг загорается хвостовое оперение. Пламя быстро подбирается к кабине. «Прыгай!» – кричит пилот инженеру. Сергеев отказывается – ему нужно установить причину аварии. Васильченко чудом успевает посадить пылающую машину. Обгорели оба.
Осознавал ли тогда Васильченко, кому спас жизнь? Под фамилией Сергеев значился не кто иной, как будущий покоритель космоса – легендарный конструктор Сергей Павлович Королёв.
КОБА? СЕРГО!
Последняя точка нашего маршрута, пожалуй, столь же величава, как и первая. И путь к ней – соответствующий. Проходим сквозь высокую арку с кессонами на сводах – пятиэтажка на Белинского, 5 в стиле ар‑деко была построена в 1938 году. Слишком модный и роскошный для своего времени дом был задуман как местная архитектурная доминанта, а предназначался для комфортной жизни инженеров и технических работников авиазавода.
Продуманная планировка, лаконичность и удобство Соцгорода способны отвечать даже вызовам сегодняшнего дня.
Ансамбли из жилых домов в этом микрорайоне имеют особую конфигурацию – проектировщики умудрились совместить в них простор и уют. Собственно, это и наблюдаем – во дворе нужного нам жилого квартала огромный сквер! И здесь своя архитектурная доминанта – памятник Серго Орджоникидзе.
«В Казани сохранился единственный в городе памятник «вождю народов» Иосифу Сталину», – писали ещё недавно о нём отдельные СМИ. Мол, это уже позднее, в силу изменившейся идеологии и в целях борьбы с культом личности, монументу хитро присвоили имя Серго. К тому же внешне наркома тяжёлой промышленности – особенно в камне – довольно сложно отличить от Иосифа.
– Это не более, чем миф, – развеивает сомнения Николай Савицких. – Перед вами памятник Серго Орджоникидзе, и изначально таким и был задуман. Как волновались местные жители, когда монумент демонтировали и увезли на реставрацию! Но, как видите, сегодня он на своём историческом месте.
Кстати, это один из немногих сохранившихся в стране памятников легендарному наркому тяжёлой промышленности СССР тридцатых годов. Имя автора монумента и год его создания история умалчивает. А вот причину, по которой он появился здесь, в тени сквера города мечты, – нет.
…90 лет назад, в 1932 году, недалеко от Казани стартовала ударная стройка пятилетки. Промышленный комплекс возвели в небывалые сроки – буквально за два года. А ещё спустя год, в 1935-м, в небо взлетел первый самолёт нового предприятия – спортивно-учебный КАИ-1. И то было только начало! Новому заводу был присвоен номер 124 и имя Орджоникидзе. Дело в том, что нарком не только оказывал содействие, но и полностью курировал грандиозную стройку – как завода, так и самого Соцгорода. Кстати, до сих пор в официальных документах он числится как посёлок имени Серго Орджоникидзе. Правда, об этом мало кто знает.
Наша прогулка с Николаем Савицких подходит к концу. Оказалось, маленький Соцгород и за несколько часов не обойти. Всего несколько гектаров городской застройки, а сколько уникальных памятников архитектуры, исторических достопримечательностей, воспоминаний о людях они хранят.
Ольга Туманская
Фото: Александр Ефремов, архив Марины Демидовой
Добавить комментарий