ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ – СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ
Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство... Все эти государства были мусульманскими. В мусульманской доктрине образованию, знанию, науке (’илм) отводится чрезвычайно важное место. Стремление к знанию провозглашалось святой обязанностью и долгом каждого мусульманина.
14 мая 2022
КАК И ЧЕМУ УЧИЛИ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ
Процесс распространения грамотности и знаний в Волжской Булгарии шёл параллельно с распространением вглубь и вширь ислама в булгарском обществе. Арабские буквы, считавшиеся почти такими же святыми, как сам Коран, написанный этими буквами, заучивались наизусть, как азы молитвы.
Ещё в начале X в. персидский путешественник Ибн Русте сообщает, что у булгар «большая часть исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муадзинами и имамами». Здесь учились грамоте – умению писать и читать на арабской графике.
Появившиеся с IX в. в мусульманских странах медресе являлись высшими и средними религиозными учебными заведениями. Они находились обычно в столице и крупных городах. Высшей ступенью мусульманского образования в Волжской Булгарии считалось получение знаний в научных и культурных центрах Востока: Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Балхе, Багдаде, Мерве, Газни и т.д. Впоследствии сама столица Волжской Булгарии, имевшая известное на Востоке медресе, становится одним из признанных научных центров. Не случайно среди учёных восточных стран того времени немало тех, что получил образование в Волжской Булгарии.
Главное внимание уделялось изучению богословия, обучение велось методом толкования Корана (тадрис) и частично диктованием (имла).
Кроме того, в определённой мере давались и светские знания: по математике, сведения по географии, истории, астрономии, медицине. Об этом же говорят дошедшие до нас сведения о булгарских и восточных учёных-медиках, астрономах, поэтах, получивших образование в булгарских медресе.
Большое значение придавалось и знанию восточных языков: арабского – языка Корана, науки, поэзии; персидского – с XI в. он стал основным языком литературы и поэзии на Среднем или Ближнем Востоке. Знание восточных языков было необходимо и булгарским купцам, поддерживавшим тесные торговые связи с этими странами. «Җиде йортның телен бел, җиде төрле белем бел» («Языки семи домов (стран) знай, семь областей знаний знай»). …
В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
В столице и других крупных городах, кроме обычных, в большинстве начальных школ и медресе, были крупные специализированные медресе. Они обычно работали под покровительством ханов и других высокопоставленных личностей.
Хан Узбек в Сарае построил медресе для учёных (ал-Омари). Естественно, они были самыми крупными очагами науки и просвещения. Их можно даже назвать университетами или академией наук своего времени. Один и тот же учёный мог пополнять свои знания в нескольких городах страны.
В источниках приведено множество примеров этому. Например, сообщается, что Ибне Баззас (1343-1423), родом из Хорезмского города Кардар, после получения начального образования в своей стране в дальнейшем пополнял свои знания в таких городах, как Сарай, Булгар, Крым, Хаджитархан. Аш-шейхел-имам Ходжа Гумер ал-Болгари учился и сам преподавал в городах Булгар, Тебриз, Бухара, Ганджа. Аш‑шейх Нугманетдин ал-Хорезми учился в медресе городов Сарай, Ургенч и т.д. Впоследствии он преподавал в медресе в Сирии и Египте.
Учёба в зарубежных медресе или преподавание в них не вызывало у интеллигенции Джучиева Улуса никаких затруднений, что позволяет предположить: система образования того периода и преподаваемые дисциплины были сходны не только у этих двух государств, но и у всех стран исламского мира.
…В КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ
Культурный уровень и образованность жителей Казанского ханства отмечали иностранцы. Посол Австрии, путешественник Сигизмунд Герберштейн, посетивший Казань в те времена, написал в своих путевых заметках: «Эти татары образованнее других, так как они возделывают поля и живут в домах и занимаются разнообразной торговлей».
В Казанском ханстве, как и в других татарских позднезолотоордынских государствах, дети ханов, высших чиновников воспитывались умудрёнными жизненным опытом старцами. Их величали «молочными отцами (сөт аталары), аталыками».
В этот период во всём исламском мире был широко распространён институт «учитель – ученик». Получение глубоких знаний, соответствующих уровню высшего образования своего времени, зависело от того, кто был твоим учителем. В поисках квалифицированного учителя люди объезжали многие места. Обычно произносили имя своего учителя, его титулы с глубоким почтением и гордостью. Учителя, в свою очередь, тоже гордились своими талантливыми учениками.
Особенно популярна была Бухара, сначала один из культурных центров при тимуридах, с 30‑х годов XVI в. – центр государства узбекских шейбанидов. Такой Бухара осталась для татар до начала XX в. Татарская пословица гласила «Абына-абына Бохарага җитәрсең, яңлыша-яңлыша галим булырсын» («Спотыкаясь, дойдёшь до Бухары»).
Уважение к грамоте, знаниям булгары передали и своим потомкам. Карл Фукс (1776–1846) писал: «Народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением».
Гамир Давлетшин
Иллюстрация: znanio.ru
Добавить комментарий