Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Казанские крылья для «дневных фурий» и «ночных ведьм»

Казанские крылья для «дневных фурий» и «ночных ведьм»

22 июня этого года москвичка Полина Бельцова привезла в дар коллективу Казанского авиационного завода книгу о лётчице-штурмане Марине Расковой, Герое Советского Союза, которая создала в годы Великой Отечественной войны три женских авиаполка: истребительный, дневных и ночных бомбардировщиков.

12 августа 2022

СПАСИБО «ЗА ПЕШКУ, КОТОРАЯ ВЫШЛА В ФЕРЗИ»
Одна из героинь книги – бабушка Полины – штурман Галина Брок-Бельцова подписала книгу специально для заводчан, где благодарила их «за «Пешку», которая вышла в ферзи». Сама она летала в годы Великой Отечественной войны на бомбардировщиках Пе-2, выпущенных Казанским авиационным.


EEA4371C-973E-4DED-AC24-63635F8A6123 D31C52A7-34C4-4921-964E-78C693B446ECПолина рассказала, что бабушке 97 лет, но она по-прежнему полна сил, энергии и находится в строю. Галина Павловна – вице-президент Союза женщин лётных специальностей «Авиатриса». Помогает издавать книги о женщинах-лётчицах. И готова поделиться своими воспоминаниями с журналом «Татарстан». И вот мы уже в Москве, в гостях у бесстрашного штурмана Галины Брок-Бельцовой.
САМОЛЁТОМ ПАХНЕТ!
– Мы долго были засекречены, – признаётся Галина Павловна. Возможно, это и послужило причиной того, что даже на Казанском авиационном заводе ничего не знали о женщине, тесно связанной с казанскими боевыми машинами – от пикирующего бомбардировщика до стратегического.
В Опытном конструкторском бюро А. Н. Туполева можно увидеть фотографию, на которой она сидит за штурвалом стенда системы управления Ту-160 – стратегического бомбардировщика, выпускаемого заводом в наши дни. Сотрудник конструкторского бюро Ренат Залялеев говорит, что фото сделано в этом году. «Самолётом пахнет!» – счастливо вдохнула воздух Галина Павловна, когда взялась за штурвал.
ЕЁ ЗВАЛИ ЁЛОЧКОЙ
А в кабину Пе-2 Галина Брок впервые села зимой 1943 года в Йошкар-Оле. Там готовили лётчиков и штурманов для полка дневных бомбардировщиков. Когда лётчик-ас Георгий Бельцов обходил строй новых учеников, его взору предстала девчушка в шинели, сшитой для детей полка.
«Ты окончила 10 классов?» – строго спросил тогда Галину красавец офицер.
– Десять классов я не окончила, – рассказывает Галина Павловна, – после девятого поступила в Первое военное авиационное училище связи. Там готовили синоптиков-метеорологов для фронта. Брали только отличников. Нужно было ускоренно научиться делать метеорологические расчёты и карты, давать разрешение на взлёт. Я проучилась год, когда прибыли за пополнением посыльные от Марины Расковой. Нас было 300 девушек, собрали всех в актовом зале, спросили, кто готов добровольно поехать учиться на штурманов и готов летать на новой технике. Подняли руки девять человек.

79A774C1-D715-4FA8-885C-683EBE1D996C


В Москве я училась в 3‑й образцовой школе. Мы все усиленно занимались спортом. Меня звали Ёлочкой – я была стройной, спортивной, сильной. И нас воспитывали на русской классической литературе. Привили чувство собственного достоинства. Поэтому я не стушевалась перед офицером, спокойно ответила на все его вопросы. И внимания особого на него не обратила. Я приехала обучиться на штурмана.
…ПУСТЬ БУДУ Я БЕРЕЧЬ ТЕБЯ В БОЮ
Мастерству девушки обучались целый год. Когда Георгий Бельцов должен был отдать команду на взлёт и отправить на фронт экипаж Галины, он стучал в стекло кабины, чтобы она посмотрела на него.
Не посмотрела. Но, как и другие девушки, взяла с собой его фотографию. Он всем написал на обороте: «Кончится война, мы встретимся. Доживём до Победы!» А на её фотографии надпись была другой: «На память не дарю – вернёшь, когда поймёшь, иль я скажу. Носи с собой, пусть буду я беречь тебя в бою!»
Сберёг.
С генерал-майором авиации Георгием Бельцовым они прожили в любви и согласии почти 60 лет. Поженились в 1945 году. У них трое детей, семь внуков, каждый из которых периодически дарит им правнуков...
1ED36A47-E523-4617-A0A8-73A626B760F2
ВСЕ ЦВЕТЫ МИРА К ВАШИМ НОГАМ…
И если о первой встрече с будущим супругом Галина Павловна рассказывала довольно сдержанно, то для Пе-2 у неё нашлось много восторженных слов. Оценила и боевые качества машины, и её силу, и надёжность. Вспоминала, как восхищались французские лётчики мастерством советских лётчиц. И французские, и американские пилоты пытались освоить Пе-2, но машина была сложной в управлении и имела слишком высокую скорость посадки. Галантные французы говорили девушкам: «Если б могли – собрали бы все цветы мира и положили к вашим ногам».
Их галантность простиралась и на реальные дела. Однажды экипаж Галины Павловны отстал от эскадрильи – отказал один из моторов. Пе-2 вылетали только под прикрытием истребителей, а истребители улетели сопровождать отбомбившихся коллег на аэродром. Тося Спицина и Галина Брок в одиночку выполнили задание, сфотографировали свою работу и полетели на базу. Два немецких истребителя «Фокке-Вульф» подлетели близко. Лётчик показал сначала один, а потом два пальца, что означало: «За один раз сбить или за два?» Но тут на истребителях Як-3 появились лётчики из французского авиаполка «Нормандия – Неман» и проводили девушек до дома.
КСТАТИ
Во Франции и сегодня помнят о героизме и профессионализме советских лётчиц. В прошлом году французская писательница Мартин Гэй выпустила книгу «Ночные ведьмы, дневные фурии. Советские лётчицы в 1941–1945 годы». Но сначала она попросила разрешения у Галины Павловны назвать лётчиц её полка «дневными фуриями», поскольку летали они только днём.
– Я стала смотреть в энциклопедии значение слова «фурия». У разных народов разная трактовка, но в целом это «воительница, мстительница», что отражает деятельность нашего полка. А изначально книгу планировали назвать «Одна из ночных ведьм», – поведала Галина Павловна о своём сотрудничестве с писательницей.
Одна из ночных ведьм хорошо известна в Казани. Её именем названа улица города. Герой Советского Союза Магуба Сыртланова была заместителем командира эскадрильи 46‑го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Командовала полком Евдокия Бершанская. Советские лётчики называли девушек «дунькин полк», а немецкие – «ночными ведьмами». Летали они на биплане авиаконструктора Николая Поликарпова По-2. Ночной бомбардировщик По-2, как и дневной – Пе-2, выпускали в Казани. На нынешнем Казанском вертолётном заводе. Самолёт мог бесшумно, с выключенным мотором подлететь к цели и в ночной тишине начать бомбить объекты врага. И это вселяло мистический страх.
***
– В Берлин нас не пустили, – сказала на прощанье Галина Павловна. – В его небе было тесно от Пе-2. Наша «Пешка», вышедшая в ферзи, внесла свой вклад в Победу. Как и По-2. И спасибо за это славному городу авиастроителей – Казани!
BADD20E9-17D8-447E-886A-5008FC00BA9A
В Опытном конструкторском бюро А. Н. Туполева.
FF1205D1-40E9-4BA3-B3CC-388D863C7C1D

Москвичка Полина Бельцова (справа) передаёт директору музея Казанского авиационного завода Янине Чурбановой книгу о летчице-штурмане Марине Расковой. 
A3A1C697-60DC-4232-BABE-8CF536322E66


Ещё одна книга «76 историй и писем о женщинах-авиаторах» отправляется из Москвы в дар заводчанам Казанского авиационного.


Наталья Урейская


Фото из архива музея ОКБ А. Н. Туполева.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: