Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Дороги: как сделать их комфортнее, лучше, безопаснее

Дороги: как сделать их комфортнее, лучше, безопаснее

Реально ли избавить город от пробок? Как сделать общественный транспорт удобным и комфортным для пассажиров, а улично-дорожную сеть – безопасной? Ответы на эти и другие вопросы попытался получить журнал «Татарстан». Участниками редакционного круглого стола стали представители Исполнительного комитета Казани, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, пассажирских автотранспортных предприятий, Cоюза автомобилистов республики, Некоммерческой организации по развитию инфраструктуры для электромобилей.

19 октября 2022

Модератором круглого стола выступил Расул Таспенов, председатель Республиканской общественной организации «Союз автомобилистов РТ».
_MG_9595(1)
КАК ИЗБАВИТЬ ГОРОД ОТ ПРОБОК?
– Почему бы нам, по примеру других городов, не сделать реверсивное движение на некоторых особо загруженных участках дорог?
_MG_9575_Садриев
Эльнар Садриев, начальник отдела ГИБДД УМВД России по г.Казани:
– В части организации реверсивного движения необходимо учесть, что в г. Казани исторически сложилась радиально-кольцевая схема движения.
Для решения проблем с заторными ситуациями за последние 10‑15 лет достаточно серьёзно развита дорожная инфраструктура, в том числе приняты решения по изменению схем движения на отдельных участках дорог. Введение реверсивного движения требует существенной реорганизации уличной сети.

ЗА ДВА ГОДА КОЛИЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕЙ НА 1 ТЫСЯЧУ ЖИТЕЛЕЙ В СТОЛИЦЕ РЕСПУБЛИКИ ВЫРОСЛО НА 10% – ДО 375.

– Пробки, случается, возникают и из‑за того, что или водители городских автобусов не всегда заезжают в остановочные карманы, или эти карманы заняты недобросовестными автолюбителями…
_MG_9625
Ильдар Шакиров, заместитель руководителя Исполкома г. Казани:
– Безусловно, необходимо повышать культуру вождения. Этим автотранспортники Казани активно занимаются. Случаи, когда водитель автобуса паркуется во втором ряду, не заезжая в карман, конечно же, недопустимы. Но зачастую водители вынуждены это делать, потому что остановочные карманы перекрыты нерадивыми автохамами.
Что мы делаем сейчас? С коллегами из ГИБДД в пилотном режиме установили на шести автобусах средства автоматической фотовидеофиксации, которые выявляют водителей, заезжающих на автобусные полосы. Первая сотня «писем счастья» уже ушла правонарушителям. Камеры будут фиксировать и автомобили нарушителей, поставленные на стоянку в карманах автобусных остановок. Водители должны понимать, что заезд на автобусную полосу – это нарушение, за ним неотвратимо последует ответственность.
Кроме того, мы доработали комплексы фотовидеофиксации, установленные на машинах, контролирующих оплату или неоплату муниципальных парковок, и заключили соответствующее соглашение с ГИБДД. Теперь эти машины смогут фиксировать автомобили, оставленные под запрещающими знаками.

_MG_9648
Сергей Темляков, председатель Ассоциации АТП:
– Перевозчики в режиме онлайн ведут видеоконтроль за водителями. Статистика показывает, что сегодня 80% городских пассажирских автобусов заезжают в остановочные карманы.
Если говорить про камеры системы «ПАРКОН», то они уже показали свою эффективность. Сегодня выделенные для автобусов полосы явно менее загружены. Но водители, которым это по барабану, всё же остаются. Предлагаю в таких случаях не ограничиваться только штрафом, а эвакуировать автомобили нарушителей.

КАК ЭКОЛОГИЧНОЕ СДЕЛАТЬ БЕЗОПАСНЫМ
– Любая новая дорога – это, как правило, большая нагрузка на экологию. Как в Татарстане удаётся увязать одно с другим?
_MG_9639
Рустем Галимзянов, представитель Некоммерческой организации по развитию инфраструктуры для электроавтомобилей «РЕСТАРТ»:
– За два года очень многое в республике сделано для электротранспорта, особенно в части зарядной инфраструктуры. Количество электромобилей увеличилось в 4 раза за 2021 год! Для формирования комфортной городской среды необходимо продолжать работу, в том числе добиться зеленых номеров для электромобилей (внести изменения в ГОСТ Р 50577‑2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств»), отменить наконец транспортный налог для экологически чистого транспорта, как это сделали главы 32 субъектов РФ, внести изменения в нормы проектирования и застройки с обязательством выделения парковочных мест для электромобилей при возведении новых объектов в городах.
Но электротранспорт не состоит лишь из электромобилей, это еще и средства индивидуальной мобильности (СИМ) или пешеходы с колесными ускорителями. Электросамокаты, моноколёса, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи… Подобный транспорт, как мы его называем, транспорт последней мили, даёт возможность пользователям уйти от пробок. Оставить машину на перехватывающей парковке, а до работы добраться на самокате – почему бы нет? Это очень удобно и популярно, особенно в среде молодёжи. И если таких парковочных мест будет больше, причём мест, оборудованных безопасными розетками, то мы сможем частично разгрузить город от пробок. Но есть ряд вопросов, требующих решения.
Безусловно, существует проблема с определением правил дорожного движения для пользователей средств индивидуальной мобильности. Сейчас это и не пешеход, и не водитель, что порождает споры и замешательства в случае ДТП. До сих пор в правилах дорожного движения присутствует гужевой транспорт, а правил, которые регулируют безопасную интеграцию в пешеходное и велосипедное движения лиц, управляющих техническими СИМами, нет. При этом активно обсуждаются записи камер, на которых человек едет на моноколесе со скоростью 84 км в час.
Так что вопрос о внесении изменений в правила дорожного движения и идентифицировании этих пешеходов с ускорителями назрел вполне – с одновременным разъяснением гражданам порядка использования велодорожек и взаимным уважением участников движения (сегодня ты пеший, а завтра – с ускорителем).

_MG_9689
Фарит Ханифов, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ:
– Вопросы животного мира при планировании дорог, особенно крупных, в обязательном порядке проходят двойную экспертизу – экологическую и строительную. Учитывается абсолютно всё. Бывает, недалеко от места новой трассы течёт речушка – перешагнуть можно, а экологи говорят, что именно здесь проходит нерест рыбы. Значит, нужны защитные мероприятия. Также высчитываются тропы миграции лосей, кабанов и других животных. Потому что, если в этих местах не поставить экодуки – мосты или тоннели для перехода зверей через дороги, они будут выбегать прямо под колеса автомашин, но своей тропы не изменят.
Жёсткий экологический контроль осуществляется и непосредственно во время строительства. Так, перед разработкой грунта обязательно проверяем, есть ли неподалёку заброшенные карьеры. Есть? Значит, засыпаем, дернуем сверху и таким образом возвращаем когда-то утерянную территорию. Недавно в районе Верхнего Услона большую работу проделали: два больших старых карьера засыпали – 9 млн кубов излишков грунта на них ушло.
Отвод грунтовых вод с дорог – ещё один вопрос экологии, требующий обязательного внимания. Соли, масло, бензин… Сегодня всё это вместе с водами попадает в локальные очистные сооружения, где проходит многократную очистку и только после этого уходит в почву, не причиняя природе никакого вреда.
Активно сотрудничаем с экологами и по вопросам добычи инертных материалов. Такого богатства у нас очень много в районе Волги и Камы. Начинали с добычи 5-6 млн тонн таких материалов, а сегодня на наши дороги добываем уже 15 млн тонн. Это значит, что привозим меньше дорогого уральского гранитного щебня. Таким образом снижаем углеводородный след от перевозок, а значит, и нагрузку на экологию.

_MG_9633
Ильдар Шакиров:
– Хотим мы того или нет, СИМы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Согласен с тем, что самая большая проблема – не определён их правовой статус.
В этих условиях благодаря активной позиции ГИБДД мы смогли установить хоть какие‑то трёхсторонние джентльменские соглашения с шеринговыми компаниями. Предельная скорость для движения шеринговых самокатов, зоны запрещённого и успокоенного движения (10 км в час), исключение (на программном уровне) большинства пешеходных зон для возможности езды по ним…
Шеринговые компании сами не заинтересованы, чтобы их СИМы становились инструментом правонарушений. Они блокируют аккаунты тех, кто оставляет самокаты не на прокатных станциях, передаёт СИМ детям…
В то же время, ратуя за интересы шеринговых компаний, мы должны понимать, что в городе существуют и иные точки зрения. Я не думаю, что кому‑то доставляет удовольствие, когда со спины к нему на большой скорости несётся самокат или моноколесо. В этом смысле очень важно найти баланс интересов и пешеходов, и любителей СИМ, и автомобилистов.

– Преимущество электромобилей в части вредного воздействия на окружающую среду и на здоровье человека неоспоримо. В этой связи будет ли в республике расти количество электрозарядных станций?
_MG_9608_Шакиров
Ильдар Шакиров:
– Реализуется целая федеральная программа, в рамках которой субсидируются затраты на установку электрозарядных станций. У нас в республике их на сегодня 95. Логический парадокс: электрозарядные структуры не разворачиваются из‑за того, что нет спроса, достаточного количества электромобилей, а электромобили не покупаются из‑за того, что нет самой инфраструктуры. Благодаря федеральному центру эта программа субсидируется, и мы надеемся, что развитие инфраструктуры подстегнёт автовладельцев переходить на электротранспорт. До конца ноября планируется запустить в Казани ещё 46 электрозарядных станций.

_MG_0626
КРАСНЫМ АВТОБУСАМ – ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ
– Как сделать общественный транспорт удобным и комфортным для пассажиров?
Сергей Темляков:
– Сервис «Яндекс.Пробки» ежедневно фиксирует в Казани стабильные 6 баллов, которые в случае даже мелкого дорожно-транспортного происшествия доходят до пиковых 8–10 баллов. А впереди – зима со снегопадами. Единственный рецепт против пробок я вижу в развитии общественного транспорта.
Благодаря личному участию Президента республики, услышавшего просьбы перевозчиков и Ассоциации, в текущем году впервые были выделены 195 млн рублей на закрытие лизинговых платежей. Поскольку все мы заинтересованы в результате, который позволит решить транспортные проблемы в городской агломерации, сегодня должна быть создана специальная программа развития общественного транспорта с соответствующим финансированием.
Пассажиры просят продлить расписание – после 21 часа автобусов не дождаться. Рады бы, но пока всё упирается в рентабельность. Рост цен на дизельное топливо, зарплаты водителям, кондукторам, подорожавшие запчасти, полисы ОСАГО… При этом общественный транспорт не попал ни в какие программы федеральной поддержки. Да, есть программа «Безопасные качественные дороги», по которой перевозчики в лизинг получили 113 автобусов. Но обновить нужно только в Казани 250 автобусов. Жители посёлков на окраине Казани отмечают нехватку автобусов на их маршрутах. Для нас же все эти маршруты убыточные.
В основе большинства проблем перевозчиков лежат экономические причины. Вместе с тем мы испытываем сегодня кадровый дефицит. Пришло время, когда нужно возвращать авторитет рабочих профессий. Думаю, должна быть специальная региональная программа о формировании кадрового потенциала отрасли.

ВИДИМ, СЛЫШИМ, ДЕЛАЕМ
_MG_9615
Эльнар Садриев:
– Уверен, что только при создании удобной и понятной улично-дорожной сети мы получаем должный результат в части безопасности. Когда водитель эмоционально спокоен, не стоит в пробках, спокойно едет, чётко рассчитывая своё время из точки А в точку Б буквально по минутам, и доезжает за это время, получаются безопасность и комфорт.
Чтобы всё это обеспечить, в республике и Казани ведётся колоссальная комплексная работа соответствующими ведомствами и службами. Результат – это новые транспортные развязки, многоуровневые пешеходные переходы, адаптивные светофоры… Сейчас мне как представителю надзорного органа непросто найти глобальные изъяны в обустройстве и организации дорожного движения. Это результат очень большой повседневной работы.

_MG_9628
Ильдар Шакиров:
– Мы всегда открыты к предложениям. Если вы такими инициативами обладаете, с удовольствием примем их в работу. Всё, что можно и нужно реализовать, будем делать. К слову, идея отмены левых поворотов в Казани изначально принадлежала одному из горожан. Есть хорошие примеры взаимодействия с различными сообществами, горожанами-активистами. Видим, слышим, делаем…

_MG_0624
Алсу Троицкая
Фото: Александр Ефремов
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: