ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
В 1870 году в Казани вышла в свет книга «Назурат ал-хакк…» («Обозрение истины…»), прославившая автора не только на родине, но и на мусульманском Востоке благодаря новым для своего времени и среды религиозно-реформаторским идеям. Шигабутдин Марджани становится видным идеологом религиозного реформаторства. Но главная книга его жизни к тому времени ещё не написана…
08 мая 2022
ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ. ОТЕЦ ИСТОРИИ ТАТАР
Харун бен Бахааддин бен Субхан бен Абдалкарим, известный как Шигабутдин Марджани (1818-1889), получил начальное образование в медресе села Ташкичу, где преподавал его отец. После учёбы в Бухаре вернулся на родину. 30 марта 1850 года Оренбургское мусульманское духовное собрание издало указ о назначении Марджани имамом-мударрисом Первой Казанской мечети. Здесь Шигабутдин проработает до своей смерти, войдя в историю как выдающийся татарский теолог, философ, историк, религиозный реформатор и просветитель.
«КЛАДЕЗЬ СВЕДЕНИЙ О ДЕЛАХ КАЗАНИ И БУЛГАРА»
В 1870–1880-е годы творчество и деятельность Марджани сливаются с татарским просветительским движением. Педагогическая деятельность – одна из сторон его просветительской деятельности в широком смысле слова. Марджани первым из татарского духовенства преподаёт вероучение в Казанской татарской учительской школе (открылась 13 сентября 1876 г.) в течение девяти лет. Он становится и первым татарским историком, который обратился к проблеме этногенеза татарского народа, пишет книгу «Мустафад ал‑ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара». Казань, 1897–1900, на тат. яз.).
Наиболее значимой областью знания, в которой Шигабутдин Марджани оставил заметный след, стала религиозная философия. В 1870–1880-х годах издаются самые известные его труды, среди которых – «Китаб ал‑хикма ал-балига ал-джания фи шарх ал‑акаид ал-ханафия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов»). Религиозно-философские взгляды Марджани проявляются в критике вопросов калама – спекулятивной теологии и в комментировании основ акиды – догматики ислама.
«ПОДРОБНОЕ О ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ И ПРИВЕТСТВИЕ ПОТОМКАМ»
«Вафият ал‑аслаф ва тахият ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам») – рукописный труд Марджани, который он писал на протяжении всей своей жизни. Марджани стал первым учёным России, который взялся за составление энциклопедического словаря об известных деятелях Востока. Он сознавал необходимость такого рода исследований для дальнейшего развития истории татарской науки, востоковедения в России в целом, для углубления знаний народов друг о друге.
Эту работу Шигабутдин Марджани считал одной из главных задач научной деятельности. Собирая материалы для энциклопедии, он обращается к огромному количеству первоисточников: старинным монетам, ярлыкам, устным и письменным преданиям, надписям на надгробных камнях, черпает информацию из арабских, персидских, тюркских, частично русских источников.
Ныне семь рукописных томов (седьмой том – дубликат шестого) хранятся в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. Основные части труда имеют вид словарей, называемых «вафаят», в которых биографии известных людей излагаются по годам их смерти, а внутри годов – в алфавитном порядке. Такой метод построения энциклопедических словарей издавна существовал на мусульманском Востоке (жанр табакат – биографий).
В конце шестого тома на месте колофона по-персидски приведены: дата – 1304 год по хиджре и имя – «Это нижайший раб [Аллаха] Абу Усман бен Абдаррафиа аш-Шибкави», которые можно рассматривать как дату завершения переписки и имя переписчика. Полное имя переписчика – Абу Усман Бурханнаддин бен Абдаррафиа аш-Шибкави, это ученик Марджани, который издал его «Мукаддиму», «Мунтахаб ал-вафиа» и «Ал-фаваид ал-мухимма». Аш-Шибкави заменял Марджани как имама-хатиба во время его паломничества в Мекку.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И СУТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАРДЖАНИ
«Вафият ал-аслаф...» охватывает период с VII по XIX век (с года смерти пророка Мухаммада и заканчивается временем, когда жил Марджани). Тома включают 6057 биографий учёных, писателей, философов и общественно-политических деятелей Востока VII–XIX веков. Особенность и значимость «Вафият ал-аслаф…» состоит в том, что Марджани к арабо-мусульманским материалам добавил местные сведения, касающиеся различных областей знания.
Татарский мыслитель не ограничивается простым накоплением и изложением фактов, собранных историками Средневековья. Он творчески перерабатывает богатый материал духовной культуры народов Востока, тем или иным историческим фактам и событиям даёт свою оценку. В этом сказалось не только его традиционное мусульманское образование, но и эрудиция и талант учёного-просветителя. Энциклопедия ценна и тем, что в отборе исторических личностей, в освещении их жизнедеятельности, в оценках явлений культуры Востока, в раскрытии её содержания отразилась суть мировоззрения Марджани.
Это компилятивное сочинение, оригинальность которого определяют материалы, до этого не вошедшие в научный оборот, относящиеся к Поволжско-Уральскому региону, Средней Азии, Кавказу, Крыму – тюркскому миру периода XVII–XIX веков.
В томах «Вафият ал-аслаф...» автор описывает жизнедеятельность знаменитых учёных, общественных деятелей Востока, своими трудами и деятельностью прославивших на весь мусульманский мир ту или иную область духовной культуры, считая их двигателями прогресса. Об этом свидетельствуют биографии таких восточных перипатетиков, как аль-Фараби, Бахманйар, Ибн Сина, Ибн Рушда, известных как в мусульманском мире, так и в Европе.
ПАМЯТНИК ТАТАРСКОЙ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В своих биографиях Марджани, как правило, оценивает человека не по социальному положению, которое тот занимает в обществе, а по уму, образованности, учёности. В то же время автор осознаёт, что положение человека в современном ему обществе часто определяется богатством и должностью, а не уровнем его знаний. Так, об одном из персонажей Марджани пишет: «Я привёл его биографию не потому, что он обладал большими познаниями в науке, а потому что… это был именитый человек, обладающий большим состоянием» (Т. 6. Л. 127 а).
Структура труда Марджани тесно связана и с его пониманием истории как науки. Он относил её к традиционным наукам, таким как толкование Корана, правила его чтения, наука о хадисах и рассказчиках, фикх, и придерживался сложившегося в средневековой мусульманской культуре представления об этой дисциплине (жанр тарих). Истории как науке он не только отводит роль фиксатора прошлых событий, но и утверждает, что история должна изучать мотивы, причины, приведшие к тем или иным событиям. Выделяя социальный аспект исторических явлений, он тем самым выступал новатором толкования исторической науки татарского народа.
«Вафият ал‑аслаф ва тахият ал-ахлаф» Марджани является памятником и татарской, и арабо-мусульманской культуры в целом. Этот энциклопедический труд стал примером преемственной связи культур мусульманских народов, населявших не только Ближний, но и Средний Восток, народов России: Поволжья и Приуралья, Кавказа и Причерноморья – и явился заметной вехой в исследовании истории этих народов.
Айдар Юзеев, доктор философских наук, профессор
Фото: © ummet.kz
Добавить комментарий