Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Иж-Бобья. Глушь и бездорожье, до Казани – почти триста вёрст. Но именно это село на рубеже XIX–XX веков усилиями Габдуллы Буби станет центром просвещения в исламском мире, а в местное медресе поедут за знаниями даже из-за пределов Российской империи.

09 мая 2022

ГАБДУЛЛА БУБИ. РЕФОРМАТОР ИЗ ГЛУБИНКИ


Медресе Иж‑Буби до середины девяностых годов XIX века не сильно отличается от других сельских старо‑методных медресе. Но меняющийся на гла‑ зах мир уже не говорит – кричит: чтобы не отстать от времени, нужно пересмотреть догмы, нужны новые знания и новые мысли. Инициатор перемен в Иж‑Буби – мулла Габ‑ дулла Буби. Его последователь и единомыш‑ ленник – старший брат Губайдулла.
ЦЕЛЬ – ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОГРЕСС НАЦИИ
Замысел прост и грандиозен одновременно: реформировать систему образования, дабы обеспечить прогресс нации. В медресе постепенно меняется всё: методы преподавания, отношения между наставниками и учениками, программа обучения. Здесь теперь изучают татарский, русский, арабский, персидский языки, литературу математику, физику, химию… Всё больше светских предметов, а богословские науки – это теперь не только повторение и заучивание догм…
Имамы мечетей, учителя старометодных медресе негодуют. Но у братьев крепкий тыл. «В эти восемь лет мы, благодаря нашему покойному отцу, не подвергались преследованиям и проклятьям противников реформы, – напишет Габдулла Буби в своих воспоминаниях. – Ибо вместо нас он доказывал необходимость нового метода и реформирования школ, все споры на эту тему вёл он, и так как был учителем всех мулл в округе и превосходил их всех в знаниях, не давал им даже возможности раскрыть рот».
Многие новые идеи и будущие гениальные открытия зарождаются и выкристаллизовываются в процессе воспитания, в семье. Реформаторские идеи Габдуллы Буби тоже родились не на пустом месте.
«ЕСЛИ БЫ БЫЛО НЕ ПО ШАРИАТУ, ОНА НЕ ДАЛА БЫ НАМ ВОЛИ»
Габдулла – младший ребёнок в почтенной семье Габдулгалляма, муллы деревни Иж-Бобья, и Бадрульбанат абыстай. В отчем доме любовь и согласие, супруги обучают в медресе Иж‑Буби деревенских детей, один – мальчиков, она – девочек. Традиции ислама соблюдаются в доме свято. Всё как в сотнях других семей татарского духовенства. Впрочем, не совсем. Мать, Бадрульбанат абыстай, умная и образованная женщина, знает арабский и фарси. С супругом, добрым и справедливым, на равных. Возможно, даже больше, чем на равных. И авторитет у неё в родном селе, можно сказать, непререкаемый. Когда братья Буби решат реформировать родительское медресе в духе джадидизма, она целиком встанет на их сторону. «Незнающих и поэтому противящихся нашим начинаниям людей мы останавливали словами: «Во главе всего нашего дела стоит мама, если бы было не по шариату, она не дала бы нам воли», – признаётся Габдулла Буби. Но всё это будет позже, а пока Габдулла получает образование в медресе своего отца. Заурядное сельское медресе? Тоже не со‑ всем верно. «Хотя наше старое медресе и не пользовалось славой на стороне, – отметит он в воспоминаниях, – в нём обучали всему, чему учили в знаменитых в то время медресе Тюнтер, Кшкар, Казани. Даже толкование Корана и хадисы, чему в тех медресе не обучали или обучали очень мало и лишь летом во время каникул, было внесено в число уроков нашего медресе». Культ знания в отчем доме, родители – образец служения просвещению, старший брат Губайдулла, всерьёз увлекающийся философией, наконец, никаких запретов на свободу мысли – естественно, всё это не могло не сказаться на становлении личности Габдуллы. Он изучает труды Шигабутдина Марджани, читает газету «Тарджеман» Ибрагима Гаспринского, чьи идеи джадидизма уже начинают завоёвывать умы.
«ПРЕОДОЛЕВАЛИ НЕМЫСЛИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ»
Когда в 1895 году Габдуллу назначают указным муллой, он уже горячий сторонник идей Гаспринского. Этот год – начало реорганизации Иж-Бубинского медресе, к которой Буби приступает, получив отцовское благословение. Спустя несколько месяцев, завершив учёбу в передовом стамбульском «Мектебе мулькиеи шахане», возвращается старший брат Губайдулла, он тоже с жаром включается в работу.
Сестра Мухлиса вместе с жёнами братьев – не последние лица в реализации грандиозного проекта. Им приходится осваивать методы обучения, разработанные братьями, взять на свои хрупкие плечи реформирование женского медресе. И они, по воспоминаниям Габдуллы, отдают этому всю душу. «Они втроём по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые, никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы и, не получая ни копейки жалованья, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям».
«ОН ПРИВОДИЛ В ИЗУМЛЕНИЕ МОЛОДЁЖЬ СМЕЛОСТЬЮ В РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСАХ»
Как воспринимали этот титанический труд, эти перемены, наконец, самих реформаторов и их идеи те, для кого всё делалось? Вот свидетельство, оставленное потомком Джамалом Валиди:
«Он приводил в изумление молодёжь, у которой только-только начала пробуждаться мысль, своей смелостью в религиозных вопросах. Не знаю, было ли другое произведение, так способствовавшее потере авторитета ортодоксального духовенства и крушению старых медресе? Многие из приехавших в Буби учиться, и я в том числе, были лица, прочитавшие «Хакыйкать» и стремившиеся услышать эти мысли из уст самого автора».
Написанное в полемическом стиле сочинение «Хакыйкать» («Истина») – наиболее известный богословский труд Буби. Проанализировав аяты Корана, учёный, в частности, пришёл к выводу, что «составление завещания, как и закят, разрешено делать на пути Всевышнего, в пользу нации»…
В своих сочинениях Буби доказывал, что прогресс науки и знания отнюдь не создаёт безверия, наставлял: ислам требует от верующих собирать знания всюду. Он предостерегал своих читателей от фанатической вражды с наукой, призывал учить в медресе географию и другие естественные науки. Как и Шигабутдин Марджани, Буби считал ислам идеологией, наиболее отвечающей принципам равенства и братства между людьми, отвергающей социальную несправедливость.
Естественно, молодёжь потянулась сюда за светом знаний! Николай Меньшиков, инспектор народных училищ Сарапульского уезда, ознакомившись в 1903 году с новометодным учебным заведением, отметит: «по общей постановке медресе в Иж‑Бобье стоит значительно выше, посему учителя русско-татарских школ сравнивают его с магометанской академией». К этому времени в Иж-Бобью, в глубинку, за знаниями едут уже из Москвы и Уфы, Ташкента и Казани, Симбирска и Астрахани…
ЗА ОБРАЗЦОВОЕ МЕДРЕСЕ – ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ТЮРЬМЫ
Ещё через пять лет здесь получат право готовить учительниц татарских женских школ и выдавать официальные свидетельства. Габдулла Буби: «Эта женская школа была самой реформированной и первой начала выпускать мугаллим». Медресе Иж‑Буби теперь – образец реформирования для других медресе, и не только в европейской части империи. А Мухлиса Буби, возглавляющая женское медресе, – признанный авторитет в мире просвещённого ислама (в 1917‑м она станет первой в исламском мире женщиной-кадыем. – Прим. ред.).
Но зачем империи образованные инородцы, которые в состоянии осознать её гнилую сущность? В 1908 году распоряжением Департамента народного просвещения попечителям учебных округов предписывается «собрать чрез инспекторов народных училищ на местах совершенно осторожно и секретным порядком сведения о народившемся в последние годы особом классе частных мугаллимов».
Три года спустя наступит развязка. В ночь на 30 января 1911 года в Иж‑Буби нагрянет жандармский ротмистр с сотней конных стражников. Обыск-погром будет продолжаться три дня. Мужское медресе закроют (женское продержится ещё год), Габдуллу и Губайдуллу Буби, всех учителей мужского медресе отправят в сарапульскую тюрьму, где они будут дожидаться суда долгие 16 месяцев.
28 мая 1912 года суд признает Буби виновными в неуважении к властям и распространении литературы бунтовщического характера – в очерках «Хакыйкать» углядят антиправительственные выпады автора. Габдулла Буби приговорят к шести месяцам тюрьмы.
После освобождения он уедет в Кульджу (Китайский Туркестан), откроет там новометодную женскую учительскую семинарию. Восторженно встретит свержение царизма – уверенный в светлом будущем татарского народа в свободной России. Вернётся на родину и, больной туберкулёзом, посвятит остаток лет просвещению народа в родной Иж-Бобье. Мухлиса, первая женщина-кадый, переживёт брата на 15 лет – её расстреляют в застенках НКВД в 1937-м.
Аскар Сабиров
Фото: wikipedia.org
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: