ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
Галимджан хазрат, ставший муфтием на I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 года, навсегда останется легендой – как первый после 1552 года избранный лидер татарского народа.
10 мая 2022
ГАЛИМДЖАН БАРУДИ. СЫН МИЛЛИОНЕРА, СЛУЖИВШИЙ СВОЕМУ НАРОДУ
Через два месяца советское правительство Милли Идарэ включит в свой состав Духовное собрание (тат. Махкама-и-шаргия). Сам Галимджан Баруди посчитает такое решение неверным.
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ – ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИИ
60-летний хазрат мечтал превратить Духовное собрание не только в религиозный, но и в образовательный центр мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана. К сожалению, это ему не удастся. Гражданская война, ликвидация частной собственности и голод нанесут сильнейший удар по системе мусульманского профессионального образования.
Но не успев изменить ситуацию на всём пространстве Центрального духовного управления мусульман (именно при Баруди появилось это название), Галимджан хазрат смог создать выдающийся центр образования в столице татар. Делом его жизни можно назвать руководство в течение четверти века казанским медресе «Мухаммадия». По уровню преподавателей и выпускников его сравнивали с академией или университетом.
Биография Галимджана Баруди была воссоздана к его 50‑летию выдающимся общественным деятелем и мыслителем Юсуфом Акчурой, тогда преподававшим в «Мухаммадии». Она называется «Дамелла (Большой мулла) Галимджан Баруди». В ней, в частности, рассказывается, как знание русского языка и российских реалий помогли превратить Мухаммеджана Галеева, отца Галимджана, из человека, почти не имевшего капитала, в миллионера и одного из лидеров мусульманской общины Казани. Но трое его сыновей: Галимджан, Салихджан и Габдуррахман – выбрали не коммерческую карьеру, а путь имамов и мударрисов, то есть начали службу во имя просвещения своего народа.
СВЕТ ИСТИНЫ В СТЕНАХ «МУХАММАДИИ»
«Для личности самое великое счастье – счастье служить Родине, а для сынов нации – служить её счастью, моя сладкая мечта использовать достижения образованных наций. Пробуждать сынов божьих, называемых татарами, направлять их по пути наук и знания – я понимаю эту необходимость, этим я занимаюсь. И, находя в этом священном труде согласие Аллаха, я в этом достигаю счастья». Эти слова становятся лозунгом Галимджана. На их основе он вырабатывает свою программу обучения и воспитания. Её цель – создание личности, преданной Родине и милляту (нации), личности высокоморальной. Примерами для современников должны служить пророк Мухаммад и его соратники-асхабы.
Баруди был мюридом (учеником) знаменитого шейха Зайнуллы Расули, которого современники за его авторитет называли «королём татар». При открытии «Мухаммадии» как джадидистского медресе в 1891 году Расули произнёс речь: «Вместе проявляйте иджтихад (усердие) на пути реформы образования, служите этому пути, не враждуйте и не разделяйтесь в национальных и религиозных делах, на это я даю вам благословение». Так к концу XIX века лидирующее положение среди духовенства Казани начинает занимать ректор медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди.
После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года лидеры мусульман Казани приняли активное участие в создании так называемой «Казанской Коммуны». Её организатором была городская Дума, добившаяся вывода из города казаков и полиции. Основу милиции татарской части города составили вооружённые шакирды «Мухаммадии».
В СПОРАХ С ШАКИРДАМИ
Предложения о всероссийском статусе Баруди впервые прозвучали на III Всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся в августе 1906 года в Нижнем Новгороде. На повестке дня был вопрос реформы духовных собраний. Принято решение о создании пяти муфтиятов в основных мусульманских регионах России и формировании высшего теологического органа во главе с Раис аль‑улама – главой религиозной автономии в ранге имперского министра с правом доклада императору. Исмагил Гаспринский призвал к тому, чтобы автономию возглавили такой улем, как Галимджан Баруди, и такой политик, как Юсуф Акчура. Таким образом, муфтием должен был стать улем, а его помощником – юрист.
При обсуждении вопроса о способе подготовки учителей социалисты выступили за разграничение систем духовного и светского образования. Баруди же выступил за совмещение функций имама и учителя. «С моей точки зрения, нахождение мектебов и медресе в руках имамов будет наиболее удачным вариантом», – заявил он.
Шакирды требовали максимального введения в программу медресе светских предметов, в результате чего медресе фактически превращались в учительские школы. Большинство ректоров соглашались с теми или иными уступками, но в итоге стремились к сохранению статуса медресе как религиозных учебных заведений. В ответ зачастую вспыхивали стачки шакирдов, которые даже грозились убить Баруди.
ПЕРВЫЙ МУФТИЙ, ИЗБРАННЫЙ НАРОДОМ
Исходя из общности цели в сфере образования, вначале ряд мударрисов поощряли реформаторское движение шакирдов. С 16 мая 1907 года намечалось устроить съезд учителей и шакирдов для создания Общероссийского союза шакирдов «Берек». В рапорте казанского полицмейстера говорится, что данный съезд проводится при поддержке мулл Галимджана Баруди и Габдуллы Апаная. В казанское медресе Салихджана Галиева, под предлогом участия в неразрешённых учительских курсах, прибыли тогда 59 человек. Репрессии на организаторов съезда обрушились через год. 7 мая 1908 года по указанию казанского губернатора были высланы в Вологодскую губернию Галимджан Баруди, Салихджан Галиев, Габдулла Апанай и Габдельхамид Казаков.
После возвращения из Вологды Баруди провёл несколько лет в мусульманских государствах, совершил хадж. Хазрат сумел вернуться домой, где возобновил руководство медресе и редактирование богословского журнала «Дин ве адаб» («Религия и литература»). После Февральской революции 1917 года вновь ставится вопрос об автономных национальных органах. На I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917-го было избрано независимое Духовное собрание во главе с муфтием Галимджаном Баруди. Муфтий стал единственным лидером, избранным представителем всех мусульман России и своеобразным символом единства российской уммы. Избрание Баруди обозначило прекращение традиции назначения муфтиев государством.
«СВОБОДА – ПРАВО, ДАННОЕ АЛЛАХОМ…»
В июне 1917-го Баруди прибыл в Уфу и провёл совещание по вопросу создания системы мусульманского профессионального образования. Духовенство провело и свой собственный съезд. 20 июля 1917 года на предварительном заседании II Мусульманского съезда муфтий Галимджан Баруди заявил: «Свобода – это право, данное Аллахом мужчинам и женщинам... Каждый пусть поймёт, что такое свобода, и будет действовать во имя её». В автономии нужны «единство и союз. В нашем сердце есть вера, есть наш главный учитель – Коран и наше рвение».
В июле 1917 года муфтият стал одним из назаратов (министерств) в правительстве национально-культурной автономии – Милли Идарэ, что поставило духовную власть под контроль светской. Баруди призвал всех членов нации к воплощению автономии в жизнь.
11 января 1918-го на сессии Миллэт Меджлиси произошло избрание состава коллегий назаратов (министерств автономии). Пост председателя Диния (Религиозного) Назараты сохранил Галимджан Баруди. Реальная власть в Диния Назарат в руках деятелей ордена Накшбандийа: шейха Баруди и его мюридов Кашшафа Тарджемани и Габдуллы Сулеймани.
Советский режим, разогнавший Милли Идарэ в апреле 1918-го, восстановил автономию Диния Назараты. Баруди и члены коллегии назарата выступили против этого решения. С началом Гражданской войны Баруди следовал за белой армией. После разгрома Колчака он вернулся в Уфу и провёл I съезд ЦДУМ, который восстановил вертикаль религиозной власти на огромных пространствах Европейской России, Сибири и Казахстана. Но Волго-Уральский регион ждала новая беда – голод 1921–1922 годов. ЦДУМ сформировало комиссию по борьбе с ним. Последние месяцы жизни Галимджан хазрат занимался сбором продовольствия для спасения голодающих. Скончался в Москве от болезни.
Айдар Хабутдинов
Фото: ru.wikipedia.org
Добавить комментарий