Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Духовный лидер Казанского ханства, видный богослов, дипломат, поэт. Всё это Кул Шариф. Человек, посвятивший жизнь служению своему народу. Он погиб вместе со своими учениками, защищая Отечество, но остался непокорённым.

06 мая 2022

КУЛ ШАРИФ. ПОСЛЕДНИЙ ИМАМ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА


Имя Кул Шарифа, последнего защитника Казанского ханства, татары передают из поколения в поколение. Про последнюю битву, в которой он вместе со своими шакирдами сражался до последней капли крови, сложены легенды. Но что мы знаем о нём? К сожалению, очень мало: сохранившиеся в архивах скудные сведения об этой неординарной личности позволяют лишь в общих чертах представить его жизненный путь, общественную деятельность и творчество.
СЕИД, ПОТОМОК СЕИДОВ
Точные дата и место его рождения неизвестны. Настоящее имя, как утверждают учёные, – Мухаммад Шариф. Слово «Ку(о)л» в значении «Раб Божий» намекает на его приверженность учению суфизма, основателем которого считается известный поэт и философ-богослов XII столетия Ахмед Ясави. Полагают, что Кул Шариф родился в Крыму или же в Хаджитархане (Астрахани). Он носил тахаллус (приставка к имени) Хаджитархани, что, по всей вероятности, не случайно: какое‑то время Кул Шариф жил в Астрахани. Отец его Мансур (по другим сведениям – Хусаин) был из потомков сеидов. Сеидами тогда называли религиозных деятелей, родословная которых начинается с пророка Мухаммада. В государственном управлении они занимали важные места.
В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, известны несколько сеидов. Одного из них, самого образованного, авторитетного и уважаемого, выбирали великим сеидом. В одной из родословных, сохранившихся до наших дней, отец Кул Шарифа, Мансур, назван сеидом Хаджитархана. Сам Кул Шариф в архивных документах, составленных в период Казанского ханства, указан в качестве сеида начиная с 1546 года. А с октября 1551 года он исполнял обязанности великого сеида (олуг сәет). Это значило, что по рангу он был вторым после хана государственным деятелем.
ХУДОЙ МИР ПЕРЕД ВОЙНОЙ
О высоком авторитете Кул Шарифа среди народа и у правящей элиты рассказывают документы: он верхом на своём белом коне любил прогуливаться по улицам Казани. Простой городской люд приветствовал его низким поклоном. Даже сам хан Сафа-Гирей при встрече с сеидом, сойдя с коня, целовал его за полу чапана, расспрашивал о житье‑бытье и уходил, пожелав здоровья. Русские же князья посылали ему через своих послов адресованные лично ему письма и подарки.
Судя по сохранившимся сведениям, Кул Шариф играл важную роль и при решении стратегических государственных вопросов. При том, что работать ему пришлось в чрезвычайно сложных условиях, когда решалась дальнейшая судьба Казани и государства.
Представьте: русские войска стоят у ворот столицы, в устье Свияги неожиданно возникает мощная крепость – место сбора отборных войск Ивана Грозного. При этом народы Горной стороны дают клятву верности русскому царю, их земли, бывшие в составе ханства, отходят в Московскую Русь. А в столице мучается в агонии правительство Сююмбике… В создавшейся ситуации в июне 1551 года правительство решает начать в Свияжске переговоры с русскими и бывшим ханом Казани Шах-Али. Руководителями посольства назначаются сеид Кул Шариф и бек Бибарс Растов. К глубокому огорчению казанцев, они вынуждены подписать договор, согласно которому ханский престол вновь занимает ненавистный Шах-Али, а Сююмбике с малолетним ханом Утямыш-Гиреем отправляют в Москву в качестве заложницы…
Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года последний бой у мечети ханского дворца
Картина члена Российской академии художеств Фирината Халикова «Последний бой у ханского дворца». В центре с Кораном изображён имам Кул Шариф, погибший в битве за Казань
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СДАТЬСЯ ОТВЕРГНУТО
Шах-Али ненадолго задержался в Казани: Иван Грозный лишил его ханского сана и отправил на «вакантное» место своего наместника князя Микулинского. Но того в Казань не пустили. Казанцы образовывают своё правительство во главе с Чапкыном Отучевым. В его состав входит и сеид Кул Шариф.
В Москве начинается подготовка к завоеванию Казани военным путём. Уже в августе 1552 года 150-тысячное войско Ивана Грозного достигает Свияжска. Русский царь обращается лично к Кул Шарифу с предложением сдаться без боя. Предложение отвергнуто.
4 сентября. В Казани гремит первый взрыв – разрушены Муралеевы ворота, через которые захватчики пытаются ворваться в крепость. Оборона города продолжается почти месяц. Защитникам города предъявлен ультиматум: сдать город без сопротивления. Казанцы отвечают: «Не покоримся, на стенах и башнях находится Русь. Но мы другую стену поставим, все помрём или отсидимся».
«ВСЕ ДО ЕДИНОГО ПАЛИ В ЖЕСТОКОЙ СЕЧЕ»
Последний штурм города состоялся 2 октября (по старому стилю). Ожесточённые бои шли в самой крепости, у стен мечети и медресе Кул Шарифа. По свидетельству очевидца, «вооружившись чем попало, юные шакирды, муллы и абызы с их великим епископом, а по их языку амиром по имени Кул Шариф-мулла, атаковали наступающих и все до единого пали в жестокой сече».
Казань пала, однако отвага Кул Шарифа, его шакирдов и сегодня вызывает в наших сердцах чувство восхищения.
В душе татарского народа Кул Шариф занял прочное место и своим поэтическим творчеством. До нас дошли несколько его стихотворений, поэма «Кыйссаи Хобби Хуҗа» («Сказание о Хубби Ходже») и прозаическое сочинение «Зафернам-и вилайети Казан» («Победа Казанского вилайета/страны»). Остаётся только предполагать, сколько поэтических произведений Кул Шарифа исчезло в водоворотах времени.
Время жестоко. Но даже оно бессильно перед памятью. Возрождённая мечеть «Кул Шариф», украсившая Казанский кремль, – дань памяти потомков герою, чьё имя не подлежит забвению.
Фаяз Хузин
Фото: ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: