Татарстан

Общественно-политическое издание

Монда «Татарстан» булды
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936) занимает уникальное место в истории татарской общественной мысли. Он является яркой фигурой обновленческого движения конца XIX – начала XX столетия и остался в истории как выдающийся историк, педагог-просветитель, религиозный деятель (богослов), писатель.

11 мая 2022

РИЗАЭТДИН ФАХРЕТДИН. МУФТИЙ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ


Ризаэтдин родился в деревне Кичучатово (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье сельского муллы и мударриса, чьи предки были выходцами из Древнего Булгара. Известно также, что дед Р. Фахретдина по линии отца, получив образование на родине, отправился в Турцию, где дорос до губернатора одного из причерноморских городов.
21 ГОД УЧЁБЫ И ВСТРЕЧА С МАРДЖАНИ
В 1867 году Фахретдин получал знания в медресе города Чистополя, два года спустя отец отдал его на обучение в медресе деревни Нижнее Чершилы (ныне Лениногорский район Татарстана) устазу Абдалфаттаху б. Абдалкаюму. В этой деревне Ризаэтдин прожил около двадцати лет. В течение десяти из них он учился, а остальные десять лет учительствовал сам как помощник преподавателя (хальфа).
В медресе Фахретдин освоил арабский, персидский, турецкий языки и впервые познакомился с наследием Шигабутдина Марджани. Его взгляды оказали на Ризаэтдина сильное влияние. В 1886 году Фахретдин даже специально приезжал в Казань, чтобы познакомиться и по возможности пообщаться с великим учёным. К сожалению, встреча была мимолётной. Ризаэтдин увиделся с Марджани недалеко от мечети и смог обменяться лишь несколькоми незначительными фразами...
Период обучения Фахретдина длился 21 год. Он получал образование исключительно в отечественных медресе, тем не менее достаточно хорошо изучил идеи, труды зарубежных мусульманских учёных. Об уровне знаний и творческих возможностях Ризаэтдина уже в ту пору свидетельствуют частые публикации его сочинений на страницах зарубежных журналов (например, «Аль-Манар»).
В 1888 году Фахретдин отправился в Санкт-Петербург – столицу Российской империи и признанный центр востоковедения. Здесь он пробыл около двух месяцев, познакомился с известным религиозным реформатором Джамал ад‑Дином аль-Афгани (1839–1897). Встреча во многом повлияла на мировоззрение Ризаэтдина.
ВЫХОД В СВЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ТРУДА «АСАР»
В феврале 1891 года Риза Фахретдин уже в Уфе. Он избирается духовным судьёй (казыем) Оренбургского мусульманского духовного собрания. Ведёт активную научную деятельность, параллельно изучает архив Духовного собрания. Материалы этого богатейшего фонда лягут в основу его фундаментального исторического исследования «Асар» («Следы»), которое будет издано с 1900 по 1908 год. В эти же годы будут написаны повести «Салима» и «Асьма»: в центре внимания автора женский вопрос, равноправие женщин и мужчин.
Большое место в творчестве Фахретдина занимают проблемы воспитания личности, морали, эстетические вопросы. Об этом – целая серия написанных им книг.
ИДЕОЛОГ РЕЛИГИОЗНОГО РЕФОРМАТОРСТВА
В 1906 году Фахретдин по приглашению татарских промышленников братьев Рамеевых переезжает из Уфы в Оренбург. Начинается наиболее плодотворный период его научно-просветительской деятельности. Учёный продолжает свою преподавательскую деятельность в Оренбурге и возглавляет известное медресе «Хусаиния».
В первые два года своего пребывания в Оренбурге Фахретдин работает заместителем редактора газеты «Вакыт» («Время»), возглавляемой в то время популярным журналистом Ф. Карими, позже, вплоть до 1918 года, – главным редактором журнала «Шура» («Совет»). На страницах этого издания публикуются материалы по философии, истории, литературе и языкознанию, географии, педагогике.
Именно в это время Фахретдин, продолжая традиции Шигабутдина Марджани, становится одним из ведущих идеологов татарского религиозного реформаторства. В период его работы в Оренбурге публикуются наиболее значимые его труды религиозно-теологического содержания «Жэвэмиг эль‑Кэлем шархе» («Комментарии к изречениям Пророка») и «Дини вэ ижтимагый мэсьэлэлэр» («Религиозные и общественные проблемы»), в которых он излагает свои религиозно-реформаторские взгляды.
ВО ГЛАВЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН
В 1922 году Ризаэтдин избирается муфтием Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири. Продолжает научные изыскания и работу над историческим трудом «Асар». Изучив множество источников, пишет труд «Болгар тарихы».
Будучи муфтием, Фахретдин активно защищает интересы российских верующих и священнослужителей, добивается сохранения архивов, библиотек при мечетях. Благодаря его упорству удаётся спасти от уничтожения богатейший архив ЦДУМ (по инициативе Фахретдина архив в 1935 году передадут на государственное хранение).
В 1926 году в качестве руководителя советской делегации Фахретдин участвует в Первом Всемирном конгрессе мусульман в Хиджазе (Саудовская Аравия), где его избирают вице-президентом конгресса, что ещё раз подчёркивает высокий статус учёного в исламском мире.
В 1926 году Духовным управлением мусульман проводится очередной съезд мусульман, где муфтием снова избирается Ризаэтдин Фахретдин. Предчувствуя дальнейшую судьбу религии в СССР, он предпринимает шаги по сохранению истории религиозных деятелей того времени. Рассылает всем циркуляры с просьбой прислать анкеты с краткой биографией. В 1932 году пишет письмо в Академию наук СССР с целью передачи ценных рукописей и книг в архив для сохранения. Часть своих рукописей и труды по просьбе академика А. Самойловича отправляет в Ленинградскую академию наук.
Несмотря на жёсткую антирелигиозную политику со стороны советского государства, Риза хазрат Фахретдин старался сохранить лояльное отношение к власти. Именно данная позиция помогла ему вплоть до его смерти сохранить Духовное управление мусульман от полного закрытия. Ризаэтдин Фахретдин покинул этот мир  12 апреля 1936 года в Уфе в возрасте 77 лет и похоронен на татарском кладбище.
Айдар Карибуллин
Фото: zen.yandex.ru

Добавить комментарий

Номер темасы
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: