Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Научная династия Салиховых – Габаши

Копаясь в архивах, директор Института истории имени Ш. Марджани АН РТ Радик Салихов обнаружил, что одним из его дальних-дальних предков был живший в XVII веке Юнус Иванай. «Это первый официально признанный учёный из татар, – поясняет Радик Римович. – Проявил он себя и в истории, и в математике, и в религиозных науках». Вот так, считай, почти четыреста лет назад и начиналась эта династия...

В его детстве, вспоминает Радик Салихов, игрошек было мало. Мама - учитель нчальных классов, папа - аспирант, зарплатами похвастаться не могли. Жили в маленьком деревянном доме в Мамадыше, на дворе эпоха застоя... Что могла дать тогда советская интеллигенция своим детям?..

Марат Салихов, профессор Российской экономической школы, доцент Московской школы управления «Сколково», и Рашид Салихов, магистрант международно-правового факультета МГИМО.

КНИЖНЫЙ МИР

На самом деле очень много могла. Целый мир. Мир, заключённый в книгах. Да, игрушек в комнате был недобор, зато всё вокруг было заставлено книжными полками. И это, говорит Радик Римович, было лучше всяких мишек и машинок. С этих страниц с ним говорили все татарские классики, от Габдуллы Тукая до Амирхана Еники.

Его отец, Рим Гарифович Салихов, был филологом, специалистом по татарскому литературоведению. Всегда в очках, с ручкой и бумагой, всегда что‐то пишет... Прирождённый учёный! Когда защитил кандидатскую, семья перебралась в Елабугу. Потом Рим Салихов стал доктором наук, профессором и многие годы заведовал кафедрой татарской филологии в Елабужском пединституте.

– Отлично помню, как у нас собирались гости – учёные, папины коллеги, – и говорили, говорили – о татарской литературе и истории, – вспоминает Радик Салихов. – Тогда ведь в общественном пространстве не обо всём можно было говорить. Например, Золотая Орда, Волжская Булгария – для учёных эти темы были закрыты. Были и запрещённые писатели – например, Гаяз Исхаки. А отец и его коллеги всё это обсуждали – конечно, только между собой, на таких вот посиделках. Ну и очень много говорили о необходимости сохранения татарского языка, о современном татарском литературном процессе. Это была очень насыщенная жизнь, татарское литературоведение было на подъёме.

Радик Салихов, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

В молодости Радик не думал, что надо непременно продолжить учёную династию. Но его очень интересовала история татарского народа, хотелось понять национальные корни, истоки. Однако на истфак отец поступать отсоветовал, предложив всё же выбрать филологию.

– Помню, он мне тогда сказал: «Мужчина, окончивший филологический факультет, всегда на вес золота», – смеётся Радик Римович.

Но директор Института истории не жалеет, что получил базовое филологическое образование. Преподаватели на филфаке Казанского государственного университета научили его анализировать, сопоставлять, размышлять... Потом ему это очень помогло.

Наука для него началась не сразу. Сначала преподавал русский и литературу в одной из казанских школ. И случайно узнал, что в Институте языка и литературы имени Г. Ибрагимова начался набор на платное обучение по новой программе – составление свода памятников истории и культуры ТАССР. Возглавлял это направление профессор Юрий Смыков. К нему и пришёл молодой учитель‐филолог, жаждущий заниматься татарской историей. Профессор поручил Салихову заняться изучением Старотатарской слободы.

Параллельно Радик Римович поступил там же, в ИЯЛИ, в аспирантуру по татарской филологии. И уже почти даже написал диссертацию по лирическому герою татарской поэзии. Но почувствовал: это, что называется, не его. Он уже погрузился в мир реальных героев национального прошлого.

– Я стал изучать дома Старотатарской слободы – кто их построил, кто там жил, – и для меня открылся совершенно новый мир, – вспоминает Радик Салихов. – Во‐первых, вопреки стереотипу, что татарская культура – по преимуществу сельская, я понял, что до революции у нашего народа существовала очень насыщенная городская культурная жизнь. Во‐вторых, в советское время не было даже такого понятия «татарское предпринимательство». А зажиточные татарские купцы или хазраты трактовались однозначно: баи, кровопийцы, мракобесы... А ведь это было колоссальное явление! Люди, вышедшие из деревень, не имевшие светского образования, в силу природной одарённости, практической сметки и большой работоспособности смогли заработать гигантские деньги. Действительно гигантские. Но при этом они продолжали вести достаточно скромную жизнь, а значительные средства из своего состояния тратили на строительство мечетей и медресе, на помощь неимущим. И, кстати, эти люди очень блюли то, что мы сейчас назвали бы семейными ценностями. Да, они жили по мусульманским законам и могли себе позволить материально содержать до четырёх жён. Но, как правило, выбирали себе в молодости одну спутницу жизни и до конца оставались только с ней.

История татарского предпринимательства привела начинающего учёного в только открывшийся в конце 1990‐х в структуре республиканской Академии наук Институт истории. Прийти в науку в 90‐е годы – решение, конечно, смелое. Время для учёных было сложное, приходилось, вспоминает Радик Салихов, постоянно где‐то подрабатывать, чтобы содержать семью. Зато с тех пор он занимается тем, что ему действительно интересно, – изучает историю своего народа.

КОВЁР ОТ СУЛТАНА И НАУЧНЫЕ ГЕНЫ

Оба сына Радика Салихова в какой‐то момент проявили интерес к математике и информатике. Отец только диву давался: откуда такое в их гуманитарной семье? Впрочем, со временем выяснилось, что перебороть научные гены – задача не из лёгких. Тем более что у Салиховых‐младших (сделаем ещё один экскурс в историю) и по материнской линии исследовательские традиции необычайно сильны. Их дед Рустем Габяшев – известный татарстанский археолог, специалист по эпохе неолита, кандидат исторических наук. Отец Рустема – Султан Габяшев был первым татарским профессиональным композитором и музыкальным теоретиком, изучал национальный фольклор.
А отец Султана, Хасан‐Гата Габаши, в начале XX века считался одним из самых авторитетных представителей татарского духовенства и одновременно одним из первых татарских историков. Его книга «Всеобщая история тюркских народов» гремела на весь восточный мир, и турецкий султан Абдул‐Хамид за эту книгу подарил автору чётки из драгоценных камней и ковёр. Остатки этого ковра, вспоминает Радик Салихов, он ещё застал – они лежали у тестя на балконе...

Вот такие флюиды веяли над младшими Салиховыми с детства. Так стоит ли удивляться тому, что старший сын Радика Римовича Марат, окончив ВМК и поработав какое‐то время программистом, вдруг решил, что наука ему интереснее. Поступил в магистратуру Российской экономической школы, потом учился в международной аспирантуре во Франции, Сингапуре. Защитил диссертацию по экономическому прогнозированию. Какое‐то время поработал в Йельском университете (США), а потом вернулся на родину. Сейчас он профессор Российской экономической школы и доцент Московской школы управления «Сколково». Работу свою очень любит, перспективы отечественной научной мысли в сфере математических методов в экономике считает очень высокими.

Младший же сын, Рашид, окончив в Казани физико‐математическую школу, пошёл учиться на юрфак, на факультет права ВШЭ, сейчас оканчивает магистратуру международно-правового факультета МГИМО и собирается поступать в аспирантуру. Активно пишет статьи и участвует в научных конференциях. Так что династия, которой почти четыреста лет, продолжается.

Рим Гарифович Салихов – доктор филологических наук, профессор, многие годы заведовавший кафедрой татарской филологии в Елабужском пединституте.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: