Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Открывающие небо

Открывающие небо

Покрытые зеленой защитной грунтовкой части фюзеляжа, крыльев, хвоста аккуратно разложены в пространстве цеха как гигантский новенький конструктор. «Татарстан» – в цехе сборки Казанского авиационного завода.

05 августа 2022

Панели собираются в сборки, сборки – в агрегаты, агрегаты на стапелях стыкуются в элементы конструкции самолета. На сборку въезжают тысячи деталей, выезжает – почти полностью собранный Ту-214, пожалуй, один из самых перспективных пассажирских самолетов в России.
МОДЕЛЬ ДЛЯ ПАССАЖИРА
По планам Объединенной авиастроительной корпорации, со стапелей Казанского авиационного завода (КАЗа) должно сойти 70 дальнемагистральных пассажирских самолетов Ту‑214 уже к 2030 году. Казанский авиационный завод (филиал ПАО «Туполев», входит в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» ГК Ростех) для важной миссии глобального замещения парка иностранной пассажирской авиатехники выбран не случайно. Благодаря усилиям руководства Татарстана завод – едва ли не единственное отечественное предприятие, на котором с начала 2000‑х практически не прекращался выпуск гражданских самолетов. Планер Ту‑214 всегда изготавливался здесь. За 20 лет КАЗ выпустил целый парк самолетов специального назначения Ту‑214 для государственных целей.
_MG_7460
WhatsApp Image 2022-07-22 at 15.35.42
– Мы сохранили традиционный подход сборки на стапелях, сегодня он полностью себя оправдывает. При этом линейка модификаций Ту‑214 широка. До недавнего времени мы выпускали до трех самолетов в год, но планируем постепенно наращивать объемы производства – будет добавляться обрабатывающее оборудование, стапели для параллельного изготовления агрегатов, а новые технологии помогут ускорить сборку. Часть задач, возможно, будет передана на аутсорсинг, – расскаывает Максим Кондратьев, заместитель директора Конструкторского бюро по организации конструкторского сопровождения.
Он проводит для нас экскурсию по цеху. Во втором зале – огромная литая «гар‑ мошка», половина центральной балки самолета. Все ответственные узлы в дальнейшем проходят испытания на качество сборки.
– Мы стремимся к тому, чтобы срок эксплуатации основных узлов достигал 50‑ти лет, – говорит Максим Кондратьев.
IMG_3580
IMG_2089
Этот результат во многом зависит от квалификации специалистов, занимающихся сборкой. К счастью, заводу удалось сохранить в своем штате опытных мастеров, которые не только качественно делают свою работу, но и могут обучать молодых специалистов. Устроиться на работу в сборочный цех можно, например, после Казанского авиационного техникума. Учитывая производственные планы завода, у каждого молодого профессионала здесь есть все возможности для роста.
Сейчас поставщиками материалов и комплектующих для КАЗа выступают более сотни российских предприятий. Постепенно проводится импортозамещение комплектующих изделий в действующих машинах. К слову, ТУ-214 практически полностью российская машина, импортных комплектующих здесь минимум изначально.
Министр транспорта России Виталий Савельев назвал Ту‑214 базовой моделью, на которую планируют переходить ведущие авиакомпании страны. Самолет обладает рядом характеристик, делающим его вполне конкурентоспособным даже на внешнем рынке. Он полностью отвечает международным требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу, имеет большую, чем у импортных судов такого же класса, дальность полета с возможностью его увеличения за счет дополнительных топливных баков. Максимальный взлетный вес – 110 тонн. На маршрутах протяженностью около 4000 км эксплуатационные расходы на пассажирское кресло Ту‑214 ниже, чем у его прямых зарубежных конкурентов.
Но при всей амбициозности «пассажирское» направление для Казанского авиационного завода – отнюдь не единственное.
ТИТАНОВЫЕ ПТЕНЦЫ «БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ»
«Колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома», – так гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь прокомментировал старт модернизации Ту‑160 на Казанском авиационном заводе в 2016 году.
Первый «Белый лебедь», как стали называть за грацию и элегантность межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-160, покинул свою казанскую колыбель в 1984 году. Казанский завод продолжил выпуск этих машин. «Лебеди» и «Медведи», турбовинтовые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту95МС, составили авангард Дальней авиации Воздушно-космических сил  (ВКС) России.
В 1990‑х выпуск Ту‑160 приостановили. Действующие машины остались на службе в ВКС страны и постоянно совершенствовались, но дискуссия о необходимости их производства продолжалась. Судьба проекта решилась в 2015 году: Минобороны РФ приняло решение о возобновлении выпуска «Белых лебедей» в Казани. Потребовалась модернизация не только самого самолета, но и связанных с ним производств. В первую очередь – цеха, где проводилась сварка титановых элементов, составляющих почти 40% конструкции бомбардировщика, в том числе – его «хребет». Технологию вакуумной сварки вернули, фактически, из небытия, и сейчас Казанский авиационный завод владеет самой большой и самой мощной мире электронно-лучевой сварочной установкой.
IMG_7952
Федоров А.П. монтажник электрооборудования
IMG_3193
Первый полет нового, то есть созданного на основе прежних «заделов», стратегического бомбардировщика Ту‑160 «Петр Дейнекин» состоялся в январе 2018 года в присутствии Президента России Владимира Путина. Был подписан контракт на производство стратегических ракетоносцев Ту-160. В дальнейшем ракетоносец стал, фактически, новой машиной.
DSC_4003
_MG_7508
«Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации «М», с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления самолетом, навигационных систем и систем управления вооружением», – заявил в 2022 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Внешний облик самолета сохранили, а «начинку» обновили на 80%, то есть практически собрали заново. Помимо прочего Ту‑160М получил новые радиолокационную станцию, комплект связи и навигации, комплекс радиоэлектронной борьбы, авионику и образцы вооружения. Дальность действия машины возросла. В процессе модернизации была создана уникальная база данных оцифрованной конструкторской документации.
Первый полет уже Ту‑160М состоялся в Казани в январе этого года. «Птенец» «Белого лебедя» поднялся на высоту 600 метров. Летчики-испытатели провели ряд маневров, показав, насколько самая мощная в мире сверхзвуковая «птица» устойчива и управляема в воздухе. Ту‑160 и дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, модернизация которого также проводится на КАЗ, входят в состав ядерной триады Российской Федерации. К слову, за Ту‑160 числится 44 мировых рекордов. Самый свежий – по дальности и продолжительности полета на сверхзвуковых стратегических ракетоносцах.
IMG_8089
Устимов, авиационный техник
IMG_5436
Потенциал проекта серийного производства Ту‑160М переоценить сложно. Выпуск новых бомбардировщиков может не только вдохнуть новую жизнь в сотни профильных высокотехнологичных предприятий по всей стране, но и вывести развитие отечественных оборонных технологий на принципиально новый уровень. Казанский авиационный завод внес достойный вклад в эту историю. Собственная победа предприятия ещё и в том, что КАЗ, по сути, первым в новейшей истории страны смог на таком уровне взять под контроль две самые острые отраслевые проблемы: дефицит технологий и кадров. Первый шаг к новой славе завода сделан.
Ксения Сёмина
Фото: Александр Ефремов, предоставлено КАЗ

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: