Пакистанская лавстори с научным уклоном
Любовь... Этот фактор почему-то не учитывается статистикой среди причин трудовой миграции. Рахима Улахх именно сильные чувства заставили переехать из Пакистана в Казань. Здесь научный сотрудник Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ не только обрёл семью, но и стал кандидатом экономических наук.
11 декабря 2025
Рахим больше похож на артиста эстрады, чем на учёного: одной своей внешностью он может напомнить Джорджа Майкла времён «Careless Whisper» или «короля» Александра Бердникова. Но встречаемся мы не где-то за кулисами, а в лаборатории мирового уровня в области каталитического акватермолиза, которая расположена в здании Химического института имени А. М. Бутлерова на Кремлёвской улице.
В ЛАБОРАТОРИИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО АКВАТЕРМОЛИЗА
Запах в кабинете соответствующий: если закрыть глаза, то может показаться, что находишься в автосервисе или на автомобильной заправочной станции. Пары нефтепродуктов пропитали всё и вся. На полках в разнообразной таре — образцы нефти с различных месторождений, здесь исследуют методы повышения их нефтеотдачи.
ЛИКБЕЗ ПО НЕФТЕДОБЫЧЕ
— Для закачки в месторождения используем разные реагенты, они меняют смачиваемость породы, увеличивают её капиллярную силу, и таким образом повышается активность поверхности — добыча нефти соответственно увеличивается, — коротко знакомит с родом своей деятельности собеседник.
Впрочем, сюда меня привело не желание вникнуть в суть увеличения нефтедобычи, а желание узнать причины переезда иностранного гражданина в Россию, в столицу Татарстана, узнать, как сложились здесь его карьера и личная жизнь.

АФГАНИСТАН — ПАКИСТАН — ТАТАРСТАН
Рахим по национальности афганец, по образованию — минералог, окончил бакалавриат университета COMSATS по специальности «Структурная геология». Пошёл по следам отца. В Афганистане это весьма востребованная профессия. К слову, эта страна обладает самыми богатыми залежами минеральных ресурсов в мире, но разработка этих запасов затруднена из-за сложной инфраструктуры, политической нестабильности и вопросов безопасности. Вот и родитель Рахима с семьёй вынужден был уехать за границу после прихода талибов к власти.
— Родина осталась во власти безграмотных, необразованных людей. У такого государства нет будущего, — в словах Рахима слышится боль.
Когда же он начинает рассказывать о России, тон меняется. Из Пактики, провинции Пакистана, граничащей с Афганистаном, в Казань молодой человек приехал в 2017 году. Только, в отличие от отца, причина для эмиграции была вдохновляющей.
В «ИМПЕРИЮ ЗЛА» ВОПРЕКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОЛЕ
С девушкой по имени Гузель они познакомились в 2015 году по интернету. Больше года их общение проходило по видеосвязи. Долгожданная встреча состоялась в Пакистане.
— Она работает преподавателем экономики в КФУ и в нашу страну приезжала на научную конференцию, — начинает свою лавстори Рахим.
После этого уже пришёл черёд ему самому собираться в дальнюю дорогу. Чем будет заниматься в России, он знал — учиться. После подготовительного факультета КФУ поступил сразу на две магистратуры — в Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ и в Институт экономики Казанского государственного аграрного университета.
— Родители сначала тяжело восприняли моё желание уехать в Россию. О ней пакистанские СМИ пишут и показывают чаще негатив, вот люди и думают, что здесь империя зла. Ну и наш брак не сразу одобрили. Там против того, чтобы женились на чужих, хотя мы свадьбу провели по мусульманскому обряду «никах».
НАУЧНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Не умаляя заслуг собеседника, понимаешь, что без поддержки супруги такую нагрузку с учёбой осилить было бы сложно.
— Действительно, Гузелия очень поддерживала меня с первых шагов в Казани, — подтверждает мою мысль Рахим.
Успехи были не только в учёбе. Сегодня супруги воспитывают пятилетнюю дочку Райху.
Отмечает Рахим и роль коллег в своей успешной адаптации. В лаборатории работают, по его словам, «хорошие трудолюбивые люди».
— Не заметил, чтобы как-то на общении сказалось то, что я иностранец. В институте много их: из Ирака, Египта, Йемена, Ирана... Даже наоборот, к нам более внимательны, высказывают желание помочь, поддержать — видят, что мне труднее что-то даётся, главным образом из-за слабого владения языком. Русский — сложный, хотя вообще я в разной степени знаю ещё афганский, хинди, английский, персидский.
— Вы поменяли мнение о России?
— Конечно! Здесь, в КФУ, уровень образования намного выше, больше направлений, по которым можно развиваться, — то, чего нет в Пакистане. Я всем иностранцам говорю: если хотите проявить себя и в учёбе, и в профессии, то Россия для этого самое лучшее место. И пытаюсь помочь многим ребятам — своим землякам — приехать сюда, среди них немало студентов. Люди, желающие учиться и работать, мне нравятся. Помогаю чем могу.
Татарстан открыл новые возможности — могу работать много где. Были приглашения от нефтегазовых компаний после окончания магистратуры. Но меня больше научная работа привлекает.

С семьёй.
В качестве P. S.
Рахим оказался ещё и скромным человеком. Во время нашего разговора он умолчал, что готовится к соисканию учёной степени кандидата... экономических наук. И тема диссертации далека от основной работы: «Развитие учётно-контрольного обеспечения управленческой отчётности по мелиоративным работам сельскохозяйственных организаций». Сообщил новость только уже после успешной защиты. Что ж, возможности, которые предоставляют в России иностранцам, он использует по полной.
Добавить комментарий