Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Сердце умного города

Сердце умного города

Робот-официант, самозаряжающийся дрон, беспилотное такси – татарстанский Иннополис зачаровывает технологиями. И не только ими.

05 сентября 2022

Утро здесь похоже на утро в каком-нибудь пансионате: из всех звуков – только пение птиц и детские голоса. На улицах только мамочки с колясками. Бо́ льшая часть рабочего класса «города будущего» – айтишники, которые сейчас работают в офисах в технопарках или из дома. Мне не терпится опробовать разнообразные цифровые сервисы, доступные пока только иннополисянам.
Первая утренняя задача – позавтракать. Чтобы выяснить, как это сделать, обращаюсь к Инне. Инна – это телеграм-бот Иннополиса, знающий о жизни города всё или почти всё.
«Еда» – пишу Инне, и мне вываливается целый список заведений общепита. Почти все они начинают работать с 10:00. Зато в 9:30 можно сделать заказ через сервис доставки еды. Делаю и с нетерпением жду – не столько кашу, сколько доставщика. Примерно через полчаса приезжает… белый коробок на колёсах – ровер. Весь путь от кафе до дома эти роботы проделывают самостоятельно и довольно шустро, только в подъезд не умеют заезжать.
IMG_20220817_172100
ИННА ИЗ ИННО
После завтрака самое время изучить Иннополис получше. «Достопримечательности» – пишу Инне, но она посылает меня на островград Свияжск (28 км) и на курорт «Свияжские холмы» (4 км). Музеев, мечетей и церквей здесь тоже нет. С чего же начать знакомство с городом? В ответ на этот запрос Инна предлагает мне группу знакомств. Кстати, если бот не может дать нужную информацию, то он переводит пользователя на консьерж-службу, где работают люди, и попросить помощи можно там. Моей знакомой, например, девушки из службы помогали искать зонт, забытый в автобусе. Сложно представить, чтобы поиском зонта всерьёз озадачилось какое-нибудь столичное ПАТП.
Игнорируя инструкции Инны по поводу вступления в чат знакомств, иду гулять по городу. Иннополис окружён лесами. Совсем рядом – село Введенская Слобода, курорт «Свияжские холмы» и оживлённая трасса М-7, но из‑за элегантной архитектуры, отсутствия бурного человеческого и транспортного потока, присутствия роботов-доставщиков, колесящих по улицам, чувствуешь себя полностью оторванным от обычной жизни. «Сообщества» – пишу Инне. «Я тебя совсем не понимаю, разве я должна это знать?» – отвечает мне бот. На самом деле сообщества в Иннополисе есть, просто с Инной нужно общаться конкретнее. Заметив множество велосипедов, припаркованных у Технопарка, пишу в чат‑бот слово «Велосипеды», и мне тут же приходит ссылка на группу велосипедистов. Я вступаю в неё и узнаю, что местные велолюбители недавно ездили на Велоночь в Казань.
IMG_20220817_155835
БЕСПИЛОТНИК ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ
Первый человек, с которым удаётся поговорить, – Марат Маннанов, инженер, наблюдающий за движением беспилотного такси. Он сидит на переднем пассажирском сиденье, за рулём – никого.
IMG_20220817_150347
Машина трогается довольно плавно. Марат рассказывает, что эти такси – одно из главных туристических «чудес» Иннополиса. Порой доходит до очередей! Для горожан же перемещение по городу на машине без водителя за рулём – хоть и комфортная, но обыденность. Машина не едет быстрее 60 км/ч, потому что точно знает: превышение этой скорости – нарушение правил дорожного движения, что ей запрещено настройками. Перед каждым пешеходным переходом машина аккуратно притормаживает, пропуская и пешеходов, и велосипедистов, и роботов-доставщиков. Она умеет предсказывать часть действий других участников дорожного движения, и это одно из главных преимуществ беспилотника перед человеком-водителем.
– Однажды другое беспилотное такси двигалось в сумерках по правой полосе и внезапно остановилось перед пешеходным переходом. Инженер уже начал писать комментарий о неисправности. Но оказалось, что лидары (инфракрасные датчики. – Прим. ред.) на борту беспилотника зафиксировали группу велосипедистов, которые подъезжали к переходу и в темноте водителю-испытателю были не видны, – говорит Марат. Поработав с беспилотником, он и сам стал водить аккуратнее. Мне нравится предусмотрительность и неторопливость машины, но я ловлю себя на мысли, что жду сообщения о том, что система сломалась, двери заблокированы и мы застряли во чреве этого робота на колёсах. За движением машины наблюдаю на специальном планшете. Картинка передаёт то, что, по мнению бортового компьютера, творится на дороге.
IMG_0737
С точки зрения трафика для тестирования беспилотников Иннополис – идеальное место. Кроме людей на дороги здесь часто выбегают зайцы и лисы. Звери ведут себя менее предсказуемо, чем человек. Зайцы, например, могут долго бежать в свете фар. На всё это беспилотник должен уметь реагировать адекватно. Как и на неадекватных водителей. По встречной полосе нас обгоняет иномарка и едет параллельно. Беспилотник мгновенно скидывает скорость и даёт другой машине перестроиться вперёд.
IMG_20220817_150313
Такси без человека-водителя ездит по Иннополису с 2018 года, но некоторые иногородние гости до сих пор бурно реагируют на крутящийся сам собой руль. Пару раз за поездку на нас показывали пальцем.
БАГИ ВМЕСТО ТЕРНИЙ
«Я люблю Инно, но после 60 лет любила бы больше . Хорошее место, чтоб перевести дух, успокоиться, подлечить тело-душу-нервы, но если ты ещё молод, хочется больше движа и суеты...» – пишет мне знакомая в ответ на мой вопрос о том, что она чувствует, проживая в этом цифровом раю. Суеты в Иннополисе действительно нет. Город небольшой, и за день можно успеть очень много, экономя время на дороге и пробках. Возможно, поэтому кажется, что и агрессии тут меньше, чем в мегаполисах. Кстати, говорят, что если оставить сумку в каком-нибудь общественном месте Инно, то, скорее всего, она будет лежать до тех пор, пока вы не вернётесь за ней. Общеизвестно, что здесь всюду камеры и обнаружить воришку не составит труда.
IMG_20220817_155516
Кажется, что цифровая среда прорастает здесь сама собой, как трава на многочисленных газонах. На самом деле нет – айти-технологии для жизни взращиваются в городе обдуманно и планомерно. Одно из свежих явлений в этом смысле – робот-официант в ресторане Kuji. Я захожу и заказываю кофе с пирожным. Мимо проезжает тот самый робот-официант с экраном в виде мордочки котика. Вежливый милый молодой человек за кассой предлагает мне выбрать столик и немного подождать. И я жду, когда электронный котик привезёт мне кофе, но вместо него появляется тот же молодой человек.
IMG_0734
– Кто‑то играл с ним и сбил программу, – извиняется сотрудник кафе. Я выгляжу настолько разочарованной, что спустя десять минут котик всё‑таки подъезжает к моему столу.
МИР ГЛАЗАМИ ДРОНА
Но недалёк, судя по всему, тот час, когда потребность в котороботе исчезнет. Еду иннополисяне смогут заказывать не только на дом, но и на стол. Дрон будет просто залетать в окно и опускать заказ ровно посреди обеденной сервировки.
– Сейчас, на стадии тестирования, наш дрон поднимает около двух килограммов. Эту функцию можно использовать, например, для доставки небольших посылок. Дрон заберёт посылку на пункте выдачи маркетплейса и доставит её на станцию к вам во двор, – говорит Андрей Павлов, оператор беспилотного летательного аппарата.
IMG_20220817_161028
Станция квадрокоптера, которым он управляет, – это маленький гараж с «насестом». Андрей набирает команду в программе на лэптопе, крыша гаража отъезжает, и дрон, жужжа и покачиваясь, поднимается с «насеста» в небо. На минуту задумывается, загружая программу, а потом отправляется в сторону технопарка «Попов». За полётом и дивными видами Иннополиса с высоты мы наблюдаем его «глазами» – изображение передаётся на экран ноутбука.
IMG_20220817_161202
IMG_20220817_161906
IMG_20220817_161417(1)
Тем временем дрон возвращается на «насест», и его батареи сразу же меняются на заряженные. Автоматически!
ДО ВСТРЕЧИ У ДВОЙНИКА!
«У нас нет шансов конкурировать с машинами в тех областях, где для принятия решения нужно изучить большой объём данных. Машины не могут конкурировать с нами в областях, где требуются принципиально новые решения. На самом деле человек принимает такие решения, хоть и в меньших масштабах, тысячи раз в день», – сказал в одном из своих выступлений Энтони Голдблум, основатель онлайн-платформы Kaggle для специалистов по машинному обучению.
В Иннополисе, казалось бы, управление процессами должно быть максимально отдано на откуп искусственному интеллекту. Но нет: один из ключевых местных проектов сегодня – первый в России цифровой двойник города, онлайн-площадка для жителей, бизнеса и администрации, где каждый может высказаться и быть услышанным.
IMG_20220817_164744
– Мы хотим оптимизировать задачи, которые стоят перед городской администрацией, наладить диалог мэрии с жителями, сообществами, управляющими компаниями, подрядчиками, социальными учреждениями. Идея проста: у каждого жителя есть личный кабинет, где он может, во-первых, узнать подробную информацию обо всех объектах города, включая парковки и зелёные насаждения, во-вторых, воспользоваться городскими сервисами, которых нет в приложениях или на «Госуслугах», в-третьих, сообщить о проблеме или поделиться своей идеей. Подобные решения есть во многих российских городах, но, как правило, это разрозненные сервисы. Мы, в силу компактности города и наличия ресурсов в виде Университета Иннополис, смогли разработать единую систему, – говорит Анастасия Козырицкая, руководитель отдела городских проектов АНО «Фонд развития города Иннополис».
IMG_0787
Платформа позволяет, например, арендовать квартиру или парковочное место, забронировать и оплатить место для хранения велосипеда. Сейчас цифровая модель – на этапе тестирования с фокус-группой сотрудников администрации и активных жителей. В разделе «Проблемы» кто‑то сообщает о сломанной берёзе. Другой житель в разделе «Предложения» пишет о том, что пустырь в самом центре города было бы хорошо превратить в парк. В будущем данные платформы помогут администрации принимать решения быстро и точно, жителям – активно участвовать в развитии своего города, бизнесу – осуществлять нужные и эффективные проекты. Всё это приведёт к росту взаимной лояльности. А не это ли залог гармонии социума?
P.S.
Цифровой двойник можно будет масштабировать и внедрять в других городах. Но даже после знакомства с этим воодушевляющим проектом я продолжаю свою прогулку по Иннополису с чувством, что мне чего‑то не хватает. И вдруг в конце Квантового бульвара оказываюсь на самом настоящем, хоть и компактном, рынке.
IMG_20220817_171258
Фермеры из окрестных сёл предлагают капусту, томаты, чёрную смородину и другие продукты из собственных огородов. В паре киосков продают попкорн, кукурузу и мороженое. Замечаю, что некоторые уже давно сделали покупки и просто общаются – с продавцами, друг с другом. Чувство незавершённости исчезает. Теперь я знаю: Иннополис не только умный, но и человечный.
Олеся Бондаревская
Фото: Олеся Бондаревская, Анастасия Хатыпова
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: