Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Главная миссия учителя – учить и воспитывать»

«Главная миссия учителя – учить и воспитывать»

На животрепещущие школьные вопросы мальчишек и девчонок, а также их родителей и учителей отвечает Ильсур Хадиуллин, министр образования и науки Республики Татарстан.

10 ноября 2022


ДОЛОЙ БУМАЖНУЮ ВОЛОКИТУ!
– Ильсур Гараевич, всё возрастающие требования к ведению документооборота отбирают у учителей слишком много времени, которое они могли бы потратить собственно на обучение детей, на общение с ними. Как результат, работа учителя сводится больше к заполнению бумажек, нежели к непосредственной работе с детьми. Есть ли надежда на то, что ситуация изменится и бумажной волокитой займётся администрация школы, а не учителя?
– В системе образования всегда было много бумаг, но главная миссия учителя – учить и воспитывать. Если мы превратим учителей в статистов, тогда говорить о результатах не придётся. Поэтому довольно жёстко работаем в этом направлении на разных уровнях.
Сошлюсь на поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Они гласят, что учителя не обязаны более готовить отчёты за пределами перечня, утверждённого Минпросвещения России, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде. Отныне учителю необходимо заполнять лишь пять документов:
1) рабочая программа учебного предмета (курса);
2) журнал учёта успеваемости (который всегда был и будет);
3) журнал внеурочной деятельности (для педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность);
4) план воспитательной работы (для клас­сного руководителя);
5) характеристика на обучающегося (по запросу).
Все остальные документы есть в базе данных, и если кому‑то из администрации школы вдруг эти документы понадобились – пожалуйста, возьмите из базы данных, а не отвлекайте учителя от учебного процесса!
Будем жёстко контролировать приказ о снижении бумажной нагрузки – на уровне Рособрнадзора ведётся мониторинг. Учитель должен учить детей, заниматься с детьми – и всё!
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
– В старые добрые советские времена авторитет и престиж профессии учителя был очень высок. В 90‑е годы считалось, что это самая бедная категория людей, и в нашу профессию никто не шёл. До сих пор этот стереотип сохранился, хотя и зарплаты сейчас не самые маленькие, и условия намного лучше. Как поднять престиж профессии учителя?
– Уже все понимают, что статус учителя должен быть выше сегодняшнего. Мы же доверяем своих детей учителю, мы же ждём от них результата. А результат есть только тогда, когда есть понимание со стороны родителей, со стороны школы и когда есть профессиональное мастерство учителя. Что для этого делается? В республике разработаны несколько моделей. Например, модель профессионального роста. Что в неё входит?
Во-первых, постоянное повышение квалификации. В Татарстане 18 учреждений занимаются повышением квалификации учителей. По их запросам формируем специальные программы. Ежегодно более 1000 учителей мы принимаем в свои ряды.
Во-вторых, есть школы по наставничеству, в которых молодые и опытные педагоги помогают друг другу. Например, в цифровых технологиях молодые адаптируются быстрее и передают свой опыт старшим. А в плане психологической подготовки, в плане работы с детьми – тут, наоборот, более мудрое поколение делится своим опытом с молодёжью. Лучшие наставники молодёжи награждаются знаком отличия «Почётный наставник».
Кроме того, в Татарстане открыли 173 класса психолого-педагогического направления. Это 8‑11-е классы – предпрофиль и профиль. То есть подготовка будущих учителей начинается уже в школе. Их готовят педагоги и психологи из высшей школы республики, к ним приходят на занятия учёные. В пришкольных лагерях старшеклассники могут проходить интересную педагогическую практику. Всё это даёт возможность погрузиться в профессию. А потом, в вузах, продолжить обучение. Таким образом подготовленные школьники будут учителями уже по призванию, а не потому что поступили туда, где конкурс ниже…
Напомню, что согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», термин «оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» отменён, учителя занимаются реализацией образовательных программ, что также повышает статус педагога.
IMG_2058
МНОГО РОДИТЕЛЕЙ, МАЛО ЗАРПЛАТЫ
– Я оканчиваю в этом учебном году педагогический вуз и знаю, что из нашей группы только двое собираются идти работать в школу. Аргументы большинства: не столько невысокая зарплата, сколько боятся идти работать из‑за неадекватных родителей, которые ведут себя с учителями как с обслуживающим персоналом по уходу за ребёнком. В связи с чем вопрос: как оградить учителя от подобного отношения родителей?
– Сегодня уже более 700 мест в наших вузах на педагогические специальности финансируются за счёт бюджета. Это студенты, которые при успешной сдаче экзаменов получают республиканскую президентскую стипендию в размере 15 тыс. рублей. Заключают трёхсторонний договор: студент – вуз – работодатель. И после завершения учёбы должны отработать пять лет в своём районе, в своей школе.
Но, не поверите, на бюджетные места есть ещё и вакансии. Почему не идут туда учиться? Вы правы – потому что у некоторых родителей потребительское отношение к системе образования, к школе, и это неправильная позиция. Детей нужно воспитывать и обучать совместно. Семья и школа должны идти в ногу. Нужно показывать работу учителей, наставников, выпускников, которые добились результата благодаря своим учителям. Потому что учитель – это тот, кто даёт ребёнку билет в будущее.
Есть проблема и с закрепляемостью молодых учителей. 2000 выпускников в год получают образование в очном режиме. Около 1000 из них – выпускники педколледжей. К ним вопросов нет. Там хорошая технология и методика обучения. А вот из вузов не все идут работать по специальности. Да, поступают на бюджетные места, получают образование, а работать не идут. Кого‑то не устраивает зарплата, хотя сегодня она не маленькая. Но надо понимать, что большая зарплата сразу с неба не упадёт. Нужно показать и доказать, на что ты способен в работе с детьми, с родителями. Надо повышать свою квалификацию постоянно. Наша республика, Президент поддерживают молодых педагогов и в плане социальной ипотеки, и в плане надбавок к зарплате молодым педагогам.
Кого-то пугают отношения с родителями учеников. И их можно понять. Молодой педагог приходит в школу. 25‑30 детей у него, и у каждого по два родителя и по четыре бабушки-дедушки, для которых их ребёнок – центр вселенной. И вместо того, чтобы поддержать молодого учителя, который сам ещё вчера был ребёнком, родители сразу же начинают требовать-наседать, часто невзирая на то, что выходной, что поздний вечер и учителю нужно отдохнуть… Понятно, что в результате такого прессинга появляются боязнь, расстройства. Родители должны помогать, а не все проблемы по воспитанию детей перекладывать на учителя. У каждого ребёнка есть семья. Сообща мы добьёмся больших успехов.
КАК СТАТЬ «ЗЕМСКИМ УЧИТЕЛЕМ»?
– В сельских школах всегда нехватка учителей. Продолжится ли программа «Земский учитель» и как в неё попасть?
– В районах разработаны своеобразные «дорожные карты», которые позволяют закрепить молодых специалистов в сельских школах.
За три года благодаря программе «Земский учитель» на востребованные вакантные должности в сельские школы привлечены 32 учителя, в том числе и из других регионов.
Федеральная программа «Земский учитель» в Татарстане будет действовать в 2023 и 2024 годах.
ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ ПРИМЕР
– Есть какие‑то итоги уже полученного образования в полилингвальных школах? Будут ли ещё открываться такие школы в Татарстане?
– О результатах говорить пока ещё рановато. Первые комплексы были открыты в 2020 году, и, чтобы подвести какие‑то итоги, необходимо вырастить поколение, которое прошло путь от 1-го до 11-го класса. Сегодня в шести полилингвальных комплексах обучается более 7 тысяч детей, преподают более 400 учителей, более 80% учителей владеют татарским языком, более 50% – английским языком. На родном татарском дети изучают окружающий мир, историю, обществознание, биологию, географию, технологию, физкультуру, музыку. На английском – музыку, технологию, географию, математику, биологию.
Открытие новых полилингвальных школ пока не планируется, зато по поручению Президента Татарстана в «Адымнар» создаются классы «Сэлэт». «Адымнар» – хороший проект, который появился благодаря Государственному Советнику Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Без поддержки республики такие проекты нельзя реализовать. И по части оснащения, и по части обучения. Девиз школы: «Через согласие – путь к знаниям!». Согласие между родителями, учителями и школьниками здесь достигается во всём. Я сейчас говорю о единстве наших народов, проживающих в Татарстане. Программа обучения одинаковая, а языки обучения – разные. Такие школы – пример для всей России. Уважение к другим народам, уважение к старшим, любовь к родине, патриотизм начинаются со школы, с детского сада. Сохраняя добрые качества в наших детях, мы формируем настоящие личности.
IMG_2053
МАГИСТРАТУРА ИЛИ СПЕЦИАЛИТЕТ?
– В связи с нынешней политической ситуацией продолжится ли у нас болонская система обучения (бакалавриат и магистратура) или мы вернёмся к специалитету?
– Болонская система объединяет вузы разных стран и направлена на признание дипломов стран – участников Болонской системы. Она разделяет систему высшего образования на уровни: бакалавриат, магистратура, докторантура. В конечном итоге это повышение возможностей для трудо­устройства молодых специалистов и в России, и за рубежом.
Решения по сохранению Болонской системы в России принимаются на федеральном уровне. В случае выхода России из Болонской системы федеральными органами исполнительной власти будет пересмотрен подход к установлению уровней профессионального образования и внесены изменения в федеральное законодательство.
Может быть, уже нужна своя российская система образования. Но это не наши полномочия. Лично моё мнение: хороший специалист выйдет из того студента, который получает знания в одной области, а не когда бакалавр учится четыре года, например, на педагога, а затем, перейдя в магистратуру, – на юриста.
Возможно, система будет меняться, потому что мы должны готовить настоящих специалистов, готовых жить в нашей стране, работать в нашей стране. Европейское понятие толерантности (терпимости) себя показало. У нас такого понятия нет. Мы не терпим друг друга, мы просто испокон веков живём в мире и согласии. Мы знаем менталитет друг друга, и нам комфортно вместе, нам не надо друг друга терпеть.
КАКОЙ ЕГЭ – ХОРОШО, А КАКОЙ – ПЛОХО
– Мнение большинства родителей, что ЕГЭ лишает наших детей стремления к знаниям и лишь натаскивает на тесты, особенно в выпускных классах. Вернёмся ли мы к собственной системе принятия экзаменов у школьников?
– ЕГЭ сегодня – это единственная система оценки качества знаний школьников. Чтобы от неё прямо сейчас отказаться, надо принять какую‑то другую систему. А её нет! Зато у нас есть Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), он занимается изменением КИМов (контрольно-измерительных материалов) в сторону улучшения содержания. Это к вопросу тестов, чтобы не просто галочки ставить... Стандарты обновляются, и учителя знают эти обновлённые стандарты. ЕГЭ – хорошо, если ребёнок занимается с первого класса. ЕГЭ – плохо, если у ребёнка появляется интерес к учёбе только в десятом классе и родители начинают лихорадочно заниматься с ним с помощью репетиторов. Это очень плохо! Репетиторы, кстати, не всегда знают обновлённые стандарты, что приводит к печальным последствиям на ЕГЭ. Надо с первого класса заниматься, и все получится.
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫ
– Как видим из отдельных примеров, как бы школа ни охранялась, в неё всегда может попасть какой-нибудь неадекватный убийца. Какие меры после известных инцидентов в Казани и Ижевске принимаются по безопасному нахождению детей в школах?
– Опыт 175‑й школы показал, что, несмотря на самые современные средства безопасности в школах, бдительность никто не отменял. Потому что ни трёхметровые заборы, ни видеооборудование, позволяющее осуществлять контроль по периметру и внутри школы, ни охранная сигнализация, ни прочие нормативные требования не могут заменить человеческую бдительность.
На антитеррористическую безопасность детских учреждений Казани в этом году потратили свыше 2 млрд рублей. На будущий год в проектах бюджета Татарстана и бюджетов муниципалитетов заложено 1,44 млрд рублей на обеспечение школ частными охранными предприятиями.
Но следует помнить, что школа – это не военный объект, здесь все безоружны, здесь постоянно находятся дети. Это живой организм.
В идеале подобные индивидуумы, которые покушаются на жизнь наших детей, должны быть изолированы либо в лечебных учреждениях, либо в исправительных. Но пока такого нет, они должны быть вовремя остановлены. Либо родственниками своими – они ведь не одни живут, либо правоохранительными органами. Мы должны быть бдительны везде, ко всем, к окружающим – это главное.
РАЗНЫЕ ПРОГРАММЫ – ОДИН РЕЗУЛЬТАТ
– Я учусь в 9‑м классе, и, так как моя семья часто переезжает из города в город, мне в каждой новой школе приходится переучиваться по новой программе. В голове каша. Почему везде разные программы обучения?
– Разнообразие программ идёт у нас с 90‑х годов. Когда мы учились, была одна программа на всю страну. Один учебник математики, один букварь, одно природоведение… – от Калининграда до Камчатки. А сейчас несколько видов учебников. В какой‑то степени я согласен с девочкой. Но учебники разные, а федеральные стандарты единые. Занимаясь по разным учебникам, по разным программам, мы должны выйти к одним результатам.
Таким образом, незначительные изменения в последовательности изучения материала не противоречат действующему законодательству.
ВСЁ ПО-ЧЕСТНОМУ!
– Почему осенние каникулы такие маленькие?
– Не такие уж и маленькие. С 29 октября до 6 ноября – 9 дней. Но и, конечно, не такие большие, как летние. Но ведь прошла только первая четверть, два месяца – не успели и устать после трёх месяцев отдыха!
Всего на каникулы в учебном году даётся 30 дней: на осенние, зимние и весенние. Так что всё правильно и всё по-честному.
IMG_2078
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– Ильсур Гараевич, как Вы относитесь к школьному инженерному образованию?
– Положительно! У нас в Татарстане высока потребность в высококвалифицированных кадрах для приоритетной машиностроительной и нефтегазохимической промышленности. А раз такая востребованность, требуются абитуриенты с хорошей подготовкой по химии, биологии, физике, информатике. Поэтому мы используем возможности профильного обучения в целях повышения качества образования.
Примером может служить образовательный проект «Инженерная республика», основной идеей которого является создание сети инженерных школ в республике. Цель таких школ – выявление и обучение талантливых детей, мотивированных на профессиональную инженерно-техническую деятельность.
Этот проект стартовал в 2018 году при участии и поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, Центра молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ – КАИ), Школы английского языка Speak English.
Сегодня в проекте участвуют 500 обучающихся – 36 классов. Это дополнительное образование, которое сочетает в себе техническое и лингвистическое направления по авторским образовательным программам с применением современных образовательных технологий.
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
– В школах ввели уроки о важном. Смогут ли они в полной мере выполнить утраченную патриотическую функцию, которая раньше возлагалась на такие движения, как пионерия и комсомол?
– Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине – России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия вне­урочные, проводятся во всех школах.
Считаю, это очень серьёзное массовое начало воспитания патриотов своей страны, республики. Циклограмма известна, тематика понятна. Это 34 урока с учётом региональных, республиканских, муниципальных особенностей, то есть мы можем и свои, местные темы для обсуждения на уроках включить. Ведут такие уроки классные руководители или учителя истории. Приглашаются учёные, известные выпускники школ, общественные деятели. Раскрывают темы семьи, конституции, рассказывают о трудовых династиях, о героических поступках наших дедов во время Великой Отечественной войны, о сегодняшней ситуации, о лётчиках-космонавтах, о своих известных соотечественниках… Все материалы разрабатываются с учётом возрастных и психологических особенностей школьников.
Такие уроки очень важны, но в них нет ничего нового – кто постарше помнят похожие уроки политинформации. Потом всё это пригодится детям в жизни. Эти уроки помогают воспитывать патриотов. Сейчас создаётся школьное патриотическое движение в России. Может быть, назовут его «Наследники России», может, «Орлята». Главное, чтобы оно объединило всех школьников. Воспитывать детей на чужих примерах, на фильмах чужих стран – это неправильно. У нас есть свои фильмы, свои герои, со своими именами.
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: